Контрольная работа по "Конституционному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 19:11, контрольная работа

Описание работы

1.Конституционные гарантии прав и свобод человека в РФ.
2. Основания и порядок прекращения полномочий Президента РФ.

Работа содержит 1 файл

1 семестр.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

    Никакая религия не может устанавливаться  в качестве государственной или  обязательной.

    Российской  Конституции воспроизведено установление, содержащееся в ст.19 Всеобщей декларации прав человека, о праве граждан искать, получать и свободно распространять информацию. Им дополнена статья, закрепляющая право граждан на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение мнений и убеждений (ст.29 Конституции РФ). Конституция, признавая такие свободы, устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений и отказу от них. Поскольку, в условиях тоталитарного режима, не допускалось инакомыслие, такие права и свободы были ущемлены.

    В настоящее время ограничение  свободы слова применяется для  охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и  нравственности населения, не допускаются  пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.

    Положения о правах граждан на свободу мысли можно отнести как к личным, так и к политическим правам.

    Политические  права и свободы.

    Именно  они отражают положение человека в обществе и показывают, что он является отнюдь не винтиком в общественном механизме, а полноправным субъектом, участвующим в управлении делами государства.

    В отличие от личных прав, которые  принадлежат каждому от рождения, политические права (ст. 30 - 33 Конституции) связаны с обладанием гражданством, т.е. политико-правовой связью человека с определённым государством, в частности, с Россией.

    Политические  права выражают свободу граждан  формировать органы государственной  власти и самоуправления и участвовать  в их деятельности.

    Естественный  характер прав и свобод гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Эта важнейшая основа конституционного строя Российской Федерации реально реализуется через политические права и свободы каждого гражданина.

    В соответствии с Конституцией гражданин  РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности  с 18 лет (ст. 60). Эта норма, прежде всего, касается политических прав и свобод.

    Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и свободы, является право участвовать в управлении делами государства (ст. 32 Конституции).

    Право каждого члена любого сообщества, ассоциации, в том числе государственной, участвовать в управлении общими делами - неотъемлемое демократическое начало в ее организации. Рассматриваемое право осуществляется в различных формах, как непосредственно, так и через представителей.

    Непосредственными формами являются участие граждан  в референдуме, а также реализация их права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

    Право избирать предоставляется гражданам  с 18 лет, в силу которого он может  выдвигать кандидатов на те или иные посты в соответствии с действующим  законодательством. Лишаются право избрания лица недееспособные и осужденные к лишению свободы по приговору суда, но не ограничиваются в избирательных правах лица, находящиеся под стражей, пока не будет вынесен и не вступит в силу обвинительный приговор суда.

    Избирательное право подразделяется на активное и пассивное. Активным считается право избирать, как указывалось выше возраст гражданина, обладающего таким правом должен быть 18 лет и старше. Пассивным является право быть избранным в орган государственной власти или орган местного самоуправления. Это право реализуется небольшой частью населения, хотя и принадлежит всем. Пассивное избирательное право наступает в разных возрастах - в зависимости от характера того или иного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Так, для избрания на пост Президента РФ необходимо достичь 35 лет, а для избрания в депутаты Государственной Думы - 21 года.

    Необходимо  отметить, как активное, так и  пассивное избирательное право  реализуется гражданами абсолютно  добровольно.

    Избирательное право в Российской Федерации  является всеобщим, равным и прямым, при тайном голосовании.

    Статья 32 п. 4 устанавливает, что “Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе”. Равный доступ предполагает право граждан на занятие любой государственной должности без всякой дискриминации. Следующий пункт заключает право гражданина на участие в отправление правосудия, основанный на праве граждан занимать должность судьи, быть присяжным заседателем, народным заседателем.

    Конституционно  закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33). Обращения граждан имеют значение как способ укрепления связей государственного аппарата с населением, источник информации, который необходим для решения вопросов общественной жизни.

    Важным  правом, связанным с участием граждан  в управлении делами государства, является закрепляемое за каждым право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции). Это право дает гражданам возможность использовать в указанных целях различные формы совместной организованной общественной деятельности, объединять свои усилия для осуществления тех или иных задач.

    Общественные  объединения способствуют развитию политической активности и самодеятельности граждан, удовлетворению их многообразных  интересов.

    Принятие  или вступление гражданина в члены  объединения осуществляется на добровольных началах в соответствии с условиями, записанными в его уставе.

    Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или  пребыванию в нем (ч. 2 ст. 30 Конституции).

    Для создания общественного объединения  не требуется предварительное разрешение органов государственной власти и органов местного самоуправления. Нужна инициатива не менее трех физических лиц (кроме политических партий и профсоюзов). В качестве учредителей могут выступать как физические, так и юридические лица, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на которых принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионные органы. Учредителями не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления.

