Контрольная работа по "Конституционное право зарубежных стран"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 07:21, контрольная работа

Описание работы

1. Используя конституции зарубежных государств и иные нормативные правовые акты, проведите сравнительный анализ компетенции органов конституционного контроля в Италии, Франции и Германии.
Какие виды объектов конституционного контроля предусмотрены конституциями данных государств? Как Вы считаете, могут ли законы, вносящие изменения в конституцию быть объектами конституционного контроля?

Содержание

Вопрос 1. с.3

Вопрос 2. с.15

Список литературы с.29

Работа содержит 1 файл

Зарубежка готовая.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

        Другие правовые нормы, необходимые для образования и деятельности Конституционного суда, устанавливаются обычным законом.

         Никакие жалобы на решения Конституционного суда не допускаются.

     В некоторых конституциях содержатся нормы о создании и компетенции  специальных судов по проверке конституционности нормативных актов (например, ФРГ). Они образуются в особом порядке.

     Постановление такого суда о неконституционности  правового акта или отдельной  его нормы означает их отмену с  момента решения конституционного суда или установленного им срока.

     Как правило, специальные органы конституционного контроля рассматривают не только запросы о конституционности нормативных актов и международных договоров. В их компетенции находится и ряд других дел. Например, Федеральный конституционный суд Германии правомочен также решать вопросы толкования конституции, соответствия права земли федеральному закону в сфере конкурирующего законодательства, рассматривает конституционные жалобы физических лиц в связи с нарушением их прав, жалобы органов местного самоуправления по поводу нарушения законом прав на самоуправление, проверяет конституционность деятельности политических партий. Этот суд вправе принимать постановления об отстранении от должности Президента Республики за умышленное нарушение им Основного закона и других законов, если дело возбуждено одной из палат Парламента, об отстранении от должности федерального судьи в случае нарушения им Основного закона или посягательств на конституционный строй Германии.

     Своеобразие конституционного контроля во Франции  состоит в том, что он имеет в некотором роде двойственную природу (или двойное начало) и несколько выходит за рамки известных моделей конституционного контроля. Конституционность актов, исходящих от парламента, рассматривается Конституционным советом, а от органов исполнительной власти – Государственным советом.

     Статус  Конституционного совета определен  Конституцией и специальным органическим законом. Конституционный совет  включает две категории членов – по праву и по назначению. К первой категории относятся бывшие Президенты республики (в этом качестве они остаются членами Совета пожизненно), ко второй – девять членов, назначаемых тремя лицами: по три члена Совета назначаются Президентом, председателем Национального собрания и председателем Сената. Каждый член Конституционного совета назначается на девять лет. Но каждые три года перечисленные субъекты назначают по одному члену Конституционного совета, поэтому каждые три года Конституционный совет обновляется на 1/3. Председатель Конституционного совета назначается Президентом. Голос председателя является решающим в случае разделения голосов членов Совета поровну (ст. 56 Конституции).

     При вступлении в должность члены  Совета приносят присягу перед Президентом. Вступление в должность подчинено  также условиям несовместимости: члены Совета не могут совмещать свою должность с другими должностями, указанными в законе, по общему правилу – с должностями в государственном аппарате, в государственном или частном секторе экономики. Членам Совета запрещено одновременно быть членами парламента, правительства, Экономического и социального совета; быть руководителем или ответственным лицом в какой-либо политической партии. Однако члены Совета могут сохранять некоторые должности, например, оставаться профессорами в университетах. Мандат члена Совета невозобновляем; по истечении девяти лет он оставляет свою должность.

     Компетенция Конституционного совета весьма разнообразна. Она в той или иной мере затрагивает  деятельность и парламента, и Президента. Конституционный совет выносит  решения о правильности избрания депутатов и сенаторов (по жалобам), рассматривает вопросы несовместимости должностей, возникающие в отношении членов парламента. Конституционному совету принадлежат более широкие полномочий в отношении выборов Президента, о чем уже было сказано ранее.

