Контрольная работа по "Конституционному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 19:11, контрольная работа

Описание работы

1.Конституционные гарантии прав и свобод человека в РФ.
2. Основания и порядок прекращения полномочий Президента РФ.

Работа содержит 1 файл

1 семестр.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

    Конституция РФ гарантирует защиту права собственности. В частности в п.3 статьи 35 подразумевается, что государственные органы не вправе, ссылаясь на любую целесообразность и даже на закон, лишать человека имущества  против его воли. Соглашение между государством и собственником может быть достигнуто при условии равноценного и предварительного возмещения. Гарантией права частной собственности является также правонаследования собственности. Положения, регулирующие право наследования закрепляются в Гражданском Кодексе Российской Федерации, где определяются все тонкости перехода собственности по завещанию собственника к наследнику.

    Конституция РФ устанавливает, что владение, пользование  и распоряжение землей и другими  природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов граждан. Свобода в действиях собственника земли весьма относительна, поскольку п.3 ст.36 определяет условия и порядок пользования землей.

    В условиях рыночной экономики претерпело изменение и содержание прав человека в сфере труда (ст. 37 Конституции).

    Конституция 1993 г. более четко сформулировала права человека в сфере труда, применительно к рыночной экономике. Основной упор сделан на закрепление свободы труда, его надлежащих условий и права человека свободно распоряжаться своим трудом. Такое содержание прав в сфере труда объективно обусловлено изменением роли государства, переставшего быть единственным собственником всех средств производства и вследствие этого, как раньше, единственным работодателем, единственным гарантом получения каждым работы.

    Однако  это не означает устранения государства  от обеспечения прав граждан в  сфере труда. Его роль здесь многогранна.

    Государство:

    1) запрещает принудительный труд;

    2) закрепляет право на труд в  условиях, отвечающих требованиям  безопасности и гигиены, право  на вознаграждение за труд  без какой бы то ни было  дискриминации и не ниже установленного  федеральным законом минимального  размера оплаты труда;

    3) утверждает право на защиту  от безработицы;

    4) признает право на индивидуальные  и коллективные трудовые споры  с использованием установленных  федеральным законом способов  их разрешения, включая право  на забастовку.

    Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" детально урегулировал формы и способы реализации этого права.

    Государство своей политикой призвано создавать  и другие условия, способствующие экономическому развитию страны, наиболее полной занятости населения, подготовке квалифицированных кадров работников и управляющих; защите прав человека в сфере труда.

    Конституционная трактовка содержания прав в сфере  труда полностью соответствует  положениям Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

    С трудовыми правами неразрывно связано  право на отдых (ч. 5 ст. 37 Конституции). В его обеспечении задействован широкий круг субъектов, призванных создавать для реализации этого  права необходимые условия.

    Конституция определяет и взаимные права родителей и детей (ст. 38 Конституции). Права родителей заключаются в заботе о детях и их воспитания. Трудоспособные дети, достигшие восемнадцатилетнего возраста, обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях. Государство защищает семейные права граждан,  и прежде всего - определенные права матери и ребенка. Оно развивает охрану здоровья матери и ребенка, предусматривает социальное обеспечение и охрану труда рабочих матерей. Существуют также отпуска и пособия, связанные с беременностью и родами, перечень которых установлен в трудовом законодательстве.

    К числу социально-экономических прав и свобод относится и право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции).

    Содержанием данного права является прежде всего  гарантированная возможность получать государственные пенсии и социальные пособия. Причем федеральный закон  устанавливает минимальные размеры  пенсий и пособий. Кроме них поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность, которые получают в последнее время определенное развитие (ч. 3 ст. 39).

    Конституционно  закрепляется право человека на жилище (ст. 40), которое включает в себя защиту жилища, в соответствии с которым никто не может быть произвольно лишен жилища по каким-либо соображениям.

    Однако  строительство жилых помещений  должно осуществляться не только государством, но и индивидуально самими гражданами и создаваемыми ими кооперативами. Поощряется кооперативное и индивидуальное жилищное строительство, развита широкая система ссуд на это, не облагаемых налогами.

    Право на охрану здоровья и медицинскую  помощь (ст. 41 Конституции) предполагает бесплатность последней в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.

    В новых экономических условиях к  делу охраны здоровья подключается дополнительно  и частная система здравоохранения, развитию которой содействует государство. Однако отставание развития и финансирования всей социальной сферы в настоящее время резко отразилось и на реализации права граждан на охрану здоровья. Медицинские учреждения не в состоянии оказывать должную помощь больным из-за отсутствия во многих случаях необходимого оборудования, лекарств и других средств. Высокие цены на лекарства ограничивают возможности многих больных ими пользоваться.

