Избрание, вступление в должность и прекращение полномочий Президента Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является всестороннее исследование института президентства в Российской Федерации. Достичь поставленной цели можно через реализацию следующих задач:
- изучить историю формирования института президентства в Российской Федерации;
- рассмотреть порядок избрания, вступление в должность и прекращение полномочий Президента Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
Глава 1. История формирования института президентства в России 5
1.1. Необходимость учреждения поста Президента в РФ в начале 90- х годов - историко-теоретический аспект 5
1.2. История президентства в России 17
Глава 2. Избрание, вступление в должность и прекращение полномочий Президента Российской Федерации 20
2.1. Порядок избрания Президента Российской Федерации 20
2.2. Вступление в должность Президента Российской Федерации 23
2.3. Досрочное прекращение полномочий Президента Российской Федерации 25
Заключение 29
Библиография

Работа содержит 1 файл

Президент РФ-глава государства.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

     В случае, если выборы Президента Российской Федерации признаны несостоявшимися, недействительными, либо если на день проведения повторного голосования оба зарегистрированных кандидата, по которым назначено повторное голосование, сняли свои кандидатуры, либо если при повторном голосовании ни один зарегистрированный кандидат не был избран на должность Президента РФ, Совет Федерации Федерального Собрания РФ назначает повторные выборы Президента Российской Федерации. Они проводятся в том же порядке, как и первые, с сокращением сроков избирательных действий не более чем на одну треть.

     «При  проведении повторных выборов кандидатами не могут быть вновь выдвинуты те кандидаты, действия (бездействие) которых послужили (послужило) основанием для признания общих выборов или выборов при повторном голосовании недействительными»14.

     Срок  полномочий Президента РФ - четыре года.

     Конституция предусматривает, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. Это установление «имеет цель воспрепятствовать формированию несменяемого клана управляющих лиц, появлению и сохранению стойких корпоративных групп, открыть пути притока в эшелоны власти свежих сил, политических деятелей и лидеров нового поколения»15. Конституция предоставляет способному политику, оправдавшему себя на должности Президента, право выдвижения на другой срок, кроме очередного. 

2.2 Вступление в должность Президента Российской Федерации 

    После избрания Президента осуществляется предусмотренная  Конституцией процедура его вступления в должность, которое происходит на 30-й день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией  о результатах выборов. Она заключается в принесении Президентом присяги в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ. Присяга приносится народу. Ее текст установлен в ст. 82 Конституции. Он сформулирован следующим образом: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

    Местопребыванием  Президента, его резиденцией является столица России - Москва, Кремль. Над зданием официального пребывания Президента поднимается Государственный флаг России. Символами президентской власти в Российской Федерации являются штандарт (флаг) Президента Российской Федерации и Знак Президента Российской Федерации. Местонахождением оригинала штандарта (флага) является служебный кабинет в резиденции Президента в столице России - Москве. Дубликат штандарта поднимается над резиденцией Президента в Москве, над другими резиденциями во время пребывания в них Президента, устанавливается и поднимается на его транспортных средствах. Знаком Президента является орден «За заслуги перед Отечеством» I степени.

    Официальные символы президентской власти передаются вновь избранному Президенту во время  процедуры вступления в должность  после принесения им присяги. Президент приносит присягу на специальном экземпляре текста Конституции РФ.

    Президент Российской Федерации приступает к  исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом (ч. 1 ст. 92 Конституции).

    Вступление  в должность нового Президента влечет определенные правовые последствия в отношении органов, назначаемых Президентом16: слагает свои полномочия Правительство; подают заявления об освобождении от занимаемых должностей лица, входящие в Администрацию Президента, полномочные представители Президента в палатах Федерального Собрания, Конституционном Суде, в федеральных округах. До назначения нового состава этих органов последние продолжают исполнение своих полномочий. 
 

2.3 Досрочное прекращение полномочий Президента Российской Федерации 

     Чтобы обеспечить непрерывность осуществления  президентской власти, Конституция предусматривает случаи досрочного прекращения полномочий Президента и определяет их последствия (ч. 2 и 3 ст. 92).

     Полномочия  Президента досрочно прекращаются в случаях17:

     1) его отставки;

     2) стойкой неспособности по состоянию  здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

     3) отрешения от должности.

     Во  всех указанных случаях обязанности  Президента временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Однако исполняющий обязанности не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

     Выборы  Президента должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

     «Ни Конституция, ни текущее федеральное  законодательство не определяют процедуру  прекращения полномочий Президента в случае стойкой неспособности  осуществлять полномочия по состоянию здоровья»18.

     Конституционный Суд в постановлении по делу о  толкований положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции РФ от 11 июля 2000 г. следующим  образом истолковал положение ст. 92 (часть 2):

     1) для досрочного освобождения  главы государства от должности по состоянию здоровья необходимо выработать особый порядок (процедуру) такого освобождения;

     2) положения о порядке установления  степени утраты трудоспособности, определенные в Основах законодательства об охране здоровья граждан, не связаны с применением ст. 92 (часть 2);

     3) для установления стойкой неспособности  по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие Президенту полномочия требуется особая процедура с целью объективного подхода к определению фактической невозможности для Президента в связи с расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер. Для досрочного прекращения полномочий Президента в таком случае может не являться обязательной предпосылкой волеизъявление Президента;

     4) приведение в действие досрочного  прекращения полномочий Президента по состоянию здоровья допустимо лишь при исчерпании всех иных возможностей, связанных с временным неисполнением Президентом своих полномочий или добровольной его отставки;

     5) порядок установления стойкой  неспособности Президента осуществлять свои полномочия не может быть облегченным, упрощенным. При этом должна быть исключена возможность превращения данного порядка в способ необоснованного отстранения Президента, а тем более в неконституционный способ присвоения каким-либо органом или лицом властных полномочий Президента.