     В случае смерти Президента республики Конституционный совет констатирует необходимость временного замещения  этого поста. Временным президентом  становится председатель Сената. Совет  также имеет право констатировать вакантность поста Президента, когда тот не может исполнять свои обязанности (ст. 7 Конституции).

     Конституционный совет участвует при введении в стране чрезвычайного положения  на основании ст. 16 Конституции. Президент, прежде чем ввести такое положение, должен провести консультации с премьер-министром, председателями парламентских палат и с Конституционным советом. Принятые Президентом меры в период чрезвычайного положения рассматриваются Конституционным советом с точки зрения соответствия их Конституции.

     Конституционный совет, кроме того, наблюдает за проведением референдума и объявляет его результаты. В этом случае он консультирует правительство при подготовке и проведении такого голосования. Совет разбирает разного рода протесты на нарушения при проведении референдумов. Он следит за общим подсчетом голосов и объявляет результаты голосования.

     Основная  же функция Конституционного совета – рассмотрение соответствия ряда актов основному закону страны. В обязательном порядке подлежат контролю органические законы до их промульгации или поправки к действующим органическим законам. Вторая обязательная категория актов – регламенты палат парламента. В отношении простых законов запрос Совета не является обязательным. В ведении Конституционного совета лежит контроль за соответствием международных договоров основному закону. Во всех случаях речь идет о проектах международных соглашений; если договор ратифицирован, то он не может быть предметом конституционного контроля. Если соглашение признается не соответствующим основному закону, то оно не может быть ратифицировано до тех пор, пока не будет соответствующим образом изменена конституция. Правом обращения в Конституционный совет с запросом о конституционности актов обладают Президент, Премьер-министр, председатели парламентских палат, 60 депутатов или 60 сенаторов (ст. 61 Конституции).

     Конституционный совет разрешает споры о распределении  компетенции между законодательным  и исполнительным органами, если во время обсуждения законопроекта  в одной из палат парламента выявится, что какая-либо поправка или предложение не входят в область законодательства или противоречат полномочиям, предоставленным в соответствии со ст. 38, и правительство заявляет об их неприемлемости. В случае возникновения разногласий между палатой и правительством спор разрешается Конституционным советом (ст. 41 Конституции).

     В некоторых странах создаются  несудебные органы конституционного надзора. Конституционный совет Франции состоит из 9 советников, назначаемых Президентом Республики и председателями обеих палат Парламента (по 3 члена). Кроме того, в его состав входят бывшие президенты Республики. Проверка конституционности органических законов в отличие от конституционных судов осуществляется здесь до их промульгации Президентом, а регламентов палат – до их применения. В случае признания акта неконституционным он не может быть подписан Президентом, Помимо этого в компетенцию Конституционного совета входит проверка правильности избрания Президента Республики, депутатов и сенаторов, проведения референдума (в случае, если результаты выборов или референдума оспариваются).

     Существуют  два вида конституционного контроля: предварительный и последующий. Предварительный осуществляется либо до принятия закона парламентом, либо после его принятия, но до подписания главой государств. В обоих случаях контроль является как бы одной из стадий законодательного процесса. Но если в первом – заключение органа, осуществляющего контроль, не носит для парламента обязательного характера, во втором – признается обязательным (как во Франции).

     Последующий конституционный контроль представляет собой проверку ужо вступивших в законную силу нормативных актов на предмет их конституционности. Если он осуществляется судами общей юрисдикции, то формально нормативный акт, признанный неконституционным, не отменяется, но в судах при рассмотрении конкретных дел он не применяется. Специальные же суды, на которые возложен такой контроль, обладают правом отмены неконституционного акта.

 

2. Проведите сравнительный  анализ формы правления  во Франции, Италии, Великобритании. Покажите общие и отличительные признаки, характеризующие форму правления указанных государств.

     Форма правления есть наиболее внешнее  выражение содержания государства, определяемое структурой и правовым положением высших органов государственной  власти.

     Характер формы правления, существующей в данном государстве, зависит от организации верховной государственной власти, точнее, от определения правового положения одного высшего органа государственной власти – главы государства. В конечном счете, различие между двумя основными формами правления – монархией и республикой – зависит от того, кто стоит во главе государства: монарх или президент, т.е. выборный глава государства или наследственный. Если глава государства выборный и сменяемый, то это республика, если глава государства наследственный, то это монархия (о некоторых исключениях из этого правила будет сказано ниже).

