Коммерческие юридические лица их правовое положение

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является дать определение юридическим лицам, показать процесс образования и прекращения юридических лиц. По целям деятельности разграничение юридических лиц производится на основе ст. 34 ГК РК на коммерческие и некоммерческие организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….........3


1. ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА, КАК СУБЪЕКТ ГРАЖДАНСКО –

ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИИ ………………………………………………………4


2. ПРАВОСПОСОБНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ.…………………..………..6

2.1. Возникновение (создание) юридического лица………………………………8

2.2. Прекращение юридического лица……………………………………….…….9


3. КОММЕРЧЕСКИЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА. ВИДЫ И ПРАВОВОЕ

ПОЛОЖЕНИЕ …………………..………………………………………………..14

3.1. Хозяйственное товарищество………………………………………………...14

3.2. Полное товарищество……………………………………………………..…..17

3.3. Коммандитное товарищество…………………………………………...…….18

3.4. Товарищество с ограниченной ответственностью……………………..……20

4.5. Производственный кооператив……………………………………………….21

4.6. Государственное предприятие………………………………………….…….25


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….29


Список использованных источников…………...………………….30

Работа содержит 1 файл

юр лица.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

      В связи с изложенным коснемся вопроса  о цели деятельности государственных предприятий.

      По  своей организационно-правовой форме  государственное предприятие относится  к коммерческим организациям, основной целью деятельности которых является, как известно, извлечение дохода (ст. 34 ГК РК). Однако, в силу того, что главным назначением государственных предприятий является решение социально-экономических задач, стоящих перед государством, извлечение дохода не должно выступать в качестве определяющей цели их деятельности — государство создает свои предприятия для того, чтобы они были инструментом реализации функций самого государства. При этом следует исходить из того, что деятельность государственного предприятия не может служить источником личного обогащения работников этого предприятия (для этого надо заниматься частной предпринимательской деятельностью), а главным источником доходов государства, функционирующего в условиях рыночной экономики, должны быть налоги.

      Практику  использования государственных  предприятий в качестве инструмента  получения бюджетных доходов  вряд ли можно считать соответствующей канонам рыночной экономики (для социализма, чья экономика была основана на государственной собственности, такая практика, напротив, вполне нормальна). Однако, в некоторых странах она существует, чем и объясняется наличие государственных предприятий, основной целью и главным назначением которых является добывание денег для государства, т. е. на такие предприятия возлагается реализация финансовой функции государства. Но при любых обстоятельствах государственные предприятия не могут быть механизмом, предназначенным исключительно для личного обогащения его работников и тем более его руководства, что, однако, вовсе не отрицает возможности материального поощрения и вознаграждения за хороший труд и достижение предприятием высоких экономических показателей. Использование государственного предприятия в личных целях противоречило бы сущности и назначению государственной собственности.

      Поименный перечень республиканских государственных  предприятий утверждается Правительством Республики Казахстан. Поименные перечни  коммунальных государственных предприятий  утверждаются соответствующими акимами. Все это также направлено на недопущение  разрастания количества хозяйствующих субъектов, находящихся в государственной собственности.

      Фирменное наименование государственного предприятия  должно содержать указание на собственника имущества (а им является государство), на принадлежность к виду государственной собственности (республиканское или коммунальное) и на ведомственную подчиненность (т. е. обозначение вышестоящего органа). Фирменное наименование предприятия на праве оперативного управления должно содержать указание на то, что оно является казенным. Государственное предприятие имеет печать с изображением Государственного герба Республики Казахстан (что подчеркивает его принадлежность государству) и фирменным наименованием предприятия.

      Поскольку государственное предприятие не является собственником принадлежащего ему имущества и как имущественный комплекс находится в собственности государства и должно действовать в его интересах, а не в своих собственных, то в целях организации взаимоотношений предприятия и государства вводится фигура так называемого "уполномоченного органа".

      Объем полномочий по каждой из трех функций  разнится в зависимости от вида предприятия (является ли оно предприятием на праве  хозяйственного ведения, казенным предприятием или дочерним государственным предприятием). Тем не менее, в порядке обобщения можно обозначить следующее. Выступая учредителем, уполномоченный орган разрабатывает и утверждает устав предприятия, определяя в нем предмет и цели его деятельности; осуществляет регистрацию предприятия в качестве юридического лица, а также его перерегистрацию в случае необходимости; осуществляет иные полномочия и обязанности, возлагаемые законодательством на учредителя юридического лица.

      Как орган государственного управления уполномоченный орган назначает  руководителя предприятия, привлекает его в установленном порядке к дисциплинарной ответственности и освобождает от должности в соответствии с законодательством; доводит до предприятия заказ государства и контролирует его выполнение; утверждает нормативы распределения прибыли, полученной предприятием; устанавливает размеры должностных окладов руководителя предприятия, его заместителей и главного (старшего) бухгалтера; заслушивает отчеты о деятельности предприятия и осуществляет контроль за ней.

      Касаясь заказа государства, отметим, что для  государственного предприятия выполнение данного заказа является обязательным (для негосударственной организации принятие заказа к исполнению является добровольным). В силу этого предприятие не вправе отказаться от заключения договора в качестве покупателя или продавца товаров (работ, услуг), если заключение таких договоров предусмотрено заказом государства. В то же время предусмотрено, что продукция (работы, услуги), не охваченная заказом государства, реализуется предприятием самостоятельно.

