Контрольная работа по "Гражданскому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 21:37, контрольная работа

Описание работы

Прекращение существования Союза ССР привело к тому, что большое число русских и других русскоязычных его граждан оказались помимо своей воли жителями иностранных государств, являвшихся в прошлом союзными республиками. Последние далеко не всегда обеспечивали таким жителям, прежде всего по языковым, национальным признакам, условия для осуществления в полной мере всего комплекса прав и свобод человека.

Содержание

Задание 1………………………………………………………………….
Введение………………………………………………………………….
1. Понятие и особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в РФ………………………………………
2. Проблемы правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации………………………………...
Заключение……………………………………………………………….
Задание 2…………………………………………………………………
Задание 3………………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………….

Работа содержит 1 файл

КР.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

1. правовые нормы, устанавливающие данный статус;

2. правосубъектность;

3. основные права и  обязанности;

4. законные интересы;

5. гражданство;

6. гарантии и юридическая  ответственность;

7. правовые принципы.

Факт получения лицами, претендующими на статус беженцев или вынужденных переселенцев, свидетельства  о регистрации ходатайств, является основанием для предоставления гарантированного законодательством минимума прав и льгот и возложения на них определенных обязанностей.

В общих чертах права  лиц, получивших свидетельство о регистрации ходатайства о признании их беженцами или вынужденными переселенцами, таковы:

- право на пользование услугами квалифицированного  переводчика;

- право на проживание в центре временного размещения;

- право на обеспечение проезда до указанного центра временного размещения  и провоза багажа;

- право на единовременное денежное пособие;

- право на получение питания, медицинской помощи, на содействие в прохождении профессиональной переподготовки в центре временного размещения или в трудоустройстве;

- право на получение информации относительно своих прав и обязанностей и законодательства, касающегося статусов беженцев и вынужденных переселенцев.

Обязанности указанных  лиц, налагаемые фактом получения свидетельства, также примерно  совпадают:

- это соблюдение Конституции РФ, Федеральных Законов, действующего законодательства РФ;

-   соблюдение правил  проживания в центре временного  размещения и установленных санитарно-гигиенических норм;

-   прохождение медицинского  освидетельствования в полном объеме, установленном законодательством;

-  обязанность сообщать  соответствующему органу ФМС  достоверные сведения о себе, необходимые для принятия решения  о присвоении статуса. 

Права лиц, признанных беженцами, по своему содержанию несколько шире прав лиц, получивших свидетельство. Например, лица, получившие статус беженца, имеют право на содействие в оформлении документов для въезда на территорию России в случае их нахождения вне ее пределов. Исходя из положений Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии российской визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено ее международными договорами.

Таким образом, в случае необходимости сотрудники представительства  ФМС России при посольствах Российской Федерации за рубежом оказывают лицам, признанным в официальном порядке беженцами, необходимую помощь в оформлении документов для въезда в Российскую Федерацию.

 Лицам, получившим  статус беженца, оказывается содействие  в обеспечении проезда и провоза  багажа от центра временного  размещения (места временного проживания) до нового места пребывания.

Беженцы имеют право  на медицинскую и лекарственную  помощь.

Лица, признанные в официальном  порядке беженцами, имеют также  право на получение содействия в  направлении их на профессиональное обучение или трудоустройство либо на работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами Российской Федерации.

В целом статусы беженцев и вынужденных переселенцев имеют много сходных черт. Однако между ними имеются и некоторые различия. Прежде всего - это наличие гражданства Российской Федерации. Беженцы не являются гражданами Российской Федерации. Вынужденными переселенцами, напротив, признаются в основном граждане Российской Федерации. Этим обусловлена более широкая система льгот, предусмотренных для них законодательством. Так, в отличии от временных переселенцев, беженцы не могут работать нотариусами, прокурорами, патентными поверенными, не могут быть членами экипажей воздушных и морских судов.

Беженцы, как не являющиеся гражданами РФ, ограничены и в некоторых  политических правах:

- право на мирные  митинги, шествия, демонстрации (ст.31 Конституции РФ);

- право на участие  в управлении делами государства;

- право избирать и  быть избранными в органы государственной  власти и органы местного самоуправления;

- право на участие  в референдуме, на доступ к  государственной службе, на участие  в отправлении правосудия (ст. 32 Конституции  РФ).

