Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 10:17, контрольная работа
Целью контрольной работы является комплексный подход к исследованию положения мировых судей, насущных проблем данного института и их решения.
Объектом исследования данной контрольной работы является институт мировых судей, его прошлое и настоящее.
Предметом исследования является развитие института мировых судей и его ретроспектива.
Методами исследования являются сравнительный, логический, исторический.
В исследовании поставлены следующие задачи:
1. Анализ юридической литературы по изучаемой проблеме.
2. Определение роли мировых судей в решении поставленных перед развивающимся институтом задач.
Введение………………………………………………….. 3
1. Предпосылки появления мировых судей в России XIX века.……………………………………………………….. 4
2. Явления, предопределившие возрождение мирового суда в нынешнее время………………………………….. 5
3. Мировые судьи в XIX веке……………………………… 7
4. Мировые судьи в РФ…………………………………….. 11
5. Сравнительная характеристика положения мировых судей в XIX веке и в современной России…….……….. 17
Заключение………………………………………………. 20
Список использованных источников…………………… 21
Как и в прошлом веке, сейчас мировые судьи являются государственными служащими, а их должность – выборной, причем выбираются мировые судьи сейчас по той же схеме, что и в прошлом веке. В XIX в. мировой судья имел особый знак отличия – золотую цепь с изображением закона. Сейчас мировой судья также должен иметь определенный знак отличия, вот только вопрос в том, какой? Этого, к сожалению, ни в федеральном законе, ни в областном не прописано.
Условия вступления в должность мирового судьи остались практически неизменными (российское гражданство, двадцатипятилетний возраст, отсутствие порочащих обстоятельств жизни), но кое-что и изменилось: не стало имущественного ценза и ценза оседлости, что касается образовательного ценза, то сейчас его ужесточили – высшее юридическое образование обязательно, а в XIX в. достаточно было иметь среднее образование и даже не юридическое, это объяснялось недостатком подготовленных кадров.
Сейчас,
как и в прошлом веке, для
мировых судей установлено
Составителями уставов XIX в. для должности мировых судей было сделано специальное запрещение: принимать на себя звание мирового судьи не могли священнослужители и церковные причетники. Сейчас такого ограничения не существует, потому что это было бы нарушением прав человека.
В России XIX в. мировые судьи подразделялись на участковых, почетных и почетных участковых. Сейчас же такого деления не существует, есть просто мировой судья.
В прошлом веке присутствовало такое звено мировой юстиции, как мировой съезд в качестве апелляционной инстанции и кассационной по делам меньшей важности12. Сейчас же мирового съезда не существует, хотя областным законом предусмотрено, что «для выражения интересов мировых судей ими могут быть образованы самостоятельные органы судейского сообщества» (п. 2 ст. 10 областного закона «О мировых судьях в Ростовской области»). Однако мировой съезд мог бы существовать, если бы был принят проект ФКЗ «О мировых судьях в РФ», отвергнутый Президентом. В этом проекте предусматривалось, что съезд мировых судей создается для обсуждения и решения вопросов, имеющих значение для деятельности мировых судей, а также для обсуждения вопросов судебной практики. Съезд мировых судей по этому проекту мог выступать с законодательной инициативой в законодательных органах субъекта РФ (ст.10 проекта ФКЗ «О мировых судьях в РФ»).
К компетенции мирового суда как в прошлом веке, так и в нынешнем, отнесены споры по маловажным гражданским делам, некоторым уголовным делам. В настоящее время в компетенцию мировых судей также входят дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Сейчас мировой судья рассматривает дела единолично, так же как и его предшественник из прошлого века, вот только тогда для мирового судьи существовал особый ускоренный порядок рассмотрения дел, а теперь мировые судьи рассматривают дела, руководствуясь общими положениями процессуального законодательства. Здесь можно выявить как положительные так и отрицательные стороны. Ускоренное рассмотрение дел приводило к тому, что обвиняемый в мировом суде имел меньший объем гарантий постановления справедливого приговора, чем в общем суде. Но и общий способ рассмотрения дел в мировом суде тоже негоден, все-таки дела должны рассматриваться быстро.
В настоящий момент существуют ограничения в деятельности мировых судей. Так мировой судья не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной или иной творческой деятельности. Такие ограничения связаны с обеспечением независимости мировых судей. В прошлом веке мировой судья также имел ограничения в деятельности, так он не мог совмещать свою должность с другой должностью по государственной или общественной службе, за исключением почетных должностей в местных богоугодных и учебных заведениях. Однако такие ограничения были связаны с тем, что мировой судья должен был неотлучно находиться на своем рабочем месте.
