Контрольная работа по "Конституционное право зарубежных стран"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 07:21, контрольная работа

Описание работы

1. Используя конституции зарубежных государств и иные нормативные правовые акты, проведите сравнительный анализ компетенции органов конституционного контроля в Италии, Франции и Германии.
Какие виды объектов конституционного контроля предусмотрены конституциями данных государств? Как Вы считаете, могут ли законы, вносящие изменения в конституцию быть объектами конституционного контроля?

Содержание

Вопрос 1. с.3

Вопрос 2. с.15

Список литературы с.29

Работа содержит 1 файл

Зарубежка готовая.doc

— 128.50 Кб (Скачать)
 
 

 

 

                  Оглавление 

Вопрос 1.         с.3 

Вопрос 2.         с.15 

Список  литературы       с.29 
 
 

 

1. Используя конституции  зарубежных государств  и иные нормативные  правовые акты, проведите  сравнительный анализ  компетенции органов  конституционного контроля в Италии, Франции и Германии.

    Какие виды объектов конституционного контроля предусмотрены  конституциями данных государств? Как Вы считаете, могут ли законы, вносящие изменения  в конституцию  быть объектами конституционного контроля? 

     Проверку  законов с точки зрения их соответствия конституции в той или иной мере могут проводить различные государственные органы. Например, глава государства, посчитав принятый парламентом закон в чем-то не соответствующим конституции, прибегает к праву вето. Однако только определенный судебный орган на основании своих особых конституционных полномочий может путем специальной, установленной законом судебной процедуры окончательно и бесповоротно признать закон (или его отдельное положение) не соответствующим конституции и прекратить тем самым его действие. Ситуации, с которыми приходится разбираться суду, связаны с актами законодательной и исполнительной властей, а нередко и с их противостоянием, спорами о компетенции, что придает его деятельности особую общественно-политическую значимость. Конституционное правосудие можно назвать гарантом верховенства конституции.

     Родоначальник судебного конституционного контроля – США. Еще в 1803 г. Верховный суд посчитал, что одно из правомочий, которым наделил его Акт о судоустройстве 1789 г., противоречит Конституции. Поскольку речь шла о самоограничении Суда, решение не вызвало реакции со стороны Конгресса, и, быть может, сами его авторы не предвидели, как далеко пойдут его последствия. Правда, даже в первой половине XX в. судебный конституционный контроль играл значительную роль только в США. Первый в Европе Конституционный суд, созданный в Австрии в соответствии с Конституцией 1920 г., был упразднен в результате «аншлюса» страны нацистской Германией. Еще более короткой оказалась история испанского «Суда конституционных гарантий», предусмотренного Конституцией 1931 г. и ликвидированного вместе с ней франкистским режимом.

     В настоящее время институт судебного  конституционного контроля известен большинству  развитых стран и предусмотрен большинством принятых после Второй мировой войны конституций. Более того, эти конституции уделили конституционному правосудию особое внимание. В каждой из них детально расписана компетенция конституционного суда, действующего в стране, порядок его формирования, численность суда и т.п.

     Сложились две основные модели конституционного правосудия.

     При первой модели конституционный контроль осуществляется общей судебной системой, при этом правом такого контроля может быть наделена каждая судебная инстанция или исключительно верховный суд. Практически именно этот суд является главным носителем и реализатором этого права. Данную модель по праву называют «американской»: ее классический пример – США. Она воспринята также в Канаде, Японии, Индии, скандинавских государствах и др., однако, в отличие от Верховного суда США, верховные суды этих государств не проявляют значительной активности в сфере конституционного контроля.

     В странах Европейского континента явно преобладает вторая модель. Здесь конституционное правосудие вверено специальному органу – конституционному суду. Он не возглавляет, подобно верховным судам, инстанционную систему судов. По большей части он один в стране. В тех федеративных государствах, где субъекты федерации имеют свои конституционные суды, эти суды самостоятельны, хотя их компетенция соответственно ограничена.

