Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:53, лекция
Введение
1. Основные положения правового статуса личности в зарубежных странах
2. Классификация прав, свобод и обязанностей
3. Гражданство: понятие, порядок приобретения и утраты, безгражданство и многогражданство
Заключение
2
Время – 2 часа
Введение
1. Основные положения правового статуса личности в зарубежных странах
2. Классификация прав, свобод и обязанностей
3. Гражданство: понятие, порядок приобретения и утраты, безгражданство и многогражданство
Заключение
Список литературы
1. Автономов А.С. Бойцова В.В. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт //Гос. и право. 1998. № 1. C. 113-114.
2. Беляев С.С. Юридическая регламентация института экстрадиции //Гос. и право. 1998. № 1. С. 96-99.
3. Бойцова В.В. Омбудсман как защитник фундаментальных личных прав (Новая Зеландия, Великобритания, Канада, Австрия). Тверь: 1994.
4. Визер Б. Защита прав человека в Австрии // Гос. и право. 1993. № 3.*
6. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод: Русская версия. М.: 1994; Страсбург: 1993; СПб: Гражданский контроль Манускрипт, 1996.*
7. Защита прав человека в современном мире / Сборник статей. М.: ИГ-ПРАН, 1993.
8. Игитова И.В. Механизм реализации Европейской конвенции "О защите прав человека и основных свобод" // Гос. и право. 1997. № 1. С.76-82.
9. Колосова Н.М. Конституционное право граждан на судебную защиту их прав и свобод в СНГ // Гос. и право. 1996. № 12. С. 33-40.
10. Кроткова Н.В. "Круглый стол": „Права человека и стратегия устойчивого развития" // Гос. и право. 1998. № 11. С. 103-119.
11. Кудрявцев В.В. Три понятия свободы // Полис. 1998. № 5. С. 6-22.
12. Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М.: Прогресс-универс, 1993.*
13. Международная защита прав и свобод человека / Сборник документов. М. :Юрид. Лит., 1990.*
14. Михлин А.С. Способы применения смертной казни: История и современность // Гос. и право. 1997. № 1. С. 71-75.
15. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. М.: ЗАО «Юридический Дом «Юстицинформ», 2002. Гл. 3.
16. Поленина С.В. Права человека и их защита (Опыт Канады) // Гос. и право. 1996. № 10. С. 99-108.
Введение
Вторым по своему месту, после раздела об основах конституционного строя, в конституциях демократических стран является раздел об основных правах человека и гражданина.
Положение личности в обществе, урегулированное нормами всех отраслей права, в том числе конституционного, называется ее конституционно-правовым статусом. Это прежде всего права, свободы, обязанности и законные интересы личности, меры ее ответственности перед обществом и государством, а также перед другими личностями. Иначе говоря, между личностью и обществом существует двусторонняя правовая связь, характеризующаяся взаимными правами и ответственностью.
В лекции мы рассмотрим конституционно-правовой институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности, отражающие наиболее существенные исходные начала, определяющие положение человека в обществе, государстве и принципы их взаимоотношений.
1. Основные положения правового статуса личности
в зарубежных странах
Правовой статус личности – совокупность прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
Главный смысл создания конституций выражается в обеспечении свободы и безопасности человека, прежде всего, от произвола государственной власти.
Идея о том, что люди от рождения свободны и равноправны, что им в силу рождения принадлежит ряд неотчуждаемых прав, легла в основу первых конституционных актов, принимавшихся в ходе Английской, Американской и Французской революций. В последующем ни одно государство, претендовавшее на то, чтобы считаться демократическим, не могло не записать в своей конституции определенный перечень прав человека.
"1. Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные отличия могут основываться лишь на соображениях общей пользы.
2. Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.
3. Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Таким образом, осуществление естественных прав каждого человека встречает лишь те границы, которые обеспечивают прочим членам общества пользования теми же самыми правами. Границы эти могут быть определены только законом".
