Казна как объект гражданских прав

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 10:49, курсовая работа

Описание работы

Работа состоит из двух глав. Первая глава – Общая характеристика Казны как объекта гражданских прав – представляет собой анализ сущности Казны по гражданскому праву, в этой главе рассматриваются источники формирования и субъекты права Казны. Вторая глава – Особенности сделок с имуществом, составляющим Казну - посвящена особенностям сделок, оплачиваемых за счет казны и сделкам, совершаемых с другим имуществом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..……………3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАЗНЫ, КАК ОБЪЕКТА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА…………………………………………………..…..5
1. Понятие и состав Казны……...……………………………………………7
2. Гражданско-правовые способы пополнения Казны …………………….9
1. Приватизация как один из способов пополнения Казны…………9
2. Доходы от предпринимательской деятельности государственных унитарных предприятий и казенных предприятий
3. Доходы от облигаций, находящихся в государственной собственности
4. Доходы от государственного имущества, сдаваемого в аренду и передаваемого в доверительное управление
ГЛАВА 2. ВЗЫСКАНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ РФ ЗА СЧЕТ КАЗНЫ…….
2.1. Обращение взыскания на имущество Казны
2.2. Порядок обращения взыскания на имущество Казны
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

казна.doc

— 270.50 Кб (Скачать)

     Министерство  финансов РФ рассматривает  направленные в его  адрес документы  и принимает решение  о выделении средств  из федерального бюджета  для исполнения судебного  решения.

     Весьма  вероятно, что исполнительный лист не будет своевременно исполнен по ряду причин. Например, из-за отсутствия средств в бюджете  Российской Федерации  или отсутствия установленного порядка финансирования судебных решений  о возмещении вреда  за счет казны Российской Федерации.

     Кроме того, при направлении  исполнительного  документа о взыскании  денежных средств  с государства  для его исполнения следует принять  во внимание правило  ст. 239 Бюджетного кодекса  РФ, установившее принцип  иммунитета бюджетов.

     Исходя из указанного принципа, обращение взыскания на средства бюджета соответствующего уровня может быть осуществлено лишь на основании судебного акта, предусматривающего: а) возмещение в размере недофинансирования в случае, если взыскиваемые средства были утверждены в законодательном порядке в составе расходов бюджета; б) возмещение убытков, причиненных физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти или органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту, за исключением случаев, оговоренных в законе.

     Вместе  с тем следует  учитывать то обстоятельство, что Федеральный закон "Об исполнительном производстве", в частности, его ст. 6 предусматривает, что исполнительный документ, в котором содержатся требования судебных актов о взыскании денежных средств, может быть также направлен взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию, если взыскатель располагает сведениями об имеющихся там счетах должника и о наличии на них денежных средств.

     В соответствии со ст. 227 БК РФ расходование бюджетных средств осуществляется путем списания денежных сумм с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц. При этом объем расходуемых бюджетных средств должен соответствовать объему подтвержденных денежных обязательств.

     Согласно  ч. 2 ст. 244 Бюджетного кодекса РФ, единый счет федерального бюджета находится в Банке России, а в соответствии с принципом единства кассы, провозглашенным ст. 216 БК РФ, также в территориальных учреждениях Банка России. Как следует из текста ст. 245 БК РФ, на единый счет федерального бюджета перечисляются и зачисляются доходы федерального бюджета. Данное обстоятельство подтверждается телеграммой Центрального банка России от 1 апреля 1993 г. N 57-9346.

     В отличие от Министерства финансов РФ в соответствии с п. 2 ст. 6 закона "Об исполнительном производстве" банк или иная кредитная организация (филиалом которой является любое из территориальных учреждений Банка России в силу ст. 83, 84 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм.)), осуществляющая обслуживание счетов должника, в трехдневный срок со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя обязана исполнить содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств либо сделать отметку о полном или частичном неисполнении указанных требований в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя.

