Конституционное право граждан на информацию

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Информация - неотъемлемая часть жизнедеятельности человечества и многие уже не мыслят своё существование без неё. Двадцать первый век, новая информационная эра, сменяя предыдущие, индустриальные концепции развития перспективно меняет приоритеты - и вот уже главным объектом усердного внимания учёных по всему миру прочно становятся информационные технологии. Информация стоит такой высокой оценки благодаря тому, что представляет собой неисчерпаемый экономический ресурс. Развитие информации, как предполагается, прочно войдя во все сферы жизнедеятельности человечества, представляет собой широкий простор для ее всестороннего использования, адаптирования законодательства под нее, так как мы стоим еще лишь на начальном этапе освоения данного еще нового для нас типа ресурсов.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие информации. Информация в юриспруденции 4
1.1 Информация в широком смысле слова 4
1.2 Информация в юриспруденции. Правовое положение информации 6
Глава 2. Реализация права на информацию. Информационная деятельность 11
2.1 Способы реализации права на информацию 11
2.2 Фальсификация информации. Информация и правительство 13
Глава 3. Конституционное право граждан на информацию 19
3.1 Конституционное закрепление права граждан РФ на информацию 19
3.2 Проблема реализации Конституционных прав граждан РФ на информацию 24
Заключение 31
Список использованной литературы: 33

Работа содержит 1 файл

Конституционное право граждан на информацию.docx

— 58.74 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

Введение 3

Глава 1. Понятие  информации. Информация в юриспруденции 4

1.1 Информация  в широком смысле слова 4

1.2 Информация  в юриспруденции. Правовое положение  информации 6

Глава 2. Реализация права на информацию. Информационная деятельность 11

2.1 Способы  реализации права на информацию 11

2.2 Фальсификация  информации. Информация и правительство 13

Глава 3.  Конституционное  право граждан на информацию 19

3.1 Конституционное  закрепление права граждан РФ  на информацию 19

3.2 Проблема  реализации Конституционных прав  граждан РФ на информацию 24

Заключение 31

Список использованной литературы: 33

 

Введение

 

12 декабря на всенародном  Референдуме была принята Конституция Российской Федерации, которая закрепила основные права и свободы человека и гражданина.

Человечество уже на протяжении многих веков обсуждало и обсуждает  вопросы, связанные со свободой.

Это свободы человека, личности и гражданина, свободы экономическая, политическая и социальная, свободы  при различном государственном  строе и в различные времена.

Не последнюю роль в  этой дискуссии занимает свобода  человека на по-лучение и распространение информации, обмена информацией.

Информация - неотъемлемая часть  жизнедеятельности человечества и  многие уже не мыслят своё существование  без неё. Двадцать первый век, новая  информационная эра, сменяя предыдущие, индустриальные концепции развития перспективно меняет приоритеты - и  вот уже главным объектом усердного  внимания учёных по всему миру прочно становятся информационные технологии. Информация стоит такой высокой  оценки благодаря тому, что представляет собой неисчерпаемый экономический  ресурс. Развитие информации, как предполагается, прочно войдя во все сферы жизнедеятельности  человечества, представляет собой широкий  простор для ее всестороннего  использования, адаптирования законодательства под нее, так как мы стоим еще лишь на начальном этапе освоения данного еще нового для нас типа ресурсов.

Как видно из изложенного, тема исследования представляется достаточно актуальной.

Поэтому, учитывая подобную насущность рассматриваемого вопроса, можно выделить цель данной курсовой работы, которая заключается в  исследовании информации и конституционного права на нее в России.

Глава 1. Понятие информации. Информация в  юриспруденции

1.1 Информация в широком смысле  слова

 

Слово "Информация" (от лат. informatio - осведомление, разъяснение, изложение, от лат. informare - придавать форму) -

1) В широком смысле - абстрактное  понятие, имеющее множество значений, в зависимости от контекста.