Во многих конституциях различие между правами человека и правами гражданина проводится в самих формулировках соответствующих статей. Для обозначения субъекта прав человека обычно употребляются формулы "каждый", "все". Применительно же к правам гражданина в статьях конституций прямо указывается: граждане имеют право, гражданин может и т.д.
Иногда вместо употребления слова "гражданин" указывается на принадлежность к нации, например, "все немцы". Следует иметь в виду, что в западных странах термин "нация" означает не этническую, а политико-государственную общность. Отсюда известный термин "Объединенные Нации", под которым понимаются государства. Для причисления себя к нации какого-либо государства достаточно являться его гражданином или поданным.
Следует отметить, что соотношение между правами человека и правами гражданина даже в демократических странах различно и порой зависит от субъективного выбора составителей той или иной конституции. Одно и то же право в одной конституции может быть сформулировано как право человека, а в другой - как право гражданина, хотя есть такие права, к характеристике которых все демократические конституции подходят одинаково. Например, права, указанные в ст. 15-18 Испанской Конституции (право на жизнь, свобода религии и вероисповедания, немедленное информирование об основаниях задержания или ареста, право на честь, личную и семейную тайну) практически везде определяются как права человека. Для Конституции Греции характерно включение в этот перечень еще и права на свободу передвижения.
Права и свободы. Юридическое различие между правом (субъективным) и свободой провести довольно трудно. Из общей теории права нам известно, что субъективное право есть мера возможного поведения лица. Думается, что данное определение подходит и к свободе. Если исходить из смысла ст. 11 Конституции Германии, свободу германский законодатель понимает как право.
Иногда в конституциях можно встретить упоминание права на какую-либо свободу, но чаще говориться оправе свободно что-либо делать или, наоборот, не делать. Например, согласно части первой ст.21 Конституции Италии 1947 г. "все имеют право свободно выражать свои мысли устно, письменно и любым другим способом распространения мыслей.
Все же в большинстве случаев, когда речь идет о субъективном праве, предполагается наличие более или менее определенного субъекта, на котором лежит соответствующая этому праву обязанность. Например, если провозглашается право на охрану здоровья, обязанным субъектом должны выступать государственные учреждения здравоохранения, либо определенные практикующие медики. Когда же говориться о свободе, имеется в виду запрещение эту свободу ограничивать или отрицать, обращенное к неопределенному кругу субъектов, обязанных уважать данную свободу, то есть практически к любому возможному нарушителю свободы. Скажем, если конституционно провозглашена свобода слова, человек вправе требовать у государства защиты его от любого субъекта, препятствующего ему публично говорить то, что хочет.
Изложенное различие между правом и свободой достаточно условно, оно применимо не во всех случаях.
Связь прав, свобод и обязанностей. Вряд ли правильно было бы отрицать взаимосвязь между этими понятиями. Человек должен подчиняться определенным правилам поведения, чтобы при использовании своих прав и свобод не наносить неоправданного ущерба другим людям и не делать невозможным нормальное общежитие.
Большинство демократических конституций ограничиваются установлением минимума конституционных обязанностей, хотя и он с течением времени подвергался определенному расширению. Авторитарные же конституции, прежде всего "социалистические", содержат довольно широкий перечень обязанностей граждан. Здесь обнаружилась тенденция к конституционализации ряда обязанностей, характерных для других отраслей права (например, обязанность блюсти дисциплину труда - норма, вытекающая из трудового соглашения, присущая трудовому праву - ст.53 Конституции КНР 1982 г.).
В некоторых конституциях конкретные субъективные права и обязанности имеют один и тот же объект. Например, в испанской Конституции в ст. 35 закреплено следующее положение: "... все испанцы обязаны трудиться и иметь право на труд ...". Однако из этого не следует, как утверждается иногда в литературе, что в данном случае право и обязанность совпадают. Субъект права и субъект обязанности находятся в соответствующих правоотношениях в принципиально различном, противоположном положении, даже когда персонально совпадают.