В отношении увольнения мировых судей правила практически не изменились, то есть увольнение происходит по окончании срока полномочий, по собственному желанию судьи, по состоянию здоровья, при утрате дееспособности, при утрате какого-либо ценза и т. д.
В случае временного отсутствия мирового судьи, дела, поступающие на его рассмотрение, передаются другому мировому судье. Это правило не изменилось и сейчас.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что положения о мировых судьях в большей степени заимствованы из уставов XIX века. Хотя в XIX веке положение мировых судей было гораздо более тщательно проработано.
Заключение.
Анализируя деятельность мировых судей России, можно сделать обоснованный вывод: цели, поставленные перед мировыми судьями, были достигнуты, что отмечается рядом ученых и практиков.
1. Вместе с тем важно подчеркнуть следующее. В настоящее время мировые судьи рассматривают около 70% гражданских дел, значительную часть уголовных дел (30-40%), а также значительную долю (90-95%) дел об административных правонарушениях. И основной проблемой, мешающей нормальному функционированию мировых судей, является высокая нагрузка. Непомерная загруженность мировых судей негативно отражается на качестве отправления правосудия и в конечном счете ведет к нарушению конституционного права граждан и юридических лиц на судебную защиту.
2. Государственной Думой были приняты законы об увеличении количества мировых судьей в субъектах Федерации исходя из 23-тысячной численности населения проживающих на территории одного судебного участка.
Несмотря на это, полагаю, что простое увеличение количества мировых судей кардинальным образом проблему не решит и выход в данной ситуации заключается в уточнении и изменении компетенции мировых судей.
3. Если в начале функционирования института мировых судей в юридической литературе высказывались предложения об увеличении компетенции мировых судей, в настоящее время остро назрела необходимость в ее уменьшении и исключения из категорий дел, подсудных мировому судье, споров, разрешение которых представляет для мировых судей определенные трудности (некоторые трудовые споры, дела об определении порядка пользования имуществом, о разделе имущества и др.).
Кроме того, загруженность мировых судей различна и зависит от многих факторов, в том числе от географической расположенности судебного участка, криминогенной обстановки, социальных условий жизни населения. Более целесообразным видится установление правила о том, что границы судебных участков мировых судей определяются правительством субъекта Федерации по представлению уполномоченного органа государственной власти, осуществляющего организационное обеспечение деятельности мировых судей в данном субъекте. Передача указанных правомочий от законодательного органа субъекта к исполнительному - правительству субъекта однозначно облегчит процедуру установления и изменения границ судебных участков и позволит оперативно распределять служебную нагрузку на мировых судей.
Список
использованных источников:
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. СПС Гарант. 2010 г.
2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изменениями от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г., 5 апреля 2005 г.). СПС Гарант. 2010 г.
3. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (с изменениями от 19 июня, 22 августа, 30 ноября 2004 г., 14 февраля, 5 апреля 2005 г., 11 марта 2006 г., 2 марта 2007 г., 22 июля 2008 г.). СПС Гарант. 2010 г.
4. Федеральный закон от 29 декабря 1999 г. N 218-ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» (с изменениями от 12 февраля 2001 г., 9 июля 2002 г., 27 мая 2003 г., 17 марта, 28 июля 2004 г., 5 декабря 2006 г., 21, 22 июня, 21, 24 июля, 1 декабря 2007 г., 14 февраля, 1 апреля, 7 мая, 26 июня, 22 июля 2008 г.). СПС Гарант. 2010 г.
5. Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» (с изменениями от 14 апреля, 24 декабря 1993 г., 21 июня 1995 г., 17 июля 1999 г., 20 июня 2000 г., 15 декабря 2001 г., 22 августа 2004 г., 5 апреля 2005 г., 2 марта, 24 июля 2007 г.). СПС Гарант. 2010 г.
Учебная и справочная литература:
6. Дорошков В.В. Мировой судья. Исторические, организационные и процессуальные аспекты деятельности. М., 2006. С. 105.
7. Колоколов Н.А. Судебная власть: о сущем феномена в логосе. М., 2005. С. 84.
8. Косолапов М.Ф. Судебная власть в конституционном строе России. Саратов, 2005. С. 145.
9. Попондопуло В.Ф. Система третьей власти: от горизонтальной организации к вертикальной // Закон. 2005. № 10. С. 113.
Информация о работе Институт мировых судей: прошлое и настоящее