Концепция судебно-правовой реформы РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 23:52, реферат

Описание работы

Судебно-правовую реформу следует рассматривать как неотъемлемую составную часть общих реформ органов государственной власти и управления. Такая соподчиненность определяет в качестве фундамента доля проведения этой реформы общепризнанные принципы, лежащие в основе построения правового государства:
- приоритет прав и свобод личности, их охрана и защита со стороны государства;
- верховенство закона во всех сферах общественной жизни;
- взаимная ответственность государства и личности, других участников правоотношений;
- разграничение компетенции законодательной, исполнительной и судебной власти;
- наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, других участников правоотношений.

Содержание

I. Необходимость судебно-правовой реформы
II. Судебная власть и судебная организация
2.1. Понятие и назначение судебной власти в правовом государстве
2.2. Конституционные основы судебной власти
2.3. Судебная система
2.3.1. Мировой суд
2.3.2. Межрайонные (окружные) суды
2.3.3. Областные, Минский городской суды
2.3.4. Верховный Суд
2.3.5. Областные и приравненные к ним хозяйственные суды
2.3.6. Высший Хозяйственный Суд
2.3.7. Конституционный Суд
2.3.8. Специализированные суды
2.3.9. Правовой статус судей и судейское самоуправление
III. Предварительное расследование
IV. Прокурорский надзор
V. Органы юстиции
VI. Адвокатура и гарантии оказания юридической помощи
VII. Органы внутренних дел и государственной безопасности
VIII. Общественные формирования юристов
IX. Реформа законодательства
X. Этапы реализации Концепции судебно-правовой реформы
10.1. Подготовительный этап
10.1.1. Внесение изменений в действующее законодательство
10.1.2. Разработка и принятие законов Республики Беларусь
10.1.3. Организационные меры
10.2. Переходный этап
10.3. Завершающий этап

Работа содержит 1 файл

Концепция судебно-правовой реформы РБ(1).doc

— 258.48 Кб (Скачать)

- определены основополагающие принципы правового статуса судей: независимость, несменяемость, неприкосновенность, запрещение заниматься активной политической деятельностью (ст. 132, 133);

- сформулированы основные демократические принципы организации и функционирования судебной власти: независимость судей и подчинение их только закону, бессрочное избрание или назначение судей, осуществление правосудия в точном соответствии с законом, рассмотрение дел в судах судьями коллегиально и единолично, открытое разбирательство дел в судах, ведение судопроизводства на национальном языке, состязательность и равенство сторон в процессе, право на аппеляционное и кассационное обжалование решений, право на профессиональную юридическую помощь на всех стадиях судопроизводства.

 

2.3. Судебная система

 

Судебная система республики должна строиться на следующих началах:

- децентрализации за счет функционального разделения организационных форм судебной власти;

- максимального приближения суда к населению, экстерриториальности основного звена судебной организации;

- обеспечения компетентности и профессионализма в судебной деятельности;

- сочетания единоличного и коллегиального порядка рассмотрения дел;

- участия народа в отправлении правосудия в качестве присяжных заседателей;

- образования специализированных судов и судебных коллегий;

- учреждения избираемого народом мирового суда как низшего звена судебной системы;

- восстановления апелляционного суда при сохранении кассационной и надзорной инстанции в системе судов.

В итоге судебная система должна быть сформирована следующим образом:

 

2.3.1. Мировой суд рассматривает в единоличном порядке некоторые категории гражданских, уголовных и административных дел.

 

2.3.2. Межрайонные (окружные) суды действуют в составе: -

одного профессионального судьи, единолично рассматривающего уголовные дела о преступлениях, влекущих наказание в виде лишения свободы на срок не свыше трех лет, и гражданские дела, не подсудные мировому суду;

- одного профессионального судьи и коллегии присяжных заседателей, рассматривающих уголовные дела о преступлениях, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет, если обвиняемый не признает себя виновным в совершении преступления;

- трех профессиональных судей, рассматривающих уголовные дела о преступлениях с вышеуказанной мерой наказания, если обвиняемый не требует суда присяжных, и сложные гражданские дела.

В таком же составе межрайонный (окружной) суд действует в качестве апелляционной инстанции для мировых судов.

