Конституционно-правовой статус личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:53, лекция

Описание работы

Введение
1. Основные положения правового статуса личности в зарубежных странах
2. Классификация прав, свобод и обязанностей
3. Гражданство: понятие, порядок приобретения и утраты, безгражданство и многогражданство
Заключение

Работа содержит 1 файл

3_Статус личн.doc

— 142.50 Кб (Скачать)
">К манифестациям, кроме пикетов, обычно применяется уведоми­тельный порядок, причем власти могут запретить манифестацию в местах, имеющих важное значение для нормального функционирования городского транспорта, и предложить проведение их в других мес­тах. Для авторитарных режимов - разрешительный порядок проведе­ния манифестаций.

Закон о собраниях и шествиях 1953 г. (ФРГ) устанавливает, что принимать участие в них имеет право каждый, за исключением лиц, лишенных соответствующего основного права, политических партий, признанных неконституционными, и объединений, запрещен­ных Основным законом. Участникам запрещено иметь при себе, скла­дировать поблизости оружие или иные предметы, пригодные и пред­назначенные для нанесения увечий людям или порчи вещей. Сущест­вует запрет на ношение униформы с целью выражения определенных политических взглядов.

 

Публичные собрания могут быть запрещены в каждом отдельном случае и только если:

а) устроитель подпадает под изложенные вы­ше запреты;

б) устроитель или руководитель собрания разрешает доступ на него вооруженных участников;

в) возможность использо­вания в ходе собрания насилия.

Руководитель собрания является его устроителем. Он ответс­твенен за порядок проведения собрания и может назначать в помощь себе распорядителей, которые должны быть совершеннолетними, бе­зоружными и иметь белую нарукавную повязку с единственной над­писью "Руководитель". Закон определяет случаи, когда полиция мо­жет вмешаться и прекратить проведение собрания. О собраниях под открытым небом устроители обязаны уведомить компетентные органы за 48 часов до даты проведения (пояснить случаи запрета проведе­ния собраний, шествий).

 

Свобода информации. Это условное обозначение целой группы свобод и прав: свобо­ды слова, свободы печати и иных средств массовой информации, право на получение информации, имеющей общественное значение, свободы распространения информации.

Разумеется, свобода печати и информации не должна приводить к разглашению сведений, которые в общественных же интересах должны считаться тайной. Тайна может быть военная, государствен­ная, дипломатическая, профессиональная, коммерческая, личная и т.д. В демократических странах перечень сведений, составляющих охраняемую государством тайну, определяется законом, который ус­танавливает еще и срок, в течение которого она считается таковой. Так, в Великобритании он равен 30 годам.

 

Право петиций. Это право обращения к властям с письменным требованием, предложением, жалобой, на что власти в принципе обязаны в уста­новленном порядке реагировать. Петиции могут быть индивидуальные или коллективные. Данное право закрепляется в конституциях. Так, ст. 29 испанской Конституции гласит: "Все испанцы будут иметь право индивидуальной или коллективной письменной петиции в форме и с последствиями, определенными законом".

 

Право и обязанность защиты страны. Чаще всего рассматривается как одна из обязанностей граж­дан, однако, некоторые конституции считают ее также правом. Обя­занность защиты страны может предполагать обязательную военную службу или заменяющую ее гражданскую службу, а также выполнение определенных законом повинностей в случае войны или военной опасности. Допускается возражение совести для тех, кто по своим рели­гиозным или моральным взглядам не готов участвовать в выполнении воинских повинностей в вооруженных силах. Эти лица обязаны вы­полнять другие повинности, определенные законом".

Выражение "возражение совести" употреблено здесь в качестве основания для замены военной службы на альтернативную гражданс­кую службу.

 

Право на сопротивление угнетателю. Это право индивидуального и коллективного характера встре­чается в конституционных актах крайне редко, хотя и восходит к Декларации независимости США 1776 г. "Все люди сотворены равны­ми, и все они наделены своим Создателем некоторыми неотчуждаемы­ми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стрем­ление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых. Если же данная форма правительства становится гибельной для этой цели, то народ имеет право изменить или уничто­жить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и с такой организацией власти, какие, по мнению этого народа, более всего могут способствовать его безопасности и счастью".

