Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:55, курсовая работа
Целью данной работы является всестороннее исследование института президентства в Российской Федерации. Достичь поставленной цели можно через реализацию следующих задач:
- изучить историю формирования института президентства в Российской Федерации;
- рассмотреть порядок избрания, вступление в должность и прекращение полномочий Президента Российской Федерации.
Введение 3
Глава 1. История формирования института президентства в России 5
1.1. Необходимость учреждения поста Президента в РФ в начале 90- х годов - историко-теоретический аспект 5
1.2. История президентства в России 17
Глава 2. Избрание, вступление в должность и прекращение полномочий Президента Российской Федерации 20
2.1. Порядок избрания Президента Российской Федерации 20
2.2. Вступление в должность Президента Российской Федерации 23
2.3. Досрочное прекращение полномочий Президента Российской Федерации 25
Заключение 29
Библиография
Содержание
Введение
Глава 1. История
формирования института президентства
в России
5
1.2. История президентства в России
Глава 2. Избрание,
вступление в должность и прекращение
полномочий Президента Российской Федерации
2.1. Порядок избрания Президента Российской Федерации 20
2.2. Вступление в должность Президента Российской Федерации 23
2.3. Досрочное прекращение полномочий
Президента Российской Федерации
Заключение
Библиография
Введение
Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года было призвано преодолеть полосу политического кризиса и противостояния всех ветвей государственной власти. Согласно ст. 10 Конституции государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Основная роль по обеспечению взаимодействия властей возложена Конституцией на Президента, который согласно ч. 2 ст. 80 Конституции обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. При этом конституционная модель президентской республики в Российской Федерации и принципы взаимодействия властей выглядят таким образом, что путем «сдержек» и «противовесов» обеспечивается воспрепятствование превращению института Президента в режим личной власти, неподконтрольной народу или способной игнорировать иные ветви государственной власти России. Проблема заключается в том, чтобы наполнить эту модель реальным социальным содержанием и юридически и фактически гарантировать общество от авторитаризма. Необходимые для этого правовые условия в действующей Конституции имеются. Как бы ни были широки полномочия Президента, они не беспредельны. Эти полномочия сопрягаются с полномочиями других федеральных органов государственной власти, а отношения Президента и органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ характеризуются не только правами, но и взаимной ответственностью.
Президентство является относительно молодым институтом в российской конституционно-политической практике. Он вызывает к себе пристальный интерес. Президенту государства посвящена гл. 4 Конституции Российской Федерации, согласно нормам, которой устанавливаются порядок избрания, правовое положение, компетенция этого органа государства, правовые акты, а также порядок досрочного прекращения его деятельности. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется Федеральным Законом Российской Федерации от 10.01.2003 N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».
Согласно ст. 80 Конституции Российской Федерации, Президент Российской Федерации является главой государства. Это орган, который не относится ни к одной из ветвей государственной власти, как бы стоит над всеми видами власти, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст. 92). Он представляет Российскую Федерацию как внутри страны, так и в международных отношениях; принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и целостности. Как глава государства Президент Российской Федерации является гарантом ее Конституции, а также прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, данная тема весьма актуальна. Объектом исследования является институт президентства в Российской Федерации. Предметом исследования являются конституционное законодательство Российской Федерации. Методологию работы составляют такие методы, как политико-правовой, научно-правовой, системно-структурный и сравнительный.
Целью данной работы является всестороннее исследование института президентства в Российской Федерации. Достичь поставленной цели можно через реализацию следующих задач:
-
изучить историю формирования
института президентства в
- рассмотреть порядок избрания, вступление в должность и прекращение полномочий Президента Российской Федерации.
В
результате анализа материала сложилась
следующая структура работы: введение,
две главы, заключение. В процессе выполнения
курсовой работы использовались труды
представителей отечественной юридической
науки, участвовавших в разработке исследуемого
вопроса.
Глава 1
История формирования института президентства
в России
1.1 Необходимость
учреждения поста Президента в РФ в начале
90-х годов - историко-теоретический аспект
Анализ института президентства в системе органов государственной власти Российской Федерации, несомненно, является одним из актуальных направлений в современных государственно-правовых исследованиях. Спектр проблем, касающихся политико-правового статуса Президента РФ, весьма широк и разнообразен. Практически он затрагивает все стороны и аспекты института президентской власти в стране: во-первых, саму её сущность, назначение, место и роль в системе других государственных органов; во-вторых, предпосылки и необходимость её учреждения; в-третьих, правовые полномочия и функции Президента РФ; в-четвёртых, общие и специальные требования, предъявляемые к кандидатам на пост президента; в-пятых, общественно-политический статус; в-шестых, границы президентской власти, механизм её осуществления и многие другие. Можно с уверенностью, констатировать факт, что в нашем обществе нет однозначного понимания конституционно-правового статуса Президента РФ1.
Однако, первоначально среди указанных проблем необходимо рассматривать причины учреждения поста Президента в Российской Федерации в начале 90-х годов.
