Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 21:37, контрольная работа
Прекращение существования Союза ССР привело к тому, что большое число русских и других русскоязычных его граждан оказались помимо своей воли жителями иностранных государств, являвшихся в прошлом союзными республиками. Последние далеко не всегда обеспечивали таким жителям, прежде всего по языковым, национальным признакам, условия для осуществления в полной мере всего комплекса прав и свобод человека.
Задание 1………………………………………………………………….
Введение………………………………………………………………….
1. Понятие и особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в РФ………………………………………
2. Проблемы правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации………………………………...
Заключение……………………………………………………………….
Задание 2…………………………………………………………………
Задание 3………………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………….
Понятие «член семьи» не имеет унифицированного значения. Это вынуждает органы государственной власти дополнительно определять его содержание для каждого конкретного случая. Если обратиться к Семейному кодексу, который в силу своего статуса может претендовать на акт, способный дать общее понятие данного термина, то вопрос может быть запутан еще больше с учетом того, что СК РФ допускает для регулирования ряда семейных отношений использование законодательства той страны, гражданами которой являются члены семьи.
Принимая во внимание, что определение круга «членов семьи» имеет важное правовое и экономическое значение, так как связано с материальными затратами федерального бюджета, было бы логичным предложить именно законодателю определить круг лиц, относящихся к членам семьи16.
Как уже было отмечено ранее, статус лица (члена семьи), «добровольно взявшего на себя ответственность за поведение, воспитание и содержание членов семьи, не достигших возраста восемнадцати лет», не определен и в силу оригинальности формулировки не понятен. По первому впечатлению можно предположить, что это лицо, заменяющее родителей. Но при более детальном анализе напрашивается вывод, что эти понятия не идентичны.
Словосочетание «родители или лица, их заменяющие» достаточно часто используется в законодательстве. Оно, например, содержится в диспозиции некоторых статей Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за злостное невыполнение ими обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей. Ученые, комментирующие данную норму, к этой категории относят усыновителей, опекунов и попечителей и не более того. Соответственно, сразу встает вопрос: «Могут ли быть субъектами данного правонарушения эти лица?»
На мой взгляд, вопрос спорен и поэтому признать их таковыми нельзя. Отношения лиц, заменяющих родителей и детей, возникают в силу юридического оформления материальных отношений и не могут вытекать из процессуальных. Закон РФ «О беженцах» в данной части регламентирует не материальные, а процедурные вопросы (куда и кому сделать запись) и не только не определяет, но даже не констатирует правовое положение лица, добровольно взявшего на себя ответственность за поведение, воспитание и содержание членов семьи, не достигших возраста восемнадцати лет.
Конечно же, поставленные вопросы - это издержки юридической техники, и их необходимо исправить. По моему мнению, здесь будет достаточно указать, что после внесения соответствующей записи, на это лицо возлагаются обязанности опекуна. Что касается вопроса предоставления прав опекуна, то это вопрос дальнейшей дискуссии и изучения.
Коснемся вопросов судебной практики, связанной с правовым статусом беженцев и вынужденных переселенцев.
Судебная практика, связанная с применением законодательства о беженцах и вынужденных переселенцах, относительна невелика. На сегодняшний день можно с удовлетворением констатировать, что она стабилизируется. Одним из поводов для этого послужило обобщение судебной практики по данной категории дел, которое было сделано Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации17.
Прежде всего, необходимо отметить, что количество дел с участием вынужденных переселенцев больше, чем с участием беженцев. Причем случаи отказа в принятии исковых заявлений или жалоб по делам данной категории крайне редки.
Все дела с участием беженцев и вынужденных переселенцев условно можно подразделить на две группы. Во-первых, это рассмотрение требований о предоставлении статуса беженцев или вынужденных переселенцев. Во-вторых, это дела, связанные с реализацией прав указанной категории граждан (трудовых, жилищных и т. п.)18.
В первом случае обращает на себя внимание тот факт, что в судебной практике встречаются попытки получить статус беженцев по экономическим причинам (безработица, низкий уровень жизни, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера), что противоречит действующему законодательству.
Однако встречаются и проблемы, относящиеся непосредственно к деятельности судов по осуществлению правосудия. Обобщение практики показало, что суды иногда испытывают трудности в составлении резолютивной части решения.
Кроме того, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации обратила внимание на то, что судам особое внимание следует уделять формированию доказательственной базы. Поскольку в процессе рассмотрения дела интересы территориальных органов Федеральной миграционной службы России и лиц, обратившихся за получением статуса беженца, в ряде случае противоположны, недостаточно использовать в качестве доказательств материалы миграционного дела и документы, удостоверяющие личность заявителя.
Проблемой правового статуса беженца и вынужденного переселенца является так же и то, что, в виду пробелов правового регулирования и несовершенства правовой базы, в законодательстве Российской Федерации достаточно поверхностно определен статус указанных категорий лиц. В связи с этим, часто встречаются отказы в предоставлении статуса беженца и вынужденного переселенца. Такая точка зрения не совсем правильная.
Отказ в предоставлении статуса чаще всего связан с тем, что заявитель не предоставляет сведений об угрозе жизни, насилии или дискриминации, либо указывает иные мотивы миграции. Во многих случаях в ходатайствах указываются экономические мотивы миграции, что не является оснований для признания статуса.
Особую сложность вызывает
доказывание дискриминации, которая
допускалась в отношении
Существует так же
острая проблема в своевременности
обращения мигрантов о
Как правило, проблемы продления статуса связаны с не информированностью мигрантов. В связи с этим, необходимо признать, что в области отсутствует последовательная работа по разъяснению мигрантам правовых вопросов. Нет также постоянной работы по правовому консультированию мигрантов19.
