Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 15:24, курсовая работа
Информация - неотъемлемая часть жизнедеятельности человечества и многие уже не мыслят своё существование без неё. Двадцать первый век, новая информационная эра, сменяя предыдущие, индустриальные концепции развития перспективно меняет приоритеты - и вот уже главным объектом усердного внимания учёных по всему миру прочно становятся информационные технологии. Информация стоит такой высокой оценки благодаря тому, что представляет собой неисчерпаемый экономический ресурс. Развитие информации, как предполагается, прочно войдя во все сферы жизнедеятельности человечества, представляет собой широкий простор для ее всестороннего использования, адаптирования законодательства под нее, так как мы стоим еще лишь на начальном этапе освоения данного еще нового для нас типа ресурсов.
Введение 3
Глава 1. Понятие информации. Информация в юриспруденции 4
1.1 Информация в широком смысле слова 4
1.2 Информация в юриспруденции. Правовое положение информации 6
Глава 2. Реализация права на информацию. Информационная деятельность 11
2.1 Способы реализации права на информацию 11
2.2 Фальсификация информации. Информация и правительство 13
Глава 3. Конституционное право граждан на информацию 19
3.1 Конституционное закрепление права граждан РФ на информацию 19
3.2 Проблема реализации Конституционных прав граждан РФ на информацию 24
Заключение 31
Список использованной литературы: 33
Регулирование права граждан на информацию представляет собой одну из самых трудных для российского законодательства проблем. Только на конституционном уровне это право рассматривается более чем в двадцати конституционно-правовых установлениях, а на более широком - законодательном уровне, по оценкам специалистов, в этот институт входят нормы свыше трех десятков законодательных актов. «Соответствующие нормы, даже без учета информационных прав СМИ, имеются как минимум в 38 законах, 1 указе Президента, 18 постановлениях и 1 распоряжении Правительства, 30 актах ведомственного уровня, регулирующих вопросы здравоохранения, экологии, транспорта, связи, прав потребителей, деятельности органов внутренних дел, охраны труда, взаимоотношений с таможенными налоговыми органами и других сфер жизни».
В России право человека и гражданина на информацию впервые было закреплено в Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. в виде права на охрану личной, персональной информации и права на получение общедоступной информации (ст. 9 и 13). Право на информацию закреплено в ныне действующей Конституции РФ 1993 г.
Из 50 конституционных прав и свобод около 25% можно отнести к соб-ственно информационным, в том числе:
1) право на неприкосновенность
частной жизни, личную и
2) право на тайну переписки,
телефонных переговоров,
3) свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29);
4) свобода массовой информации (ч. 5 ст. 29);
5) право на свободу
выражения своих мнений и
6) право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29);
7) право граждан обращаться
лично, а также направлять
8) право каждого на
достоверную информацию о
9) свобода всех видов творчества (ч. 1 ст. 44);
10) свобода преподавания (ч. 1 ст. 44);
11) право на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44);
12) право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48)»[3].
Этот перечень можно дополнить следующим:
1) право каждого знакомиться с документами и материалами, непосред-ственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24); в данной норме установлено право на доступ к информации путем закрепления обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления по подготовке и предоставлению запрашиваемой информации;
2) право на доступ к
информации о фактах и
В указанном перечне
С точки зрения борьбы с сокрытием информации важной является ч. 1 ст. 15 Конституции РФ. Из нее следует, что право на доступ к информации гарантировано Конституцией РФ и по большому счету не нуждается в подтверждении какими-либо еще правовыми актами. В соответствии с Постановлением Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности, «когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения».
Отечественная правовая практика исходит в вопросе о доступе граждан к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления из такого толкования отмеченных статей Конституции РФ, в соответствии с которым требуется принятие федерального закона для реализации конституционного положения. Данная позиция имеет право на существование: ч. 2 ст. 24 заканчивается фразой «если иное не предусмотрено законом». В отношении права на доступ к информации о деятельности органов власти устоявшееся в отечественной практике толкование, обусловливающее реализацию этого субъективного права принятием федерального закона, является справедливым. Без конкретизации порядка доступа граждан к информации в стране, которая не имеет соответствующего правового опыта, говорить о возможности воплощения права на доступ к информации на практике бессмысленно.
