Источники права

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

В отечественном правоведении проблематика источников права не является совершенно новой. Источники права издавна были и в наше время остаются предметом самого пристального внимания, как общей теории права, так и отраслевых научных дисциплин.
С началом формирования в стране нового, современного права в юридической науке заметно возрос интерес к вопросам, связанным с источниками права.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ПРАВА………………………….5
1.1. Понятие источников гражданского права……………………………….....5
1.2 Система источников гражданского права……………………………..….9
2 ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА……………………….13
2.1 Законы как источники гражданского права……………………………….13

2.2 Обычаи делового оборота, постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ, Конституционного Суда РФ, судебная практика …………………………………………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………………32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………

Работа содержит 1 файл

Влад-к Курсовая по ГП Источники граж.права.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

Представляется целесообразным также выделить ряд наиболее универсальных признаков характерных для такого правового феномена как правовой прецедент. Исходя из «прецедентного» опыта разных стран и правовых семей, можно выделить такие признаки как: нормативный характер прецедентов; опубликование прецедентов в официальных изданиях; порождение судебных прецедентов только высшими судебными инстанциями; общеобязательный характер прецедента, как для нижестоящих судов, так и для всех иных субъектов права; формирование и функционирование прецедента на основе действующего законодательства; направленность прецедентов на устранение пробелов в праве и в законе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2        ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

 

2.1 Законы как источники гражданского права, подзаконные акты

 

Все нормативные акты  в зависимости от их юридической силы   делятся  на законы (законодательные акты) и подзаконные  нормативные  акты.  Законы  как нормативные акты высших органов  государственной  власти   обладают  большей юридической силой по отношению  к  подзаконным  нормативным  актам.  Ст.  76 Конституции  РФ  разграничивает   федеральные   конституционные   законы   и федеральные законы.  Федеральные  конституционные  законы  обладают  большей юридической силой,  по сравнению с федеральными законами.

Среди федеральных конституционных законов наиболее  высшей  юридической силой  обладает  конституция  РФ.  Будучи  основным  законом  нашей  страны, Конституция РФ содержит нормы  различных  отраслей  права.  Среди  них  есть нормы  и  гражданского  права.  В  частности   основу   гражданско-правового регулирования отношений собственности на территории РФ составляет ст.  35,36 Конституции   РФ.  

Основу гражданско-правового регулирования личных неимущественных отношений, возникающих по поводу таких  духовных  ценностей, как честь, достоинство  и  доброе  имя  гражданина,  его  свобода  и  личная неприкосновенность, неприкосновенность  частной  жизни,  личная  и  семейная тайна, тайна переписки, телефонных разговоров, почтовых, телеграфных и  иных сообщений, неприкосновенность жилища, составляют ст. 20-25 Конституции РФ.

Особое  место  в   системе   гражданского   законодательства   занимают отраслевые кодифицированные  нормативные  акты  в  виде  Гражданского   Кодекса.   Отраслевые   кодифицированные нормативные  акты  призваны,  в  принципе,  урегулировать  все  общественные отношения, входящие в предмет гражданского права, и являются базой развития всего текущего гражданского законодательства на территории  РФ. 

Центральным,  стержневым  актом  гражданского  законодательства   России является Гражданский кодекс. Этим положением  он  обязан  не  только  общему характеру содержащихся в нем правил, но и требованию о том, чтобы  все  иные гражданские законы, а также законы,  содержащие  нормы  гражданского  права, хотя  бы  и  принятые  после  введения  в  действие  Гражданского   кодекса, соответствовали его предписаниям (п. 2 ст. 3). Следовательно,  при  коллизии норм   ГК   и   других   федеральных    гражданских    законов    необходимо руководствоваться правилами Кодекса.

Первая  часть  Кодекса была принята Государственной Думой 21 октября 1994 г. и введена  в  действие с 1 января 1995 г. (за исключением гл. 4 «Юридические  лица»,  вступившей  в силу со дня официального опубликования части первой ГК РФ — 8  декабря  1994 г., а также гл. 17, посвященной вещным правам на земельные участки,  правила которой должны вступать в силу одновременно с введением  в  действие  нового Земельного  кодекса). 

В  своих  трех  разделах  она  охватывает   общие положения (Общую часть) гражданского права, правила о вещных правах и  Общую часть   обязательственного   права.   

Вторая    часть    Кодекса    принята Государственной Думой 22 декабря 1995 г. и введена  в  действие  с  1  марта 1996 г. Она включает один,  самый  большой  по  объему  раздел,   посвященный   отдельным   видам обязательств  (договорных  и  вне  договорных). 

Третья часть Кодекса,  принятая законодателем 1 ноября 2001 г. и введенная в действие с  1 марта  2002  года,   содержит  три   раздела,   посвященные   соответственно наследственному  праву,  исключительным  правам  и  международному  частному праву.