     В особых случаях временной неспособности  Президента по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия Президент, как показала практика, издает Указ «О временном исполнении обязанностей Президента Российской Федерации»

     Порядок досрочного прекращения полномочий Президента в случае его отрешения от должности урегулирован в Конституций (ст. 93).

     «Осуществление  ответственных полномочий, возложенных  Конституцией на Президента, требует  достаточно высокого уровня защищенности его статуса. Это необходимое условие для того, чтобы решения Президента основывались на высших долгосрочных государственных интересах России, а не на учете колебаний в раскладе политических противоборствующих сил в парламенте, популистских интересов. Отрешение Президента от должности - высшая форма ответственности Президента. Исходя из статуса главы государства, факта всенародного избрания Президента, порядок его отрешения от должности не может быть упрощенным»19. Поэтому вполне правомерно Конституция установила достаточно сложный порядок отрешения Президента от должности (ст. 93). Для этого требуется инициатива не менее одной трети депутатов Государственной Думы, причем при наличии заключения специальной комиссии, образованной Думой.

     В самой процедуре отрешения задействованы обе палаты Федерального Собрания, Конституционный Суд и Верховный Суд. Государственная Дума выдвигает обвинение против Президента, которое должно быть подтверждено заключением Верховного Суда. Конституционный Суд дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Совет Федерации отрешает Президента от должности. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат.

     «Сняты  имевшие место в прежней Конституции  такие размытые, допускавшие широкое  толкование формулировки оснований  для отрешения Президента от должности, как «нарушение конституции, закона и присяги»20. По действующей Конституции отрешение возможно только на основании обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. «Эти категории имеют строго юридическое содержание, не могут произвольно трактоваться, подлежат квалифицированной правовой оценке»21.

     Решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

     Конституция 1993 г. не предусматривает должность  вице-президента. В принципе это необязательная фигура при Президенте. «Считывая неудачный опыт функционирования вице-президентов в бывшем Союзе ССР и в России, конституционную практику других стран, не знающих такого института, решено было не вводить его и в России»22.

     Федеральный закон «О гарантиях Президенту, прекратившему  исполнение своих полномочий, и членам его семьи» от 12 февраля 2001 г. (он не распространяется на Президента, отрешенного от должности) устанавливает следующие правовые, социальные и иные гарантии: пожизненно предоставляется государственная охрана; сохраняется право на медицинское обслуживание в прежнем порядке (Президенту и членам его семьи); жизнь и здоровье Президента подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета; Президент обладает неприкосновенностью, которая распространяется на деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента. Однако он может быть лишен неприкосновенности в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления. Если это деяние совершено в период исполнения полномочий Президента, то лишение неприкосновенности требует согласия Государственной Думы по представлению Генерального прокурора; Президент имеет право на ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 75 процентов месячного денежного вознаграждения Президента; Президенту предоставляется в пожизненное пользование одна из государственных дач; он может бесплатно пользоваться правительственной связью; Президент имеет право содержать за счет средств федерального бюджета аппарат помощников. Федеральный закон детально определяет конкретные условия реализации этих гарантий Президенту, прекратившему исполнение полномочий, и членам его семьи. 
 
 

Заключение 

     Россия, как государство формировалась  на протяжении столетий. История государственности России говорит о том, что роль главы государства была всегда очень высокой. Именно от деятельности этого института власти зависели все прогрессивные преобразования в стране, и наоборот, когда по прямым распоряжениям правителей Россия втягивалась в смутные времена, когда в стране царили хаос и беззаконие.

     Безусловно, что полномочия Президента Российской Федерации сегодня чрезвычайно высоки, его правовой статус как главы государства наделяет его широкими полномочиями. Правовой статус Президента России основан на учете мирового опыта организации президентской власти. Вместе с тем устройство президентской власти в России весьма специфично, отражает российские условия политической жизни и не дает оснований говорить о меланхолическом копировании опыта какой-либо страны.

     Важно отметить следующее, что, направляя и обеспечивая деятельность всех государственных органов, Президент действует в рамках, установленных Конституцией Российской Федерации.

     Правовое  положение Президента охватывает несколько  сфер:

     - Президент выступает как глава государства;

     - Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами;

     - Президент обладает законодательными полномочиями;

     - В сфере исполнительной власти Президенту также даны широкие полномочия.

     Изучая  главу 4 Конституции можно сделать вывод, что Президент занимает самостоятельное главенствующее место в системе органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть, (а это Президент, Федеральное Собрание, Правительство) и его полномочия направлены на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти, соблюдение Конституции, защиту прав и свобод человека, охрану государственного суверенитета.

     Выборы  Президента РФ осуществляются на основе Конституции РФ, Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. и других федеральных законов.

     Необходимо  отметить, что сегодня России необходим этот институт власти, поскольку на нынешнем этапе развития нашего государства общество требует серьезных реформаторских преобразований во всех сферах деятельности. Учитывая то, что многие законы, срочно необходимые России сейчас блуждают в комитетах и комиссиях Парламента многие месяцы, а иные уже устаревают к моменту выхода, институт президентства необходим.

Информация о работе Избрание, вступление в должность и прекращение полномочий Президента Российской Федерации