Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:58, курсовая работа
Целью работы является анализ основных положений современного избирательного права, его понятия, принципы и основные источники.
В связи с этим можно определить следующие задачи работы:
рассмотреть понятия, сущности и предмета избирательного права РФ;
раскрыть принципы избирательного права РФ;
проанализировать основные источники избирательного права РФ;
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие, сущность и предмет избирательного права в РФ……………6
Глава 2. Характеристика принципов избирательного права РФ………………..11
2.1. Понятие и классификация принципов избирательного права в РФ………..11
2.2. Принципы организации и проведения выборов……………………………..13
2.3. Принципы участия граждан РФ в выборах …………………………………16
Глава 3. Избирательное законодательство Российской Федерации, как основной источник избирательного права…………………………………………………...19
3.1.Понятие и классификация источников избирательного права……...………19
3.2. Система источников избирательного права РФ……………………..............21
Заключение………………………………………………………………………….31
Библиография……………………………………………………………………….32
Равное избирательное право трактуется в Федеральном законе как участие граждан в выборах «на равных основаниях». Эта означает, что все граждане, удовлетворяющие требованиям закона и не отстраненные от участия в голосовании по законным основаниям, имеют равные права и обязанности как избиратели.
Принцип равенства имеет значение как для активного, так и для пассивного избирательного права. Граждане должны находиться в равном положении при их регистрации как избирателей, при выдвижении кандидатов в депутаты, предоставлении гарантий в ходе предвыборной агитации, при определении результатов голосования и т. д., т. е. на всех стадиях избирательного процесса. Ни одному избирателю нельзя предоставить большего числа голосов, чем другим (это правило известно в конституционном праве как «один человек - один голос»). Все голоса должны иметь «равный вес», т. е. одинаково влиять на результат выборов.
Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно. Прямые выборы позволяют гражданам без каких-либо посредников вручать свой мандат тем лицам, которых они знают и которым они данный пост доверяют. Этим прямые выборы отличаются от косвенных и многостепенных, когда избиратели путем выборов образую: некую коллегию выборщиков, которые в свою очередь избирают какого-либо депутата или должностное лицо. Косвенные или многостепенные выборы нельзя считать явно недемократической формой народного волеизъявления, и не случайно международно-правовые акты в области избирательного права не содержат требования, чтобы выборы обязательно были прямыми. Но прямые выборы предпочтительнее для установления непосредственной связи между избирателями и избираемыми, что в большей степени гарантирует волю избирателей от всяких искажений, исключая возможность каких-либо неожиданностей со стороны промежуточных выборных звеньев.
Тайное
голосование - обязательный атрибут
демократической системы
Выборы органов государственной власти и местного самоуправления являются обязательными и проводятся в сроки, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.
Данные принципы являются традиционными для мировой практики, в том числе и российской. В связи с этим можно сделать вывод, что российское избирательное законодательство строится в соответствии с общепризнанными нормами международного права в области прав человека.
Глава
3. Избирательное законодательство
Российской Федерации, как основной
источник избирательного права
3.1.
Понятие и классификация
Под источником права понимается форма выражения правовых норм. Термин «источник права» содержит в себе два взаимосвязанных аспекта.
Во-первых, источник права представляет
собой внешнюю форму, форму
выражения правовых норм; во-вторых,
под источником права
Источниками избирательного права являются правовые акты, содержащие нормы, регулирующие избирательные отношения, - нормы избирательного права.
Система источников избирательного права характеризуется такими качествами, как взаимосвязь и иерархия правовых актов. Основными составными частями системы источников избирательного права являются:
Избирательное законодательство в Российской Федерации можно разделить на виды по двум основаниям:
Таким образом, подразделение избирательного законодательства на федеральное и субъектов федерации позволяет охватить всю совокупность законодательных актов, регулирующих порядок проведения выборов в органы государственной власти всех уровней и органы местного самоуправления.
В
рамках данной работы нет необходимости,
перечислить и охарактеризовать все нормативные
акты, составляющие избирательное законодательство,
а потому остановимся лишь на наиболее
важных, непосредственно связанные с организацией
и проведением выборов.
3.2.
Система источников
1. Федеральное
избирательное
Федеральное избирательное законодательство имеет следующую структуру:
Конституция Российской Федерации регулирует наиболее важные стороны общественной жизни путем установления основных принципов построения государства и взаимоотношений его с личностью и является базой для формирования отраслей права и подотраслей собственно конституционного права, к которым относится избирательное право как совокупность правовых норм, регулирующих право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Федеральная конституция регулирует избирательные отношения в нескольких аспектах.
Во-первых, в ней закрепляется принцип народовластия. Статья 3 гласит: единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ; народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Во-вторых, Конституция признает и гарантирует избирательные права граждан. Статья 32 закрепляет: граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления; не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
В-третьих, Конституция разграничивает компетенцию Федерации и ее субъектов в сфере избирательного законодательства. Статья 71 устанавливает, что регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (следовательно, и избирательных прав) находится в ведении Российской Федерации. Защита же прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации [1.1. Ст. 72].
В-четвертых, Конституция Российской Федерации не устанавливает основ избирательной системы в отдельном разделе, как это было в Конституции РСФСР 1978 г., а упоминает о принципах избирательного права: всеобщем равном и прямом избирательном праве при тайном голосовании - только применительно к выборам Президента Российской Федерации в ст. 81.
Данный федеральный закон является своеобразным «ядром» избирательного законодательства, его основополагающим актом.
Основные особенности Федерального закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»:
Данный закон является универсальным актом, регулирующим любой избирательный процесс на территории Российской Федерации.
Основной целью закона является гарантирование избирательных прав граждан. Данная цель реализована конкретизацией содержания избирательных прав граждан, закреплением основных принципов проведения выборов, а также установлением общей регламентации процедуры проведения выборов.
Главной особенностью Федерального закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» является его рамочный характер. Это означает, что нормы, содержащиеся в нем, адресованы как правоприменителям, так и самому законодателю. Закон устанавливает обязательные стандарты обеспечения избирательных прав граждан, подлежащие соблюдению не только в правоприменительном, но и в законотворческом процессе.
Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» имеет прямое действие. В случае если федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, противоречат данному закону, применяются нормы Федерального закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Данный закон был принят, чтобы восполнить пробелы в регулировании порядка проведения муниципальных выборов в Российской Федерации. Данный закон применяется в части, не противоречащей Федеральному закону РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в случае отсутствия в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании нормативно-правовой базы для проведения муниципальных выборов, а также в случае отсутствия органов и должностных лиц, ответственных за осуществление избирательных действий.
Федеральные
законы, определяющие общие принципы
организации органов
Данные федеральные законы устанавливают, соответственно виды выборных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принципы проведения выборов в эти органы, регламентируют отдельные стороны избирательного процесса.