Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:02, курсовая работа
Партии, по сути, являются общественными объединениями. Но их политическая роль в современном обществе уступает, пожалуй, лишь государству. Поэтому мы сначала рассмотрим особенности конституционно-правового регулирования политических партий, а затем уже – других общественных объединений. Регламентация деятельности политических партий началась сравнительно недавно, в кон. XIX – нач. XX в. До этого она регулировалась в основном с помощью обычаев, сложившейся практики, а также политических и национальных традиций.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
1. Правовое регулирование создания и деятельности общественных организаций и политический партий в конституционном праве зарубежных стран ……………………………………………………………………………….4
2. Типология политических партий. Партийные системы …………………...10
2.1. Типология политических партий ………………………………………….10
2.2. Партийные системы ………………………………………………………..17
3. Правовое регулирование организации и деятельности общественных организаций, политический партий в Российской Федерации ………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………30
Практическое задание …………………………………………………………..31
Конституционное право зарубежных стран
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
1. Правовое регулирование создания и деятельности общественных организаций и политический партий в конституционном праве зарубежных стран ………………………………………………………………………………
2. Типология политических партий. Партийные системы …………………...10
2.1. Типология политических партий ………………………………………….10
2.2. Партийные системы ………………………………………………………..17
3. Правовое регулирование организации и деятельности общественных организаций, политический партий в Российской Федерации ………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………30
Практическое задание …………………………………………………………..31
ВВЕДЕНИЕ
Партии, по сути, являются общественными объединениями. Но их политическая роль в современном обществе уступает, пожалуй, лишь государству. Поэтому мы сначала рассмотрим особенности конституционно-правового регулирования политических партий, а затем уже – других общественных объединений. Регламентация деятельности политических партий началась сравнительно недавно, в кон. XIX – нач. XX в. До этого она регулировалась в основном с помощью обычаев, сложившейся практики, а также политических и национальных традиций.
Акты, которые были бы специально посвящены и охватывали бы собой все основные стороны деятельности политических партий появились лишь после Второй Мировой войны. Институционализация проходила на двух уровнях: конституционном, где закреплялся статус политических партий; и на уровне обычного законодательства, которое этот статус детализировало.
В США деятельность партий в основном регламентируется решениями Верховного Суда и законами выборов штатов. Законодательное регулирование на этих двух уровнях охватывало следующие элементы статуса политических партий:
понятие политической партии, ее место и роль в политической системе
порядок создания и прекращения деятельности
финансово-экономическая база партий
основы взаимоотношений с государственными органами (участие в избирательном процессе, в работе представительных органов власти) и органами местного самоуправления.
Прежде всего, в конституциях закрепляются место и роль партии в общественно – политической жизни. Главными функциями признаются: участие в выборах и “содействие формированию политической воли народа”.
1. Правовое регулирование создания и деятельности общественных организаций и политический партий в конституционном праве зарубежных стран
Партия — это одна из разновидностей общественных организаций, которая объединяет в своих рядах наиболее активную и организованную часть общества, связанную общими целями и интересами.
Цели, задачи и основные направления деятельности партии определяются в ее уставе, программе и других нормативных документах. В конституционном праве зарубежных стран выделяют следующие функции политических партий:
1. Разработка политического курса государства.
2. Привлечение новых участников.
3. Участие в контроле за деятельностью органов государственной власти.
4. Идеологическое воздействие политической партии на своих членов.
Политические партии, как правило, создаются в большей мере для организации общественной жизни.
По политическому характеру их разделяют на правые, левые и центристские. В политической жизни зарубежных государств действуют партии различных видов, в том числе, коммунистические, выступающие, как правило, за защиту интересов рабочего класса. Социалистические социал-демократические партии отличаются своей реформаторской деятельностью и, как правило, действуют в странах Восточной Европы. Такого рода партии в ведущих демократических государствах почти отсутствуют, за исключением ФРГ.
Целями консервативных партий является защита самобытности управления. Они действуют в Великобритании, отчасти в Испании, а также в Японии, т.е. в тех странах, где сохранилась монархическая форма правления.
Фундаментальные партии действуют в странах Ближнего Востока.
Сложившиеся партийные системы можно классифицировать на многопартийные, двухпартийные и однопартийные.
Многопартийная система наиболее типична для парламентской формы правления и, в силу того, что ни одна из партий не способна завоевать поддержку большинства избирателей, они создают коалиционное правительство. При такой системе ни одной из партий не удается выступать в качестве выразителя интересов всей нации или ее большой части, и поэтому без привлечения, поддержки других партий не удается сформировать правительство. Многопартийные системы без монополии господствующей партии сложились в Бельгии, Дании, Италии, Нидерландах, ФРГ и др.
Двухпартийная система представляет собой систему с двумя крупными политическими партиями, каждая из которых имеет возможность победить на выборах и сформировать свое правительство. При двухпартийной системе возможно существование и иных партий, однако они не имеют реальных шансов встать у руля государства.
Во многих странах с авторитарными и тоталитарными режимами получили развитие однопартийные системы. В них господствующую или руководящую роль играет одна партия, которая выполняет идеологические, а часто и государственные функции, являясь составной частью государства (КНДР, КНР, Куба).
Общие положения о политических партиях содержатся, как правило в основных законах, в которых устанавливается:
1. статус политической партии;
2. принцип свободного образования политических партий;
3. создание условий для свободного развития политических партий.