     С указанной отметкой исполнительный лист возвращается взыскателю. Полученный из банка документ предъявляется судебному приставу-исполнителю с заявлением об открытии исполнительного производства. В соответствии со ст. 11 закона "Об исполнительном производстве" (с учетом правила п. 2 ст. 124 ГК РФ, согласно которому к государству как субъекту гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством) исполнительные действия совершаются по месту нахождения имущества должника-государства.

     По  возвращении исполнительного листа  судебному приставу из банка или  органа федерального казначейства без  исполнения или в случае частичного исполнения в соответствии с п. 5 ст. 46 закона "Об исполнительном производстве" взыскание обращается на иное имущество должника.

     Порядок обращения взыскания на иное имущество  казны. В соответствии со ст. 58 закона "Об исполнительном производстве" взыскание обращается на имущество  должника, принадлежащее ему на праве  собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления (за исключением имущества, изъятого из оборота или ограничиваемого в обороте), независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится.

     Выбрать конкретное имущество должника, на которое должно быть обращено взыскание, достаточно сложно. Взыскатель не обязан предоставлять перечень имущества должника, на которое может быть обращено взыскание, и если судебный пристав-исполнитель потребует такой список, его предоставит должник. Однако, учитывая загруженность судебных приставов и их возможность работать лишь в определенном районе, выбрать имущество целесообразно самому взыскателю. О результате выбора следует известить судебного пристава-исполнителя.

     Кроме того, можно поручить розыск имущества  должника службе судебных приставов. Для этого взыскателю нужно предварительно профинансировать все расходы по розыску (авансовый взнос вносится на депозитный счет соответствующего подразделения судебных приставов). Эти средства будут возмещены взыскателю судебным приставом после получения долга.

     Можно предположить, что лучший выход из такой ситуации наложить арест на имущество ответчика (будущего должника) еще в стадии судебного разбирательства, так как арестованное по решению  суда имущество, вероятно, и будет  реализовано судебным исполнителем, не заинтересованным в обременении себя поиском другого имущества.

     Поскольку, согласно ст. 51 закона "Об исполнительном производстве", арест на имущество  должника налагается не позднее одного месяца со дня вручения должнику постановления о возбуждении исполнительного производства, а в необходимых случаях одновременно с его вручением, в целях обеспечения исполнения исполнительного документа при подаче заявления о возбуждении исполнительного производства необходимо подать судебному приставу-исполнителю заявление о наложении ареста на имущество должника.

     На  основании заявления инвестора  судебный пристав-исполнитель одновременно с вынесением постановления о  возбуждении исполнительного производства вправе произвести опись имущества  должника и наложить на него арест. Арест на ценные бумаги налагается в порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 12 августа 1998 г. N 93447.

     Реализация  арестованного имущества, за исключением  имущества, изъятого по закону из оборота, независимо от оснований ареста и видов имущества осуществляется путем его продажи в двухмесячный срок со дня наложения ареста (ст. 54 закона "Об исполнительном производстве"). Таким образом, если арест будет наложен одновременно с возбуждением исполнительного производства, срок исполнения судебного решения может существенно сократиться.

      Предельный срок, в течение которого исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в исполнительном документе, исполнены судебным приставом-исполнителем, составляет два месяца со дня поступления к последнему исполнительного документа (ст. 13 закона "Об исполнительном производстве").

      На обнаруженное, в том числе в результате розыска, имущество налагается арест, причем не позднее одного месяца со дня вручения должнику постановления о возбуждении исполнительного производства, а в необходимых случаях одновременно с его вручением (ст. 51 закона "Об исполнительном производстве"). Выявляет имущество и определяет его принадлежность должнику судебный пристав-исполнитель.

      Кто в данном случае является лицом, действующим от имени должника Российской Федерации?

      На первый взгляд таковым является Мингосимущество России или его территориальный орган. Однако, согласно Положению о Мингосимуществе России, утвержденному постановлением Правительства РФ от 4 декабря 1995 г. N 119048, указанные органы исполнительной власти не действуют от имени казны, и надлежащим участником со стороны должника-государства в исполнительном производстве при обращении взыскания на имущество за счет казны, основываясь на Положении о федеральном казначействе, следовало бы признавать соответствующий орган казначейства.