Также беженцы не несут некоторых обязанностей, присущих гражданам РФ, в частности, обязанности несения воинской службы.

Для вынужденных переселенцев Законом «О вынужденных переселенцах», а также иными нормативно-правовыми актами предусмотрены более льготные условия, призванные способствовать их обустройству в новом месте жительства на территории Российской Федерации. Это касается, в первую очередь, приобретения жилья: предусмотрена возможность получения вынужденными переселенцами долгосрочных беспроцентных ссуд на его приобретение или строительство; возможность включения вынужденных переселенцев   списки на получение государственного или муниципального жилья, возможность организации вынужденными переселенцами компактных поселений на территории РФ.

Предусмотрено также, что органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и территориальные органы Федеральной миграционной службы РФ обязаны содействовать вынужденным переселенцам в возвращении имущества, оставленного ими на территории или за пределами РФ, находящегося в их собственности. А в случае невозможности возвращения имущества вынужденных переселенцев - выплачивать им компенсацию за его утрату.

 

  1. Проблемы правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации

В первую очередь, обратим внимание на проблемы, непосредственно связанные с определением статуса беженца.

Проблема разработки эффективно и  четко действующей процедуры  определения статуса стоит чрезвычайно  остро. К сожалению, едва ли какое-нибудь из наших государств может похвастаться наличием такой процедуры. В некоторых странах закон о беженцах принят недавно и статус не предоставлен еще ни одному ходатайствующему, но дано уже множество отказов. В частности, афганцы, находящиеся на территории России, имеют все основания претендовать на предоставление им статуса беженца. Однако Россия уже много лет не может решиться легализовать их положение на своей территории, хотя, казалось бы, власти должны быть заинтересованы в том, чтобы проживающие в стране люди имели определенное правовое положение10.

Относительно большой процент  людей, получивших статус, из числа  тех, кто подал заявление, — около 12% в России в 2003году, — к сожалению, указывает не на то, что у нас щедро предоставляется статус. Скорее это происходит из-за отсутствия доступа к официальной части процедуры, т.е. отказ дается еще до того, как человек формально вступил в процедуру. Есть множество способов препятствовать подаче ходатайства: запись за много дней до приема, отказ в выдаче бланка, устные советы не подавать ходатайство, дискриминация некоторых категорий беженцев (выходцев из стран СНГ или афганцев), создание местных правил подачи ходатайств, противоречащих законодательству, и т.п.11

Чтобы решение о предоставлении статуса принималось на основе объективных  данных, ответственным лицам необходимо иметь надежные источники информации о положении в местах исхода беженцев. Неправительственные организации основным источником информации называют Управление Верховного комиссара ООН. А по сведениям, полученным из самих представительств УВКБ ООН, за информацией к ним чаще обращаются правозащитники и юристы, оказывающие помощь беженцам, а не миграционные службы12. Довольно редко органы миграции учитывают мнение экспертов, ученых; их оценки, к сожалению, не принимаются во внимание. Власти, определяя статус, с большим доверием относятся к полученным из страны исхода сведениям, которые не могут служить адекватной информацией и должны использоваться с большой осторожностью.

Как правило, от ходатайствующих о  предоставлении статуса требуют  подтверждения того, что они подвергались преследованиям в прошлом. Если это и не обязательно, то уж во всяком случае, весьма желательно при определении статуса. Однако известно, что существует большая категория лиц, ищущих убежище, которым реальная опасность возвращения служит достаточным обоснованием для обращения за статусом беженца. К сожалению, все это принимается во внимание весьма в малой степени.

Фактически почти не используется возможность применения процедуры, когда статус предоставляется без  личных бесед на основании общеизвестных фактов относительно места, откуда человек прибыл. Такая процедура применялась прежде, в советское или непосредственно последовавшее за распадом СССР время, до присоединения наших государств к Конвенции 1951 г. и до появления соответствующего внутреннего законодательства. Таким образом, получили статус беженцы из Армении в Азербайджане и беженцы из Азербайджана в Армении и России. Прискорбно, что с появлением правовой базы такой способ определения статуса перестал применяться. Сейчас опасения вызывает то, что право жертв карабахского конфликта называться беженцами подвергается сомнениям, поскольку они не прошли надлежащей процедуры определения статуса13.

