Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:02, курсовая работа
Партии, по сути, являются общественными объединениями. Но их политическая роль в современном обществе уступает, пожалуй, лишь государству. Поэтому мы сначала рассмотрим особенности конституционно-правового регулирования политических партий, а затем уже – других общественных объединений. Регламентация деятельности политических партий началась сравнительно недавно, в кон. XIX – нач. XX в. До этого она регулировалась в основном с помощью обычаев, сложившейся практики, а также политических и национальных традиций.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
1. Правовое регулирование создания и деятельности общественных организаций и политический партий в конституционном праве зарубежных стран ……………………………………………………………………………….4
2. Типология политических партий. Партийные системы …………………...10
2.1. Типология политических партий ………………………………………….10
2.2. Партийные системы ………………………………………………………..17
3. Правовое регулирование организации и деятельности общественных организаций, политический партий в Российской Федерации ………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………30
Практическое задание …………………………………………………………..31
“Умеренные правые” выступают за продолжение и дальнейшее углубление рыночных реформ в экономической сфере. При этом “Демократический Выбор России” (Е.Гайдар) ориентируется на политику Международного валютного фонда, тогда как Партия экономической свободы (К.Боровой) – на отечественный финансовый капитал. “Примирить” и “объединить” обе эти тенденции призван формируемый под руководством В.Черномырдина новый избирательный блок “Наш дом – Россия”.
“Ультраправые” представлены практически исчезнувшим с политической арены “Демократическим союзом” (В.Новодворская), идеология которого была основана на откровенном антикоммунизме и “стремлении в западный цивилизованный мир”, а также Русским национальным единством (А.Баркашов) – радикальной национал-шовинистической организацией, склоняющейся, по мнению некоторых исследователей, к фашизму, что, однако, небезуспешно оспаривается лидерами РНЕ даже в судебном порядке.
Особое место на схеме занимает Либерально-демократическая партия России (В.Жириновский), нынешние идейные установки которой можно охарактеризовать как радикализм на державно-патриотической почве, не тяготеющий в явном виде ни “влево”, ни “вправо”.
О степени влияния различных политических сил в обществе свидетельствуют итоги состоявшихся 17 декабря 1995 года выборов депутатов Государственной Думы второго созыва. Из 43 партий, объединений и блоков, участвовавших в кампании, преодолеть “пятипроцентный барьер” голосов избирателей удалось лишь четырем. Из 107 496 558 граждан России, имеющих право избирательного голоса, в выборах приняли участие 64,4 %. Голоса пришедших на избирательные участки распределились следующим образом: 22,30% проголосовали за Коммунистическую партию Российской Федерации, 11,18% – за Либерально-демократическую партию России, 10,13% – за движение “Наш дом – Россия” и 6,89% – за объединение “Яблоко”. В нижней палате российского парламента нового созыва КПРФ получила 157 мест (99 по [c.80] федеральному списку и 58 по результатам выборов в одномандатных округах), движение “Наш дом – Россия” – 55 мест (соответственно – 45 и 10), ЛДПР – 51 место (50 и 1) и объединение “Яблоко” – 45 мест (31 и 14)[17]. По сведениям Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, эти четыре политические организации в общей сложности набрали немногим более половины голосов участников выборов[18].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Политическая партия — это самостоятельное, самоуправляемое объединение граждан, образованное на условиях добровольного членства, имеющее определенную структуру, задачи и цели деятельности.
Правовое понятие политических партий включает в себя несколько признаков: партия — это объединение граждан государства, достигших совершеннолетия, пользующихся политическими и гражданскими правами. Иностранцы и лица без гражданства не могут быть членами партии; партия — устойчивая добровольная организация, объединяющая своих членов на длительной или постоянной основе; партия объединяет своих членов на основе общности политических убеждений и целей, что закрепляется в программных и уставных документах партии; партия — не коммерческая организация; партия имеет своей целью завоевание государственной власти, участие в формировании органов государственной власти.
Конституционно-правовое регулирование деятельности и роли политических партий отличается многообразием подходов. Во-первых, в странах англосаксонской системы право участия в деятельности партий рассматривается как «частное дело». Во-вторых, в странах с романо-германской системой права их правовое положение строго регламентируется законами. В третьих, в странах социализма действует исключительно одна партия, правовое положение которой не устанавливается законом. В четвертых, в некоторых странах мусульманского фундаментализма вообще запрещено создание каких-либо партий (Саудовская Аравия, Оман, Катар, Кувейт, ОАЭ).
В мировой практике встречаются следующие виды партийных систем: многопартийные, двухпартийные, однопартийные, беспартийные.
В зарубежных странах, помимо политических партий, существуют еще и общественные объединения, не являющиеся политическими объединениями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Автономов А.С., Сивицкий В.А., Черкасов А.И. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник / Под ред. д. ю. н. А.С. Автономова. — М.: Юриспруденция, 2003.
2. Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. пособие. — М.: Юриспруденция, 2000.
3. Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: Учеб. пособие. — М.: Инфра-М; ИД «Форум», 2000.
4. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. — 3-е изд. — М., Юрист, 2002.
5. Чудаков М.Ф. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учеб. пособие. — Мн.: Новое знание, 2001.
Практическое задание: Установить общее и особенное в регулировании правового положения политических партий в Российской Федерации и Франции
Основы правового статуса партий Франции. Конституция впервые в истории страны включила положения, регламентирующие основы статуса партий: «Политические партии и группировки содействуют выражению мнений голосованием. Они создаются и осуществляют свою деятельность свободно. Они должны уважать принципы национального суверенитета и демократии»; партии также должны способствовать реализации принципа равноправия мужчин и женщин в части обеспечения их равного Доступа к занятию выборах должностей (ст. 4). Более обстоятельно статус партий урегулирован Законом о договоре образования ассоциаций 1901 г.