Проблемой, с которой
часто сталкиваются беженцы и
вынужденные переселенцы
В большинстве случаев имущественные претензии пострадавших не удовлетворяются в связи с отсутствием подтверждающих документов. Между тем, в соответствии с международным гуманитарным правом, эта проблема должна решаться в первоочередном порядке, а пострадавшие должны получить компенсацию в адекватном размере. Необходимо отметить, что в тех, случаях, когда компенсация назначается, потерпевших вынуждают подписать заявление об отказе от имущественных претензий к государству.
Обратимся к проблеме самозащиты прав беженцев и вынужденных переселенцев.
В большей или меньшей степени, но обе эти категории населения, находящиеся на территории РФ, обладают пакетом прав, свобод и обязанностей. Соответственно, на них распространяется действие гарантий в механизме реализации прав, свобод и обязанностей человека. Гарантии - это условия и средства, обеспечивающие фактическую реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод человека. Согласно Конституции РФ (ст. 45) и мнению специалистов, юридические гарантии прав и свобод человека можно разделить на объективные и субъективные. Объективные гарантии - это условия и средства осуществления прав и свобод, которые создаются, и в особенности используются, в охранительной деятельности общества, государства, его органов и должностных лиц. Субъективные гарантии - это условия и средства, которые применяет человек для защиты своих прав и свобод по собственному усмотрению.
Часть вторая ст. 45 Конституции РФ определяет, что «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Таким образом, человеку, законно находящемуся на территории РФ, а гражданам РФ и вне ее пределов, предоставляется широкий выбор возможностей самостоятельной защиты своих прав. Обязательным условием его действий должно быть отсутствие противоречия законам, установленным в обществе. Законодатель, употребляя формулировку «каждый вправе», подчеркивает признание данного права за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он ее гражданином, иностранцем или лицом без гражданства, т. е. право на самозащиту распространяется, в том числе, и на беженцев.
Таким образом, самозащита - это субъективное право и юридическая гарантия осуществления прав и свобод личности (человека или гражданина), выражающаяся в правомерном деянии (действии или бездействии) управомоченного лица, связанное с защитой своих прав и свобод от нарушений.
Хотя Конституция РФ и закрепила право каждого на самозащиту прав и свобод, в текущем законодательстве оно детальной регламентации (например, в федеральном законе) пока еще не получило. Поэтому реализация права на самозащиту остается в РФ большой проблемой. Сложность заключается в определении способов, пределов и границ самозащиты, а также в создании необходимого механизма реализации данного субъективного права.
Как уже упоминалось, такие категории населения РФ, как беженцы и вынужденные переселенцы, также обладают правом на самозащиту. Но на данный момент они больше надеются на государственную поддержку и защиту, на защиту их интересов со стороны международных организаций, а именно Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, которое активно действует на территории РФ, и на помощь иных общественных организаций20. Безусловно, нельзя умалять огромного значения этих организаций в обеспечении элементарных прав и свобод человека, но следует заметить, что из-за большого числа нуждающихся в такой помощи она становится незначительной. Государство должно пересмотреть свою политику по отношению к беженцам и вынужденным переселенцам, создав действенный механизм самостоятельной защиты и обеспечения ими своих прав, свобод и обязанностей.
На сегодняшний момент, беженцы и вынужденные переселенцы, согласно российскому законодательству, имеют право на следующие способы самозащиты своих прав и свобод: право на труд, на обращение, право на мирные публичные мероприятия и на участие в управлении делами государства (только граждане РФ), право на информацию, необходимую оборону, на выбор места жительства и на свободу передвижения.
Таким образом, законодательство РФ предусматривает достаточно большой объем возможностей самостоятельной защиты беженцами и вынужденными переселенцами своих прав и свобод, но их реализация во многом безосновательно ограничивается самим государством. Изменив свою политику в этом вопросе, разработав и реализовав соответствующий механизм, государство, возможно, разрешит одну из самых сложных, болезненных и насущных проблем России.
Заключение
Глобальная проблема беженцев и вынужденных переселенцев – один из самых сложных вопросов, стоящих сегодня перед мировым сообществом. Он является предметом активного обсуждения в Организации Объединенных Наций, которая продолжает поиск более эффективных средств защиты этих весьма уязвимых групп населения и оказания им помощи.
Проблема беженцев стала общемировой после окончания второй мировой войны, в эпоху величайших потрясений: распада колониальной системы и образования на ее обломках новых независимых государств, возникновения мировой системы социализма и появление феномена так называемой «холодной войны», создания ООН и ее активной роли в упорядочении отношений между людьми на цивилизованных принципах и нормах международного права. Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев регламентируется рядом международных актов, как общих, так и специальных. За истекшие полвека Организация Объединенных Наций создала необходимую международно-правовую базу и образовало механизм для разрешения острейших вопросов беженцев. Это прежде всего документы, предусматривающие права человека и гражданина в целом. Среди специальных актов наибольшее значение имеют Конвенция ООН о статусе беженцев, принятая в 1951 году, Протокол, касающийся статуса беженцев (1967г.), Декларация о территориальном убежище (1967г.), существует также статусный акт - Устав управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, который определяет полномочия Верховного комиссара по вопросам оказания помощи беженцам от имени ООН (1950г.) Осуществление всех этих актов возлагалось на специализированный механизм ООН, возглавляемый Верховным комиссаром по делам беженцев и его Управлением. Кроме того, были созданы региональные пункты, призванные содействовать решению проблем беженцев.
Анализ правового положения беженцев и вынужденных переселенцев дает возможность сделать ряд выводов:
1. Правовой статус
беженцев и вынужденных
Информация о работе Контрольная работа по "Гражданскому праву"