Конституционное право граждан на информацию

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Информация - неотъемлемая часть жизнедеятельности человечества и многие уже не мыслят своё существование без неё. Двадцать первый век, новая информационная эра, сменяя предыдущие, индустриальные концепции развития перспективно меняет приоритеты - и вот уже главным объектом усердного внимания учёных по всему миру прочно становятся информационные технологии. Информация стоит такой высокой оценки благодаря тому, что представляет собой неисчерпаемый экономический ресурс. Развитие информации, как предполагается, прочно войдя во все сферы жизнедеятельности человечества, представляет собой широкий простор для ее всестороннего использования, адаптирования законодательства под нее, так как мы стоим еще лишь на начальном этапе освоения данного еще нового для нас типа ресурсов.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие информации. Информация в юриспруденции 4
1.1 Информация в широком смысле слова 4
1.2 Информация в юриспруденции. Правовое положение информации 6
Глава 2. Реализация права на информацию. Информационная деятельность 11
2.1 Способы реализации права на информацию 11
2.2 Фальсификация информации. Информация и правительство 13
Глава 3. Конституционное право граждан на информацию 19
3.1 Конституционное закрепление права граждан РФ на информацию 19
3.2 Проблема реализации Конституционных прав граждан РФ на информацию 24
Заключение 31
Список использованной литературы: 33

Работа содержит 1 файл

Конституционное право граждан на информацию.docx

— 58.74 Кб (Скачать)

 Следует подчеркнуть  особую значимость этого права:  оно выступает связующим элементом  всей системы основных прав  и свобод.

 

Глава 2. Реализация права на информацию. Информационная деятельность

2.1 Способы реализации права на  информацию

 

Ещё одной важнейшей особенностью права на информацию является его  реализация, то есть возможность донесения  сути права до граждан РФ и обеспечить его неукоснительное соблюдение. Еще Петр I замечал: "Всуе законы писати, когда их не исполняти". То есть уже тогда осознавалась необходимость не просто изложения прав и обязанностей граждан, но обеспечение условий их соблюдения для нормального функционирования и общества, и государства. Задача процесса правореализации - эффективно, без всяких отклонений (в режиме законности) переводить предписания правовых норм в правомерное поведение, максимально полно реализовывать возможности, предоставленные правом, и всецело выполнять его требования. Поэтому реализация права на информацию должна происходить в ходе информатизации общества, опубликованием Нор-мативно - правовых актов (обнародованием) посредством СМИ и других уже рассмотренных ранее способов распространения информации. Таким образом, можно сказать, что правовая норма реализуется тогда, когда она воплощается в фактическом правомерном поведении субъектов.

Реализация права может  выражаться четырьмя способами:

1) соблюдение (добровольное  подчинение субъекта права (общества) требованиям административно-правовых  норм, при этом в данном случае  субъект не вступает ни в  какие административно - правовые  отношения, так как просто воздерживается  от запрещенного противоправного  действия)

2) исполнение (активные правомерные  действия субъектов права по  вы-полнению предписаний этих норм, при этом субъект становится причастен к правовым отношениям, так как в определенных случаях активное и пассивное поведение (действие и бездействие) может рассматриваться как неправомерное поведение)

3) использование (добровольное  совершение субъектами права  правомерных действий, связанных  с осуществлением субъективных  прав в сфере управления, при  котором является обязательным  вступление субъекта в правовые  отношения, так как немыслимо  использование этого способа  реализации права иначе как  посредством совершения юридически  значимых действий)

4) применение - особая форма  правореализации. Всегда носит активный государственно-властный, организующий характер, осуществляется компетентными органами в установленном законодательством процессуальном порядке.

Применение всегда относят  к особой форме реализации права, учитывая вмешательство государства, которое в данном случае выступает  как аппарат принуждения. Остановившись  подробнее на этом способе, можно  качественнее уяснить, какие принципы права на информацию применяются  на практике с использованием уже  перечисленных методов реализации права.

Применение права, как  определенный процесс, распадается  на ряд ста-дий. Вообще стадия - это отрезок какого-либо процесса, имеющий свою, про-межуточную задачу, и в силу этого приобретающий относительную самостоятельность и завершенность. В качестве основных можно выделить три стадии:

1) установление фактических  обстоятельств дела;

2) формирование юридической  основы дела; (зачастую проходит  параллельно с другими стадиями)

3) решение дела.

