Избирательное право в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ основных положений современного избирательного права, его понятия, принципы и основные источники.

В связи с этим можно определить следующие задачи работы:
рассмотреть понятия, сущности и предмета избирательного права РФ;
раскрыть принципы избирательного права РФ;
проанализировать основные источники избирательного права РФ;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Понятие, сущность и предмет избирательного права в РФ……………6

Глава 2. Характеристика принципов избирательного права РФ………………..11

2.1. Понятие и классификация принципов избирательного права в РФ………..11

2.2. Принципы организации и проведения выборов……………………………..13

2.3. Принципы участия граждан РФ в выборах …………………………………16

Глава 3. Избирательное законодательство Российской Федерации, как основной источник избирательного права…………………………………………………...19

3.1.Понятие и классификация источников избирательного права……...………19

3.2. Система источников избирательного права РФ……………………..............21

Заключение………………………………………………………………………….31

Библиография……………………………………………………………………….32

Работа содержит 1 файл

Избирательное право.doc

— 147.50 Кб (Скачать)
  • Равное избирательное право;

   Равное  избирательное право трактуется в Федеральном законе как участие граждан в выборах «на равных основаниях». Эта означает, что все граждане, удовлетворяющие требованиям закона и не отстраненные от участия в голосовании по законным основаниям, имеют равные права и обязанности как избиратели.

   Принцип равенства имеет значение как  для активного, так и для пассивного избирательного права. Граждане должны находиться в равном положении при их регистрации как избирателей, при выдвижении кандидатов в депутаты, предоставлении гарантий в ходе предвыборной агитации, при определении результатов голосования и т. д., т. е. на всех стадиях избирательного процесса. Ни одному избирателю нельзя предоставить большего числа голосов, чем другим (это правило известно в конституционном праве как «один человек - один голос»). Все голоса должны иметь «равный вес», т. е. одинаково влиять на результат выборов.

  • Прямое избирательное право;

   Прямое  избирательное право означает, что  избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно. Прямые выборы позволяют гражданам без каких-либо посредников вручать свой мандат тем лицам, которых они знают и которым они данный пост доверяют. Этим прямые выборы отличаются от косвенных и многостепенных, когда избиратели путем выборов образую: некую коллегию выборщиков, которые в свою очередь избирают какого-либо депутата или должностное лицо. Косвенные или многостепенные выборы нельзя считать явно недемократической формой народного волеизъявления, и не случайно международно-правовые акты в области избирательного права не содержат требования, чтобы выборы обязательно были прямыми. Но прямые выборы предпочтительнее для установления непосредственной связи между избирателями и избираемыми, что в большей степени гарантирует волю избирателей от всяких искажений,  исключая возможность каких-либо неожиданностей со стороны промежуточных выборных звеньев.

  • Тайное голосование;

   Тайное  голосование - обязательный атрибут  демократической системы выборов, абсолютная привилегия избирателей. Избиратель проявляет свою волю без всякого  контроля за ним, давления или запугивания, а также с сохранением своего гарантированного права никому и никогда не сообщать о своем выборе того или иного кандидата. Избирательные бюллетени не подлежат нумерации, и никто  не вправе пытаться идентифицировать использованный бюллетень, т. е. установить личность избирателя.

  • Обязательность и периодичность проведения выборов.

   Выборы  органов государственной власти и местного самоуправления являются обязательными и проводятся в сроки, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.

   Данные  принципы являются традиционными для  мировой практики, в том числе  и российской. В связи с этим можно сделать вывод, что российское избирательное законодательство строится в соответствии с общепризнанными нормами международного права в области прав человека.

   Глава 3. Избирательное законодательство Российской Федерации, как основной источник избирательного права 

   3.1. Понятие и классификация источников  избирательного права РФ 

   Под источником права понимается форма  выражения правовых норм. Термин «источник права» содержит в себе два взаимосвязанных аспекта.

     Во-первых, источник права представляет  собой внешнюю форму, форму  выражения правовых норм; во-вторых, под источником права понимается  форма придания правилам поведения  юридически обязательного характера, характера норм права. Два этих момента не всегда совпадают. Государство может самостоятельно издать правовые нормы (например, в форме законов, принимаемых Федеральным Собранием Российской Федерации, указов Президента  Российской  Федерации,  постановлений  Правительства Российской Федерации), либо санкционировать, придать юридическую силу нормам, созданным с или без его участия (например, нормы международных договоров, нормы, содержащиеся в актах органов местного самоуправления).

   Источниками избирательного права являются правовые акты, содержащие нормы, регулирующие избирательные отношения, - нормы избирательного права.