Порядок финансирования политических партий регламентируется в Законе о финансовой гласности политической жизни 1988 г. Он предусматривает государственное финансирование партий пропорционально их популярности, главными критериями которой являются число мест, полученных в парламенте на последних выборах, а также сумма пожертвований, собранных ею. Закон запретил финансирование политической жизни юридическими лицами (за исключением самих политических ассоциаций), а также установил предельные суммы пожертвований партиям со стороны физических лиц.
Во Франции традиционно существует многопартийная система. В стране действует несколько десятков политических партий. Наиболее крупными из них являются:
1. Объединение в поддержку Республики, созданное в 1958 г. Ш. де Голлем как организация правого, консервативно-либерального толка, отстаивающая принципы Пятой республики;
2. Французская социалистическая партия, основанная в 1920 г., — партия левого спектра, выступающая за проведение социальных реформ, расширение социальной деятельности государства;
3. Движение левых радикалов, созданное в 1972 г. и занимающее социал-демократические позиции;
4. Французская коммунистическая партия, появившаяся в 1920 г. и выступающая за переустройство общества на коллективистских началах (позиции этой традиционно сильной партии ослабли после крушения мировой социалистической системы);
5. Республиканская партия, образованная в 1966 г. и отстаивающая свободу предпринимательства, снижение налогов, активизацию рыночных начал в экономике;
6. Национальный фронт — экстремистская националистическая группировка, возникшая в 1972 г.
Всего же в парламентских выборах участвует примерно 40 партий. Но, несмотря на столь явно выраженную многопартийность, доминирующим влиянием на государство пользуются в Пятой республике Объединение в поддержку Республики и Французская социалистическая партия: только их лидеры избирались президентами и формировали правительство как партии парламентского большинства. Поэтому многопартийная система во Франции имеет крен в сторону двухпартийности.
Российская многопартийность пока еще находится в стадии становления. Многие и в первую очередь немногочисленные партии, не имеющие прочных корней в обществе и апеллирующие скорее к абстрактным идейным ценностям, чем к реальным интересам социальных слоев и групп, скорее всего, исчезнут с политической карты. Выдержать конкуренцию смогут только те партии и блоки, которые найдут поддержку в широких социальных слоях российского общества, будут представлены во властных, управленческих и экономических структурах, как в центре, так и на местах и, кроме того, смогут выдвинуть из своей среды сильных лидеров, пользующихся влиянием и авторитетом у различных групп населения.
31
[1] См.: Duverger M. Les partis politiques. – 3-me ed.– Paris, 1958. P.84-92.
[2] См.: Национальное собрание во Франции / Российско-французская серия “Информационные и учебные материалы”. – Вып.18. – 2-е изд. – М., 1993. С.26.
[3] Правые и левые (в политике) // Политологический словарь/ Научн. ред., рук. авт. колл.: докт. филос. наук, проф. Миголатьев А.А.; сост.: канд. ист. наук, доц. Варывдин В.А. – В 2 ч. – Ч.2. – М., 1994. С.91.
[4] Денисов А.А. Политический паноптикум // Денисов А.А. Глазами народного депутата СССР: В 3 вып. – Вып.3. – СПб.,1994. С.105.
[5] Денисов А.А. Политический паноптикум // Денисов А.А. Глазами народного депутата СССР: В 3 вып. – Вып.3. – СПб.,1994. С.105.
[6] Димитров Г. Наступление фашизма и задачи Коммунистического Интернационала в борьбе за единство рабочего класса, против фашизма: Доклад на VII конгрессе Коминтерна // Димитров Г. Избранные произведения: В 3 т. Т.2. М., 1983. С.64-65.
[7] Kűhnl R. Der deutche Faschismus in Quellen und Dokumenten. Kőln, 1975. S.6-7.
[8] Бессонов Б.Н. Фашизм: идеология, политика: В 2 кн. Кн.2.– М., 1995. С.149-150.
[9] См.: Партийная система // Политология: Энциклопедический словарь. С.243.
[10] См.: Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология: В 3 ч. Ч.3. – С.61.
[11] Скидмор М.Дж., Трипп М.К. Указ.соч. С.132-133.
[12] См.: Нефедов В.Н. Номенклатура империи: исследование кризиса. – Нижний Новгород, 1994. С.10.
[13] (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 23.06.2003 N 85-ФЗ,
от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 20.12.2004 N 168-ФЗ, от 28.12.2004 N 183-ФЗ, от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 31.12.2005 N 202-ФЗ, от 12.07.2006 N 106-ФЗ, от 30.12.2006 N 274-ФЗ, от 26.04.2007 N 64-ФЗ).
[14] Краткие сведения о партиях, зарегистрированных Минюстом РФ.
[15] См.: Всесоюзная коммунистическая партия большевиков // Партии и политические блоки в России / Авт. колл: Коваль Б.И., Павленко В.Б. – М., 1993. С.123.
[16] Программа Коммунистической партии Российской Федерации. Принята III съездом КПРФ 22 января 1995 года // III съезд Коммунистической партии Российской Федерации (Материалы и документы). – М., 1995. С.103.
[17] Подробнее о результатах выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва.
[18] См.: Сегодня. – 1995. – 30 декабря.