     В Германии в теории и практике немецкого правового государства важная роль отводится Федеральному конституционному суду и органам конституционной юрисдикции федеральных земель (в земле Шлезвиг-Гольштейн охрану норм Земельной конституции 1991 г. осуществляет Федеральный конституционный суд). Правовой статус Федерального конституционного суда определяется Основным законом ФРГ, Законом о Федеральном конституционном суде (в ред. от 11 августа 1993 г., с изменениями от 16 июля 1998 г.), Регламентом Федерального конституционного суда от 15 декабря 1986 г. (с изменениями от 18 декабря 1995 г.), другими правовыми актами.

     В первом и втором сенатах Федерального конституционного суда правосудие осуществляют 16 судей, избираемых (в равной доле) депутатами Бундестага и Бундесрата на 12 лет. Кроме судей в штат Федерального конституционного суда входят около 50 квалифицированных юристов, в т.ч. по два помощника каждого из судей, а также около 130 сотрудников вспомогательного персонала. Федеральный конституционный суд имеет устоявшийся имидж «стража» и официального толкователя Основного закона ФРГ, арбитра в конституционных спорах между федеральными государственными органами, между Федерацией и землями, между землями. Наряду с этим он выступает в качестве последней национальной инстанции в защите прав и свобод граждан. Среди 18 типовых случаев, в которых Федеральному конституционному суду надлежит принимать решения, выделяются три случая, когда он преимущественно осуществляет защиту основных прав граждан – конкретный и абстрактный контроль за конституционностью норм права и рассмотрение индивидуальных конституционных жалоб. В 1951-1995 гг. Федеральный конституционный суд рассмотрел около 110 тыс. дел, в т.ч. свыше 88 тыс. индивидуальных конституционных жалоб, из которых были удовлетворены немногим более 2 тыс.

     Согласно  ст. 93 Конституции Германии

     1. Федеральный конституционный суд  выносит решения:

     1) о толковании настоящего Основного  закона в связи со спорами  об объеме прав и обязанностей высшего федерального органа или других сторон, наделенных собственными правами настоящим Основным законом или Регламентом высшего федерального органа;

     2) при наличии разногласий или  сомнений относительно того, соответствует  ли федеральное право или право земли по своей форме и содержанию настоящему Основному закону, либо относительно того, соответствует ли право земли иным нормам федерального права, когда о решении этих вопросов ходатайствует Федеральное правительство, правительство земли или треть членов Бундестага;

     2а) при наличии разногласий  относительно того, соответствует  ли закон условиям абзаца 2 статьи 72, когда об этом ходатайствует  Бундесрат, правительство земли  или орган народного правительства  земли (включен Законом от 27 октября 1994 г.);

     3) при наличии разногласий относительно  прав и обязанностей Федерации  и земель, в частности в случаях  применения землями норм федерального  права и при осуществлении  федерального надзора;

     4) по другим публично-правовым спорам между Федерацией и землями, между различными землями или в пределах одной земли, если не предусмотрен иной судебный порядок рассмотрения;

     4а) по конституционным жалобам,  которые могут быть поданы  любым лицом, считающим, что  государственная власть нарушила одно из его основных прав или одно из прав, указанных в статьях 20 (абзац 4), 33, 38, 101, 103 и 104 (включен Законом от 29 января 1969 г.);

     4b) по конституционным жалобам  общин или объединений общин  по поводу нарушений каким-либо  законом права на самоуправление, предусмотренное статьей 28; в отношении законов земли это возможно лишь в случае, если жалоба не может быть подана в Конституционный суд земли (включен Законом от 29 января 1969 г.);

     5) в других случаях, предусмотренных  настоящим Основным законом.

     2. Федеральный конституционный суд  действует, кроме того, в иных  случаях, отнесенных федеральным  законом к его ведению.

     Согласно  ст. 94 Конституции Германии:

     1. Федеральный конституционный суд  состоит из федеральных судей  и других его членов. Члены Федерального конституционного суда избираются Бундестагом и Бундесратом поровну. Они не могут входить в состав Бундестага, Бундесрата, Федерального правительства или соответствующих органов земель.

     2. Федеральный закон определяет устройство Федерального конституционного суда и порядок судопроизводства, а также устанавливает, в каких случаях его решения имеют силу закона. Закон может установить в качестве условия для подачи конституционной жалобы предварительное использование обычного пути обжалования и особую процедуру подачи жалобы (в ред. Закона от 29 января 1969 г.).

