Концепция судебно-правовой реформы РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 23:52, реферат

Описание работы

Судебно-правовую реформу следует рассматривать как неотъемлемую составную часть общих реформ органов государственной власти и управления. Такая соподчиненность определяет в качестве фундамента доля проведения этой реформы общепризнанные принципы, лежащие в основе построения правового государства:
- приоритет прав и свобод личности, их охрана и защита со стороны государства;
- верховенство закона во всех сферах общественной жизни;
- взаимная ответственность государства и личности, других участников правоотношений;
- разграничение компетенции законодательной, исполнительной и судебной власти;
- наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, других участников правоотношений.

Содержание

I. Необходимость судебно-правовой реформы
II. Судебная власть и судебная организация
2.1. Понятие и назначение судебной власти в правовом государстве
2.2. Конституционные основы судебной власти
2.3. Судебная система
2.3.1. Мировой суд
2.3.2. Межрайонные (окружные) суды
2.3.3. Областные, Минский городской суды
2.3.4. Верховный Суд
2.3.5. Областные и приравненные к ним хозяйственные суды
2.3.6. Высший Хозяйственный Суд
2.3.7. Конституционный Суд
2.3.8. Специализированные суды
2.3.9. Правовой статус судей и судейское самоуправление
III. Предварительное расследование
IV. Прокурорский надзор
V. Органы юстиции
VI. Адвокатура и гарантии оказания юридической помощи
VII. Органы внутренних дел и государственной безопасности
VIII. Общественные формирования юристов
IX. Реформа законодательства
X. Этапы реализации Концепции судебно-правовой реформы
10.1. Подготовительный этап
10.1.1. Внесение изменений в действующее законодательство
10.1.2. Разработка и принятие законов Республики Беларусь
10.1.3. Организационные меры
10.2. Переходный этап
10.3. Завершающий этап

Работа содержит 1 файл

Концепция судебно-правовой реформы РБ(1).doc

— 258.48 Кб (Скачать)

В процессуальном законодательстве - дифференцировать формы судопроизводства (в частности, отказаться от протокольной формы досудебной подготовки материалов). Расширить судебный контроль за законностью производства на ранних стадиях процесса.

 

X. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ СУДЕБНО-ПРАВОВОЙ РЕФОРМЫ

 

Кризисное состояние общества, сложившееся административно- территориальное деление республики, дефицит и уровень квалификации юридических кадров обусловливают необходимость поэтапного проведения судебно-правовой реформы. Реализация конкретных мер на каждом этапе зависит от наличия соответствующих социальных, финансовых и организационных предпосылок. Предлагаются три этапа проведения реформы: подготовительный, переходный и завершающий.

Переход от одного этапа к другому возможен только в случае подтверждения на предыдущем этапе эффективности применения предложенных мер.

 

 

10.1. Подготовительный этап

 

Закладывает основы реализации и проверки на практике идей реформы, рассчитан на минимальные материальные издержки и включает в себя следующие мероприятия первоочередного характера:

 

10.1.1. Внесение изменений в действующее законодательство:

 

- о предоставлении права судьям районных (городских) судов единолично рассматривать определенные категории гражданских и уголовных дел;

- об установлении выплаты вознаграждения народным заседателям за участие в осуществлении правосудия из государственного бюджета и усилении ответственности должностных лиц за воспрепятствование народным заседателям в выполнении их обязанностей в суде;

- об усилении ответственности участников процесса за неявку без уважительных причин в суд и органы предварительного расследования;

- о предоставлении областным (Минскому городскому) судам и Верховному Суду Республики Беларусь права рассмотрения уголовных дел о преступлениях, влекущих по закону применение исключительной меры наказания, в составе расширенных коллегий из судей - профессионалов и народных заседателей до введения суда присяжных;

- о возможности кассационного обжалования и опротестования решений и приговоров, вынесенных Верховным Судом республики;

- о предоставлении судам кассационной инстанции права непосредственного исследования доказательств ( вызова участников процесса и свидетелей) и вынесения новых решений по существу до образования апелляционных судов;

-о разрешении частной нотариальной практики, предусмотрев прием экзаменов у претендентов специальными квалификационными комиссиями при органах юстиции и выдачу им лицензий на право занятия нотариальной деятельностью.

 

10.1.2. Разработка и принятие законов Республики Беларусь:

 

- о Конституционном Суде;

- о судоустройстве и правовом статусе судей;

- о прокуратуре;

- об адвокатуре;

- о Следственном комитете;

- о Службе национальной безопасности;

- об оперативно-розыскной деятельности:

- о нотариате;

- Гражданского и Уголовного кодексов;

- Гражданско-процессуального и Уголовно-процессуального кодексов;

- Кодекса об административных правонарушениях и Административно-процессуального кодекса.

 

10.1.3. Организационные меры:

 

Выработка оптимальных норм нагрузки судей, следователей и других работников правоохранительных органов, их материально-технического обеспечения и размещения (включая подготовку типовых проектов зданий юстиции, рационального порядка делопроизводства с использованием современных научно-технических средств).

Совершенствование подготовки юридических кадров путем пересмотра учебных программ, оптимизации процессов обучения. Повышение уровня правосознания общества за счет включения основ юридического образования в программы обучения от начальных школ до высших учебных заведений.

Введение должностей судей по административным делам в районных (городских) народных судах до учреждения административных судов при сохранении на данном этапе действующей судебной системы.

Начало создания в органах юстиции судебной милиции (службы судебных приставов), предпосылок для передачи исправительно-трудовых учреждений, а также экспертно-криминалистических подразделений в ведение Министерства юстиции.

Формирование материально-технической базы судов и правоохранительных органов, обеспечивающей их нормальное функционирование, а также высокий уровень материально-бытового и социального положения работников этих органов. Выделение финансирования судов в отдельную статью государственного бюджета.

Подготовка материально-технического и организационно-кадрового обеспечения для образования Следственного комитета как самостоятельного ведомства в структуре Совета Министров Республики Беларусь, а также для преобразования Комитета государственной безопасности Республики Беларусь.

Формирование специализированных общественных объединений юристов.

 

10.2. Переходный этап

 

Предусматривает реализацию важнейших принципов реформы и завершение организационных мероприятий по созданию основных элементов новой системы органов юстиции.

 

10.2.1. Ввести суд присяжных для рассмотрения некоторых категорий уголовных дел.

 

10.2.2. Образовать апелляционные суды в качестве судов второй инстанции для проверки не вступивших в законную силу судебных решений.

 

10.2.3. Установить четырехзвенную судебную систему общих судов с введением мировых судов и окружных судов.

 

10.2.4. Продолжить формирование специализированных судов.

 

10.2.5. Завершить создание самостоятельного Следственного комитета.

 

10.2.6. Сосредоточить в Министерстве внутренних дел исполнение функций борьбы с организованной преступностью.

 

10.2.7. Завершить создание Службы национальной безопасности.

 

10.2.8. Приступить к передаче отдельных функций из ведения правоохранительных органов в ведение органов Министерства юстиции.

 

10.2.9. Придать новый правовой статус Министерству юстиции и его органам в системе исполнительной власти.

 

10.2.10. Образовать республиканский центр правовой информации.

 

10.3. Завершающий этап

 

Предполагает реализацию конечных целей судебно-правовой реформы и создание системы юстиции, действующей на основе нового законодательства.


 



Информация о работе Концепция судебно-правовой реформы РБ