Наряду  с  кодифицированными  нормативными  актами    - источниками гражданского  законодательства  (права)   являются   специальные   законы, регулирующие отдельные  виды  общественных  отношений,  входящие  в  предмет гражданского  права:  например  Закон  РФ  « О  страховании»,  регулирующий отношения  в  области   страхования   между   страховыми   организациями и гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями,  а  также  отношения страховых организаций между собой; Закон РФ «О защите прав потребителей», регулирующий  отношения  по защите    прав    потребителей,    отношения    между    потребителями     и предпринимателями. Эти и другие специальные законы, хотя и не  носят  такого всеобъемлющего характера как ГК РФ, однако имеют важное значение,  поскольку в  них  отражены  и  юридически  закреплены  происходящие  в  нашей   стране экономические преобразования.

В соответствии с ч. 1 ст. 105 Конституции РФ федеральные законы принимаются Государственной Думой. Поэтому они считаются принятыми с момента их принятия Государственной Думой в окончательной редакции (а не с момента одобрения Советом Федерации или подписания Президентом РФ). В течение 7 дней после подписания закона Президентом РФ акт подлежит официальному опубликованию в «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации». По истечении 10 дней после дня первой публикации полного текста закона он вступает в силу, если иной порядок не предусмотрен в самом законе. Официальной считается, таким образом, первая публикация полного текста закона в «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации».[23]

В некоторых законах прямо устанавливается иной порядок вступления их в силу. Он может быть связан с необходимостью немедленного введения в действие нового закона, но может предусматривать и более поздний по сравнению с общепринятым срок, связанный с необходимостью подготовки участников правоотношений к применению нового закона. При принятии кодекса или иного крупного закона, вносящего значительные изменения в законодательство, иногда принимается специальный закон о порядке введения в действие основного закона («вводный закон»). Международные договоры, в которых участвует Российская Федерация, обычно вводятся в действие путем принятия законов об их ратификации (и официально публикуются вместе с этими законами).

Лишь после такого опубликования они вступают в силу. Акты, не прошедшие государственную регистрацию либо зарегистрированные, но не опубликованные в указанном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. На них также нельзя ссылаться при разрешении гражданско-правовых споров. Таким образом, в гражданских правоотношениях должна быть исключена возможность применения неопубликованных или противоречащих закону ведомственных нормативных актов.

Законы обычно прекращают свое действие и теряют юридическую силу либо в результате их непосредственной отмены вновь принятыми актами, либо при наступлении прямо указанного в них обстоятельства (как правило, принятия нового акта, причем более высокого уровня, что характерно для подзаконных нормативных актов).

Для многих законов последнего времени, к сожалению, характерным стало отсутствие правил об отмене или изменении ранее действовавших норм. В этом случае следует исходить из того, что вновь принятый нормативный акт по общему правилу погашает полностью или в соответствующей части действие ранее принятого по этому же поводу акта такой же или более низкой юридической силы (например, правила нового закона парализуют действие соответствующих правил ранее принятых законов и подзаконных актов). Законом, однако, может быть установлено и иное положение. В частности, правило о необходимости соответствия ГК РФ гражданско-правовых норм, содержащихся в других законах (п. 2 ст. 3), указывает на необходимость руководствоваться нормами Кодекса даже при их коллизии нормам иных федеральных законов (если, разумеется, в Кодекс при этом не было внесено изменений, устраняющих такие коллизии).

   Гражданско-правовые нормативные акты, будучи федеральными, вступают в силу одновременно на всей российской территории. При этом по общему правилу они не имеют обратной силы и применяются лишь к тем отношениям, которые возникли после введения акта в действие (п. 1 ст. 4 ГК). Это традиционное для всякого развитого правопорядка положение знает, однако, и ряд необходимых исключений. Прежде всего, сам гражданский закон может предусмотреть распространение своего действия и на отношения, возникшие до вступления его в силу. Так, Закон о введении в действие части второй ГК (ст. 12) распространил действие новых правил о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина (в том числе повышающих объем возмещения), на случаи причинения такого вреда, происшедшие за три года до вступления в силу соответствующих правил Кодекса (если указанный вред остался не возмещенным).  Этот же Закон (ст. 11) распространил действие новых правил об охране прав и интересов вкладчиков на отношения, связанные с привлечением денежных средств во вклады, также возникшие до принятия второй части ГК (и сохранившиеся на момент введения его в действие).

