Конституционно-правовой статус личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:53, лекция

Описание работы

Введение
1. Основные положения правового статуса личности в зарубежных странах
2. Классификация прав, свобод и обязанностей
3. Гражданство: понятие, порядок приобретения и утраты, безгражданство и многогражданство
Заключение

Работа содержит 1 файл

3_Статус личн.doc

— 142.50 Кб (Скачать)


2

 

Л Е К Ц И Я

ТЕМА 3. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ

Время – 2 часа

План лекции

Введение

1. Основные положения правового статуса личности в зарубежных странах

2. Классификация прав, свобод и обязанностей

3. Гражданство: понятие, порядок приобретения и утраты, безгражданство и многогражданство

Заключение

Список литературы

1.        Автономов А.С. Бойцова В.В. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт //Гос. и право. 1998. № 1. C. 113-114.

2.        Беляев С.С. Юридическая регламентация института экстрадиции //Гос. и право. 1998. № 1. С. 96-99.

3.        Бойцова В.В. Омбудсман как защитник фундаментальных личных прав (Новая Зеландия, Великобритания, Канада, Австрия). Тверь: 1994.

4.        Визер Б. Защита прав человека в Австрии // Гос. и право. 1993. № 3.*

  1. Дмитриев Ю.А. Судебная власть в механизме разделения властей и защита прав и свобод человека // Гос. и право. 1997. № 8. С.44-50.

6.        Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод: Русская версия. М.: 1994; Страсбург: 1993; СПб: Гражданский контроль Манускрипт, 1996.*

7.        Защита прав человека в современном мире / Сборник статей. М.: ИГ-ПРАН, 1993.

8.        Игитова И.В. Механизм реализации Европейской конвенции "О защите прав человека и основных свобод" // Гос. и право. 1997. № 1. С.76-82.

9.        Колосова Н.М. Конституционное право граждан на судебную защиту их прав и свобод в СНГ // Гос. и право. 1996. № 12. С. 33-40.

10.    Кроткова Н.В. "Круглый стол": „Права человека и стратегия устойчивого развития" // Гос. и право. 1998. № 11. С. 103-119.

11.    Кудрявцев В.В. Три понятия свободы // Полис. 1998. № 5. С. 6-22.

12.    Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М.: Прогресс-универс, 1993.*

13.    Международная защита прав и свобод человека / Сборник документов. М. :Юрид. Лит., 1990.*

14.    Михлин А.С. Способы применения смертной казни: История и современность // Гос. и право. 1997. № 1. С. 71-75.

15.    Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. М.: ЗАО «Юридический Дом «Юстицинформ», 2002. Гл. 3.

16.    Поленина С.В. Права человека и их защита (Опыт Канады) // Гос. и право. 1996. № 10. С. 99-108.

 

Введение

 

Вторым по своему месту, после раздела об основах конституционного строя, в конституциях демократических стран является раздел об основных правах человека и гражданина.

Положение личности в обществе, урегулированное нормами всех отраслей права, в том числе конституционного, называется ее конституционно-правовым статусом. Это прежде всего права, свободы, обязанности и законные интересы личности, меры ее ответственности перед обществом и государством, а также перед другими личностями. Иначе говоря, между личностью и обществом существует двусторонняя правовая связь, характеризующаяся взаимными правами и ответственностью.

В лекции мы рассмотрим конституционно-правовой институт, нормы которого закреп­ляют основы правового статуса личности, отражающие наиболее существен­ные исходные начала, определяющие положение человека в обществе, государстве и принципы их взаимоотношений.

 

 

1.  Основные положения правового статуса личности

в зарубежных странах

 

Правовой статус личности – совокупность прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

Главный смысл создания конституций выражается в обеспечении сво­боды и безопасности человека, прежде всего, от произвола государс­твенной власти.

Идея о том, что люди от рождения свободны и равноправны, что им в силу рождения принадлежит ряд неотчуждаемых прав, легла в основу первых конституционных актов, принимавшихся в ходе Анг­лийской, Американской и Французской революций. В последующем ни одно государство, претендовавшее на то, чтобы считаться демокра­тическим, не могло не записать в своей конституции определенный перечень прав человека.

"1. Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные отличия могут основываться лишь на соображениях об­щей пользы.

