Контрольная работа по "Конституционное право зарубежных стран"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 07:21, контрольная работа

Описание работы

1. Используя конституции зарубежных государств и иные нормативные правовые акты, проведите сравнительный анализ компетенции органов конституционного контроля в Италии, Франции и Германии.
Какие виды объектов конституционного контроля предусмотрены конституциями данных государств? Как Вы считаете, могут ли законы, вносящие изменения в конституцию быть объектами конституционного контроля?

Содержание

Вопрос 1. с.3

Вопрос 2. с.15

Список литературы с.29

Работа содержит 1 файл

Зарубежка готовая.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

         Очевидное усиление исполнительной власти сопровождалось изменением роли Парламента в системе высших государственных органов. Жестко ограничив предметы ведения, по которым Парламент может принимать законы (ст. 34), Конституция тем самым покончила с основным принципом парламентаризма – верховенством Парламента в государственном механизме страны. Все полномочия, выходящие за пределы компетенции Парламента, отнесены к сфере правительственной компетенции. Гарантом нового баланса законодательной и исполнительной власти в стране выступает Конституционный совет – нововведение V Республики. Однако следует отметить, что конституционные механизмы защиты сфер законодательной и исполнительной власти от взаимных нарушений далеко не равноценны. Если исполнительная власть в силу ст. 37 вправе обратиться в Конституционный совет, считая, что Парламент вторгся в сферу ее полномочий, то Парламент в аналогичном случае такого права не имеет, поскольку контроль за актами Правительства не входит в компетенцию Конституционного совета.

     Парламентарная  республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью парламентарной республики является наличие должности премьер-министра.

     В парламентарной республике правительство  формируется только парламентским  путем из числа лидеров партии, располагающей большинством в нижней палате. Участие главы государства – президента – в формировании правительства носит чисто номинальный характер. Правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. В парламентарной республике при соблюдении режима конституционной законности правление всегда носит партийный характер, что вовсе не является правилом для президентской республики.

     Глава государства в парламентарной республике, как правило, избирается парламентским  путем, т.е. либо парламентом, либо особой коллегией, создаваемой на основе парламента. Президент парламентарной республики формально наделяется значительными полномочиями, но на практике не оказывает почти никакого влияния на осуществление государственной власти. Любое действие президента, включая роспуск парламента и наложение вето, может быть осуществлено только с согласия правительства. Исходящие от президента нормативные акты приобретают юридическую силу только после контрасигнации их соответствующим министром, который и несет за них ответственность.

     Для парламентарной республики в значительно большей степени, чем для президентской, характерен разрыв между юридическим и фактическим положением всех высших органов государственной власти: провозглашается верховенство парламента, но фактически он работает под жестким контролем правительства; устанавливается ответственность правительства за свою деятельность перед парламентом, но фактически парламент почти всегда может быть распущен правительством, утратившим его доверие; президент наделяется обширными полномочиями, но осуществляются они не им, а правительством.

     Парламентарная  республика – менее распространенная форма правления, чем республика президентская. В настоящее время  парламентарными республиками являются Италия, ФРГ, Австрия, Швейцария, Ирландия, Исландия, Греция, Индия, Израиль, Ливан, Турция и некоторые другие.

     Установление  парламентарной республики в Италии было оформлено Конституцией 1947 г. (монархическая форма правления была отменена в результате июньского референдума 1946 г.). Президент Республики избирается на совместном заседании обеих палат Парламента с участием делегатов от областей. Президент как глава государства и представитель национального единства наделяется Конституцией достаточно широкими полномочиями, свойственными высшему должностному лицу парламентарной республики. В законодательной сфере Президент обладает правом созыва Парламента на чрезвычайные сессии, правом роспуска Парламента или одной из его палат. Конституция предоставляет Президенту право вето. «Президент Республики, – гласит ст. 74 Конституции, – может до промульгации закона в мотивированном послании палатам потребовать его нового обсуждения. Если палаты вновь одобряют закон, он должен быть промульгирован».

     Все акты Президента нуждаются в контрасигнатуре  предложившего их министра, который несет за них ответственность. Конституция особо оговаривает (ст. 89), что все акты, имеющие силу закона, скрепляются также подписью Председателя Совета Министров.

     Конституция предоставляет Президенту право  участия в формировании итальянского правительства. Председатель Совета Министров, а по его предложению министры, назначаются Президентом и до вступления в должность приносят ему присягу. Эта процедура не может быть истолкована буквально, т.к. любое решение Президента, касающееся кандидатуры премьер-министра, детерминировано партийным составом Парламента, не говоря уже о том, что при назначении министров последнее слово остается за главой правительства. Итальянское правительство формируется парламентским путем. Особенностью Итальянской парламентарной Республики является то, что правительство несет политическую ответственность за свою деятельность не перед нижней палатой Парламента, как это обычно бывает, а перед обеими палатами.

     Согласно  Конституции Парламент определяет виды государственных органов, их функцию в государственном механизме, а также их компетенцию, иными словами – определяет систему государственных органов посредством принятия Конституции Республики; принимает законы, исполнение которых обязательно для всех государственных органов и должностных лиц; избирает Президента Республики; привлекает к судебной ответственности Президента Республики за государственную измену и посягательство на Конституцию; выражает доверие или недоверие Правительству и в случае недоверия – отправляет его в отставку. Палата депутатов или Сенат дают согласие на привлечение к судебной ответственности председателя Правительства и министров даже после прекращения их полномочий – за преступления, совершенные ими при исполнении своих обязанностей.

     Перечисленные полномочия Парламента определяют его доминирующее положение в системе государственных органов и тем самым обеспечивают единство государственной власти, без которого существование государства немыслимо.

     Вся деятельность Президента по осуществлению  его полномочий фактически находится под контролем Парламента посредством контроля за деятельностью членов Правительства, которые обязаны контрассигновать акты Президента Республики. В соответствии с Конституцией акт Президента не является действительным, если он не контрассигнован соответствующим министром. Не являются действительными и акты Президента, обладающие силой закона, если они не контрассигнованы соответствующим министром и председателем Правительства.

 

Список литературы 

  1. Конституции государств Европы в 3-х тт. М., 2001
  2. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. В.В. Маклаков. М., 2008

Информация о работе Контрольная работа по "Конституционное право зарубежных стран"