Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 15:46, курсовая работа
Целью данной работы является дать определение юридическим лицам, показать процесс образования и прекращения юридических лиц. По целям деятельности разграничение юридических лиц производится на основе ст. 34 ГК РК на коммерческие и некоммерческие организации.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….........3
1. ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА, КАК СУБЪЕКТ ГРАЖДАНСКО –
ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИИ ………………………………………………………4
2. ПРАВОСПОСОБНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ.…………………..………..6
2.1. Возникновение (создание) юридического лица………………………………8
2.2. Прекращение юридического лица……………………………………….…….9
3. КОММЕРЧЕСКИЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА. ВИДЫ И ПРАВОВОЕ
ПОЛОЖЕНИЕ …………………..………………………………………………..14
3.1. Хозяйственное товарищество………………………………………………...14
3.2. Полное товарищество……………………………………………………..…..17
3.3. Коммандитное товарищество…………………………………………...…….18
3.4. Товарищество с ограниченной ответственностью……………………..……20
4.5. Производственный кооператив……………………………………………….21
4.6. Государственное предприятие………………………………………….…….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………...………………….30
Прекращение деятельности юридического лица происходит в результате его реорганизации (кроме случаев выделения из состава юридического лица другой организации) (ст. 45 ГК РК) и ликвидации (ст. 49 ГК РК).
Реорганизация юридического лица производится по решению собственника его имущества или уполномоченного собственником органа, учредителей (участников), а также по решению органа, уполномоченного учредительными документами юридического лица, либо по решению судебных органов в случаях, предусмотренных законодательными актами.
Законодателем предусматривается пять форм реорганизации юридического лица — слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование, хотя п. 1 ст. 45 ГК РК предусматривается возможность осуществления реорганизации и в других формах.
При слиянии происходит прекращение двух и более юридических лиц, на базе которых создается одно юридическое лицо, подлежащее регистрации. Имущественные права и обязанности каждого из прекративших свою деятельность юридических лиц переходят к вновь возникшему в соответствии с передаточным актом (п. 1 ст. 46 ГК РК).
Передаточный акт — это документ, фиксирующий имущественные права и обязанности, переходящие при слиянии, присоединении и преобразовании юридических лиц к вновь образованному юридическому лицу — правопреемнику. Передаточный акт должен быть утвержден собственником имущества и представлен при регистрации вновь созданного юридического лица (ст. 47 ГК РК).
При
осуществлении регистрации
При присоединении происходит прекращение деятельности одного и более юридических лиц, укрупнение вновь возникшего на их базе юридического лица, которое является их правопреемником.
При разделении происходит прекращение одного юридического лица, на базе которого создаются два и более юридических лица. Имущественные права и обязанности юридического лица, подлежащие разделу, переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.
При выделении из состава одного юридического лица выделяются два и более юридических лиц, при этом прекращения деятельности первоначального юридического лица не происходит. Поэтому первоначальное юридическое лицо подлежит перерегистрации (изменено имущество), а выделившиеся, вновь возникшие юридические лица подлежат государственной регистрации. Переход имущественных прав и обязанностей оформляется также разделительным балансом.
Разделительный баланс — это бухгалтерский документ, оформляющий разделение прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица между правопреемниками при разделении и выделении. Разделительный баланс утверждается собственником имущества юридического лица или органом, принявшим решение о его реорганизации, и должен быть представлен при регистрации вновь созданного юридического лица.
Представление при регистрации передаточного акта и разделительного баланса осуществляется прежде всего для защиты интересов кредиторов реорганизуемых юридических лиц. Поэтому непредставление с учредительными документами соответственно передаточного акта и (или) разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влечет отказ в государственной регистрации вновь создаваемых юридических лиц (п. 2 ст. 47 ГК РК). Кроме того, для обеспечения гарантий прав кредиторов юридического лица при его реорганизации предусматривается ряд обязательных к реализации мер. Так, собственник имущества юридического лица или орган, принявший решение о его реорганизации, обязаны письменно уведомить кредиторов реорганизуемого юридического лица. Кредитор реорганизуемого юридического лица при разделении и выделении вправе потребовать досрочного прекращения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица, а также юридическое лицо, из состава которого выделилось другое юридическое лицо, несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами (ст. 48 ГК РК).
Отдельно в ГК РК говорится о реорганизации юридического лица — накопительного пенсионного фонда, которая осуществляется с учетом особенностей законодательства о пенсионном обеспечении (п. 1 ст. 45 ГК РК).
Реорганизация юридического лица может быть проведена добровольно или принудительно (п. 2 ст. 45 ГК РК). В принудительном порядке реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению судебных органов и в случаях, предусмотренных законодательными актами. Принудительная реорганизация может быть осуществлена только в форме разделения, выделения или преобразования. Она может быть проведена при нарушении антимонопольного законодательства; при банкротстве; нарушении требований закона, предъявляемых к отдельным видам юридических лиц, в некоторых других случаях.
Добровольная реорганизация возможна по решению учредителей (участников) хозяйственного товарищества, акционерного общества, производственного кооператива в соответствии с действующим законодательством и учредительными документами данных юридических лиц.
