Коммерческие юридические лица их правовое положение

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является дать определение юридическим лицам, показать процесс образования и прекращения юридических лиц. По целям деятельности разграничение юридических лиц производится на основе ст. 34 ГК РК на коммерческие и некоммерческие организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….........3


1. ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА, КАК СУБЪЕКТ ГРАЖДАНСКО –

ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИИ ………………………………………………………4


2. ПРАВОСПОСОБНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ.…………………..………..6

2.1. Возникновение (создание) юридического лица………………………………8

2.2. Прекращение юридического лица……………………………………….…….9


3. КОММЕРЧЕСКИЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА. ВИДЫ И ПРАВОВОЕ

ПОЛОЖЕНИЕ …………………..………………………………………………..14

3.1. Хозяйственное товарищество………………………………………………...14

3.2. Полное товарищество……………………………………………………..…..17

3.3. Коммандитное товарищество…………………………………………...…….18

3.4. Товарищество с ограниченной ответственностью……………………..……20

4.5. Производственный кооператив……………………………………………….21

4.6. Государственное предприятие………………………………………….…….25


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….29


Список использованных источников…………...………………….30

Работа содержит 1 файл

юр лица.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

      Как правовая категория юридическое  лицо в юридической литературе не нашла однозначного определения.

      История существования юридического лица насчитывает более двух тысячелетий. Хотя в римском праве и не существовало как такового термина "юридическое лицо", однако его конструкция, используемая как своего рода приём юридической техники для введения в оборот имущественной массы, так или иначе обособленной от имущества физических лиц, была чётко выражена. В самом деле, развитие товарно-денежных отношений, имущественного оборота предполагает участие в нём не только отдельных людей - физических лиц, обладающих право и дееспособностью, т.е. способностью иметь права и обязанности, в том числе связанные с имуществом, и своими действиями приобретать эти права и обязанности, но также и участие в этом обороте образованных ими организаций для осуществления какой-либо цели, в том числе, коммерческой деятельности. При создании подобных организаций возникла сложная совокупность отношений, для которых необходимо особое нормативное регулирование со стороны государства. Такое регулирование подразумевает определение юридического статуса объединения, его признаков, видов объединений, их организационно - правовых форм.

      Развитие  капиталистической формы хозяйствования, ускорение производства и оборота  товаров и услуг, создание централизованного  производства и кооперированного сбыта, концентрация капитала для создания таких производств обусловили необходимость возникновения соответствующих организационно- правовых юридических форм. Конструкция юридического лица наиболее подходила для этого, и нужно было только законодательно закрепить или создать соответствующие потребностям экономического оборота организационно-правовые формы юридического лица, предусматривающие определённые управленческие и имущественные особенности (товарищества, общества и т.д.). При этом необходимо заметить, что понятие "юридического лицо" получило распространение только в гражданском законодательстве стран континентальной системы прав, в основном европейских государств. Законодательство стран с англосаксонской системой права не использует понятие "юридическое лицо", а просто определяет виды объединений, которые рассматриваются как самостоятельные субъекты права (партнёрства, корпорации и т.д.) или же считаются самостоятельными субъектами права в определённых случаях, предусмотренных законодательством.

      Дать  исчерпывающее и всеобъемлющее  определение юридического лица не представляется возможным. Законодательство ряда стран идёт просто по пути перечисления основных, наиболее существенных, признаков юридических лиц или же содержит только их классификацию. Эта сложность, вполне объяснима: конструкция юридического лица, опосредуя отношения имущественного оборота, применяется не только к формам создания и существования коммерческих юридических лиц, но и некоммерческих, в том числе и с участием государства.

      В зависимости от формы собственности, на которой базируется имущество юридического лица, юридические лица делятся на государственные и негосударственные.

      В законодательстве РК имеется понятие  иностранные юридические лица. Так, Закон "Об иностранных инвестициях" трактует иностранное юридическое  лицо как юридическое лицо (компания, фирма, предприятие, организация, ассоциация и т. п.), созданное в соответствии с законодательством иностранного государства за пределами Республики Казахстан. Аналогичное понятие юридического лица часто содержится в заключенных Казахстаном с другими государствами соглашениях о поощрении и взаимной защите инвестиций. Такое разграничение служит и для разделения юридических лиц на национальные, т. е. созданные по законам Республики Казахстан и в ее пределах, и иностранные.

