Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:58, курсовая работа
Целью работы является анализ основных положений современного избирательного права, его понятия, принципы и основные источники.
В связи с этим можно определить следующие задачи работы:
рассмотреть понятия, сущности и предмета избирательного права РФ;
раскрыть принципы избирательного права РФ;
проанализировать основные источники избирательного права РФ;
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие, сущность и предмет избирательного права в РФ……………6
Глава 2. Характеристика принципов избирательного права РФ………………..11
2.1. Понятие и классификация принципов избирательного права в РФ………..11
2.2. Принципы организации и проведения выборов……………………………..13
2.3. Принципы участия граждан РФ в выборах …………………………………16
Глава 3. Избирательное законодательство Российской Федерации, как основной источник избирательного права…………………………………………………...19
3.1.Понятие и классификация источников избирательного права……...………19
3.2. Система источников избирательного права РФ……………………..............21
Заключение………………………………………………………………………….31
Библиография……………………………………………………………………….32
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие, сущность и предмет избирательного права в РФ……………6
Глава 2. Характеристика принципов избирательного права РФ………………..11
2.1. Понятие
и классификация принципов
2.2. Принципы
организации и проведения
2.3. Принципы участия граждан РФ в выборах …………………………………16
Глава 3. Избирательное законодательство Российской Федерации, как основной источник избирательного права…………………………………………………...19
3.1.Понятие
и классификация источников
3.2. Система
источников избирательного
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Введение
Постоянно
возрастающее в течение последнего десятилетия
значение избирательного права свидетельствует
об идущих в нашей стране процессах демократизации
политической жизни общества. Полноценное,
эффективно действующее избирательное
право - неотъемлемый признак демократического
правового государства. Увеличение объема
законодательного материала по избирательному
праву, его систематизация и совершенствование
позволяют смело говорить о возникновении
крупной отрасли российского законодательства
- законодательства о выборах. Важность
этой отрасли определяет необходимость
пристального изучения избирательного
права как науки.
Также избирательное право и процесс по своему политико-правовому содержанию и смыслу представляют собой юридическую форму и способ осуществления политической свободы, понимаемой как формально предоставленная всем дееспособным гражданам возможность в рамках установленных процедур, гарантий и ограничений реально участвовать в системах и процессах власти, организации ее институтов и их функционировании. Все это и есть основные критерии актуальности выбранной темы.
Целью работы является анализ основных положений современного избирательного права, его понятия, принципы и основные источники.
В связи с этим можно определить следующие задачи работы:
Предмет исследования – избирательное право, его понятие, иcточники и принципы.
Объект
исследования - общественные отношения,
связанные с рассмотрением избирательного
права.
.
Глава
1. Понятие, сущность и предмет избирательного
права в РФ
Термин «избирательное право» употребляется в двух значениях. Избирательное право в объективном смысле есть совокупность правовых норм, регулирующих избирательные отношения. Избирательное право в субъективном смысле - есть право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Выборы являются механизмом реализации конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления [1.1.Ст. 32].
Любое конституционно закрепленное право человека и гражданина должно иметь свой механизм реализации, иначе оно останется только декларацией.
Однако реализация субъективного избирательного права - не самоцель выборов. Само право избирать и быть избранным не есть личное, неотъемлемое право человека, принадлежащее ему в силу того, что он человек (как, например, право на жизнь). Субъективное избирательное право обусловлено наличием государства, без государства нет и не может быть избирательного права граждан.
Именно поэтому в понятии выборов выделяется и второй сущностный аспект, заключающийся в том, что выборы являются формой народовластия (высшим непосредственным выражением власти народа - согласно ст. 3 Конституции Российской Федерации), механизмом формирования органов государства, а также публичных органов самоуправления граждан, не отнесенных конституцией к сфере государственной власти - органов местного самоуправления.
Два этих аспекта являются двумя сторонами одной медали, в отрыве друг от друга каждый из них становится фикцией: с одной стороны, реализация избирательного права вне процедуры формирования какого-либо органа невозможна, с другой стороны, демократическое государство не может обойтись без выборности своих органов, основанной на участии в этом процессе граждан, без закрепления субъективного избирательного права.
Таким образом, выборы - это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.
Более
конкретно предмет
Согласно закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее «Об основных гарантиях…») от 12 июня 2002 года под избирательными правами граждан понимается конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации.
Данное
законом определение позволяет
отграничить предмет
Избирательное право регламентирует не все отношения, возникающие при организации и проведении выборов, а только те, которые нуждаются в правовом регулировании путем закрепления прав и обязанностей за субъектами общественных отношений. Например, политические отношения, возникающие между собой у кандидатов, избирательных объединений, не регулируются избирательным правом. Поэтому понятие выборов как системы отношений, опосредующих наделение народом своих представителей правом осуществления публичной власти, шире, чем предмет избирательного права. Выборы включают в себя различные политические, этические, корпоративные отношения, регуляторами которых выступают соответствующие социальные нормы.
В то же время, избирательное право регулирует не только отношения, возникающие непосредственно при проведении выборов. В избирательно-правовую сферу вовлекаются отношения, возникающие в межвыборный период. Это, например, отношения по регистрации (учету) избирателей, формированию постоянно действующих избирательных комиссий.
Однако такие отношения всегда связаны с выборами. Регистрация избирателей осуществляется для использования данных этой системы при составлении списков избирателей на различных выборах, избирательные комиссии представляют собой систему органов, само существование которых обусловлено потребностью в проведении выборов.
Важное значение имеет отграничение избирательных отношений от иных отношений, возникающих в сфере непосредственного осуществления народом своей власти. Такими отношениями, которые во многом сходны с избирательными, являются референдумные отношения и отношения по отзыву выборных лиц.
Отзыв - это процедура досрочного прекращения полномочий выборного лица, выступающая в качестве формы ответственности за ненадлежащее осуществление выборным лицом своих полномочий.
Все эти процедуры являются формами непосредственной демократии. Общим признаком данных институтов является также их процессуальное осуществление: выражение народной воли на выборах, референдуме, при отзыве происходит путем голосования; организацией избирательного и референдумного процесса, процесса по отзыву занимаются избирательные комиссии, осуществляется агитация. Основанием разграничения избирательных, референдумных и отзывных отношений является то обстоятельство, что выборы, референдум и отзыв являются разными по целевому назначению формами непосредственной демократии: выборы имеют своей целью реализацию избирательного права граждан, формирование, воспроизводство органов публичной власти, референдум - принятие решений по важнейшим вопросам общегосударственного, регионального и местного масштаба, не связанным с избранием лиц, а отзыв - досрочное прекращение полномочий выборных лиц. Проведение выборов является обязательным в силу ограниченного срока полномочий избираемых органов, проведение же референдума и отзыва целиком зависит от инициативы определенных законом субъектов.
Избирательные
отношения следует также