Казна как объект гражданских прав

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 10:49, курсовая работа

Описание работы

Работа состоит из двух глав. Первая глава – Общая характеристика Казны как объекта гражданских прав – представляет собой анализ сущности Казны по гражданскому праву, в этой главе рассматриваются источники формирования и субъекты права Казны. Вторая глава – Особенности сделок с имуществом, составляющим Казну - посвящена особенностям сделок, оплачиваемых за счет казны и сделкам, совершаемых с другим имуществом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..……………3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАЗНЫ, КАК ОБЪЕКТА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА…………………………………………………..…..5
1. Понятие и состав Казны……...……………………………………………7
2. Гражданско-правовые способы пополнения Казны …………………….9
1. Приватизация как один из способов пополнения Казны…………9
2. Доходы от предпринимательской деятельности государственных унитарных предприятий и казенных предприятий
3. Доходы от облигаций, находящихся в государственной собственности
4. Доходы от государственного имущества, сдаваемого в аренду и передаваемого в доверительное управление
ГЛАВА 2. ВЗЫСКАНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ РФ ЗА СЧЕТ КАЗНЫ…….
2.1. Обращение взыскания на имущество Казны
2.2. Порядок обращения взыскания на имущество Казны
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

казна.doc

— 270.50 Кб (Скачать)

     Оставляя  в стороне выявленную коллизию, рассмотрим другие ограничения  пределов имущественной ответственности государства по своим обязательствам.

     Согласно  абз. 2 п. 1 ст. 126 и п. 3 ст. 129 ГК РФ, обращение  взыскания на землю  и другие природные  ресурсы, находящиеся  в государственной  собственности, их отчуждение или переход от одного лица к другому иными способами могут осуществляться лишь в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах35.

     Как было указано, взыскание  не обращается на имущество, которое может  находиться только в  государственной собственности. Пообъектный состав данного вида государственного имущества определяется действующим законодательством. В частности, постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-136, которое применяется с учетом норм ст. 4 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"37, указами Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации"38 и от 22 июля 1994 г. N 1535 "Об основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года"39, а также рядом других подзаконных актов и законов (например, Законом РФ от 23 февраля 1995 г. "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"40; Законом РФ от 14 марта 1995 г. "Об особо охраняемых природных территориях"41) и др. Перечисленные в указанных правовых актах объекты неотчуждаемы, а сделки, связанные с их отчуждением, должны признаваться ничтожными (ст. 166 и 169 ГК РФ).

     Пунктом 5 ст. 214 ГК РФ установлен один из способов возникновения  права государственной  собственности отнесение  государственного имущества  к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации. Он реализуется в настоящее время в порядке, установленном упомянутым постановлением Верховного Совета РФ от 227 декабря 1991 г. Данный правовой акт не только определяет процедуру безвозмездного отчуждения объектов государственной собственности государственным и муниципальным собственникам определенной группы, но и закрепляет право федеральной государственной собственности на все имущество, не относящееся к объектам частной и муниципальной собственности, до момента передачи его другому собственнику государственного имущества.

     Кроме того, приложение N 1 к постановлению  Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. содержит перечень имущественных  объектов, являющихся исключительно федеральной  государственной собственностью и определяемых родовыми и отраслевыми признаками. В отношении объектов государственной собственности, не названных в приложениях N 1-3 к этому постановлению, устанавливается, что независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от их ведомственной подчиненности они передаются в государственную собственность субъектов Российской Федерации в установленном порядке. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

     В свою очередь, в подп. 2.1 п. 2 Классификации объектов и предприятий по возможности их приватизации, входящей в Государственную программу приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденную Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2284, приведен перечень имущественных объектов, находящихся в федеральной собственности, приватизация которых (т. е. возмездное добровольное по решению публичного собственника отчуждение в частную собственность в порядке, установленном законодательством о приватизации) запрещена. Так, в соответствии с п. 2.1.3 названной Классификации запрещена приватизация средств республиканского бюджета Российской Федерации, Республиканского валютного резерва РФ, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования, занятости и социальной поддержки населения РФ и других государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, а также Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, в том числе Алмазного фонда Российской Федерации и золотого запаса Российской Федерации.

     С учетом нормы п. 2 ст. 1018 ГК РФ из состава  имущества, за счет которого Российская Федерация  несет ответственность  по своим обязательствам, исключаются объекты  федеральной государственной собственности, переданные в доверительное управление Российской Федерацией как учредителем управления (т. е. лицом, передавшим принадлежащее ему имущество по договору в доверительное управление). В соответствии с данной нормой обращение взыскания по долгам учредителя управления на имущество, переданное им в доверительное управление, не допускается, за исключением несостоятельности (банкротства) этого лица. Принимая во внимание то, что государство не является субъектом, на которое распространяет свое действие законодательство о банкротстве, обращение взыскания на переданное им в доверительное управление имущество не представляется возможным.

     В отношении пределов имущественной ответственности  государства по его  обязательствам можно  сделать вывод  о том, что поскольку государство несет ответственность своей казной (за исключением определенной группы имущественных объектов), в состав которой входят не только денежные средства федерального бюджета, но и иное имущество, не будет нарушением закона восстановить нарушенные права истца за счет "иного" имущества казны Российской Федерации.

3.2 Порядок обращения взыскания  на имущество Казны

 

      Стороны по делу. Первым шагом лица к восстановлению своих нарушенных государством имущественных прав должно стать участие в судебном процессе с фактическим требованием о взыскании с правонарушителя имущества. Для этого следует подать исковое требование о взыскании убытков, либо возмещении вреда, или о взыскании долга.

