Коммерческие юридические лица их правовое положение

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является дать определение юридическим лицам, показать процесс образования и прекращения юридических лиц. По целям деятельности разграничение юридических лиц производится на основе ст. 34 ГК РК на коммерческие и некоммерческие организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….........3


1. ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА, КАК СУБЪЕКТ ГРАЖДАНСКО –

ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИИ ………………………………………………………4


2. ПРАВОСПОСОБНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ.…………………..………..6

2.1. Возникновение (создание) юридического лица………………………………8

2.2. Прекращение юридического лица……………………………………….…….9


3. КОММЕРЧЕСКИЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА. ВИДЫ И ПРАВОВОЕ

ПОЛОЖЕНИЕ …………………..………………………………………………..14

3.1. Хозяйственное товарищество………………………………………………...14

3.2. Полное товарищество……………………………………………………..…..17

3.3. Коммандитное товарищество…………………………………………...…….18

3.4. Товарищество с ограниченной ответственностью……………………..……20

4.5. Производственный кооператив……………………………………………….21

4.6. Государственное предприятие………………………………………….…….25


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….29


Список использованных источников…………...………………….30

Работа содержит 1 файл

юр лица.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

      Прекращение деятельности юридического лица происходит в результате его реорганизации (кроме случаев выделения из состава  юридического лица другой организации) (ст. 45 ГК РК) и ликвидации (ст. 49 ГК РК).

      Реорганизация юридического лица производится по решению  собственника его имущества или  уполномоченного собственником  органа, учредителей (участников), а  также по решению органа, уполномоченного  учредительными документами юридического лица, либо по решению судебных органов в случаях, предусмотренных законодательными актами.

      Законодателем предусматривается пять форм реорганизации  юридического лица — слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование, хотя п. 1 ст. 45 ГК РК предусматривается возможность осуществления реорганизации и в других формах.

      При слиянии происходит прекращение  двух и более юридических лиц, на базе которых создается одно юридическое  лицо, подлежащее регистрации. Имущественные  права и обязанности каждого  из прекративших свою деятельность юридических лиц пере­ходят к вновь возникшему в соответствии с передаточным актом (п.  1  ст. 46 ГК РК).

      Передаточный  акт — это документ, фиксирующий имущественные права и обязанности, переходящие при слиянии, присоединении и преобразовании юридических лиц к вновь образованному юридическому лицу — правопреемнику. Передаточный акт должен быть утвержден собственником имущества и представлен при регистрации вновь созданного юридического лица (ст. 47 ГК РК).

      При осуществлении регистрации вновь созданного юридического лица регистрирующий орган исключает из государственного регистра юридические лица, прекратившие свою деятельность, на что одновременно должно быть указано в приказе о государственной регистрации образованного юридического лица.

      При присоединении происходит прекращение  деятельности одного и более юридических  лиц, укрупнение вновь возникшего на их базе юридического лица, которое  является их правопреемником.

      При разделении происходит прекращение  одного юридического лица, на базе которого создаются два и более юридических лица. Имущественные права и обязанности юридического лица, подлежащие разделу, переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

      При выделении из состава одного юридического лица выделяются два и более юридических лиц, при этом прекращения деятельности первоначального юридического лица не происходит. Поэтому первоначальное юридическое лицо подлежит перерегистрации (изменено имущество), а выделившиеся, вновь возникшие юридические лица подлежат государственной регистрации. Переход имущественных прав и обязанностей оформляется также разделительным балансом.

      Разделительный  баланс — это бухгалтерский документ, оформляющий разделение прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица между правопреемниками при разделении и выделении. Разделительный баланс утверждается собственником имущества юридического лица или органом, принявшим решение о его реорганизации, и должен быть представлен при регистрации вновь созданного юридического лица.

      Представление при регистрации передаточного  акта и разделительного баланса  осуществляется прежде всего для  защиты интересов кредиторов реорганизуемых юридических лиц. Поэтому непредставление  с учредительными документами соответственно передаточного акта и (или) разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влечет отказ в государственной регистрации вновь создаваемых юридических лиц (п. 2 ст. 47 ГК РК). Кроме того, для обеспечения гарантий прав кредиторов юридического лица при его реорганизации предусматривается ряд обязательных к реализации мер. Так, собственник имущества юридического лица или орган, принявший решение о его реорганизации, обязаны письменно уведомить кредиторов реорганизуемого юридического лица. Кредитор реорганизуемого юридического лица при разделении и выделении вправе потребовать досрочного прекращения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица, а также юридическое лицо, из состава которого выделилось другое юридическое лицо, несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами (ст. 48 ГК РК).

      Отдельно  в ГК РК говорится о реорганизации  юридического лица — накопительного пенсионного фонда, которая осуществляется с учетом особенностей законодательства о пенсионном обеспечении (п. 1 ст. 45 ГК РК).

      Реорганизация юридического лица может быть проведена  добровольно или принудительно (п. 2 ст. 45 ГК РК). В принудительном порядке  реорганизация юридического лица может  быть осуществлена по решению судебных органов и в случаях, предусмотренных законодательными актами. Принудительная реорганизация может быть осуществлена только в форме разделения, выделения или преобразования. Она может быть проведена при нарушении антимонопольного законодательства; при банкротстве; нарушении требований закона, предъявляемых к отдельным видам юридических лиц, в некоторых других случаях.

      Добровольная  реорганизация возможна по решению  учредителей (участников) хозяйственного товарищества, акционерного общества, производственного кооператива  в соответствии с действующим законодательством и учредительными документами данных юридических лиц.