      Другими видами юридических лиц можно назвать дочерние и зависимые юридические лица.

      Юридическое лицо признается дочерней организацией, если другое юридическое лицо (основная организация) в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые данной организацией (п. 1 ст. 94 ГК РК).

      Дочерним  государственным предприятием является юридическое лицо, созданное другим государственным предприятием за счет своего имущества (ст. 46 Указа о государственном предприятии).

      Зависимым является юридическое лицо, если другое (участвующее, преобладающее) юридическое  лицо имеет более 20-ти процентов  голосующих акций (ст. 95 ГК РК).

      Имущественная обособленность — основополагающий признак юридического лица, из которого вытекает его самостоятельная имущественная ответственность. Имущественная обособленность юридического лица проявляется в закреплении за ним имущества, которым юридическое лицо вправе распоряжаться. Ю. К. Толстой справедливо отмечает, что "признаком юридического лица является, скорее, не наличие обособленного имущества, а такой принцип функционирования организации, как имущественная обособленность, а это не одно и то же". Так, имущественная обособленность у юридического лица предполагается с момента его регистрации, а наличие обособленного имущества, например, объявленного уставного капитала акционерного общества — после его формирования.

      Наименование  юридического лица является средством  индивидуализации и конкретизации той или иной организации для признания ее субъектом правоотношений. Выступление в гражданском обороте от своего имени — является производным от других признаков юридического лица. Так, согласно ст. 38 ГК РК, именно с наименованием законодатель связывает организационно-правовую форму юридического лица. Например, в фирменном наименовании казенного предприятия обязательно должно содержаться указание на то, что предприятие является казенным (п. 4 ст. 104 ГК РК). 

      2. ПРАВОСПОСОБНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 

      Правоспособность  — это особое юридическое свойство, признанная законодателем общая  способность иметь конкретные субъективные гражданские права и нести  конкретные субъективные обязанности.

      Так как юридическое лицо является наряду с гражданами (физическими лицами) субъектом имущественных отношений (ст. 1 ГК РК), оно должно обладать правоспособностью. Правоспособность и дееспособность юридических лиц возникает одновременно, в момент его государственной регистрации (п. 3 ст. 42 ГК РК), поэтому для юридических лиц различение данных категорий не имеет значения.

      В отличие от граждан, имеющих общую  правоспособность, юридические лица обладают специальной правоспособностью.

      Юридическое лицо может иметь гражданские  права и нести связанные с  его деятельностью обязанности в соответствии с действующим законодательством (ст. 35 ГК РК) и в соответствии с учредительными документами для реализации уставных задач.

      Гражданские права и обязанности возникают  в результате юридических фактов. Для юридических лиц такими фактами являются прежде всего сделки. Поэтому при определении содержания правоспособности юридических лиц имеется в виду прежде всего круг сделок, которые имеет право совершать юридическое лицо. Прежним законодательством запрещалось всем юридическим лицам совершать не предусмотренные законодательством или учредительными документами сделки, т. е., сделки, не соответствующие уставным целям. Правоспособность юридических лиц выражалась в принципе "запрещено все, кроме разрешенного".

      Правоспособность  некоторых из них строго ограничена, детально расписана в учредительных документах. Правоспособность других видов максимально приближена к универсальной. Касается это прежде всего коммерческих юридических лиц (п. 1 ст. 35 ГК РК). Правоспособность их можно охарактеризовать принципом "разрешено все, кроме запрещенного". Но у некоторых юридических лиц, в первую очередь государственных предприятий, правоспособность носит специальный характер. Предприятия на праве хозяйственного ведения обладают более узкой правоспособностью, нежели та, которой обладают негосударственные коммерческие юридические лица (ст. 200 ГК РК, Указ о государственном предприятии). Казенные предприятия создаются для осуществления лишь определенных видов деятельности сугубо в государственных интересах для реализации специальных, особых целей, поэтому являются субъектами со специальной, еще более узкой, правоспособностью (глава III Указа о государственных предприятиях).