Причина того, что даже современный демократический законо­датель обычно избегает включения соответствующего права в конс­титуции, заключается, видимо в том, что любая власть не склонна подводить законную базу под возможность оказания ей сопротивле­ния и тем более ее свержения.

Очень интересно этот вопрос решила Конституция Германии: "Все немцы имеют право на сопротивление каждому, кто попытается устранить этот строй, если другие средства невозможны". Несом­ненно, идея данного конституционного положения навеяны опытом фашизма, пришедшего к власти конституционным путем и затем уничтожившего конституционный строй.

Экономические, социальные и культурные права, свободы и обязанности.

Выделяют следующие права и свободы:

- право частной собственности и ее наследование. Свобода хозяйственной инициативы;

- труд и связанные с ним социальные права, свободы и обя­занности;

- право на участие в управлении предприятиями;

- право на здоровую окружающую среду и обязанность беречь ее;

- обязанность платить налоги;

- право на социальное обеспечение;

- право на охрану здоровья;

- право на жилище;

- право на образование и академическая свобода;

- свобода творчества, свободный доступ к культурным ценнос­тям.

Рассмотрим каждое в отдельности.

Право частной собственности и ее наследование. Свобода хозяйственной инициативы. Исторический опыт показывает, что лишь наличие указанных конституционных прав создает предпосылки для превращения боль­шинства членов общества в собственников, тогда как отсутствие этих прав наверняка обрекает их основную массу на прозябание, в лучшем случае - на слабую зажиточность. Без таких прав имущие не становятся свободными, ибо их материальное положение зависит от места в административной иерархии.

Указанные права рассматривались как основополагающие уже первыми конституционными актами. Ст. 17 французской Декларации прав человека и гражданина определяет собственность как право неприкосновенное и священное.

В конституциях, принятых после первой мировой войны, собс­твенность более не является священной, ей свойственна обществен­ная функция. Собственность может быть экспроприирована, но осно­вой возможного отчуждения стала ее "социальная польза", "общий интерес" и т.д.

В конституциях периода после второй мировой войны заметны существенные новеллы, обусловленные усилением регулирующей роли государства в экономике и социальной жизни, а также распростра­нением в западноевропейских странах и позднее в ряде стран, ос­вободившихся от колониальной зависимости, социалистических идей, выразившихся в допустимости национализации частной собственности применительно к целым отраслям (см. Конституция Италии ст. 43).

В современных же условиях вновь проявляется тенденция к уменьшению вмешательства в экономику. Конечно, возможность госу­дарственной экспроприации не исключается, однако гарантии для собственников остаются весьма серьезными и подчас усиливаются.

"Социалистические" конституции обычно говорят о собствен­ности граждан (частной или личной) лишь в связи с экономическим строем, ограничивая ее объекты преимущественно предметами пот­ребления. Например, Конституция КНР рассматривает единоличное и частное хозяйство лишь как дополнение к "социалистическому об­щественному хозяйству".

Свобода хозяйственной инициативы в современных конституци­ях, гарантирующих право частной собственности, часто отдельно не провозглашается, но выводится из указанного права, будучи существенным его проявлением. Ст.38 Конституции Испании "признает свободу предпринима­тельства в рамках рыночного хозяйства. Публичные власти гаранти­руют и поощряют ее осуществление и защиту производства в соот­ветствии с требованиями общей экономики и в соответствующем слу­чае планирования".

 

Труд и связанные с ним социальные права, свободы и обязан­ности. В течение длительного времени эта группа прав и свобод выс­тупала в какой-то мере как антипод вышеизложенным. Составители конституций в некоторых демократических странах, понимая ситуа­цию, искали выход. Например, в Конституции Италии право на труд записано не в части 1 "Права и обязанности граждан", а во вводной части "Основные принципы" - "Италия - демократическая Республи­ка, основанная на труде", "Республика признает за всеми гражда­нами право на труд и способствует созданию условий, которые де­лают это право эффективным". В Испании эти формулировки еще жестче: "Все испанцы обязаны трудится, и имеют право на труд, на свободный выбор профессии или занятия...". Однако, несмотря на это в этих странах существует безработица.

Что касается права на выбор профессии или занятия, то реа­лизация его также объективно зависит от наличия спроса и оно также практически не может быть защищено в судебном порядке.

В целом ряде конституций провозглашается свобода труда и запрещение принудительного труда.

