Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 10:49, курсовая работа
Работа состоит из двух глав. Первая глава – Общая характеристика Казны как объекта гражданских прав – представляет собой анализ сущности Казны по гражданскому праву, в этой главе рассматриваются источники формирования и субъекты права Казны. Вторая глава – Особенности сделок с имуществом, составляющим Казну - посвящена особенностям сделок, оплачиваемых за счет казны и сделкам, совершаемых с другим имуществом.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..……………3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАЗНЫ, КАК ОБЪЕКТА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА…………………………………………………..…..5
1. Понятие и состав Казны……...……………………………………………7
2. Гражданско-правовые способы пополнения Казны …………………….9
1. Приватизация как один из способов пополнения Казны…………9
2. Доходы от предпринимательской деятельности государственных унитарных предприятий и казенных предприятий
3. Доходы от облигаций, находящихся в государственной собственности
4. Доходы от государственного имущества, сдаваемого в аренду и передаваемого в доверительное управление
ГЛАВА 2. ВЗЫСКАНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ РФ ЗА СЧЕТ КАЗНЫ…….
2.1. Обращение взыскания на имущество Казны
2.2. Порядок обращения взыскания на имущество Казны
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине “Гражданское право Российской Федерации”
Тема
“Казна как объект гражданских прав”
План
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАЗНЫ, КАК ОБЪЕКТА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА…………………………………………………..…..5
ГЛАВА 2. ВЗЫСКАНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ РФ ЗА СЧЕТ КАЗНЫ…….
2.1. Обращение взыскания на имущество Казны
2.2. Порядок обращения взыскания на имущество Казны
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Институт казны не является принципиально новым понятием в отечественном гражданском законодательстве. Понятие государственной казны, включающей в себя государственные денежные средства, золотой запас, валютные средства, казенные земли, природные ресурсы и иное имущество, широко употреблялось в дореволюционном русском гражданском праве. Существование данного института предопределялось возможностью участия Российского государства в гражданских правоотношениях наравне с иными субъектами гражданского права.
Советское гражданское право исключило понятие государственной казны из гражданского законодательства. Государственная собственность была провозглашена основной формой социалистической собственности, являющейся достоянием всего советского народа1. При этом государство исходило из позиции закрепления основной доли государственной собственности за государственными предприятиями. В этой связи управление государственной собственностью (за исключением средств государственных бюджетов всех уровней) большей часть сводилось к регулированию хозяйственной деятельности государственных предприятий, осуществляемого на основе долгосрочного планирования. Лишь природные ресурсы (земля, ее недра, воды и леса) продолжали находиться в непосредственном управлении государства в лице уполномоченных органов и могли бы быть отнесены к современному определению государственной казны. Порядок управления данной частью государственной собственности был подробно регламентирован нормами соответствующего законодательства.
Признание принципа равноправия всех форм собственности в новом гражданском законодательстве привело к необходимости регулирования порядка участия государства в гражданских правоотношениях наравне с иными субъектами. Закон РСФСР "О собственности"2, принятый 24 декабря 1990 года, впервые закрепил разделение государственной собственности на имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, и иное государственное имущество, составляющее государственную казну РСФСР или входящей в ее состав республики, автономной области, автономного округа, края, области. Статья 22 указанного закона содержала следующее определение государственной казны: "Средства государственного бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют соответственно: государственную казну РСФСР, государственную казну республики, входящей в состав Российской Федерации, казну автономной области, автономного округа, края, области". Следует отметить, что законодатель, признавая существование наряду с государственной также и муниципальной собственности (ст.23 названного Закона), не определил правового статуса муниципальной казны.
Данное
определение государственной
Дальнейшее развитие гражданского законодательства привело к более детальной регламентации участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях. В соответствии со ст.2 Гражданского Кодекса Российской Федерации4 Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования могут участвовать в гражданских правоотношениях на равных началах с гражданами и юридическими лицами. Учитывая особый статус указанных лиц, установление особого порядка их участия в гражданских правоотношениях, возможность принятия специальных норм, регламентирующих особенности их участия в гражданских правоотношениях, а также ряд иных особенностей, мы полагаем, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в рамках современного законодательства могут рассматриваться как особая группа субъектов гражданских правоотношений (публично-правовые образования) наряду с традиционным разделением указанных субъектов на физические и юридические лица.