      Следует отдельно отметить реорганизацию государственных  юридических лиц. Реорганизация  республиканского государственного предприятия  производится по решению Правительства РК, а коммунального предприятия — по решению главы местной администрации. Осуществляет реорганизацию предприятия уполномоченный орган (п. 1 ст. 16 Указа о государственном предприятии). Уполномоченными органами, т. е. государственными органами, осуществляющими по отношению к государственным предприятиям функции субъекта права государственной собственности, для республиканских предприятий являются министерства, государственные комитеты, ведомства и иные уполномоченные на это Правительством РК государственные органы, а для коммунальных предприятий — местные исполнительные органы, уполномоченные на это главой местной администрации.

      При преобразовании происходит смена организационно-правовой формы юридического лица. Например, хозяйственные товарищества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества другого вида либо в производственные кооперативы (п. 1 ст. 62 ГК РК), товарищество с ограниченной ответственностью вправе преобразовываться в иное хозяйственное товарищество, акционерное общество или в производственный кооператив (п. 4 ст. 78 ГК РК, ст. 65 Закона о ТОО), акционерное общество вправе преобразовываться в товарищество с ограниченной  ответственностью или производственный кооператив (п. 2 ст. 93 ГК РК), производственный кооператив может преобразовываться в хозяйственное товарищество (ст. 101 ГК РК).

      Предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, казенное предприятие и  государственное учреждение могут  преобразовываться друг в друга.

      Статья 45 Указа о государственном предприятии  прямо предусматривает преобразование предприятия на праве хозяйственного ведения в казенное.

      Решение о преобразовании предприятия на праве хозяйственного ведения и  создании на его базе казенного предприятия  является обязательным в случаях:

      нецелевого  использования выделенного предприятию  на праве хозяйственного ведения  государственного имущества и денег;

      отсутствия  прибыли по итогам последних двух лет;

      распоряжения  основными фондами в нарушение  правил, установленных Указом о государственном предприятии (п. 1 ст. 25 Указа о государственном предприятии).

      Преобразование  государственного юридического лица в  частное может быть осуществлено только в процессе приватизации.

      Исключение  из государственного регистра прекративших свою деятельность юридических лиц в результате реорганизации не требует соблюдения процедур, предусмотренных ст. 50 ГК РК для ликвидации юридического лица.

      Ликвидация  юридического лица — это прекращение его правоспособности и дееспособности путем исключения из государственного регистра юридических лиц. При ликвидации не происходит правопреемства, как при реорганизации юридического лица.

      Ликвидация  может быть добровольной и принудительной. В добровольном порядке ликвидация юридического лица происходит по любому основанию по решению собственника его имущества или уполномоченного собственником органа, а также по решению органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Так, например, ликвидация республиканского государственного предприятия производится по решению Правительства РК, коммунального предприятия — по решению главы местной администрации (абзац 1 п. 1 ст. 16 Указа о государственном предприятии). Примером ликвидации юридического лица по решению его органов является добровольная ликвидация акционерного общества, товарищества с ограниченной ответственностью, товарищества с дополнительной ответственностью и кооператива (подпункт 4 п. 2 ст. 79; п. 3 ст. 84; подпункт 5 п. 3 ст. 99 ГК РК, ст. 48 Закона об акционерных обществах). Добровольная ликвидация данных видов юридических лиц производится только по решению общего собрания их участников. Добровольная ликвидация полного и коммандитного товариществ, а также общественного объединения производится по решению общего собрания их участников или уполномоченного им органа, а также по решению органа соответствующего юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

      Ликвидация  учреждения осуществляется по решению  собственника имущества (п. 1 ст. 204 ГК РК) или соответствующего уполномоченного государственного органа, если ликвидируется государственное учреждение.

      Принудительная  ликвидация юридических лиц производится по решению суда. По решению суда юридическое лицо, согласно п. 2 ст. 49 ГК РК может быть ликвидировано в  случаях:

      банкротства;

      признания недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными  при его создании нарушениями  законодательства, которые носят  неустранимый характер;

      систематического  осуществления деятельности, противоречащей уставным целям юридического лица;

      осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной  законодательными актами, либо с неоднократным  или грубым нарушением законодательства;

      в других случаях, предусмотренных законодательными актами

      Несколько иной порядок ликвидации юридического лица применяется в случае его  банкротства.

      Банкротство — признанная решением суда несостоятельность должника, являющаяся основанием для его ликвидации (ст. 52 ГК РК). Процесс осуществления банкротства юридических лиц подробно регламентируется Законом о банкротстве. Однако, не все виды юридических лиц подвержены процессу банкротства. В частности, ин­ститут банкротства неприменим к казенным предприятиям, учреждениям, государственным учреждениям, так как при недостаточности у этих юридических лиц денежных средств для удовлетворения требований кредиторов субсидиарную ответственность несет собственник имущества.

      Удовлетворение  требований кредиторов ликвидируемого юридического лица производится в порядке, предусмотренном ст. 51 ГК РК. Удовлетворение требований кредиторов осуществляется в следующей очередности:  1). удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

      2) удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица в пределах суммы обеспечения;

      3) производятся расчеты по оплате труда и выплате выходных пособий с лицами, работающими по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

      4) погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;

      5) производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законодательными актами.

      Требования  каждой из очередей удовлетворяются  после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

Информация о работе Коммерческие юридические лица их правовое положение