   Система источников избирательного права характеризуется  такими качествами, как взаимосвязь  и иерархия правовых актов. Основными составными частями системы источников избирательного права являются:

  • избирательное законодательство;
  • международно-правовые акты;
  • нормативные правовые акты местного самоуправления;
  • решения судов Российской Федерации;
  • нормативные правовые акты избирательных комиссий.

     Избирательное законодательство в Российской Федерации  можно разделить на виды по двум основаниям:

  • по уровню регулируемых выборов (предметному признаку) на законодательство о выборах федеральных органов государственной власти, законодательство о выборах органов государственной власти субъектов Российской Федерации и законодательство о выборах органов местного самоуправления;
  • по субъекту правотворчества (субъектному признаку) на федеральное избирательное законодательство, избирательное законодательство субъектов Российской Федерации.

   Таким образом, подразделение избирательного законодательства на федеральное и  субъектов федерации позволяет  охватить всю совокупность законодательных  актов, регулирующих порядок проведения выборов в органы государственной власти всех уровней и органы местного самоуправления.

   В рамках данной работы нет необходимости, перечислить и охарактеризовать все нормативные акты, составляющие избирательное законодательство, а потому остановимся лишь на наиболее важных, непосредственно связанные с организацией и проведением выборов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.2. Система источников избирательного  права РФ 

1. Федеральное  избирательное законодательство  и избирательное законодательство  субъектов Российской Федерации.                    

   Федеральное избирательное законодательство имеет  следующую структуру:

  • Конституция Российской Федерации;

   Конституция Российской Федерации регулирует наиболее важные стороны общественной жизни  путем установления основных принципов  построения государства и взаимоотношений его с личностью и является базой для формирования отраслей права и подотраслей собственно конституционного права, к которым относится избирательное право как совокупность правовых норм, регулирующих право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Федеральная конституция регулирует избирательные отношения в нескольких аспектах.

   Во-первых, в ней закрепляется принцип народовластия. Статья 3 гласит: единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ; народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

   Во-вторых, Конституция признает и гарантирует  избирательные права граждан. Статья 32 закрепляет: граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления; не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

   В-третьих, Конституция разграничивает компетенцию  Федерации и ее субъектов в  сфере избирательного законодательства. Статья 71 устанавливает, что регулирование  и защита прав и свобод человека и гражданина (следовательно, и избирательных прав) находится в ведении Российской Федерации. Защита же прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации [1.1. Ст. 72].

   В-четвертых, Конституция Российской Федерации не устанавливает основ избирательной системы в отдельном разделе, как это было в Конституции РСФСР 1978 г., а упоминает о принципах избирательного права: всеобщем равном и прямом избирательном праве при тайном голосовании - только применительно к выборам Президента Российской Федерации в ст. 81.

  • Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г.

     Данный  федеральный закон является своеобразным «ядром» избирательного законодательства, его основополагающим актом.

Основные  особенности Федерального закона РФ «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации»:

  Данный закон является универсальным актом, регулирующим любой избирательный процесс на территории Российской Федерации.

  Основной  целью закона является гарантирование избирательных прав граждан. Данная цель реализована конкретизацией содержания избирательных прав граждан, закреплением основных принципов проведения выборов, а также установлением общей регламентации процедуры проведения выборов.

  Главной особенностью Федерального закона РФ «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» является его рамочный характер. Это означает, что нормы, содержащиеся в нем, адресованы как правоприменителям, так и самому законодателю. Закон устанавливает обязательные стандарты обеспечения избирательных прав граждан, подлежащие соблюдению не только в правоприменительном, но и в законотворческом процессе.

  Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации» имеет прямое действие. В случае если федеральные  законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, противоречат данному закону, применяются нормы Федерального закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

  • Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. (в ред. от 22 июня 1998 г.) «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

   Данный  закон был принят, чтобы восполнить пробелы в регулировании порядка проведения муниципальных выборов в Российской Федерации. Данный закон применяется в части, не противоречащей Федеральному закону РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в случае отсутствия в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании нормативно-правовой базы для проведения муниципальных выборов, а также в случае отсутствия органов и должностных лиц, ответственных за осуществление избирательных действий.

  • Федеральные законы о выборах в федеральные органы государственной власти. Такими законами являются Федеральный закон РФ «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г., Федеральный закон РФ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 20 декабря 2002 г.

   Федеральные законы, определяющие общие принципы организации органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления. К ним относятся Федеральный закон от 6 октября 1999 г. с последующими изменениями и дополнениями «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

   Данные  федеральные законы устанавливают, соответственно виды выборных органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации, органов местного самоуправления, принципы проведения выборов в эти органы, регламентируют отдельные стороны избирательного процесса.

Информация о работе Избирательное право в РФ