     Исходя  из фактической компетенции органов  по управлению государственным (муниципальным) имуществом, легитимным участником производства являются, полагаю, именно органы по управлению государственным (муниципальным) имуществом.

     При обращении взыскания на имущество  должника-организации в первую очередь  реализуется имущество, непосредственно  не участвующее в производстве (ценные бумаги, средства на депозитных и иных счетах, валютные ценности, легковые автомобили, предметы дизайна офисов); во вторую очередь готовая продукция (товары), а также иные материальные ценности, непосредственно не участвующие в производстве; в третью очередь недвижимость, сырье, материалы, станки, оборудование, другие основные средства, предназначенные для непосредственного участия в производстве.

     Учитывая  правовую норму п. 2 ст. 124 ГК РФ, можно  сделать вывод о том, что действие правила ст. 59 закона "Об исполнительном производстве" распространяется и на публично-правовые образования при обращении взыскания на принадлежащие им имущественные объекты.

     Имущество, на которое обращается взыскание, подлежит оценке. В соответствии со ст. 52 закона "Об исполнительном производстве" оценивает имущество должника судебный пристав, и только когда оценить отдельные предметы трудно либо должник или взыскатель не согласны с оценкой пристава, последний обязан привлечь профессионального оценщика или специализированные фирмы, занимающиеся продажей определенных товаров. При обращении взыскания на объекты публичной собственности данная норма применяется в части, не противоречащей Федеральному закону от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"49. В соответствии со ст. 8 данного акта в случае вовлечения в гражданско-правовую сделку объектов оценки, входящих в состав казны соответствующего публично-правового образования, проведение оценки таких объектов является обязательным.

     Имущество должно быть продано в течение двух месяцев со дня наложения на него ареста (если иное не предусмотрено федеральным законом). Нормы закона "Об исполнительном производстве" о порядке продажи в основном являются отсылочными. Поэтому для определения порядка реализации имущества необходим комплексный анализ данного закона, гражданского, гражданского процессуального и иного законодательства.

     Судебный  пристав-исполнитель не вправе продавать  имущество должника самостоятельно. Этим должна заниматься специализированная организация, имеющая на то специальное право. Последняя должна продавать имущество должника (за исключением недвижимости) на комиссионных и иных договорных началах, предусмотренных федеральным законом. Но поскольку соответствующий акт до сих пор не принят, следует исходить из правил ст. 398 ГПК РСФСР о реализации арестованного имущества на комиссионных началах и из общего порядка такой продажи в соответствии с правилами торговли определенными видами продукции.

     Например, для продажи акций должна быть привлечена брокерская фирма. Недвижимость продаст специализированная организация, имеющая лицензию, на открытых торгах (аукцион, конкурс) в порядке, предусмотренном ст. 447-449 ГК РФ. Если после удовлетворения требований взыскателя и возмещения расходов по исполнению решения остаются средства, они передаются должнику путем их перечисления на единый счет бюджета соответствующего уровня.

     Если  имущество не удалось реализовать  в двухмесячный срок со дня наложения  на него ареста, взыскатель имеет право  оставить его за собой (ст. 54 закона "Об исполнительном производстве"). Также взыскатель может продать имущество самостоятельно, если для этого не требуется специальных прав, которыми взыскатель не наделен.

     Если  взыскатель откажется от имущества, оно возвращается должнику, а исполнительный лист взыскателю, при этом взыскатель вправе вновь предъявлять исполнительный лист к исполнению в пределах установленного законом срока.

     Результаты  проведенного анализа свидетельствуют  о том, что имущественная ответственность  государства и других публично-правовых образований (в отличие от ответственности иных организаций) является фактически неограниченной.

     Можно ли установить такое ограничение? На мой взгляд, можно. Вспомним те особенности, которые выделяют государство из числа остальных субъектов гражданско-правовых отношений. Речь идет о правотворческой функции и иммунитете.

Информация о работе Казна как объект гражданских прав