Избирательное право в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ основных положений современного избирательного права, его понятия, принципы и основные источники.

В связи с этим можно определить следующие задачи работы:
рассмотреть понятия, сущности и предмета избирательного права РФ;
раскрыть принципы избирательного права РФ;
проанализировать основные источники избирательного права РФ;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Понятие, сущность и предмет избирательного права в РФ……………6

Глава 2. Характеристика принципов избирательного права РФ………………..11

2.1. Понятие и классификация принципов избирательного права в РФ………..11

2.2. Принципы организации и проведения выборов……………………………..13

2.3. Принципы участия граждан РФ в выборах …………………………………16

Глава 3. Избирательное законодательство Российской Федерации, как основной источник избирательного права…………………………………………………...19

3.1.Понятие и классификация источников избирательного права……...………19

3.2. Система источников избирательного права РФ……………………..............21

Заключение………………………………………………………………………….31

Библиография……………………………………………………………………….32

Работа содержит 1 файл

Избирательное право.doc

— 147.50 Кб (Скачать)
pe="DISC">
  • Законы смежных отраслей права, регулирующие отдельные аспекты избирательных отношений.
  •    Федеральными  законами, предметом регулирования  которых не являются избирательные отношения, могут определяться некоторые правовые понятия, имеющие значение для избирательного процесса, отдельные стороны правового статуса участников избирательного процесса. Среди них следует выделить: Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях», Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. (в ред. от 20 июня 2000 г.) «О средствах массовой информации», Федеральный закон от 31 июля 1997 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации», Федеральный закон «О политических партиях» с последующими изменениями и дополнениями от 11 июля 2001 г.

       Избирательное законодательство субъектов Российской Федерации состоит из конституций (уставов) и законов субъектов  Российской Федерации, регулирующих выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления. Избирательное законодательство субъектов Российской Федерации включает в себя следующие составные части. Согласно ст. 66 Конституции Российской Федерации основными законами республик в составе Российской Федерации являются конституции, а основными законами края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа - уставы соответствующих субъектов федерации. В целом, можно выделить два подхода к закреплению избирательных отношений на конституционном (уставном) уровне законодательства субъекта Российской Федерации.

       В рамках первого подхода основные законы субъектов Российской Федерации  закрепляют принцип народовластия, общее определение активного  и пассивного избирательного права граждан, систему органов государственной власти, избираемых населением, принципы их избрания и требования к кандидатам в соответствующие органы. Второй подход означает выделение в структуре конституции (устава) главы (раздела), посвященной (ого) вопросам избирательного права. Такие главы содержат конституции Республики Татарстан, Чувашской Республики, уставы Алтайского, Красноярского, Приморского краев, Волгоградской области.

    2. Законы  субъектов Российской Федерации. 

         На  современном этапе развития регионального избирательного законодательства сформировалось два подхода к строительству его системы. Во-первых, это «пакетное» регулирование, когда региональное законодательство представляет собой «пакет» законов, регулирующих отдельные виды выборов. Во-вторых, кодифицированное регулирование: в этом случае избирательные отношения регулируются единым сводным кодифицированным нормативным актом (законом). [2.16 С.15]

         В рамках «пакетного» регулирования  в субъекте федерации принимаются  законы о выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти, о выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), о выборах в органы местного государственного управления в субъекте Российской Федерации, о выборах в органы местного самоуправления в субъекте Российской Федерации (такие законы могут касаться отдельно депутатов представительного органа местного самоуправления и глав местного самоуправления), об избирательной комиссии субъекта Российской Федерации (о системе избирательных комиссий в субъекте Российской Федерации).

         Законодательство  субъектов Российской Федерации  содержит также законы, постановления  законодательных (представительных) органов государственной власти, дающие толкование норм избирательного права. Такие акты также включаются в избирательное законодательство.

    3. Международные  - правовые акты

         В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции  Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

         Избирательного  права касаются установленные в  международных договорах международные  избирательные стандарты - обязательства  государств предоставлять лицам, находящимся  под их юрисдикцией, права и свободы  на участие в свободных, справедливых, подлинных и периодических выборах, а также не посягать на такие права и свободы, принимать соответствующие меры по их реализации. Основными и важнейшими источниками международных избирательных стандартов являются:

    • Всеобщая декларация прав человека 1948 года. Статья 21 Декларации устанавливает: воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить свое выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования;
    • Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года. Согласно ст. 25 Пакта каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей; голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

    4. Нормативные  правовые акты местного самоуправления

         К нормативным правовым актам местного самоуправления относятся прежде всего уставы муниципальных образований, которые в соответствии со ст. 8 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяют формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения, структуру и порядок формирования органов местного самоуправления, срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления.

         Помимо  этих вопросов уставы муниципальных  образований могут в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации  регулировать отдельные избирательные  отношения в рамках, определенных Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

    5. Решения  Конституционного Суда Российской  Федерации.

      Источниками избирательного права являются решения Конституционного Суда Российской Федерации, в которых рассматриваются и разрешаются вопросы конституционности федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, регламентирующих проведение выборов.