 

2.3.3. Областные, Минский городской суды действуют в составе:

- трех профессиональных судей и коллегии присяжных заседателей, рассматривающих по первой инстанции уголовные дела о преступлениях, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или смертная казнь, когда обвиняемый не признает себя виновным;

- трех профессиональных судей, рассматривающих по первой инстанции уголовные и гражданские дела, не подсудные нижестоящим судам;

- второй апелляционной и кассационной инстанции для межрайонных (окружных) судов.

 

2.3.4. Верховный Суд как высший орган судебной власти, выступающий в качестве единственной надзорной инстанции в отношении всех судов общей юрисдикции, а также апелляционной и кассационной инстанции в отношении судебных решений областных судов.

В отличие от действующей ныне в республике трехзвенной системы судов общей юрисдикции вводится четырехзвенная система, что предполагает увеличение численности судов и судейского корпуса, позволит дифференцировать судопроизводство (в зависимости от общей опасности и характера деяний, а также от сложности и цены гражданского иска), максимально приблизить суд к населению, лучше решить вопросы организации судебной работы.

Введение суда присяжных как наиболее демократичной формы отправления правосудия, выработанной цивилизацией и обеспечивающей независимость и самостоятельность суда, определяется необходимостью расширения реального участия населения в судебной деятельности, привнесения в нее житейского здравого смысла и народного опыта, милосердия и справедливости.

Как показывает опыт функционирования этого суда в современных развитых странах, с его участием рассматривается сравнительно небольшое число уголовных дел (примерно 2 - 4 %). Как правило, это уголовные дела о преступлениях, по которым обвиняемому грозит суровая мера наказания, и он не признает себя виновным. Следовательно, суд присяжных - это еще и важная гарантия прав человека, обвиняемого в совершении преступления, не беспристрастный, независимый, коллегиальный суд сограждан, которым он доверяет решать свою судьбу. Это право в демократическом правовом государстве должно быть гарантировано.

С учетом наших реалий (дефицита средств, помещений, затруднений с привлечением заседателей) следует ограничиться минимальным числом присяжных в количестве 7 - 9 человек (мировая практика - 6-15 присяжных).

Участие в рассмотрении дел в качестве присяжного заседателя должно быть сделано общегражданской повинностью, одной из действенных форм повышения уровня правосознания народа, смягчения нравов в обществе, воспитания уважения к личности.

Присяжным может быть гражданин Республики Беларусь, обладающий правом голоса, достигший 25 лет (до 1917 года - 25 лет, в современной Германии, к примеру, 30 лет) и постоянно проживающий в данном судебном округе. Не могут выполнять обязанности присяжного лица, не владеющие языком судопроизводства, страдающие физическими и психическими недостатками, препятствующими им правильно воспринимать происходящее в суде, работники правоохранительных органов, адвокаты, священнослужители. Этот перечень не является исчерпывающим.

Введение судебных округов, не совпадающих с границами административных районов, преследует цель устранить зависимость судов от местных влияний, более равномерно распределить нагрузку основного звена судебной системы, а также проводить специализацию судей.

 

2.3.5. Областные и приравненные к ним хозяйственные суды действуют в соответствии с Законом Республики Беларусь "О хозяйственном суде в Республике Беларусь".

 

2.3.6. Высший Хозяйственный Суд осуществляет руководство и организует работу всей системы хозяйственных судов. Он является высшим органом судебной власти в сфере экономических правоотношений.

Высший Хозяйственный Суд осуществляет надзор в отношении всех судебных решений системы хозяйственных судов. Он вправе рассмотреть любой спор, подсудный нижестоящим судам.

Рассматривает по существу наиболее сложные экономические споры, отнесенные к его компетенции законодательством о хозяйственных судах.

Наряду с Высшим Хозяйственным Судом, хозяйственными судами областей в дальнейшем возможно образование хозяйственных судов городов и районов, по отношению к которым вышестоящие хозяйственные суды должны выступать в качестве кассационной и апелляционной инстанции.

В основу юрисдикции этих судов должен быть положен принцип защиты прав и законных интересов всех субъектов хозяйствования (юридических и физических лиц) - участников экономических отношений. Хозяйственные суда разрешают все споры в области экономических отношений между всеми участниками хозяйственной деятельности независимо от форм собственности. Статус Высшего Хозяйственного Суда и нижестоящих хозяйственных судов как судебной системы основан на усилении роли судебной власти и ее праворегулирующих функций в системе рыночных правоотношений.