Обязанность трудиться, которая в демократических странах имеет скорее моральное, чем юридическое значение, в странах "со­циализма" подчас оборачивается принуждением к труду.

Еще на одном праве следует в данной связи остановиться. Это право на забастовку, которое в демократических странах обычно на конституционный уровень не поднимается, хотя и признается и под­робно регулируется законодательством. Законодательство обычно запрещает забастовки в органах и учреждениях, занятых "обслужи­ванием" государственного суверенитета (вооруженные силы, поли­ция, внешняя разведка), а также в службах негосударственного ха­рактера, остановка работы которых повлекла бы серьезные, если не катастрофические последствия для страны (персонал атомных электростанций).

 

Право на участие в управлении предприятиями. Это право предусмотрено конституциями некоторых государств, хотя они себя никогда не считали "социалистическими". "Каждый работник участвует через своих делегатов в коллективном опреде­лении условий труда, а также в управлении предприятиями" - гла­сит преамбула французской Конституции 1946 г.

Подобное можно наблюдать и в Конституции Италии (ст. 46). В Японии (хотя об этом и не говорится в Конституции) су­ществует аналогичная практика.

 

Право на здоровую окружающую среду и обязанность беречь ее. Противоречие между экономикой и экологией побудило совре­менные государства использовать механизм правового регулирова­ния, включая конституционный уровень, для защиты среды обитания человечества и, тем самым спасения его от обострившейся угрозы самому существованию. Конституция Испании гласит: "Все имеют право пользоваться окружающей средой, подходящей для развития личности, а равно обязаны охранять ее" (ст. 45).

 

Обязанность платить налоги. Эта естественная изначальная обязанность не всегда получает отражение в конституции как таковой. Конституция США предоставля­ет право устанавливать налоги Конгрессу (перечень не содержит­ся), а вот во французской Декларации прав и свобод человека и гражданина этот вопрос достаточно детализирован: указываются цели налогообложения, принципы, процедура контроля над их расходовани­ем. В конституциях тоталитарных государств налогообложение граж­дан может вообще отсутствовать (хотя граждане также платят нало­ги).

 

Право на социальное обеспечение. В такой формулировке данное право обычно в конституциях не записывается, дабы избежать вопроса о судебной защите этого пра­ва. Конституции устанавливают обязательное страхование по ста­рости, вследствие потери кормильца и потери трудоспособности. В "социалистических" же конституциях право на социальное обеспече­ние традиционно входит в круг провозглашаемых прав, хотя право на судебную защиту с этим связывается не всегда.

 

Право на охрану здоровья. Необходимо заметить, что в настоящее время законодательство большинства стран предусматривает два способа решения проблем, связанных со здравоохранением - страховую и государственную (бесплатную) медицину. Последняя предназначается для тех, кто не в состоянии расходовать на собственное здоровье своих средств за неимением таковых. Либеральная медицина основана на принципе: услуга - деньги и доступна только лицам с высоким доходом, кото­рые имеют возможность выбирать себе самого квалифицированного врача. Страховая медицина - основана на предварительных страхо­вых взносах, из которых оплачиваются медицинские услуги, когда в них возникает нужда. Но если сумма больше, чем страховка пациент доплачивает остаток из своего кармана.

В системе государственной медицины отсутствует непосредс­твенная заинтересованность медперсонала в качестве услуг, чем и объясняются недостатки этого качества. Бесплатность медицины по­рождает различные привилегии в этом отношении (для соц. стран).

 

Право на жилище. В демократических странах об этом праве обычно не говорят, даже там, где жилищной проблемы не существует. Что касается социалистических стран, то, несмотря на закрепление этого права на деле, оно не было обеспечено.

 

Право на образование и академическая свобода. Одно из наиболее существенных социальных прав человека, ко­торое создает необходимую предпосылку для развития как его лич­ности, так и всего общества.

Неслучайно в наиболее развитых странах образование относит­ся к числу приоритетных сфер вложения государственных средств. Государство заинтересовано, чтобы государственная система обра­зования находилась на высоком качественном уровне, ибо из среды людей с меньшими доходами также выходят выдающиеся специалисты. Конституции современных государств все чаще регулируют этот воп­рос.

Информация о работе Конституционно-правовой статус личности