Контрольная работа по "Гражданскому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 21:37, контрольная работа

Описание работы

Прекращение существования Союза ССР привело к тому, что большое число русских и других русскоязычных его граждан оказались помимо своей воли жителями иностранных государств, являвшихся в прошлом союзными республиками. Последние далеко не всегда обеспечивали таким жителям, прежде всего по языковым, национальным признакам, условия для осуществления в полной мере всего комплекса прав и свобод человека.

Содержание

Задание 1………………………………………………………………….
Введение………………………………………………………………….
1. Понятие и особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в РФ………………………………………
2. Проблемы правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации………………………………...
Заключение……………………………………………………………….
Задание 2…………………………………………………………………
Задание 3………………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………….

Работа содержит 1 файл

КР.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

Содержание

Задание 1………………………………………………………………….

3

Введение………………………………………………………………….

3

  1. Понятие и особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в РФ………………………………………

 

5

  1. Проблемы правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации………………………………...

 

13

Заключение……………………………………………………………….

24

Задание 2…………………………………………………………………

27

Задание 3………………………………………………………………….

28

Список использованной литературы………………………………….

30


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1. Проблемы правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации.

Введение

Прекращение существования  Союза ССР привело к тому, что  большое число русских и других русскоязычных его граждан оказались  помимо своей воли жителями иностранных  государств, являвшихся в прошлом союзными республиками. Последние далеко не всегда обеспечивали таким жителям, прежде всего по языковым, национальным признакам, условия для осуществления в полной мере всего комплекса прав и свобод человека. Во  многих государствах стали ущемляться права и свободы русскоязычного населения. Формы ущемления  прав и свобод принимали самые различные формы - в странах Балтии русскоязычному населению отказывали в предоставлении гражданства, появились ограничения в выборе профессии, русские школы стали сокращаться в количестве, средства массовой информации стали запрещаться. Поэтому в достаточно массовых масштабах началось переселение русскоязычного населения в Россию. Острые межнациональные конфликты в различных регионах самой России тоже привели к вынужденному переселению большого числа граждан внутри нее. Массовый характер указанных выше процессов вызвал необходимость правового регулирования статуса этих лиц. После распада СССР вновь образованные независимые государства столкнулись с большими потоками беженцев. Подобная ситуация потребовала от властей принятия адекватных мер, необходимых для решения столь острой проблемы.

Кроме того, в различных  регионах  самой России стали  вспыхивать острые межнациональные  конфликты, что привело к  вынужденному переселению многих  граждан этих районов.

Нельзя не отметить и  такой факт, что в странах Восточной  Европы происходили достаточно бурные политические процессы. Гражданские  войны на межнациональной и религиозной  почве  в республиках бывшей Югославии  заставили тысячи людей искать убежища в других странах. И хотя иммиграция в Российскую  Федерацию из-за рубежа не носит столь массового характера, как из стран СНГ, однако и эта категория людей нуждалась в правовом регулировании их статуса на территории Российской Федерации.

Проблема беженцев и  вынужденных переселенцев имеет  международный характер. Для Российской Федерации данная тема актуальна  тем, что в международном праве  и национальном зарубежном законодательстве термин «вынужденный переселенец» не применяется — это российское определение. Как правило, за рубежом используются аналогичные понятия, например «перемещенные лица», «внутренние беженцы» и т.п.

Проблема правового  положения статуса беженцев и  вынужденных переселенцев в России существенно осложняется тем, что, основные законы (Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4528-I «О беженцах»1 и Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-I «О вынужденных переселенцах»2) давно потеряли свою актуальность. Изменения, вносимые в данные источники, не устраняют пробелов правого регулирования. В настоящее время образовался своеобразный правовой вакуум, который влечет за собой ряд затруднений правоприменения.

Целью работы является анализ особенностей правового статуса  беженцев и вынужденных переселенцев. Исходя из данной цели, сформированы следующие задачи:

- определить понятие и особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев;

- отразить порядок признания и утраты статуса беженцев и вынужденных переселенцев;

- рассмотреть права и обязанности беженцев и вынужденных переселенцев;

- выявить правовые различия  в статусах беженцев и вынужденных переселенцев.

  1. Понятие и особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в РФ

Проблема статуса как  беженцев, так и вынужденных переселенцев для российского общества и государства большая и сложная.

Советская доктрина конституционализма не имела положений о беженцах и вынужденных переселенцах и, более  того, даже не содержала таких терминов. Следует заметить, что и в конституциях других стран также ничего не говорилось о беженцах. Этому имелись определенные причины: «беженцами могли быть лишь иностранцы»3. Никто иной не мог попасть в тот период в данную категорию лиц.

Ныне действующая в  России Конституция разрабатывалась и утверждалась в год, когда разворачивалась волна миграции на территории бывшего Советского Союза. Между тем в Конституцию не были включены нормы, регулирующие положение беженцев, хотя в науке к этому времени данный вопрос уже достаточно активно обсуждался4.

Несмотря на то, что  проблема беженцев имеет общемировой характер и в реальности возникает во многих государствах и в наши дни, на территории бывшего СССР она имеет ряд специфических особенностей.