Например, в ст. 21 Конституции ФРГ записано, что политические партии содействуют формированию политической воли народа, образовываются свободно и их внутренняя организация должна соответствовать демократическим принципам. Закрепляя положения о политических партиях, ст. 6 Конституции Испании определяет их как основной инструмент участия в политической жизни. Ст. 49 Конституции Италии устанавливает право всех граждан свободно объединяться в политические партии для защиты своих гражданских интересов.
Как правило, анализ тех или иных положений, закрепляющих статус политических партий, позволяет сделать вывод о том, что они создаются в противовес государству и для контроля за его деятельностью. Они являются важной частью осуществления идеи народовластия.
Более конкретное регулирование политических партий осуществляется текущим законодательством, поскольку ввиду специфики конституции невозможно прописать весь правовой статус или правовой механизм деятельности политических партий.
В законах, как правило, достаточно широко регулируются вопросы жизнедеятельности политических партий. Например, определяются цели, задачи и структура политических партий, регулируется порядок регистрации партий, прописываются основания финансирования политических партий.
Как правило, регулирование деятельности политических партий, установление правовой основы этих организаций в конституции являются основным условием развития демократии в обществе.
В зарубежных странах, помимо политических партий, существуют еще и общественные объединения — это, как правило, не политические объединения, целью которых не является прямое участие в политической жизни. Правовой статус общественных объединений неоднозначен. Это могут быть профсоюзы, а также различные общества предпринимателей, производителей и т.д.
В конституциях зарубежных стран устанавливается право на объединение и определяются общие принципы и основы деятельности таких организаций. В ряде конституций зарубежных стран содержатся положения о государственной регистрации объединений и внесение их в соответствующий реестр.
Наиболее распространенными в конституциях зарубежных стран являются общественные организации предпринимателей. Например, в Конституции Испании (ст. 7) устанавливается, что ассоциации предпринимателей, равно как и профсоюзы, занимаются защитой и обеспечением экономических и социальных интересов, которые они представляют. В ст. 37 признается право трудящихся и предпринимателей на трудовой конфликт.
В соответствии со ст. 17 Конституции Швеции союзы рабочих и союзы предпринимателей имеют право использовать меры борьбы, которые связаны профессиональной деятельностью. Как правило, такая борьба связана с улучшением условий труда, а также экономических условий, беспрепятственное осуществление ими своих прав. Статус профсоюзов регулируется как конституцией, так и текущим законодательством. Наиболее подробно правовое положение профсоюзов устанавливается в Конституции Испании, Португалии, Франции, Италии. Во многих демократических странах профсоюзы, как правило, создаются в противовес государству для защиты интересов трудящихся. Профсоюз имеет огромное влияние на государство.
В современном мире религия и церковь занимают одно из ведущих мест в общественной жизни. Они оказывают значительное влияние на социально-политические отношения, культуру, сознание и образ жизни людей.
В большинстве конституций зарубежных стран содержатся положения о свободе совести и вероисповеданий, об отделении церкви от государства. Многие из этих норм содержат положения, регулирующие религиозные отношения и религиозные объединения — группы, общины, церкви.
Как правило, в конституциях зарубежных стран закрепляются следующие общие положения, регулирующие правовой статус религиозных объединений:
беспрепятственное отправление религиозных обрядов (ст. 4 Конституции ФРГ);
свобода вероисповедания и отправления культов для индивидов и их объединений;
невозможность никакой религии быть государственной (ст. 16 Конституции Испании);
равная свобода перед законом всех религиозных конфессий (ст. 8 Конституции Италии);
свобода церкви и религиозных общин в своей организации, деятельности и отправлении культа, свобода обучения основам религии в рамках соответствующего вероисповедания, использования для религиозной деятельности собственных средств массовой информации (ст. 41 Конституции Португалии).
В ряде конституций закрепляются положения о господствующей религии. Например, ст. 3 Конституции Греции устанавливает, что господствующей в Греции религией является религия восточно-православной Церкви Христовой. Ст. 13 определяет всякую известную религию свободной и устанавливает, что служители всех известных религий находятся под таким же надзором государства и несут перед ним такие же обязательства, что и служители господствующей религии.
В Конституции Италии особо оговариваются отношения государства и католической церкви, которые независимы и суверенны в своих сферах, их отношения регулируются Латерианскими соглашениями, а отношения государства с другими религиозными конфессиями определяются законом на основе соглашения с этими конфессиями (ст. 7, 8).
Во многих мусульманских странах конституции закрепляют в качестве государственной религии ислам.
В конституциях устанавливаются общие принципы статуса средств массовой информации (СМИ), к которым относятся: право на информацию, свобода печати, запрещение цензуры, недопущение монополизма. Объем конституционных полномочий СМИ различается в разных странах. Например, в Конституции Португалии (ст. 37—41) регулируется свобода слова, печати и выступления в СМИ, право на вывод в эфир, свобода творчества журналиста.
Высшее руководство средств массовой информации Португалии является независимым органом, обеспечивающим право на информацию, свободу слова и печати. Оно состоит из 13 человек.
В зарубежных странах деятельность СМИ, как правило, подконтрольна государству, особенно в сфере политической деятельности. Конституция Испании указывает на парламентский контроль за СМИ.