Наконец, следует отметить, что и конституционные обязанности отличаются определенным дуализмом: есть обязанности человека и обязанности гражданина. Так, согласно части первой ст. 53 Конституции Италии "все обязаны участвовать в публичных расходах сообразно со своей налоговой платежеспособностью" (обязанность любого), а согласно части первой ст. 54 "все граждане обязаны верностью Республике и должны соблюдать ее Конституцию и законы" (обязанность граждан).
Способы конституционного формулирования прав, свобод и обязанностей. Существует два основных способа: позитивный и негативный. При позитивном способе конституция устанавливает или констатирует, что субъект обладает определенным правом. Так, согласно ст.45 Конституции КНР "граждане Китайской Народной Республики в старосте, в случае болезни или потери трудоспособности имеют право на получение от государства и общества материальной помощи.
Негативный способ представляет собой конституционное запрещение любому субъекту нарушать или ограничивать определенное право или свободу. Характерный пример, поправки к Конституции США. Так, согласно поправке 4 "право народа на охрану личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков или арестов
не должно нарушаться, и ордера на обыск или арест не будут выдаваться без достаточных оснований, засвидетельствованных присягой или торжественным подтверждением".
Равенство прав, свобод и обязанностей. Этот принцип является одним из "краеугольных камней" конституционализма. Он был выдвинут как противовес системе феодальных привилегий, и сохраняет доныне свое значение в качестве основополагающего демократического принципа отношений человека, общества и государства и людей между собой.
Конституции различно формулируют принцип равноправия - иногда прямо (позитивно), иногда в виде запрещения дискриминации, а порой совмещая оба способа. Нередко особо гарантируется равноправие мужчин и женщин, а также равноправие независимо от тех или иных других конкретных обстоятельств (расы, национальности, цвета кожи, происхождения и т.п.).
В качестве примера можно привести ст.3 Основного закона Германии:
1. Все люди равны перед законом.
2. Мужчины и женщины равноправны.
3. Никому не может быть причинен ущерб или оказано предпочтение по признакам пола, его происхождения, его расы, его языка, его родины и места рождения, его вероисповедания, его религиозных или политических воззрений".
В странах с англо-саксонской системой права нередко употребляется формула "равенство перед законом и судом". Дело в том, что в этих странах суд выступает не только как правоприменительный, но и как правотворческий орган.
Надо учитывать, что равноправие - это всегда равенство в основном в тех правах, свободах и обязанностях, которые важны для жизни человека и гражданина и потому получают свою гарантию в конституции.
Тоталитарные режимы несовместимы с равноправием даже тогда, когда провозглашают этот принцип в конституциях, как это делалось и делается в "социалистических" странах. Это выражается, прежде всего, через систему привилегий для так называемой номенклатуры.
В ряде развивающихся стран равноправие, даже если конституционно провозглашено, в значительной мере сводится на нет практикой так называемого трайбализма (от англ. tribal - племенной). Эта практика заключается в предоставлении привилегий выходцам из определенной племенной группы. Трайбализм весьма распространен в странах Тропической Африки, но встречается и в некоторых иных регионах, где племенная психология оказалась живучей, как, например, в отдельных республиках бывшей советской Средней Азии. Близки к этому явлению клановость, кумовство, семейственность.
Нельзя сказать, что дискриминация полностью изжита в наиболее передовых демократических государствах. В тех же США дискриминация чернокожего населения издавна представляет собой болезненную проблему, она существует и сейчас.
Наконец, следует остановиться на существующей в ряде развивающихся стран, бывших некогда колониями, проблеме коренного населения, ведущего традиционный образ жизни: индейцев, эскимосов и др. в странах Американского контингента, аборигенов Австралии. Средством сохранения этих народов стали резервации. Резервации представляют собой территории, полными хозяевами которых являются соответствующие народы. Государство охраняет эти территории от проникновения чрезмерно предприимчивых граждан, частного капитала, оказывает содействие социальному развитию обитателей, не препятствуя их традиционному образу жизни. Резервации во всяком случае оказались более пригодными для сохранения малочисленных народов, чем советские автономные округа.