Порядок участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях закреплен в главе 5 Гражданского Кодекса РФ. При этом правовой статус указанных субъектов характеризуется рядом особенностей, важнейшими из которых мы полагаем следующие: 1) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования выступают в гражданских правоотношениях от собственного имени, но представляют при этом не частный, а публичный интерес; конечной целью их участия в гражданских правоотношениях является удовлетворение интересов определенной группы людей (граждан Российской Федерации, населения отдельного субъекта Российской Федерации, муниципального образования); 2) публичные собственники в законодательном порядке в ряде случаев имеют возможность самостоятельно устанавливать для себя правила поведения как собственника (Российская Федерация и, в определенных рамках, субъекты Российской Федерации, - путем установления норм гражданского законодательства); 3) публично-правовые образования участвуют в гражданских правоотношениях в лице уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, либо в лице иных органов государственного управления, местного самоуправления, юридических и физических лиц - на основании специальных поручений; 4) публично-правовые образования вправе наделять вещными правами на имущество, находящееся в их собственности, создаваемые ими юридические лица (унитарные и казенные предприятия, учреждения); 5)публично-правовые образования могут выступать носителями права собственности на отдельные категории объектов гражданских правоотношений, изъятых либо ограниченных в гражданском обороте (объекты, которые могут находиться исключительно в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований).
Сформулировать и четко определить роль и значение казны в гражданском праве представляет собой достаточно сложную задачу, т.к. казна является довольно многогранным институтом, плюс ко всему данный институт играет огромную роль в общем деле пополнения бюджета Российской Федерации из чего вытекает огромная практическая и теоретическая значимость выбранной темы курсовой работы.
Работа
состоит из двух глав. Первая глава
– Общая характеристика Казны как объекта
гражданских прав – представляет собой
анализ сущности Казны по гражданскому
праву, в этой главе рассматриваются источники
формирования и субъекты права Казны.
Вторая глава – Особенности сделок с имуществом,
составляющим Казну - посвящена особенностям
сделок, оплачиваемых за счет казны и сделкам,
совершаемых с другим имуществом.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАЗНЫ, КАК ОБЪЕКТА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
Понятие
государственной казны в
В соответствии с ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. От имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Таким
образом, для обозначения участия
в гражданских правоотношениях
публично-территориальных
Однако, анализ иных норм ГК РФ показывает, что под казной гражданское законодательство одновременно подразумевает объект, а не самостоятельный субъект правоотношений.
В
частности, в соответствии со статьей
214 ГК РФ, государственная или
Вышеупомянутая статья 1071 ГК РФ отсылает к статье 125 ГК РФ, устанавливая, что от имени казны могут выступать уполномоченные законом органы. Однако, статья 125 ГК РФ не содержит понятия казны, а говорит об участии Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. То есть, смысловое толкование статьи 125 ГК РФ показывает, что казна отождествляется с соответствующим публично-территориальным образованием (Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием), речь идет вновь о государстве-казне, и это опять входит в противоречие с содержанием статьи 214 ГК РФ.
В соответствии со статьей 214 ГК РФ средства бюджета являются составной частью соответствующей казны. Однако, логика БК РФ и ГК РФ вступают в противоречие. Согласно БК РФ, судебное решение о взыскании за счет бюджета не означает взыскания за счет казны, и, наоборот, взыскание за счет казны не может быть исполнено как взыскание за счет бюджета. Очевидно, в ГК РФ и БК РФ ведется речь о разной казне и разных бюджетах. Согласно БК РФ, казна – лишь знак, символ, обозначающий, за счет какого источника (кода бюджетной классификации) следует оплачивать судебное решение, так перечисление денежных средств в конечном итоге все равно осуществляется с использованием лицевого счета, открытого в территориальном органе Федерального казначейства Министерству финансов как получателю бюджетных средств. В чем же тогда разница?
Здесь мы сталкиваемся еще с одним, третьим смыслом, вкладываемым в термин «казна». Казна, согласно ГК РФ - либо публично-территориальное образование, либо определенное имущество соответствующего публично-территориального образования. В то же время, и убытки (ущерб), взыскиваемые за счет казны, и взыскиваемая за счет бюджета задолженность бюджетных учреждений, подлежат оплате с единого счета бюджета, на котором учтены как средства, выделенные Минфину России, так и всем иным распорядителям и получателям средств федерального бюджета.