2. Цель каждого государственного союза составляет обеспече­ние естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

3. Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Таким образом, осуществление естественных прав каждого человека встречает лишь те границы, которые обеспечивают прочим членам общества пользования теми же самыми правами. Гра­ницы эти могут быть определены только законом".

Во многих конституциях различие между правами человека и правами гражданина проводится в самих формулировках соответству­ющих статей. Для обозначения субъекта прав человека обычно упот­ребляются формулы "каждый", "все". Применительно же к правам гражданина в статьях конституций прямо указывается: граждане имеют право, гражданин может и т.д.

Иногда вместо употребления слова "гражданин" указывается на принадлежность к нации, например, "все немцы". Следует иметь в виду, что в западных странах термин "нация" означает не этничес­кую, а политико-государственную общность. Отсюда известный тер­мин "Объединенные Нации", под которым понимаются государства. Для причисления себя к нации какого-либо государства достаточно являться его гражданином или поданным.

Следует отметить, что соотношение между правами человека и правами гражданина даже в демократических странах различно и по­рой зависит от субъективного выбора составителей той или иной конституции. Одно и то же право в одной конституции может быть сформулировано как право человека, а в другой - как право граж­данина, хотя есть такие права, к характеристике которых все демократические конституции подходят одинаково. Например, права, указанные в ст. 15-18 Испанской Конституции (право на жизнь, свобода религии и вероиспо­ведания, немедленное информирование об основаниях задержания или ареста, право на честь, личную и семейную тайну) практически везде определяются как права человека. Для Конституции Греции характерно включение в этот перечень еще и права на свободу пе­редвижения.

Права и свободы. Юридическое различие между правом (субъ­ективным) и свободой провести довольно трудно. Из общей теории права нам известно, что субъективное право есть мера возможного поведения лица. Думается, что данное определение подходит и к свободе. Если исходить из смысла ст. 11 Конституции Германии, свободу германский законодатель понимает как право.

Иногда в конституциях можно встретить упоминание права на какую-либо свободу, но чаще говориться оправе свободно что-либо делать или, наоборот, не делать. Например, согласно части пер­вой ст.21 Конституции Италии 1947 г. "все имеют право свободно выражать свои мысли устно, письменно и любым другим способом распространения мыслей.

Все же в большинстве случаев, когда речь идет о субъектив­ном праве, предполагается наличие более или менее определенного субъекта, на котором лежит соответствующая этому праву обязан­ность. Например, если провозглашается право на охрану здоровья, обязанным субъектом должны выступать государственные учреждения здравоохранения, либо определенные практикующие медики. Когда же говориться о свободе, имеется в виду запрещение эту свободу ог­раничивать или отрицать, обращенное к неопределенному кругу субъектов, обязанных уважать данную свободу, то есть практически к любому возможному нарушителю свободы. Скажем, если конституци­онно провозглашена свобода слова, человек вправе требовать у государства защиты его от любого субъекта, препятствующего ему публич­но говорить то, что хочет.

Изложенное различие между правом и свободой достаточно ус­ловно, оно применимо не во всех случаях.

Связь прав, свобод и обязанностей. Вряд ли правильно было бы отрицать взаимосвязь между этими понятиями. Человек должен подчиняться определенным правилам по­ведения, чтобы при использовании своих прав и свобод не наносить неоправданного ущерба другим людям и не делать невозможным нор­мальное общежитие.

Большинство демократических конституций ограничиваются ус­тановлением минимума конституционных обязанностей, хотя и он с течением времени подвергался определенному расширению. Автори­тарные же конституции, прежде всего "социалистические", содержат довольно широкий перечень обязанностей граждан. Здесь обнаружи­лась тенденция к конституционализации ряда обязанностей, харак­терных для других отраслей права (например, обязанность блюсти дисциплину труда - норма, вытекающая из трудового соглашения, присущая трудовому праву - ст.53 Конституции КНР 1982 г.).

В некоторых конституциях конкретные субъективные права и обязанности имеют один и тот же объект. Например, в испанской Конституции в ст. 35 закреплено следующее положение: "... все ис­панцы обязаны трудиться и иметь право на труд ...". Однако из этого не следует, как утверждается иногда в литературе, что в данном случае право и обязанность совпадают. Субъект права и субъект обязанности находятся в соответствующих правоотношениях в принципиально различном, противоположном положении, даже когда персонально совпадают.