Юридическую базу разрешения вопросов беженцев и вынужденных  переселенцев образуют Конституция  РФ, федеральные законы: «О беженцах»и «О вынужденных переселенцах»6. Оба закона основаны на международных договорах и в первую очередь на Законе РФ о ратификации Соглашения «О помощи беженцам и вынужденным переселенцам» от 22 ноября 1994 г.

Для раскрытия основ  правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев необходимо, прежде всего, выяснить, что следует понимать под указанными лицами.

В статье 1 Конвенции ООН  о статусе беженцев7 1951 г. содержится следующее определение понятия «беженец». Таковым считается лицо, находящееся вне страны гражданской принадлежности в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и которое не может или не желает пользоваться защитой этой страны или вернуться в нее вследствие опасений стать жертвой преследования. Таким образом, правовое регулирование положения беженцев согласно Конвенции охватывает несколько аспектов:

- определение понятия  «беженец» и закрепление принципов их невысылки и невыдачи;

- предоставление беженцам  по ряду вопросов правового  режима иностранцев (например, в  отношении гражданских, гражданско-процессуальных, уголовно-процессуальных, трудовых  прав);

- предоставление беженцам по определенным вопросам национального режима (так, беженцы, как и граждане данного государства, уравнены в праве обращения в суд, в получении начального образования, правительственной помощи, в вопросах налогообложения, защиты интеллектуальной собственности).

Ст. 1 Закона «О беженцах» гласит: «Беженец - прибывшее или желающее прибыть на территорию Российской Федерации лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении его насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений».

Следует иметь в виду, что к беженцам относятся не только лица, имеющие гражданство определенного  государства, но и лица, не имеющие  гражданства. Сохранение или утрата лицом своего гражданства в момент признания его беженцем не влияет на его правовой статус беженца. Согласно ст. 1 Конвенции для государства, принимающего беженцев на своей территории, не должно быть различий между беженцами, сохранившими гражданство или его потерявшими.

 Представляется, что  одним из главных положений,  отраженных в Конвенции, является  утверждение принципа невысылки,  согласно которому любое лицо, ищущее убежище, не может быть  насильно возвращено в государство,  в котором может подвергнуться различным преследованиям. Кроме того, указанное соглашение определяет статус беженца, решает вопросы медицинского, социального обеспечения и др8.

 Понятие «беженец»  применяется к лицу, которое:

1) не является гражданином  Российской Федерации;

2) находится вне страны своей гражданской принадлежности (а в случае отсутствия определенного гражданства - вне страны своего прежнего обычного места жительства);

3) покинуло указанную  страну в силу вполне обоснованных  опасений стать жертвой преследований  по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений;

4) не может (не желает) пользоваться ее защитой (вернуться  в нее) вследствие таких опасений.

 К беженцам не  относятся так называемые экономические беженцы, которые покидают свою страну по экономическим соображениям. Не может претендовать на статус беженца лицо, совершившее преступление против мира, военное преступление или преступление против человечности; совершившее ранее тяжкое преступление неполитического характера.

 В принципе, государство  обязано предоставить беженцам  статус, которым пользуются иностранцы  вообще. Что же касается правительственной  помощи, то они приравниваются  к местным гражданам. Запрещено  накладывать взыскание на беженца за незаконный въезд. Государства по возможности облегчают ассимиляцию беженцев. Особое значение имеет правило о недопустимости высылки беженцев в страну, в которой их жизни или свободе угрожает опасность.

 Беженцам предоставлен  национальный режим. Кроме того, на них распространяются льготы, установленные для вынужденных переселенцев, им оказывается содействие в приобретении гражданства РФ.

В отличие от беженца, вынужденный переселенец, - как правило, гражданин Российской Федерации, по тем же основаниям вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию России или вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого субъекта. Таким образом, вынужденный переселенец отличается от беженца тем, что, будучи вынужденным покинуть территорию иностранного государства, он обладает гражданством России.

Закон РФ от 19 февраля 1993 г. «О вынужденных переселенцах»  именует вынужденным переселенцем гражданина РФ, покинувшего место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

При наличии обстоятельств, предусмотренных этим определением, вынужденным переселенцем признается гражданин РФ, вынужденный покинуть: 1) место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию РФ; 2) место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого. Закон относит к вынужденным переселенцам также иностранного гражданина и лицо без гражданства, постоянно проживающих на законных основаниях на территории Российской Федерации, изменивших место жительства в пределах этой территории по указанным обстоятельствам9.

 Вынужденным переселенцем  не может быть признано лицо:

1) совершившее преступление  против мира, человечности или  другое тяжкое преступление, признаваемое  таковым законодательством Российской  Федерации;

2) не обратившееся  без уважительных причин с  ходатайством о признании его  вынужденным переселенцем в течение  двенадцати месяцев со дня  выбытия с места жительства  либо в течение одного месяца  со дня утраты статуса беженца  в связи с приобретением гражданства Российской Федерации;

3) покинувшее место  жительства по экономическим  причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций  природного и техногенного характера.

Говоря о правовом статусе беженца и вынужденного переселенца, необходимо определить, что вкладывается в понятие «правовой статус». Правовой статус - это совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантируемых государством. В структуру правового статуса входят следующие элементы:

Информация о работе Контрольная работа по "Гражданскому праву"