     Ответчиком  по делам такого рода является Российская Федерация. От ее имени и за счет средств федеральной казны, согласно ст. 1071 ГК РФ, выступают уполномоченные финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

     На  основании ст. 1071 ГК РФ и п. 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 27342, от имени казны Российской Федерации действует Министерство финансов РФ, которое вправе передавать данное полномочие третьим лицам на основании доверенности.

     В соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 12 февраля 1998 г. N 26 "О  порядке организации  и ведения Министерством  финансов Российской Федерации работы по выступлению от имени казны Российской Федерации, а также по представлению интересов Правительства Российской Федерации в судах" начиная с 16 марта 1998 г. на управления федерального казначейства по субъектам Российской Федерации на основании надлежаще оформленных доверенностей (с правом передоверия), выданных Минфином России руководителям этих управлений, возложена организация и ведение в судах работы по выступлению от имени казны Российской Федерации43.

     При принятии судом решения  об удовлетворении заявленных исковых требований по рассматриваемой в данной публикации категории дел было бы целесообразно (помимо требуемых ч. 1 ст. 128 АПК данных) в резолютивной части такого решения уточнять, за счет имущества казны какого уровня (федерального, субъекта Российской Федерации или муниципального) и в чью конкретно пользу взыскивается денежная сумма.

     Кроме того, желательно, чтобы  суды указывали в  резолютивной части  решения наименование счета ответчика, с которого следует  взыскивать денежные суммы. Данные сведения должны представить  по запросу суда представители ответчика. Чтобы максимально гарантировать наибольшую вероятность исполнения судебного решения, было бы не лишним привлекать к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, учреждение Банка России или уполномоченного банка, обслуживающего доходный счет бюджета соответствующего уровня. Это не противоречит закону и ускоряет исполнение вступившего в законную силу решения суда, поскольку участие кредитной организации в судебном процессе презюмирует ее осведомленность о том, с какого счета должны быть списаны взыскиваемые суммы (при их наличии, разумеется).

     Об  обращении взыскания  на денежные средства федерального бюджета. В порядке ст. 9 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 4 июня 1997 г. N 119-ФЗ44 судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства. В данном документе он указывает срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, который не может превышать пяти дней с даты возбуждения исполнительного производства. По истечении установленного срока пристав-исполнитель уведомляет должника о принудительном исполнении указанных требований.

     Копия постановления о возбуждении исполнительного производства не позднее следующего дня после дня его вынесения направляется взыскателю, должнику, а также в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ.

     В соответствии со ст. 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве" взыскание по исполнительным документам обращается в первую очередь на денежные средства должника, и только если у него отсутствуют денежные средства в размере, достаточном для удовлетворения требований взыскателя, на иное имущество.

     Если взыскиваемая задолженность не предусмотрена законом о федеральном бюджете на соответствующий год, то вероятность исполнения исполнительного документа за счет средств федерального бюджета невелика.

     Например, исполнительный лист по задолженности  государства в связи с непогашением в установленный срок облигаций государственного внутреннего займа подлежит погашению за счет средств федерального бюджета, поскольку с момента наступления даты погашения указанных ценных бумаг подразумевается, что денежные средства в государственной казне для их погашения имеются. В то же время, если дата платежа еще не наступила, но государство в одностороннем порядке отказалось выплатить необходимые суммы в установленный срок, презумпция полноты федерального бюджета не действует, т. е. предполагается, что денежных средств в погашение соответствующих ценных бумаг не только нет, но и поступление их к дате платежа не предвидится.

     По  сложившейся практике исполнительный лист на взыскание средств  за счет казны Российской Федерации направляется в соответствующее местное отделение федерального казначейства по месту нахождения кредитора, потом вместе с экземпляром судебного решения в территориальное управление казначейства, а затем для фактического исполнения в Министерство финансов РФ (Главное управление федерального казначейства МФ РФ). Для сокращения срока прохождения исполнительного листа целесообразно сразу направить его в Министерство финансов РФ.

     Как следует из приказа  Министерства финансов РФ от 23 ноября 1998 г. N 236 "О  совершенствовании организации работы по возмещению вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов"45, возмещение вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, производится за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете, на основании постановлений (определений) органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда либо исполнительных листов, выданных в порядке, установленном законодательством.

     По  поступлении исполнительных листов, выданных в  порядке, установленном  законодательством, в Главное управление федерального казначейства, а копий в Правовой департамент Минфина РФ, последний в течение трех дней проводит правовую экспертизу материалов судебных споров, по которым выданы исполнительные листы, а также постановлений (определений) органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда на предмет их возможного обжалования в надзорной инстанции, а в случае необходимости готовит соответствующее заявление о принесении протеста в порядке надзора или жалобы на судебное решение, постановление (определение) органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.

     В пятидневный срок со дня получения  исполнительных документов Главное управление федерального казначейства направляет в соответствующее  управление федерального казначейства Министерства по субъектам Российской Федерации реестр для перечисления бюджетных средств и подлинники исполнительных документов.

     Управление  федерального казначейства Министерства по субъектам  Российской Федерации  по получении документов на основании реестра  перечисляет средства федерального бюджета получателю на указанные в его заявлении счета в банке или иной кредитной организации.

Информация о работе Казна как объект гражданских прав