Наконец, следует отметить, что и конституционные обязаннос­ти отличаются определенным дуализмом: есть обязанности человека и обязанности гражданина. Так, согласно части первой ст. 53 Конс­титуции Италии "все обязаны участвовать в публичных расходах со­образно со своей налоговой платежеспособностью" (обязанность лю­бого), а согласно части первой ст. 54 "все граждане обязаны вер­ностью Республике и должны соблюдать ее Конституцию и законы" (обязанность граждан).

Способы конституционного формулирования прав, свобод и обя­занностей.  Существует два основных способа: позитивный и негатив­ный. При позитивном способе конституция устанавливает или конс­татирует, что субъект обладает определенным правом. Так, соглас­но ст.45 Конституции КНР "граждане Китайской Народной Республики в старосте, в случае болезни или потери трудоспособности имеют право на получение от государства и общества материальной помощи.

Негативный способ представляет собой конституционное зап­рещение любому субъекту нарушать или ограничивать определенное право или свободу. Характерный пример, поправки к Конституции США. Так, согласно поправке 4 "право народа на охрану личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков или арестов

не должно нарушаться, и ордера на обыск или арест не будут выда­ваться без достаточных оснований, засвидетельствованных присягой или торжественным подтверждением".

Равенство прав, свобод и обязанностей. Этот принцип является одним из "краеугольных камней" конституционализма. Он был выдвинут как противовес системе фео­дальных привилегий, и сохраняет доныне свое значение в качестве основополагающего демократического принципа отношений человека, общества и государства и людей между собой.

Конституции различно формулируют принцип равноправия - иногда прямо (позитивно), иногда в виде запрещения дискримина­ции, а порой совмещая оба способа. Нередко особо гарантируется равноправие мужчин и женщин, а также равноправие независимо от тех или иных других конкретных обстоятельств (расы, националь­ности, цвета кожи, происхождения и т.п.).

В качестве примера можно привести ст.3 Основного закона Германии:

1. Все люди равны перед законом.

2. Мужчины и женщины равноправны.

3. Никому не может быть причинен ущерб или оказано предпоч­тение по признакам пола, его происхождения, его расы, его языка, его родины и места рождения, его вероисповедания, его религиозных или политических воззрений".

 

В странах с англо-саксонской системой права нередко упот­ребляется формула "равенство перед законом и судом". Дело в том, что в этих странах суд выступает не только как правоприменительный, но и как правотворческий орган.

Надо учитывать, что равноправие - это всегда равенство в основном в тех правах, свободах и обязанностях, которые важны для жизни человека и гражданина и потому получают свою гарантию в конституции.

Тоталитарные режимы несовместимы с равноправием даже тогда, когда провозглашают этот принцип в конституциях, как это дела­лось и делается в "социалистических" странах. Это выражается, прежде всего, через систему привилегий для так называемой номенк­латуры.

В ряде развивающихся стран равноправие, даже если конститу­ционно провозглашено, в значительной мере сводится на нет прак­тикой так называемого трайбализма (от англ. tribal - племенной). Эта практика заключается в предоставлении привилегий выходцам из оп­ределенной племенной группы. Трайбализм весьма распространен в странах Тропической Африки, но встречается и в некоторых иных регионах, где племенная психология оказалась живучей, как, нап­ример, в отдельных республиках бывшей советской Средней Азии. Близки к этому явлению клановость, кумовство, семейственность.

Нельзя сказать, что дискриминация полностью изжита в наибо­лее передовых демократических государствах. В тех же США дискри­минация чернокожего населения издавна представляет собой болез­ненную проблему, она существует и сейчас.

 

Наконец, следует остановиться на существующей в ряде разви­вающихся стран, бывших некогда колониями, проблеме коренного населения, ведущего традиционный образ жизни: ин­дейцев, эскимосов и др. в странах Американского контингента, аборигенов Австралии. Средством сохранения этих народов стали резервации. Резервации представляют собой территории, полными хозяевами которых являются соответствующие народы. Государство охраняет эти территории от проникновения чрезмерно предприимчи­вых граждан, частного капитала, оказывает содействие социальному развитию обитателей, не препятствуя их традиционному образу жиз­ни. Резервации во всяком случае оказались более пригодными для сохранения малочисленных народов, чем советские автономные окру­га.

Информация о работе Конституционно-правовой статус личности