2) В узком смысле этого  слова - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

3) В общем значении - Сведения  об объектах живой или неживой  природы, их свойств и взаимном  влиянии друг на друга.

Главным образом информация может трактоваться и рассматриваться  по-разному, с точки зрения различных  наук и дисциплин. Так, различают  информацию в физике, в математике, в юриспруденции, в теории управления, в кибернетике, в иных общественных, естественных науках и так далее. Условия проделываемой работы и  рамки юридической её направленности позволяют сузить рассматриваемое  явление лишь в аспекте юридических  наук, не выходя за пределы её прикладных отраслей (например, в судебной медицине и юридической психологии применительно  рассматривать информацию (наследственную) как порядок следования генов  в ДНК).

Юридическая наука - общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм и различные  аспекты правоприменительной деятельности.

Итак, выясняется, что в  настоящее время не существует единого  опреде-ления термина информация. С точки зрения различных областей знания, данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Главнейшим из них принято считать (если информация рассматривается как объект) наличие субъекта, способного распознавать информацию. Это человек и человеческое общество, общества животных, даже общество роботов и т.д. (Примечательно, что спектр субъекта права очень широк и не ограничивается только лишь человеческим обществом.)

Юриспруденция - совокупность наук о праве и его практическом применении.

В юриспруденции (ФЗ от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", статья 2) информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы  их представления. Это означает, что  наука имеет представление о  различных видах (формах) представления  информации, причем с НТП их количество растет.

В ходе попытки придания определениям максимально популярной до-ступности, считается возможной такая классификация на 4 пункта:

1) Текстовая - (символы, обозначающие лексемы языка, или буквы)

2) Числовая - (цифры и знаки, обозначающие математические действия)

3) Графическая - (изображения, предметы, графики и т.п.)

4) Звуковая - (устная или  в виде записи, передача лексем  языка аудиально)

Примечательно, что развитие технологий объединяет многие виды ин-формации и в наши дни особое распространение получают так называемые electronic books (e - books) или электронные книги, а так же аудиокниги как новый способ восприятия текстовой, звуковой и любой другой информации, обычно в связи с появлением электронных программ. К слову, это представляет особенную важность для правоведов, так как являет собой ещё не изученные правом отрасли юридических наук, что зачастую оборачивается проблемами (электронные формы информации до недавнего времени вообще не рассматривались как объект права, ввиду схожести их с программным обеспечением).

Говоря о способах восприятия информации, необходимо выделить основные из них, связанные с реакцией рецепторов индивида на раздражитель-информацию:

Визуальная - воспринимаемая органами зрения.

Аудиальная - воспринимаемая органами слуха.

Тактильная - воспринимаемая тактильными рецепторами. (Осязание)

Обонятельная - воспринимаемая обонятельными рецепторами.

Вкусовая - воспринимаемая вкусовыми рецепторами.

Таким образом, примерная  и максимально сжатая структура  информации как понятия общего создает  определенный фундамент для перехода к частнонаучной попытке её рассмотрения с юридической точки зрения.

1.2 Информация в юриспруденции. Правовое  положение информации

 

Одним из наиболее важных пунктов  является законная обоснованность существования, пользования и свободного и беспрепятственного распространения информации по территории России в основном при помощи СМИ  (или информатизации), являющихся ведущим  каналом реализации конституционного права на информацию.

Право граждан на информацию является одним из важнейших политических и личных прав и возможностей человека и гражданина. Конституция Российской Федерации в ст.29 п.4 устанавливает, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить  и распространять информацию любым  законным способом. Однако особо оговаривается, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Согласно ФЗ "О средствах  массовой информации", “в Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации. ”

Такое правовое положение  подтверждено и Конституцией РФ, в  которой Глава 2 "Права и свободы  человека и гражданина" статья 23.2 (Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных  и иных сообщений…). А статьи 29.1 и 29.5 прокламируют гарантию свободы человека и гражданина на массовую и личную информацию и запрет цензуры. В нашем  государстве иначе быть не может, так как оно демократическое  и светское.