Другая ситуация связана с длящимся характером многих гражданских правоотношений. Если, например, закон изменил продолжительность давностного срока по какому-либо требованию, возникшему до введения его в действие, но предъявленному в суд после этого момента, то какой срок — старый или новый — должен в этом случае применяться (разумеется, при отсутствии специальных прямых указаний закона на этот счет)? В соответствии с общим правилом п. 2 ст. 4 ГК новый закон применяется также к правам и обязанностям, которые возникли хотя и после введения его в действие, но на основе существовавших до этого момента правоотношений. Следовательно, требование, предъявленное в суд после введения в действие нового закона, подпадает под действие новых давностных сроков, хотя его основой и служит ранее возникшее правоотношение .

Особые правила предусмотрены для договоров, заключенных до введения в действие нового закона (устанавливающего в этом отношении обязательные, императивные предписания), но исполняемых после этого момента. С тем чтобы обеспечить точное, надлежащее исполнение взятых на себя сторонами договора обязательств, отражающее важнейший принцип договорного права, закон сохраняет здесь силу за условиями ранее заключенного договора (п. 2 ст. 4 и п. 2 ст. 422 ГК), несмотря на их противоречие новым императивным правилам. Тем самым, в сущности, как бы продлевается действие старого, ранее действовавшего законодательства, на котором основывались условия заключенных договоров.

Конечно, в новом законе может быть прямо предусмотрено распространение его действия и на отношения, вытекающие из ранее заключенных договоров. Например, Закон о введении в действие части второй ГК РФ в ч. 1 ст. 8 распространил действие правил Кодекса об основаниях, последствиях и порядке расторжения договоров отдельных видов на все действующие договоры независимо от даты их заключения. В этом случае общее правило п. 2 ст. 422 ГК не применяется.

Правила гражданского законодательства распространяются на соответствующие отношения российских граждан, юридических лиц и публично-правовых образований. Вместе с тем они применяются также к гражданским правоотношениям с участием иностранцев, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК). В частности, при известных условиях они могут применяться к договорам российских субъектов права с иностранными контрагентами. Условия и порядок такого применения регулируются нормами международного частного права.

Федеральный закон сам может установить ограничения сферы своего применения определенным кругом лиц. Так, Федеральный закон «Об акционерных обществах» до определенного им момента не распространяет действие ряда своих правил на акционерные общества, созданные в результате приватизации государственных и муниципальных предприятий (п. 5 ст. 1). Изложенные положения в целом применимы и к действию подзаконных нормативных актов, содержащих нормы гражданского права.

Широта и сложность регулируемых гражданским правом отношений могут вызвать к жизни ситуации, прямо не урегулированные гражданско-правовыми нормами. Такой пробел, не восполняемый ни условиями заключенного договора, ни обычаями делового оборота, устраняется с помощью аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК). Аналогия закона выражается в том, что к соответствующим отношениям применяются нормы гражданского законодательства, регулирующего сходные отношения. Она допустима при наличии определенных условий.

Во-первых, это существование пробела в законодательстве, не восполняемого с помощью предусмотренных законом средств, включая обычаи имущественного оборота.

Во-вторых, наличие законодательного регулирования сходных отношений. Так, «трастовые операции» банков до принятия специальных правил о договоре доверительного управления имуществом фактически регулировались нормами о сходных договорах — поручения и комиссии, которые и применялись к «трастовым договорам» при отсутствии в них каких-либо необходимых условий. В-третьих, применение аналогичного закона к регулируемым отношениям должно не противоречить их существу. Нельзя, например, применять общие положения о сделках к большинству личных неимущественных отношений.

Не является аналогией закона отсылка к регламентации сходных отношений, установленная законодательным порядком, например распространение правил о статусе обществ с ограниченной ответственностью на общества с дополнительной ответственностью (п. 3 ст. 95 ГК). Ведь здесь речь идет не о пробеле в законе, а об особом юридико-техническом приеме, способе регулирования.

При отсутствии сходного правового регулирования для конкретного отношения может использоваться аналогия права (п. 2 ст. 6 ГК). Смысл ее состоит в определении прав и обязанностей сторон правоотношения на основе не конкретных правовых норм, а общих начал и смысла гражданского законодательства, а также требований добросовестности, разумности и справедливости. Под общими началами гражданского законодательства следует понимать основные принципы гражданско-правового регулирования, а под его смыслом — отраслевые особенности, определяемые спецификой предмета и метода гражданского права. Критерии добросовестности, разумности и справедливости обычно применяются в негативном смысле: имея в виду, что решение, соответствующее началам и смыслу гражданского законодательства, не должно быть вместе с тем «недобросовестным», «неразумным» или «несправедливым». Таким образом, аналогия права допустима при наличии пробела в законе, невосполнимого с помощью аналогии закона (т. е. при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения), а также с соблюдением названных выше критериев. При этом реальное применение аналогии права в судебной практике является крайне редким, исключительным случаем.

Информация о работе Источники права