      В роли собственника предприятия уполномоченный орган наделяет предприятие в момент его образования имуществом, формирует его уставный и иные фонды; дает разрешение на совершение предприятием сделок с имуществом в случаях, когда, в соответствии с законодательством, такое разрешение требуется; производит изъятие у предприятия имущества в случаях, когда такое изъятие предусмотрено законодательством; осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

      В качестве уполномоченного органа по отношению к республиканским государственным предприятиям выступают министерства, государственные комитеты, ведомства и иные уполномоченные на это Правительством Республики Казахстан органы, по отношению к коммунальным государственным предприятиям — местные исполнительные органы, уполномоченные на это соответствующим акимом.

      Уполномоченные  органы правомочны осуществлять весь комплекс полномочий, которыми обладает государство по отношению к предприятию (за исключением полномочия по принятию решения о приватизации государственного предприятия либо предварительных ее стадиях). Тем самым государство обеспечивает сохранность государственного сектора экономики.

      В отличие от большинства видов  юридических лип, которые могут  заниматься различными видами предпринимательской деятельности, переходя в случае необходимости от одного вида к другому (конверсия производства в условиях свободы выбора предпринимательской деятельности), государственные предприятия обладают строго специальной правоспособностью — предмет и цели их деятельности определяются, во-первых, уставом предприятия, который утверждается уполномоченным органом, во-вторых, должны соответствовать требованиям закона в части назначения государственных предприятий. 
 
 

 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Юридическое лицо в Казахстанском гражданском праве - это признанная государством в качестве субъекта права организация, которая обладает обособленным имуществом, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам и выступает в гражданском обороте от своего имени.

      Существующая  в Казахстанском законодательстве классификация юридических лиц обусловлена переходным характером современной отечественной экономики и объединяет как государственные производственные предприятия на правах хозяйственного ведения или оперативного управления, так и гражданско-правовые формы юридических лиц, традиционные для рыночной экономики (акционерные общества, товарищества, кооперативы).

      В Гражданском кодексе указана  классификация, где в зависимости  от характера деятельности юридические  лица подразделяются на коммерческие, имеющие основной целью извлечение прибыли, и некоммерческие организации, которые такой цели не предусматривают, но вправе заниматься предпринимательской деятельностью.

      К числу коммерческих организаций  относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия.

      Все юридические лица в Казахстане проходят государственную регистрацию. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, который приурочен к его государственной регистрации и прекращается в момент исключения его из единого государственного реестра юридических лиц.

      Закон закрепляет организационно-структурные, имущественные и функциональные особенности, определяет правовой статус, порядок создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц.

      Таким образом, решая вопрос о выборе формы  деятельности в той или иной сфере (осуществлять её как гражданин - физическое лицо или же создать организацию - юридическое лицо), необходимо предварительно изучить все особенности законодательства, определяющие положение юридических лиц вообще (в качестве субъектов гражданских прав и обязанностей), и нормы, касающиеся отдельных организационно-правовых форм юридических лиц. Такое знание важно и для тех, кто в ходе своей деятельности сталкивается с юридическим лицом, чтобы правильно определить его правовое положение, порядок и условия участия его в коммерческом обороте, ответственность, которую юридическое лицо или участники юридического лица будут нести по его обязательствам.  
 
 

 

       Список использованных источников 

  1. Басин Ю.Г. Юридические лица по Гражданскому Кодексу  Республики Казахстан. Алматы 1996 г.
  2. Гражданский кодекс Республики Казахстан.  Алматы, «Юрист» 2010 г.
  3. Гражданско-процессуальный кодекс Республики Казахстан. Алматы «Юрист» 2010 г.
  4. Гражданское право Республики Казахстан. Учебное пособие (часть Общая). - Алматы: Институт международного права и международного бизнеса "Данекер", 1999 г.
  5. Гражданское право Республики Казахстан. Учебное пособие часть общая / под. ред. Г.И. Тулеугалиева, К.С. Мауленова. Алматы. «Данекер», 1999г.
  6. Гражданское право Республики Казахстан общая часть / под. ред. Сулейменова М.К., Басина Ю.Г. Алматы 2000 г.
  7. Закон Республики Казахстан от 26.07.1999 N 456-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров"
  8. Закон Республики Казахстан от 22.04.1998 N 220-1 "О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью"
  9. Закон Республики Казахстан от 02.05.1995 N 2255 "О хозяйственных товариществах"
  10. Закон Республики Казахстан от 13.05.2003 N 415-2 "Об акционерных обществах"
  11. Кашанина В.Г. Хозяйственные товарищества и общества: правовые основы внутрифирменной деятельности. - М.:ТЕИС, - 1999 г.
  12. Конституция Республики Казахстан. - Алматы: "Жетi жары", 1995 г.
  13. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Казахстан. Общая часть в 2-х частях. Алматы: "Жетi жары", 1998 г.
  14. Климкин С.И. Юридические лица по законодательству Республики казахстан. Общие положения. – Алматы: Баспа, 2001 г.
  15. Кашанина Т.В. Хозяйственные товарищества и общества: правовое регулирование внутрифирменной деятельности. Учебник для вузов. - М., 1995 г.
  16. Климкин С.И. Развитие законодательства Казахстана о предпринимательстве. Сборник статей. – Алматы: Баспа, 1998.
  17. Мартемьянов В.С. Хозяйственное право. Учебник в II томах. - М.: СПАРК - 1994 г.
  18. Тихомиров М.Ю. Юридические лица: правовое положение, порядок создания, учредительные и внутренние документы. - М.: 2000 г.
  19. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона от 19 июня 1995 года N 2335  «О Государственном предприятии»
  20. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона от 19 июня 1995 года N 2335 (изм. 21.05.2002) «О Государственной регистрации юридических лиц»

Информация о работе Коммерческие юридические лица их правовое положение