Следует отдельно отметить реорганизацию государственных юридических лиц. Реорганизация республиканского государственного предприятия производится по решению Правительства РК, а коммунального предприятия — по решению главы местной администрации. Осуществляет реорганизацию предприятия уполномоченный орган (п. 1 ст. 16 Указа о государственном предприятии). Уполномоченными органами, т. е. государственными органами, осуществляющими по отношению к государственным предприятиям функции субъекта права государственной собственности, для республиканских предприятий являются министерства, государственные комитеты, ведомства и иные уполномоченные на это Правительством РК государственные органы, а для коммунальных предприятий — местные исполнительные органы, уполномоченные на это главой местной администрации.
При преобразовании происходит смена организационно-правовой формы юридического лица. Например, хозяйственные товарищества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества другого вида либо в производственные кооперативы (п. 1 ст. 62 ГК РК), товарищество с ограниченной ответственностью вправе преобразовываться в иное хозяйственное товарищество, акционерное общество или в производственный кооператив (п. 4 ст. 78 ГК РК, ст. 65 Закона о ТОО), акционерное общество вправе преобразовываться в товарищество с ограниченной ответственностью или производственный кооператив (п. 2 ст. 93 ГК РК), производственный кооператив может преобразовываться в хозяйственное товарищество (ст. 101 ГК РК).
Предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, казенное предприятие и государственное учреждение могут преобразовываться друг в друга.
Статья
45 Указа о государственном
Решение о преобразовании предприятия на праве хозяйственного ведения и создании на его базе казенного предприятия является обязательным в случаях:
нецелевого
использования выделенного
отсутствия прибыли по итогам последних двух лет;
распоряжения основными фондами в нарушение правил, установленных Указом о государственном предприятии (п. 1 ст. 25 Указа о государственном предприятии).
Преобразование государственного юридического лица в частное может быть осуществлено только в процессе приватизации.
Исключение из государственного регистра прекративших свою деятельность юридических лиц в результате реорганизации не требует соблюдения процедур, предусмотренных ст. 50 ГК РК для ликвидации юридического лица.
Ликвидация юридического лица — это прекращение его правоспособности и дееспособности путем исключения из государственного регистра юридических лиц. При ликвидации не происходит правопреемства, как при реорганизации юридического лица.
Ликвидация может быть добровольной и принудительной. В добровольном порядке ликвидация юридического лица происходит по любому основанию по решению собственника его имущества или уполномоченного собственником органа, а также по решению органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Так, например, ликвидация республиканского государственного предприятия производится по решению Правительства РК, коммунального предприятия — по решению главы местной администрации (абзац 1 п. 1 ст. 16 Указа о государственном предприятии). Примером ликвидации юридического лица по решению его органов является добровольная ликвидация акционерного общества, товарищества с ограниченной ответственностью, товарищества с дополнительной ответственностью и кооператива (подпункт 4 п. 2 ст. 79; п. 3 ст. 84; подпункт 5 п. 3 ст. 99 ГК РК, ст. 48 Закона об акционерных обществах). Добровольная ликвидация данных видов юридических лиц производится только по решению общего собрания их участников. Добровольная ликвидация полного и коммандитного товариществ, а также общественного объединения производится по решению общего собрания их участников или уполномоченного им органа, а также по решению органа соответствующего юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Ликвидация учреждения осуществляется по решению собственника имущества (п. 1 ст. 204 ГК РК) или соответствующего уполномоченного государственного органа, если ликвидируется государственное учреждение.
Принудительная ликвидация юридических лиц производится по решению суда. По решению суда юридическое лицо, согласно п. 2 ст. 49 ГК РК может быть ликвидировано в случаях:
банкротства;
признания недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер;
систематического осуществления деятельности, противоречащей уставным целям юридического лица;
осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законодательными актами, либо с неоднократным или грубым нарушением законодательства;
в
других случаях, предусмотренных
Несколько иной порядок ликвидации юридического лица применяется в случае его банкротства.
Банкротство — признанная решением суда несостоятельность должника, являющаяся основанием для его ликвидации (ст. 52 ГК РК). Процесс осуществления банкротства юридических лиц подробно регламентируется Законом о банкротстве. Однако, не все виды юридических лиц подвержены процессу банкротства. В частности, институт банкротства неприменим к казенным предприятиям, учреждениям, государственным учреждениям, так как при недостаточности у этих юридических лиц денежных средств для удовлетворения требований кредиторов субсидиарную ответственность несет собственник имущества.
Удовлетворение требований кредиторов ликвидируемого юридического лица производится в порядке, предусмотренном ст. 51 ГК РК. Удовлетворение требований кредиторов осуществляется в следующей очередности: 1). удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
2) удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица в пределах суммы обеспечения;
3) производятся расчеты по оплате труда и выплате выходных пособий с лицами, работающими по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
4) погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;
5) производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законодательными актами.
Требования каждой из очередей удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.
Информация о работе Коммерческие юридические лица их правовое положение