    Учитывая  практику прошлых лет, Конституция  в ч. 3 ст. 41 особо оговаривает, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

    Каждый  имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции).

    Государственная гарантия права на благоприятную  окружающую среду заключается прежде всего в законодательном установлении системы нормативов ее качества, контроля за их соблюдением всеми субъектами, деятельность которых влияет на окружающую среду.

    Основной  нормативный правовой акт, регулирующий отношения в данной сфере, - Закон  РСФСР от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей природной среды".

    К числу социально-экономических прав и свобод относится право на образование (ст. 43 Конституции).

    Каждому гарантируется общедоступность  и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

    Реализация  этого права дает возможность  получить общеобразовательную и  профессиональную подготовку, необходимую  для осуществления трудовой деятельности, для содержательной духовной жизни.

    В этом заинтересованы не только сам  человек, но и государство, общество в целом в связи с потребностями  развивающегося производства и других сфер в специалистах, способных в  силу общей разносторонней подготовки овладевать сложными современными профессиями.

    Поэтому Конституция закрепила обязательность основного общего образования. Родители или лица, их заменяющие, обязаны  обеспечить получение детьми этого  образования (ч. 4 ст. 43).

    Поддерживая различные формы образования и самообразования, государство устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

    В соответствии со ст. 44 Конституции каждому  гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

    Государство гарантирует доступность всех достижений культуры для граждан, где бы они  ни проживали. Это обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой  культуры, находящихся в государственных  и общественных фондах, развитием  и равномерным размещением культурно-просветительных учреждений на территории страны, развитием телевидения и радио, книгоиздательского дела и периодической печати, сети библиотек, расширением культурного обмена с зарубежными государствами.

    Важным  условием обеспечения свободы научного, технического и художественного творчества является снятие существовавших прежде идеологических ограничений, затрагивающих не только науку, и прежде всего общественную, но и искусство, художественные направления. Однако положительное значение этого фактора снижается слабой поддержкой науки и искусства государством, по-прежнему остаточным принципом финансирования учреждений данного рода. 

    Гарантии  конституционных прав и свобод содержатся в соответствующих статьях Конституции  РФ, их предусматривающих, а также в нормах отраслевого законодательства. Как указано в ст. 46 Конституции РФ, «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод». В Конституции определен и круг действий, которые могут быть обжалованы в суд. Каждому человеку гарантируется право на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ст. 47).

    Обеспечение правовой помощи в защите прав закреплено в ст. 48 Конституции РФ, где указано, что «каждому гарантируется право  на получение квалифицированной юридической помощи», в том числе каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

    В нормах гл.2 Конституции РФ содержатся основные принципы судопроизводства: презумпция невиновности (ст. 49); возложение обязанности доказывать вину на компетентные органы государства.

    Особо значимы юридические гарантии, закрепляющие этические принципы и нормы. Согласно ст. 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственником, круг которых определяется федеральным законом.

    Конституция предусматривает, что законом охраняются права потерпевших от преступлений и нарушений законности со стороны власти. Ущерб, причиненный незаконными действиями органов государства или должностных лиц, возмещается из государственной казны.

    К числу институтов, гарантирующих  права и свободы, относится получивший широкое распространение институт парламентского уполномоченного по правам человека.

    26 февраля 1997 года принят Федеральный  конституционный закон «Об Уполномоченном  по правам человека в Российской  Федерации», должность и освобождение от должности, его деятельности. Согласно ч. 1 ст. 16 этого законно: «Уполномоченный должен рассматривать жалобы на решения или действия (бездействия) государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействия) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями принятыми по его жалобе».

    Существенной  гарантией прав и свобод по конституциям всех государств считается помощь профессионального  защитника (адвоката) в уголовном, гражданском  и административном процессе. 

 

       2. Основания и порядок прекращения полномочий Президента РФ. 

    Согласно  ст. 91 Конституции, Президент обладает неприкосновенностью. Это означает: никто не может применить в  отношении Президента физического  или психического насилия; его нельзя задержать, ни обыскать, ни арестовать, ни привлечь к любому виду правовой ответственности, пока он состоит в должности Президента; наконец, Президента нельзя свергнуть, ни отстранить от исполнения обязанностей.

    Конституция России устанавливает несколько  оснований прекращения полномочий Президента.

    В соответствии с ч. 1 ст. 92 Конституции Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги, прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.

Информация о работе Контрольная работа по "Конституционному праву"