Используя данную сжатую структуру  реализации права, можно приме-нить ее к конституционному праву на информацию:

1) Использование субъектом  данного права означает, что управомочен-ный извлекает из процесса реализации необходимые ему полезные свойства, блага, удовлетворяет свой интерес в информации. Использование может осу-ществляться как активным поведением, так и пассивным. Это может означать, что непосредственно субъект права своими активными действиями добивается его или пользуется (пассивно) предоставляемым ему информационным ресурсом, удовлетворяя при этом потребность в информировании.

2) Исполнение: реализуются  обязывающие нормы, требующие  активного поведения от субъекта (действий). Так, для достижения  определенного результата, необходимо  следовать предписаниям нормативно - правовых актов, то есть в  ходе исполнения этих норм, получается  информационный ресурс (или реализуется  право на него)

3) Соблюдение: реализуются  запрещающие нормы, требующие  пассивного поведения (воздержания  от неправомерных действий). Соблюдение - один из самых категоричных  способов реализации права. Для  того, чтобы получить от этого  выгоду заинтересованному субъекту  достаточно не прибегать к  тому, что является противоречащим  нормативно- правовому акту.

4) Применение права на  информацию также широко практикуется, государство при этом не должно (и не может) оставаться безучастным:  оно должно создавать условия  для реализации права и обеспечивать  его защиту, а также выступать  в роли санкционирующего органа (используя методы поощрения или  принуждения)

Основной способ реализации права на информацию - это СМИ.

2.2 Фальсификация информации. Информация  и правительство

 

Продолжая тему взаимосвязи  информации и политики, следует, прежде всего, дать такое понятие, как информационная деятельность.

Информационной деятельностью  принято считать всю деятельность че-ловека, связанную с процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации в основном при помощи главного носителя информации - речи. Согласно одному из учебных курсов по математике и информатике, "…постоянное совершенствование техники и производства привело к резкому возрастанию объема информации, с которой приходится оперировать человеку в процессе его профессиональной деятельности, начал возникать информационный кризис: человечество не справлялось с обработкой нарастающих объемов информации старыми методами. Как всякий кризис он вызвал несколько информационных революций и, как следствие, появление новых информационных технологий…"

Столь интересное замечание  дает основания предположить, что  сегодня государство уделяет  немало внимания не только созданию массива  информа-ции, но и поиску наилучших способов ее хранения и скорости передачи и распространения, ее доступности и т.д.

Изъяны и недочеты в  этой сфере деятельности приводят к  фальсификации событий истории  и многочисленным спорам на различные  политические темы, включая и международный  уровень, что крайне нежелательно, так  как зачастую является причиной крупных  конфликтов. В свете последних  событий, подтверждением этому может  служить масса случаев, произошедших только за последний год. Так, Япония "претендует" на четыре острова  в южной части Курильской гряды, забывая об информационном источнике - мирном договоре, закреплявшем эти  острова за СССР, после капитуляции  Японии.

 К таким катастрофическим  последствиям может привести  фальсифика-ция документов, (и их обнародование как якобы рассекреченных) то есть подделка информационных ресурсов, а также распространение ложной пропаганды средствами массовой информации, в частности, в сети Интернет. Именно поэтому, знакомясь с Указом Президента Российской Федерации (15 мая 2009 г.)"О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России", можно с уверенностью говорить о действительной важности вышеизложенного для государства.

Что касается непосредственно  информации как ее социального, так  и ее политического значения, то рационально выделение трех составляющих цели создания государственных информационных ресурсов, как то:

1) Использование ресурсов (информация о деятельности Правительства)

2) Представление этой  информации по обращению других  органов

3) Так называемые "Пиар - мероприятия" (публичное выступление  членов Правительства РФ, организация  открытых пресс-конференций и  т.п.)

Важно отметить, что эти  же цели преследует и дополнительный (если не основной) источник информации о власти - нормативно-правовой акт  и Феде-ральный Конституционный Закон (НПА и ФКЗ). Они являются составляющими формы реализации информации.

Любая информация может быть нескольких видов. Наиболее значимые из них: Справочная, аналитическая, статическая, правовая, экономическая (одна из главнейших, так как к её ведению относится  усмотрение расходов из федерального бюджета), социологическая, административная и так далее.