         Конституционный Суд в своей практике затронул вопросы содержания и механизмов реализации принципов избирательного права, вопросы назначения выборов, выдвижения кандидатов, определения результатов выборов, вопросы возможности изменения избирательного законодательства в процессе проведения выборов.

    6. Нормативные  правовые акты избирательных комиссий.

         В процессе своей деятельности избирательные  комиссии принимают различные акты. Правовая природа этих актов различна в зависимости от целей и основания  их принятия. К источникам избирательного права относятся только нормативные правовые акты избирательных комиссий, принятые ими в рамках делегированного правотворчества. Право издавать такие акты предоставляется избирательным комиссиям законодателем и содержится в законодательных актах либо в виде наделения избирательной комиссии общими полномочиями по принятию нормативных актов, либо в виде прямых предписаний издать определенный акт.

       Таким образом, можно сделать вывод, что  легитимность выборов на всех уровнях  требует, чтобы они опирались  на прочную правовую базу. Буквально  все этапы избирательного процесса, начиная от создания избирательных комиссий и кончая объявлением результатов голосования, таят опасность злоупотреблений, избежать которых можно только через детальное правовое регулирование. Россия не имеет пока значительного опыта проведения избирательных кампаний и необходимого доверия населения к органам, организующим выборы. В ходе избирательных кампаний возникает много споров и даже острых конфликтов между кандидатами. В связи с этим законодательство о выборах предусматривает весьма частую возможность обращения в суд. Судебная практика по делам, связанным с нарушением избирательного законодательства, пока небогата, хотя нарушений и немало.

        Участие граждан в управлении государственными и общественными делами занимает центральное место в системе конституционных прав. Гарантия данного политического права опосредуется через возможность их защиты органами правосудия. Одним из наиболее важных проблем по вопросам осуществления судебной защиты относиться проблема реализации реальной защиты избирательных прав граждан. С каждым годом наблюдается увеличение числа дел о нарушении избирательных прав граждан. Сущность значения судебной защиты избирательного права граждан можно выразить, например, в том, что суды защищают основополагающие принципы реализации избирательных прав гражданами: всеобщности, равенства, гласности и т.д.

         По мере формирования в Российской  Федерации демократических институтов  представительной и исполнительной  государственной власти избирательные  комиссии и судебные органы страны накопили за последние годы уникальный опыт разрешения спорных, конфликтных ситуаций при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации, глав исполнительной власти и представительных органов субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления. Становление демократической избирательной системы в стране сопровождается последовательным совершенствованием избирательного законодательства, особенно в аспекте защиты избирательных прав граждан, и постоянным расширением практики разрешения избирательных споров. [2.16. С.18]

             Причины возникновения избирательных споров весьма разнообразны, однако основная из них - нарушение избирательных прав граждан.

         Так, Орловским районным судом рассмотрено  дело по заявлению Кравченко Н.П., Гришина А.М. и Богомолова В.А. о  признании незаконными действий ТИК по обеспечению на территории муниципального образования реализации мероприятий, связанный с подготовкой и проведением выборов и обязании муниципальное учреждение «Телеканал 2-СТВ» предоставить эфирное время для ведения агитации. Суд постановил решение, которым признал бездействие МИК Орловского района по обеспечению на территории муниципального образования реализации мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов незаконными. Обязал МУ «Телеканал 2-СТВ» предоставить бесплатное эфирное время для ведения предвыборной агитации.

         Определением  судебной коллегии по гражданским делам  Ростовского областного суда указанное решение было отменено и производство по делу прекращено. Основанием к отмене решения явились допущенные судьей нарушения положений ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» и процессуальных норм подраздела 3 ГПК РФ.

         Так, при рассмотрении дела суд, признав незаконным бездействие МИК по обеспечению на территории муниципального образования реализации мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов главы муниципального образования и депутатов районной Думы, назначенных на 27.03.2005 г., не указал способ восстановления этой комиссией нарушенных прав заявителей, что не соответствует требованиям подраздела 3 ГПК РФ. Обязанность по восстановлению нарушенных прав суд возложил на иную организацию – МУ «Телеканал 2-СТВ».

         В адрес судьи Орловского районного суда было вынесено частное определение, в котором также было указано, что судья после вынесения решения суда 15.03.2005 г. направила дело в судебную коллегию по гражданским делам с кассационной жалобой избирательной комиссии только на 13.04.2005 г., то есть после проведения выборов 27.03.2005 г. и в нарушение пятидневного срока, определенного ст.ст.261, 348 ГПК РФ. [3.18]

         Таким образом, судебная практика избирательной  кампании по выборам в органы местного самоуправления показывает, что, суды, в основном, правильно и в установленные законом сроки рассматривают дела, вытекающие из споров о нарушениях избирательного законодательства. Но в отдельных случаях имеют место как нарушения процессуального законодательства, так и неправильное применение норм материального закона. 
     
     
     
     
     
     
     
     

    Заключение 

    Информация о работе Избирательное право в РФ