Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:58, курсовая работа
Целью работы является анализ основных положений современного избирательного права, его понятия, принципы и основные источники.
В связи с этим можно определить следующие задачи работы:
рассмотреть понятия, сущности и предмета избирательного права РФ;
раскрыть принципы избирательного права РФ;
проанализировать основные источники избирательного права РФ;
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие, сущность и предмет избирательного права в РФ……………6
Глава 2. Характеристика принципов избирательного права РФ………………..11
2.1. Понятие и классификация принципов избирательного права в РФ………..11
2.2. Принципы организации и проведения выборов……………………………..13
2.3. Принципы участия граждан РФ в выборах …………………………………16
Глава 3. Избирательное законодательство Российской Федерации, как основной источник избирательного права…………………………………………………...19
3.1.Понятие и классификация источников избирательного права……...………19
3.2. Система источников избирательного права РФ……………………..............21
Заключение………………………………………………………………………….31
Библиография……………………………………………………………………….32
Такие
отношения не являются предметом
избирательно-правового
Таким
образом, избирательное право - это
система правовых норм, регулирующих
общественные отношения в сфере
организации и проведения выборов
в органы государственной власти и
органы местного самоуправления. Важнейшим
свойством и своеобразием избирательного
права является его материально-процессуальная
природа. [2.7. С.115]
Глава
2. Характеристика принципов избирательного
права РФ
2.1.
Понятие и классификация принципов
избирательного права в РФ
Под принципами российского
Принципы
избирательного права представляют
собой исходные правовые предписания,
в соответствии с которыми строится
правовое регулирование избирательных
отношений на всех его стадиях - от
правотворчества в сфере
Оценка и толкование избирательно-правовых норм, их содержания и механизма действия должны осуществляться через призму принципов избирательного права. Не случайно в этой связи, что Конституционный Суд Российской Федерации, разрешая вопросы конституционности норм избирательного права, в своих решениях исходит из общепризнанных принципов избирательного права, закрепленных Конституцией Российской Федерации и международно-правовыми актами.
Значение избирательно-правовых принципов велико не только в судебной сфере, в том числе в сфере защиты избирательных прав граждан судами общей юрисдикции, но и прежде всего в деятельности основных правоприменяющих субъектов избирательного процесса - избирательных комиссий. При исполнении своих процессуальных обязанностей, закрепленных законом, при разрешении конкретных правовых ситуаций, при оценке действий иных субъектов процесса избирательные комиссии должны строго следовать принципам избирательного права.
Проблема
классификации принципов
Целесообразно,
при классификации принципов
избирательного права исходить из изложенной
выше природы избирательного права
как сложной материально-
Материально-правовые
принципы первичны, они составляют
костяк всего правового регулирования
отношений в сфере выборов. Процессуально-правовые
принципы производны от материально-правовых,
конкретизируют, развивают их в отношении
избирательного процесса.
2.2.
Принципы организации и
К принципам организации и проведения выборов относятся: принципы обязательности и периодичности проведения выборов, принцип альтернативности выборов, принцип подлинных выборов.
Этот принцип означает, что выборные органы осуществляют свои полномочия в течение определенного срока, по окончании которого обязательно должны быть проведены новые выборы. Срок полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления устанавливается соответственно Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Устанавливаемый срок полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также срок полномочий однократно избранных депутатов не может быть более пяти лет. Изменение (увеличение или уменьшение) срока полномочий действующих органов или избранных депутатов не допускается.[1.2. Ст. 2708].
Организационно-правовым выражением принципа обязательности проведения выборов являются порядок и сроки назначения выборов. В частности, голосование на выборах в федеральные органы государственной власти должно быть проведено не позднее чем через 110 дней и не ранее чем через 80 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Голосование на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть проведено не позднее чем через 100 дней и не ранее чем через 80 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Также, в соответствии со ст. 10 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выборы назначаются уполномоченными на то органами или должностными лицами в соответствии со сроками, закрепленными в Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах, федеральных законах, конституциях, уставах, законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований, и проводятся избирательными комиссиями. В случае, если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в установленные сроки, а также при отсутствии уполномоченного на то органа или должностного лица выборы назначаются и проводятся соответствующей избирательной комиссией. В случаях, если уполномоченный на то орган или должностное лицо, либо соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный срок выборы, а также, если соответствующая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», выборы по заявлению избирателей, избирательных объединений (блоков), органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора назначаются соответствующим судом общей юрисдикции.
Открытость и гласность относятся к универсальным принципам организации выборных институтов публичной власти. Федеральное избирательное законодательство содержит совокупность норм, обеспечивающих реализацию данного принципа в деятельности избирательных комиссий на всех стадиях избирательного процесса, а также открытость и гласность избирательных компаний для всех участников избирательного процесса - кандидатов, избирательных объединений, блоков, избирателей. Так, гласность обеспечивается, в частности, введением в избирательный процесс института наблюдателей, требованием закона о систематической публикации в средствах массовой информации сведений о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, обязательность официальной публикации полных данных о результатах выборов в объеме данных протоколов избирательных комиссий всех уровней.
Означает, что на один мандат претендуют как минимум два кандидата.
Принцип альтернативности выборов получил свое закрепление в ч. 30 ст. 38 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в соответствии с которой, если ко дню голосования в избирательном округе число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа депутатских мандатов или равным ему либо если будет зарегистрирован только один список кандидатов или не будет ни одного зарегистрированного списка кандидатов, проведение голосования в данном избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладывается на срок не более шести месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов, списков кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
Означает,
что выборы должны выявлять свободно
выраженную волю народа и приводить
к ее осуществлению. Политическая воля
избирателей, выражаемая ими при голосовании,
формируется различными путями в период
между выборами - благодаря деятельности
политических партий, государственных
органов, и непосредственно в течение
избирательной кампании - с помощью предвыборных
программ кандидатов и избирательных
объединений (блоков), их предвыборной
агитации.
2.3.
Принципы участия граждан РФ
в выборах
Традиционно в советский период к принципам избирательного права относили: всеобщность выборов; равноправие избирателей на выборах; непосредственность избрания депутатов и тайну голосования, обеспечивающую свободу волеизъявления избирателей на выборах.
Всеобщим признается такое избирательное право, при котором все взрослые граждане мужского и женского пола имеют право принимать участие в выборах. Специальные условия, которые ограничивают это право, называются цензами. Российскому избирательному праву известны два вида цензов: возрастной ценз и ценз оседлости (проживание на соответствующей территории в течение определенного срока).
В Российской Федерации активное избирательное право и право голосовать на референдуме предоставляется гражданам, достигшим 18 лет. Федеральными законами могут устанавливаться дополнительные условия приобретения активного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием гражданина на определенной территории Российской Федерации. Однако эти условия не могут содержать какие-либо требования относительно продолжительности и срока такого проживания. Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения на этой территории выборов, референдума не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта РФ или органы местного самоуправления, в референдуме субъекта РФ, местном референдуме.
Предоставление
гражданам активного
Неучастие
в выборах может иметь значение
определенного политического
Пассивное
избирательное право