Согласно ч. 1 ст. 80 Конституции РФ 1993 года - «Президент РФ является главой государства». В отечественном конституционном праве под главой государства традиционно принято понимать должностное лицо занимающее формально высшее место в иерархии государственных институтов и должностей, осуществляющее верховное представительство страны во внутриполитической деятельности и во взаимоотношениях с другими государствами2.
Своим существованием в современном мире институт главы государства обязан позднефеодальному учреждению - абсолютной монархии. В момент образования буржуазной государственности мышление нового господствующего класса было ограничено историческими рамками конкретной эпохи. Это проявилось, прежде всего, в том, что буржуазия находила многие учреждения и институты феодального государства привлекательными для себя. Поэтому она заимствовала институт главы государства, который по существу являлся чисто феодальным институтом. Вот почему вводя даже самую прогрессивную, на этом историческом отрезке времени, форму правления - республику, она сохранила, в принципе этот феодальный институт - институт главы государства.
Практика конституционного строительства современных государств свидетельствует, что глава государства может быть, как должностным лицом, так и специальным органом.
В ряде стран имеет или имело место в прошлом организация института главы государства в виде высшего коллегиального органа: Федеральный Совет в Швейцарии, состоящий из 7 членов; Постоянный комитет Всекитайского Собрания Народных Представителей численностью до 170 членов Государственный Совет Ассамблеи Народной Власти на Кубе из 31 члена и т.д., которые наряду с высшими органами народного представительства представляют собой высшие коллегиальные органы государственной власти. Возглавляемые, как правило, Председателем, осуществляющим самостоятельно лишь те полномочия главы государства, которые невозможно осуществлять коллегиально. При этом, место указанных Советов в системе органов государства определялось тем, что они во всей своей деятельности были подотчётны избравшим их высшими органам народного представительства. Так, подотчётность Президиума перед Народным Собранием выражалось в том, что оно может заслушивать отчёт о его деятельности, в случае необходимости сменить часть членов Президиума, избрав вместо них других, или даже полностью переизбрать Президиум до истечения срока его полномочий3.
В советский период отечественной истории, около семидесяти лет в нашей стране существовал именно коллегиальный глава государства - Президиум Верховного Совета СССР, состоящий по последней Конституции СССР 1977г. из 39 членов (ст. 120). При этом, для выявления причин радикального обновления института главы государства, необходимо учитывать, что всё это началось ещё в период существования СССР.
Сначала, в марте 1990г., был введён пост Президента СССР, а затем – во многих союзных республиках, в том числе в марте 1991г. и в РСФСР. Так как основные причины появления института президентской власти в нашей стране являются общими, то прежде чем рассматривать Российскую Федерацию, необходимо проанализировать некоторые общие моменты.
Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии отечественной государственности, поскольку советской республике, такого рода институт был органически чужд. Полновластие Советов, соединение в них законодательной и исполнительной власти были органически несовместимы с принципом разделения властей, одним из выражений которого является наличие в системе органов власти - поста президента.
Поэтому, идея об учреждении поста Президента, первоначально, как уже отмечалось, возникшая ещё в бывшем СССР, встретила значительное сопротивление части народных депутатов, сторонников сохранения Советской власти, вполне резонно увидевших в ней нарушение принципа полновластия советов. Однако набирающие силу процессы демократизации, обновление всей государственной системы одержали верх, и пост Президента СССР в марте 1990г. был учрежден, что повлекло существенные изменения в Конституции СССР 1977г.4
14
марта 1990г. был принят Закон
СССР «Об учреждении поста
Президента СССР и внесении
изменений и дополнений в
Вскоре, после этого начался аналогичный процесс установления института президентской власти и в союзных республиках, где решения об этом принимались соответствующими Верховными Советами.
Рассматривая вопрос о назначении и причинах возникновения института президентской власти именно на перестроечном этапе, следует отметить, что конституционное законодательство в значительной мере отразило и как бы суммировало те многочисленные и порою весьма противоречивые взгляды и предложения, которые высказывались учеными-юристами, народными депутатами и журналистами на стадии подготовки и обсуждения проектов нормативных правовых актов и вопросов, касающихся общего правового статуса и назначения института президентства в стране.
При введении поста Президента на уровне СССР следовал ряд объяснений, толкующих причины появления института президентской власти в нашей стране, которые нельзя оставить без внимания и по отношению к Российской Федерации.
Во-первых, это размежевание функций партии и государства. Ранее все главные вопросы внутренней и внешней политики решались партийными органами и, таким образом, основное звено в выработке стратегии государственной жизни было вне государственной системы. Теперь же потребовалось укрепить то звено государственной власти, функции которого ранее подменялись партийными решениями. Во-вторых, после проведения разделения властей появилась необходимость согласования деятельности законодательных и исполнительных органов. В-третьих, возникла настоятельная потребность в стабилизации обстановки и быстром разрешении чрезвычайных ситуаций. Существовавшие структуры оказались для этого неприспособленными.