Возможность обжалования отказа в  предоставлении статуса беженца  и доступность процедуры обжалования также не всегда очевидны. Наши бывшие сограждане по Советскому Союзу не обращаются в суд, поскольку не верят судебной системе и знают, что она умеет так затянуть дело, что оно становится фактически бесконечным. Судебные процессы длятся по нескольку лет, не потому что ведется серьезная проверка обстоятельств и анализируется ситуация, они просто бесконечно откладываются. Судьи часто не подготовлены к принятию решений по такого рода делам.

Есть еще один момент, который  необходимо учитывать: на постсоветском пространстве нет традиции обращения в суд. Такой образ действий представляется не слишком этичным. Приходится убеждать не только беженцев, но и официальных лиц, что это единственный цивилизованный способ разрешения конфликтов, что отношения в судебном процессе не надо переносить в сферу личных отношений. Более того, иногда при отсутствии отработанной законодательной базы чиновник заинтересован в судебном решении, снимающем с него груз ответственности.

Особенно важным становится квалифицированное применение критерия определения статуса беженца: создание эффективных, детально разработанных процедур, позволяющих наиболее точно выяснить, удовлетворяет ли заявитель определению Конвенции 1951 г.

Основная часть процедуры определения  статуса беженца — доказательство того, что ходатайствующий действительно соответствует определению беженца. В этом смысле критерий, или стандарт доказательства, обоснованности ходатайства о предоставлении статуса - одна из важнейших задач, которую нужно научиться решать.

Стоит отметить, что в последние десять лет Российская Федерация переживает некий законодательный бум, который характеризуется как количественными, так и качественными показателями. Курс на законодательное регулирование самых различных вопросов общественной жизни (количественный аспект) представляется правильным, когда регулируются вопросы права или процесса14. Но законодатель пошел по пути детализации и процедурных правоотношений (качественный или содержательный аспект), что, с одной стороны, заслуживает положительной оценки, так как ограничивает чиновничье усмотрение, но, с другой стороны, делает законодательный акт излишне громоздким и, как следствие, менее гибким и менее приспособленным к динамике современной жизни.

Еще одна проблема, которая возникает при детализации законодательных актов, - это их согласованность между собой, унификация юридической терминологии. Конечно, в различных отраслях права могут неодинаково пониматься омонимичные термины. Даже внутриотраслевая терминология может иметь свои нюансы в зависимости от конкретного правоотношения. На это уже не раз обращалось внимание в юридической литературе, поэтому законодатель пошел по пути описания в самом законе терминов, используемых в его тексте. Одним из первых таких законов был Федеральный закон РФ «О беженцах». Но даже это не позволило ему избежать отдельных коллизий15.

В п. 7 ст. 7 данного Закона указывается, что лицу, признанному беженцем и  достигшему возраста восемнадцати лет, федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом выдается удостоверение установленной формы, которое является документом, удостоверяющим личность лица, признанного беженцем. Данная формулировка в принципе может служить образцом юридической техники, так как четко и однозначно определяет статус выдаваемого документа. При этом используется унифицированная терминология «документ, удостоверяющий личность».

Далее, в этой же статье указывается, что «...сведения о членах семьи лица, признанного беженцем, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в удостоверение одного из родителей, а при отсутствии родителей - в удостоверение опекуна, либо в удостоверение одного из членов семьи, достигшего возраста восемнадцати лет и добровольно взявшего на себя ответственность за поведение, воспитание и содержание членов семьи, не достигших возраста восемнадцати лет». Если термины «родители» и «опекуны» в российском законодательстве достаточно четко определены, то этого никак нельзя сказать о понятии «члены семьи» и тем более о правовом статусе данного лица, «добровольно взявшего на себя ответственность за поведение, воспитание и содержание членов семьи, не достигших возраста восемнадцати лет».

Информация о работе Контрольная работа по "Гражданскому праву"