Таким образом, нельзя утверждать, что правовая база доступа граждан к информации о деятельности органов местного самоуправления в нашей стране отсутствует. Однако в основном законодательство регулирует право граждан на доступ к информации о деятельности органов государственной власти, а не органов местного самоуправления. Кроме того, в целом, несистематизированный характер законодательства о доступе граждан к информации не дает возможности в полной мере рассматривать его как достаточный инструмент в реализации субъективного права на доступ к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц.
Конституционно-правовые гарантии
свободы распространения
1) Свобода информации
не ограничивается только
2) Свобода информации
человека - способность человека
осуществлять процесс познания,
производства и передачи как
произведенной, так и
3) Свобода информации
тесно связана со свободой
мысли, однако вопреки
В обществе не свобода оказывает решающее воздействие на поведение людей. Право как феномен социального развития корректирует поведение людей.
Праву на информацию человека можно дать следующее определение.
Совокупность норм, охраняемых публичной властью, которые закрепляют принцип равенства людей, устанавливают приоритет свободы человека и охраняют свободу человека в сфере получения, производства и передачи информации.
Свобода слова, существование
независимых средств массовой информации,
гарантированность права на доступ
к информации - это необходимое
условие нормального
Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию (ст. 1) демократическим правовым государством, гарантирует свободу мысли и слова, свободу массовой информации, провозглашая право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, и запрещает цензуру (ст. 29).
Российская Конституция устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17) и может быть ограничено федеральным законам в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).
Ограничения свободы слова
содержатся как в самой Конституции,
например, с целью защиты права
на неприкосновенность частной жизни
запрещены сбор, хранение, использование
и распространение информации о
частной жизни лица без его
согласия; охрана конституционного строя
и общественного порядка
Таким образом, мы имеем систему нормативных актов, закрепляющих право на распространение информации, но при этом объективно существующее право на защиту от информации пока практически не имеет нормативного закрепления. Те рассмотренные нами нормы законодательства, которые направлены на защиту граждан от информации, носят бессистемный характер.
В российском законодательстве
нет цельного нормативного правового
акта о механизме реализации права
каждого свободно искать, получать,
передавать, производить и распространять
информацию. Положения отдельных
нормативных актов, касающиеся информационного
взаимодействия государственных органов
с гражданами и юридическими лицами,
носят противоречивый характер, что
обусловливается отсутствием
Действующее законодательство не дает однозначного ответа на ряд принципиальных вопросов, в частности, на какую информацию есть права у граждан, каков состав этих прав, как эти права реализовывать. Нормы, регулирующие право на информацию, разбросаны по разным нормативным актам и лишь фрагментарно регулируют соответствующие правоотношения.
Излишняя декларативность
правовых норм приводит к тому, что
нарушение законодательных
Ключевой задачей является
создание открытой информационной среды,
включая обеспечение
Прежде всего необходимо запустить механизм практической реализации конституционного права на свободу получения информации.
Правовой основой такого механизма должны стать законодательно за-крепленные четкие правила, условия и порядок получения гражданами и институциональными структурами общества информации в органах государственной власти и местного самоуправления, от иных государственных и негосударственных юридических лиц, а также прямого доступа к государственным и негосударственным информационным ресурсам. Также в законодательстве о деятельности органов государственной власти должны быть закреплены обязанности и ответственность этих органов и их должностных лиц за информирование граждан и всех структур общества, за оказание им информационных услуг, за накопление, хранение и использование государственных информационных ресурсов в сферах ответственности этих органов.
Отсутствие системности
правового регулирования
Отсутствие установленных норм ответственности за ограничение или нарушение права на доступ к открытой информации является одним из наиболее серьезных недостатков правового обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере.
Информация о работе Конституционное право граждан на информацию