    Для осуществления уставных задач объединения граждане вправе проводить собрания, демонстрации и митинги, шествия и пикетирование, - как выражение социальной и политической активности граждан - при условии, что эти движения будут проводиться мирно, без оружия (ст.31 Конституции РФ). Эти мероприятия требуют санкционирования властей в отношении их проведения.

    Среди объединений следует выделить, прежде всего, политические партии, созданные  на основе политических интересов граждан. Целью создания политических партий является их политическая деятельность, участие в избирательных кампаниях, вовлечение непосредственно в решении государственных проблем.

    Главной из основных функций партий является информационная; с помощью политических партий до государственных органов  доходит информация о проблемах общества. Гражданин может состоять в партии, а также быть беспартийным, что не запрещает законодательство.

    Следует отметить, что многие формы участия  граждан в управлении делами государства  в настоящее время не используются в достаточной мере эффективно. С одной стороны, об этом свидетельствуют такие факторы, как низкая активность избирателей на выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления, слабый интерес к деятельности избранного ими представителя, депутата, незначительное участие в различного рода общественных формированиях. С другой стороны, препятствием к реализации прав граждан на участие в управлении государственными делами являются высокий уровень бюрократизма в государственных органах, волокита, чрезмерная закрытость их деятельности, отсутствие достаточно действенной политики, направленной на развитие общественной активности граждан.

    Конституция1993 года, помимо личных и политических конституционных прав регламентирует социальные, экономические и культурные права, образующие заключительную категорию конституционных прав и свобод.

    Социально-экономические права и свободы.

    Особую  группу основных прав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические  права и свободы. Это понятие  охватывает комплекс прав: экономических, социальных и культурных. Они касаются таких важных сфер жизни человека, как предпринимательская и иная экономическая деятельность; собственность; труд; отдых; здоровье; образование, и призваны обеспечить материальные, духовные и другие социально значимые потребности личности.

    Государственные гарантии социально-экономических  прав и свобод человека и гражданина включают в себя широкую систему  форм воздействия на их реализацию.

    Выделим следующие:

    1) законодательное закрепление таких  условий экономической деятельности всех ее субъектов, при которых человек реально обладает всеми конституционно признанными социально-экономическими правами и свободами;

    2) установление гарантированного  минимального размера оплаты  труда, государственных пенсий  и пособий и иные гарантии социальной защиты; бесплатность образования на основаниях, предусмотренных законом; государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пенсионеров и пожилых граждан, развитие социальных служб;

    3) осуществление контроля за соблюдением законодательства, обеспечивающего социально-экономические права и свободы;

    4) создание правовых, политических, материальных, организационных условий для  поддержки личной инициативы  человека в экономической сфере;

    5) эффективная защита социально-экономических прав и свобод человека в предусмотренных законом формах, в том числе и судебная защита.

    Применительно к каждому из видов социально-экономических  прав и свобод роль государства как  их гаранта имеет и специфические  формы выражения.

    К социально-экономическим правам и свободам, закрепленным в Конституции, относятся: свобода предпринимательской деятельности; право частной собственности, в том числе и на землю; свобода труда и право на труд в надлежащих условиях; право на отдых, охрана семьи; право социального обеспечения; право на жилище; право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду; право на образование, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания; право пользования учреждениями культуры (ст. 34 - 44).

    Как основу рыночных отношений, Конституция  закрепляет право на ведение предпринимательской деятельности (ст. 34), для которой человек использует свои способности и свое имущество.

    В советские времена предпринимательская деятельность человека подавлялась, считалась несовместимой с принципом коллективного труда на предприятиях социалистического сектора. Причем ее сфера с течением времени постоянно сужалась целенаправленной политикой советской власти на ее полное искоренение. Соответственно экономические права сводились к праву труда на государственных предприятиях и в колхозах.

    Конституционное закрепление свободы предпринимательской  деятельности - правовая база и объективно необходимое условие переустройства экономики общества на принципиально новых основах. Рамки этой свободы конкретизированы в Гражданском кодексе РФ.

    Чтобы обеспечить правомерные, цивилизованные условия становления и развития рыночных отношений, Конституция устанавливает  запрет на экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34).

    Важнейшим институтом социально-экономических  отношений является, закрепленное в  Конституции РФ право частной собственности, непременное условие демократической рыночной экономики. Собственность - это основа подлинной независимости человека и его уверенности в завтрашнем дне. Государство приняло на себя обязанность защищать частную собственность, обеспечивать ее неприкосновенность. Право частной собственности регулируется многими отраслями российского права.

Информация о работе Контрольная работа по "Конституционному праву"