 

2.3.7. Конституционный суд

 

Особое место в судебной системе республики должен занимать Конституционный Суд. Этот орган призван обеспечить соответствие законов, иных нормативных актов Конституции и международно-правовым обязательствам республики.

Конституционный Суд Республики Беларусь рассматривает дела и дает заключения:

- о соответствии законов, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции, международно-правовым пактам, ратифицированным республикой;

- о соответствии указов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора республики, имеющих нормативный характер, Конституции, законам и международно-правовым пактам, ратифицированным Республикой Беларусь;

- о соответствии нормативных актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, Конституции и законам республики.

Конституционный Суд вправе рассмотреть вопрос о соответствии нормативных актов любого государственного органа Конституции, законам и международно-правовым пактам, ратифицированным Республикой Беларусь.

Конституционный Суд рассматривает вопросы о конституционности актов как в целом, так и отдельных положений.

Конституционный Суд дает толкование положений Конституции Республики Беларусь.

Право на обращение в Конституционный Суд принадлежит субъектам, обладающим правом законодательной инициативы, а также любому суду в случае, если при рассмотрении дела он придет к выводу, что закон или иной нормативный акт, подлежащий применению, противоречит Конституции Республики Беларусь.

Принятие Конституционным Судом заключения о несоответствии закона, международного договорного или иного обязательства, указа Президента Республики Беларусь либо отдельных их положений Конституции республики или международно-правовым пактам, ратифицированным Республикой Беларусь, приостанавливает действие соответствующего акта или международного обязательства с момента принятия заключения.

Верховный Совет республики, Президент в двухмесячный срок рассматривают представленное Конституционным Судом заключение по существу. Если Верховный Совет, Президент отклоняет заключение, Конституционный Суд вправе объявить признанные им нормативные акты или международные обязательства не имеющими юридической силы в целом или в определенной их части с момента принятия заключения, которым приостановлено их действие.

Закон или международное соглашение Республики Беларусь, признанные Конституционным Судом неконституционными ввиду нарушения ими прав и свобод человека, считаются не имеющими юридической силы в целом или в определенной части с момента принятия соответствующего акта.

Нормативные акты других государственных органов или их отдельные положения, признанные не соответствующими Конституции Республики Беларусь, законам либо международно-правовым пактам, считаются утратившими силу с момента принятия заключения Конституционным Судом.

 

2.3.8. Специализированные суды

 

В вышестоящих судах общей юрисдикции и хозяйственных судах возможно создание специализированных коллегий, а впоследствии при появлении соответствующих условий - преобразование их в специализированные суды ( по делам несовершеннолетних, семейные, административные, налоговые, патентно-лицензионные, финансовые и другие). Подобная специализация в рамках Конституционного Суда также не должна быть исключена.

Военные суды как органы правосудия входят в систему судов общей юрисдикции и действуют в Вооруженных Силах.

К подсудности военных судов следует отнести:

- дела о воинских преступлениях;

- рассмотрение жалоб военнослужащих на неправомерные действия и решения воинских должностных лиц и органов военного управления;

- дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и военнообязанными во время прохождения учебных сборов;

- дела об административных правонарушениях военнослужащих.

Система военных судов должна основываться на общих началах организации и осуществления судебной власти с учетом специфики построения Вооруженных Сил. Коллегии присяжных заседателей военных судов формируются из числа военнослужащих. В целях укрепления независимости военных судов от военного командования их необходимо вывести из состава Вооруженных Сил с исключением личного состава из штатной численности войск.

 

 

 

 

2.3.9. Правовой статус судей и судейское самоуправление

 

Судебная реформа должна коренным образом изменить правовой статус судей, укрепить их независимость, обеспечить несменяемость и неприкосновенность, достойное материально-бытовое и социальное положение.

Прочные гарантии судейской независимости от исполнительной власти, от местных, политических и иных влияний должен обеспечить новый порядок формирования судейского корпуса. Как предлагается в проекте Конституции, бессрочное избрание судей Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда должно осуществляться Верховным Советом республики, назначение судей всех остальных судов - Президентом Республики Беларусь (ст.89, 105 проекта Конституции).

Гарантией от непрофессионального или недобросовестного исполнения судьями своих обязанностей должны стать особые процедуры их отбора, назначения и вступления в должность, тщательно регламентированная законом возможность освобождения судей от занимаемой должности в строго определенных случаях.

Информация о работе Концепция судебно-правовой реформы РБ