Останавливаться на каждом виде информации не считается целесообразным, поэтому в пределах данной работы я заострю внимание на примере  правовой информации.

Функции и "аудитория" информации. Очевидно, что информация идет не только "в массы", но и  рассчитана также на представителей государственной власти. Она, например, доносит сведения о доходах и  имуществе членов правительства, что  приводит к ажиотажу среди населения  страны, активизации политических партий и санкций со стороны налоговых  органов и Президента страны.

Функции СМИ до сих пор  не установлены точно, так как  имеются на се-годняшний день разные точки зрения. Одна из них выделяет несколько функ-ций:

1) Коммуникативную - функцию  общения, налаживания контакта.

2) Непосредственно-организаторскую,  в которой наиболее наглядно  проявляется роль СМИ как "четвертой  власти" в обществе.

3) Идеологическую связанную  со стремлением оказать глубокое  влияние на мировоззренческие  основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов.

4) Культурно-образовательную,  заключающуюся, в том, чтобы,  будучи одним из институтов  культуры общества, участвовать  в пропаганде и распространении  в жизни общества высоких культурных  ценностей, воспитывать людей  на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему  развитию человека.

5) Рекламно-справочную, связанную  с удовлетворением утилитарных  запросов в связи с миром  увлечений разных слоев аудитории  (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т.п.). Слово "Утилитарный" означает сообразующийся исключительно с практической пользой или выгодой; практичный; прикладной, согласно Большой Советской Энциклопедии.

6) Рекреативную (развлечения,  снятия напряжения, получение удоволь-ствия).Наиболее знакомая для всех функция - развлекательные телевизионные передачи, музыка, кино и т.д.

Здесь сразу следует сделать  оговорку, что все эти функции  должны по Конституционным принципам  свободы слова не переходить допустимую грань закона. Так, предусматривается  ограничение свободы слова. Это  выражается запретом на недопустимые цели, направленные на пользование  этим правом, как то: разжигание межнациональной  розни, оскорбление других граждан (что, впрочем, санкционируется опционально, по инициативе оскорбленного), а также  клевета и заведомо ложные сообщения, подрывающие безопасность государства  и общества (включая разглашение  государственных тайн) и так далее.

Вообще рассуждать на тему политических прав и свобод следует, однако, очень аккуратно и лаконично, так как думается, что Конституция  имеет несправедливо мало положений, регулирующих различного рода формы  волеизъявления (пикетирования, манифесты, шествия, марши, паломничества, демонстрации, митинги, различные сборы и так  далее).

Думается, что таким образом  проявляется стремление к более  частому использованию конституционных  судов, разъясняющих появляющиеся вопросы.

Несомненным минусом является также и возможность по - всякому  ма-нипулировать законом, трактуя его с разных подходов и получая от этого личную выгоду в ущерб стороне, нередко конституционно находящейся в выигрышном положении.

Фундаментальные принципы информации в юриспруденции:

1) Полнота,

2) первичность,

3) своевременность,

4) легкость физического  и электронного доступа,

5) машиночитаемость,

6) недискриминационность,

7) использование общих  стандартов,

8) лицензирование,

9) постоянство,

10) стоимость использования.

Все эти принципы очень  правильно отражают современные  проблемы, в частности пункт 9 в  расшифровке означает, что информация должна быть доступной не только " в прямом эфире", но и в архивах  любой формы хранения информации, зачастую информация не сохраняется  и таким образом становится доступной  не для всех. Не менее примечательно  то, что среди этих принципов не находится такое понятие, как  законность, что, по существу является и должно являться самым фундаментальным  принципом создания информации для соответствия предписаниям Конституции. Вероятно, это понятие заложено в термин "лицензирование" (условия, требования, ограничения) и "недискриминированость", что, по-видимому, означает кто, каким образом и как может получить доступ к информации. Несовершенство такой системы принципов выражено еще и противоречием четвертого и десятого пунктов. Наборы данных выпускаемые государством должны быть максимально доступны, а препятствия физическому и электронному доступу включают требования личного посещения определенного офиса или соответствие некоторой процедуре.

Информация о работе Конституционное право граждан на информацию