Как видим, право человека и гражданина на информацию закреплено не только Конституцией России, но и  Нормативно - правовыми актами, как  то: Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и защите информации", закон "О СМИ", "Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов государственной  власти" и другие нормативно-правовые акты президента РФ, субъектов РФ.

Несмотря на это появляются противоречащие "запрету цензуры" попытки использования информации в сугубо личных, ущемляющих права  граждан целях, прикрывающих действительность и имеющих политическую направленность. К счастью, государство делает всё  возможное, чтобы явление дезинформации  через СМИ пресекалось, и повсеместно  соблюдались и сохранялись конституционные  принципы информирования граждан.

Однако необходимость  открытости общего доступа к информации о правительстве и его деятельности необходима не только в субъектах  РФ, но и по всей России для активного  участия граждан в государственных  делах.

Итак, обеспечение информационной безопасности Российской Федерации  является одной из ключевых составляющих развития информационного общества.

Ко всему прочему, это  является еще и необходимостью, так  как обяза-тельность правдивости информации закреплена в частности статьей 42 Конституции РФ ("Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением"), регламентирующей право человека на получение информации.

Важнейшим посредником между  информацией и человеком являются способы (средства) ее донесения и  обработки. Формы обеспечения непосред-ственного доступа к документам и материалам органов государственной вла-сти:

1) фондов официальной  информации органов власти;

2) библиотечных фондов  официальной информации;

3) баз данных.

В масштабах всей страны информацией в целом занимается отдельное Министерство связи и  массовых коммуникаций РФ. От правильности и согласованности его деятельности зависит качество обслуживания граждан  и соблюдение конституционных норм. Структура этого важного органа, а так же способы распространения  информации, перспективы их развития, финансирование, контроль над неразглашением государственных тайн и прочее - это лишь "вершина айсберга", который являет собой юрисдикцию подконтрольных этому министерству информационных средств.

Указом Президента Российской Федерации Д. Медведева от 12 мая 2008 года "Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации" было преобразовано в "Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации". Само понятие представляет собой расширенную базу для операций над информацией во всех её формах и во всех направлениях. Для обеспечения стабильности и четкости (слаженности) в работе структура Минкомсвязи выделяет 12 департаментов:

1) Руководство Министерства;

2) Помощники (советники)  Министра;

3) Административный департамент;

4) Департамент государственной  политики в области информатизации  и информационных технологий (осуществляет  функции по выработке и реализации  государственной политики и подготовке  предложений по нормативно-правовому  регулированию в сфере информационных  технологий);

5) Департамент государственной  политики в области связи (осуществляет  функции по выработке и реализации  государственной политики и нормативно-правовому  регулированию);

6) Департамент государственной  политики в области средств  массовой информации (осуществляет  функции по выработке и реализации  государственной политики и подготовке  предложений по нормативно-правовому  регулированию в сфере массовых  коммуникаций и средств массовой  информации);

7) Департамент информации  и общественных связей;

8) Департамент международного  сотрудничества;

9) Департамент научно-технического  и стратегического развития отрасли  (осуществляет функции по выработке  и реализации научно-технической  политики и стратегии развития  в сфере информационных технологий, электросвязи и почтовой связи,  массовых коммуникаций и средств  массовой информации);

10) Департамент цифрового  телевидения и использования  новых технологий в средствах  массовых коммуникаций (осуществляет  функции по выработке и реализации  государственной политики и подготовке  предложений по нормативно-правовому  регулированию перехода на цифровой  формат телевизионного вещания  и радиовещания в Российской  Федерации, а также по использованию новых технологий в средствах массовых коммуникаций);

11) Департамент экономики  и финансов;

12) Правовой департамент.

Следует отметить, что каждый департамент имеет директора, а  министерству подведомственны ещё  и федеральные службы агентства  связи, что свидетельствует о  широких возможностях данного министерства.

Информация о работе Конституционное право граждан на информацию