     Согласно  ст. 100 Конституции Германии:

     1. Если какой-либо суд признает  неконституционным закон, о действительности  которого возник вопрос при  решении конкретного дела, процесс приостанавливается и, если речь идет о нарушении конституции земли, должно быть получено решение суда земли, компетентного в разрешении конституционных споров, а если речь идет о нарушении настоящего Основного закона – то решение Федерального конституционного суда. Это положение действует и тогда, когда речь идет о нарушении настоящего Основного закона правом земли или о несовместимости закона земли с федеральным законом.

     2. Если в споре о праве возникает  сомнение, является ли норма международного права составной частью федерального права и порождает ли она непосредственно права и обязанности для отдельного лица (статья 25), суд должен получить решение Федерального конституционного суда.

     3. Если Конституционный суд земли  расходится в толковании Основного закона с решением Федерального конституционного суда или Конституционного суда другой земли, он должен обратиться за решением в Федеральный конституционный суд (в ред. Закона от 18 июня 1968 г.).

     Действующими  конституциями предусмотрены две процедуры формирования состава суда: парламентская и смешанная.

     К чисто парламентской относится порядок формирования Федерального суда ФРГ, половина членов которого (а всего их – 16) избирается Бундестагом, а половина – Бундесратом (но не из состава палат). В ряде стран, особенно Восточной Европы, судьи конституционных судов назначаются парламентом по представлению главы государства.

     Для Италии характерны общедемократические  принципы правосудия: самостоятельность  и независимость судей (обеспечивается их несменяемостью), подчинение их только закону; осуществление судебных функций только ординарными судьями, должности которых учреждены законом; запрет создания чрезвычайных судов; участие народа в отправлении правосудия; презумпция невиновности; право обвиняемого на защиту; запрет обратной силы закона и другие (ст. 101–103 Конституции).

     Конституционный суд Италии – это орган конституционного контроля. В литературе отмечено, что учреждение Конституционного суда в Италии было «ответной реакцией на произвол, творившийся при режиме Муссолини, когда без отмены юридически действовавшей Конституции – Альбертинского статута 1848 г. – был создан совершенно иной «правопорядок».

     Конституционный суд состоит из 15 судей, назначаемых  на девять лет (без права переизбрания) (ст. 135). Судьи Конституционного суда назначаются следующим образом. По пяти судей назначаются Президентом, парламентом (на совместном заседании палат) и высшими инстанциями юстиции (Высшим советом магистратуры, Государственным советом и Счетной палатой). В последнем случае три судьи назначаются Кассационным судом, один – Государственным советом и еще один – Счетной палатой.

     Судьей  Конституционного суда может быть гражданин  Италии, имеющий стаж работы по юридической  специальности не менее 20 лет. Как правило, судьи назначаются из числа судей, в том числе находящихся в отставке, а также ординарных профессоров права и адвокатов. Должность судьи несовместима с какой-либо иной, даже преподавательской, работой. Председатель суда избирается из числа его членов на три года. По традиции им становится судья, чьи полномочия заканчиваются через три года.

     В ведении Конституционного суда находятся: споры о конституционности законов  и имеющих силу закона актов государства; споры о компетенции между  различными властями государства, между центром и областями, между областями; решение вопроса о виновности Президента Республики. В случае принятия Конституционным судом решения о неконституционности какого-либо закона или акта, имеющего силу закона, они утрачивают силу. Решения Конституционного суда обжалованию не подлежат.

     Согласно  ст. 136 Конституции Италии:

     Если Конституционный суд объявляет  о конституционной незаконности  какой-либо нормы закона или  акта, имеющего силу закона, такая  норма теряет силу со дня,  следующего за днем опубликования решения Конституционного суда.

         Решение Конституционного суда публикуется и сообщается палатам и заинтересованным советам для того, чтобы они, если сочтут необходимым, приняли соответствующие Конституции меры.

     Согласно ст. 137 Конституции Италии:

         Конституционный закон устанавливает условия, формы и сроки возбуждения дел о конституционной законности, а также гарантии независимости судей Конституционного суда.

Информация о работе Контрольная работа по "Конституционное право зарубежных стран"