     Существующие  в настоящее время формы правления  в большей степени говорят  об исторической традиции, чем о  конкретном характере самого государства. Определяющие качественные особенности современного государства, такие как демократизм или реакционность, централизация или децентрализация и некоторые другие, не находятся в прямой зависимости от формы правления. Тем не менее форма правления существенна, т.к. она налагает определенный отпечаток на структуру государственного аппарата и существующие между его отдельными звеньями взаимоотношения.

     Монархия  представляет собой такую форму правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия.

     Конституционная монархия подразделяется на два вида – дуалистическую и парламентарную.

      Великобритания  относится к парламентарной монархии.

     В парламентарной монархии нет дуализма. Власть монарха ограничена не только в области законодательства, но и в сфере государственного управления и контроля над правительством. Юридически за монархом сохраняется право назначения главы правительства и министров, но делает он это только в соответствии с предложениями лидеров партийной фракции, располагающей большинством мест в парламенте (точнее, в нижней палате парламента). Формально министры считаются слугами монарха, а само правительство – правительством монарха, но ни министры, ни правительство никакой ответственности (индивидуальной или коллегиальной) перед монархом не несут. В силу применяющихся при этой форме правления принципов парламентаризма правительство формируется парламентским путем и несет ответственность за свою деятельность только перед парламентом. В случае выражения парламентом правительству вотума недоверия последнее уходит в отставку или распускает парламент и назначает внеочередные выборы.

     В парламентарной монархии монарх обычно лишен каких-либо дискреционных  полномочий. Все исходящие от него акты приобретают юридическую силу только в том случае, если они контрассигнуются соответствующим министром. Без министерской скрепы ни один акт монарха не имеет юридической силы. В отличие от дуалистической монархии, в парламентарной монархии центральное место в системе государственных органов занимает правительство, которое не только осуществляет полномочия и прерогативы монарха, но и контролирует и направляет всю деятельность парламента.

     Наиболее  типичным примером парламентарной монархии является современная Великобритания. Полномочия британского монарха не подвергались значительным юридическим ограничениям, однако в силу действующих конституционных соглашений, нигде не зафиксированных, но неукоснительно соблюдающихся, Корона практически лишена каких-либо дискреционных полномочий. Все юридические акты, исходящие от монарха, нуждаются в министерской скрепе, причем ответственность за них несет только правительство, что находит свое выражение в известной формуле: «Корона не может поступить неправильно».

     В силу английской неписаной Конституции  все полномочия по осуществлению  исполнительной власти принадлежат  монарху, однако на практике роль его  в подавляющем большинстве случаев  носит чисто номинальный характер. «Правительство Ее Величества» формируется парламентским путем и сохраняет свои полномочия только до тех пор, пока оно опирается на большинство в Палате общин. На должность премьер-министра монарх назначает лидера победившей на выборах партии. Состав Кабинета определяется премьер-министром. Все полномочия короля в отношении Парламента (роспуск Парламента, назначение лордов, тронная речь) осуществляются только по предложению Кабинета. Вся нормотворческая деятельность монарха осуществляется также по воле Кабинета.

          Поскольку Великобритания считается парламентарной монархией, следует обратить внимание на два момента. Во-первых, британская монархия, сохранив значительное идеологическое воздействие на население не как государственное учреждение, а как символ государственного единства не только Соединенного Королевства, но и Содружества, в котором Великобритания стремится сохранить свое экономическое и политическое влияние, практически почти полностью потеряла возможность оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на деятельность законодательных и исполнительных органов государства. Во-вторых, нельзя пройти мимо того, что в стране отсутствуют какие-либо акты, исчерпывающим образом, как это обычно сделано в письменных конституциях, определяющих полномочия таких основных органов государственной власти, как Парламент, Кабинет (Правительство) и Корона (глава государства).

Информация о работе Контрольная работа по "Конституционное право зарубежных стран"