      Правоспособность  юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в  момент его ликвидации. Но право совершать действия, требующие лицензирования, в содержание такой правоспособности не входит. Лишь после получения лицензии указанные права вводятся в содержание правоспособности, расширяя ее границы. При признании же лицензии недействительной, ее прекращении, отзыве либо приостановлении ее действия содержание правоспособности юридического лица возвращается в его прежние общие границы. 

      2.1. Возникновение (создание) юридического лица.

      Необходимой предпосылкой возникновения юридических лиц является сознательно-волевая деятельность собственника имущества как учредителя юридического лица. Процесс образования юридических лиц невозможен вне воли собственника в той или иной форме ее проявления. В соответствии с этим можно выделить распорядительный, разрешительный и явочно-нормативный способы возникновения юридических лиц.

      Распорядительный  порядок возникновения юридических  лиц характеризуется тем, что  юридическое лицо создается на основе распоряжения учредителя. Так создаются, например, государственные учреждения и государственные предприятия. Учредителями государственного предприятия и государственного учреждения могут быть органы, уполномоченные управлять государственным имуществом (ст.  102 ГК РК).

      При разрешительном порядке на создание юридического лица требуется предварительное разрешение компетентного органа. Ранее действовавшее законодательство подобный порядок создания предусматривал для таких организаций, как кооперативы, различные общественные объединения. Разрешительный порядок характеризуется тем, что в создании юридического лица может было отказано. Однако, при этом не допускается отказ в регистрации юридического лица по мотивам нецелесообразности (п. 5 ст. 42 ГК РК).

       Правоспособность  юридического лица возникает с момента  государственной регистрации. Регистрация юридического лица, независимо от его вида, является обязательной. 18 марта 2004 года Президентом подписан Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной регистрации юридических лиц". Изменения затронули ряд статей действующего Закона "О  государственной регистрации юридических лиц". После 18 марта 2004 года предпринимателям для регистрации нового предприятия (филиала, представительства) и перерегистрации существующего достаточно будет посетить только орган юстиции по месту нахождения юридического лица. Регистрация (перерегистрация) субъектов малого предпринимательства и учетная регистрация (перерегистрация) их филиалов и представительств  - не позднее 3 рабочих дней со дня подачи заявления; регистрация (перерегистрация) иных юридических лиц (не являющихся субъектами малого предпринимательства) и учетная регистрация (перерегистрация) их филиалов и представительств - не позднее 10 рабочих дней со дня подачи заявления.

      При регистрации не принимаются во внимание вопросы целесообразности образования  юридического лица, не преследуется цель осуществления контроля и вмешательства  в его производственно-хозяйственную  и финансовую деятельность.

      Необходимость государственной регистрации юридических лиц состоит в том, что она:

      подтверждает  факт возникновения юридического лица;

      позволяет вести государственный учет всех юридических лиц путем внесения их после регистрации в единый государственный регистр;

      создает условия гласности, так как через регистрирующие органы всякое заинтересованное лицо вправе ознакомиться со всеми материалами, характеризующими юридическое лицо (кроме конфиденциальных или составляющих коммерческую тайну).

      Существует  особый порядок регистрации предприятий с иностранным участием, филиалов и представительств иностранных юридических лиц. Данные организации регистрируются непосредственно в Министерстве юстиции РК.

      Следует также отметить различные требования законодательства к регистрации  и перерегистрации юридического лица.

      Государственная регистрация, осуществляемая органами юстиции, является способом придания субъектам  статуса юридического лица. Официальным  подтверждением обладания субъектом  правами юридического лица является свидетельство о государственной регистрации, выдаваемое органами юстиции.

      Деятельность  незарегистрированного юридического лица, его филиала или представительства  запрещается. Доходы, полученные от деятельности без регистрации, изымаются в  доход бюджета в соответствии с законодательством PK.

      Перерегистрация означает не создание юридического лица, а приведение в соответствие с  требованиями действующего законодательства уже существующего зарегистрированного  юридического лица. Согласно п. 6 ст. 42 ГК РК, юридическое лицо подлежит перерегистрации в случаях: 1) уменьшения размера уставного капитала и объяв­ленного уставного капитала акционерного общества; 2) изменения наименования юридического лица; 3) изменения состава участников в хозяйственных товариществах и закрытых акционерных обществах и по другим основаниям. 

      2.2. Прекращение юридического лица

Информация о работе Коммерческие юридические лица их правовое положение