Институт мировых судей: прошлое и настоящее

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 10:17, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является комплексный подход к исследованию положения мировых судей, насущных проблем данного института и их решения.
Объектом исследования данной контрольной работы является институт мировых судей, его прошлое и настоящее.
Предметом исследования является развитие института мировых судей и его ретроспектива.
Методами исследования являются сравнительный, логический, исторический.
В исследовании поставлены следующие задачи:
1. Анализ юридической литературы по изучаемой проблеме.
2. Определение роли мировых судей в решении поставленных перед развивающимся институтом задач.

Содержание

Введение………………………………………………….. 3
1. Предпосылки появления мировых судей в России XIX века.……………………………………………………….. 4
2. Явления, предопределившие возрождение мирового суда в нынешнее время………………………………….. 5
3. Мировые судьи в XIX веке……………………………… 7
4. Мировые судьи в РФ…………………………………….. 11
5. Сравнительная характеристика положения мировых судей в XIX веке и в современной России…….……….. 17
Заключение………………………………………………. 20
Список использованных источников…………………… 21

Работа содержит 1 файл

КР Институт мировых судей - прошлое и настоящее ДАН.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

    Вступившие  в силу постановления мировых  судей, а также законные требования и распоряжения, поручения, вызовы и  другие обращения, вынесенные в пределах их компетенции, обязательны для  всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной пласта субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

    На  мировых судей распространяются установленные Законом «О статусе  судей в Российской Федерации» и  иными федеральными законами гарантии независимости и неприкосновенности судей, их материального обеспечения  и социальной защиты. Законодательством субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные гарантии материального обеспечения и социальной защиты мировых судей и членов их семей.

    В соответствии с Федеральным законом  «О мировых судьях в Российской Федерации»8 мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков (п. 1 ст. 4). Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Федерации, согласованной с Верховным Судом РФ или по инициативе Верховного Суда РФ, согласованной с соответствующим субъектом Федерации. Таким Федеральным законом является закон «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах РФ» от 29.12.99 г.

    Судебные  участки и должности мировых  судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации. Судебные участки создаются из расчета  численности населения на одном  участке от 15 до 30 тыс. В административно-территориальных  образованиях с численностью населения менее 15 тыс. создается один судебный участок. Однако закон устанавливает, что судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда (п.5 ст.4 ФЗ «О мировых судьях в РФ»).

    Мировым судьей может быть:

  • гражданин Российской Федерации,
  • достигший 25 лет,
  • имеющий высшее юридическое образование,
  • стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет,
  • не совершивший порочащих его поступков,
  • сдавший квалификационный экзамен,
  • получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Федерации.

    Закон освобождает от сдачи квалификационного  экзамена и предоставления рекомендации квалификационной коллегии судей лиц, имеющих стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет.

    В целях обеспечения независимости  мировых судей закон устанавливает  определенные ограничения в их праве  участвовать в общественно-политической и иной трудовой деятельности. Мировой судья, как и судьи федеральных судов, не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

    Независимость судей и их самостоятельность  в профессиональной деятельности во многом обусловливается порядком наделения их полномочиями и сроком, на который они избираются (назначаются).

    Наиболее  демократичным же является порядок, при котором мировые судьи  будут избираться населением судебного  участка путем прямых выборов, тайным голосованием на альтернативной основе. Именно такой способ избрания мировых судей предполагал проект ФКЗ «О мировых судьях в РФ», отвергнутый Президентом. Порядок назначения (избрания) мировых судей устанавливается отдельным законом субъекта Федерации. Получение власти вершить правосудие непосредственно от населения судебного участка в наибольшей мере способствует обеспечению самостоятельности мирового судьи - наиболее приближенного к населению звена судебной системы, его авторитету, независимости от местных органов власти и управления. При таком порядке стимулируется участие населения в формировании указанных судебных органов и контроле за их деятельностью.

Для мировых  судей Федеральный закон устанавливает  определенные изъятия из принципа несменяемости. Мировой судья назначается (избирается) на срок, установленный законом соответствующего субъекта Федерации, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе вновь выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи он назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта Федерации, но не менее чем на пять лет (ст. 7 Закона о мировых судьях)9. Нашим областным законом о мировых судьях установлены следующие сроки полномочий: впервые мировой судья избирается на три года; при повторном избрании – на пять лет; при последующих избраниях – на десять лет.

    Полномочия  мирового судьи могут быть приостановлены решением квалификационной коллегии судей субъекта Федерации в случаях и в порядке, установленном Законом «О статусе судей в Российской Федерации». Прекращение полномочий мирового судьи происходит по истечении срока, на который он был назначен (избран), либо в случаях и в порядке, установленных Законом о статусе судей. Итак, полномочия мирового судьи прекращаются в следующих случаях:

1) по  письменному заявлению судьи  об отставке;

2) ввиду  неспособности по состоянию здоровья  или по иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи. Квалификационная коллегия судей может прекратить полномочия судьи по этим основаниям, однако она не вправе принять такое решение, если судья вернулся к исполнению своих обязанностей;

3) по  письменному заявлению судьи  о прекращении его полномочий  в связи с переходом на другую  работу или по иным причинам;

4) истечение  срока полномочий судьи; 

5) при  прекращении гражданства Российской  Федерации;

6) занятие  деятельностью, не совместимой с должностью судьи;

7) вступление  в законную силу обвинительного  приговора суда в отношении  судьи либо судебного решения  о применении к нему принудительных  мер медицинского характера;

8) совершение  поступка, позорящего честь и  достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти;

9) вступление  в законную силу решения суда  об ограничении дееспособности  судьи либо признании его недееспособным;

10) смерть  судьи или вступление в законную  силу решения суда об объявлении  его умершим;

11) отказ  судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда10.

    В случае временного отсутствия мирового судьи председатель соответствующего районного суда передает дела, поступающие  на рассмотрение этого мирового судьи, другому мировому судье либо принимает указанные дела в производство районного суда.

    ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» устанавливает общие рамки компетенции  мировых судей: мировые судьи  в пределах своей компетенции  должны рассматривать гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» к компетенции мировых судей относит рассмотрение:

- уголовных  дел о преступлениях наибольшей  тяжести, за совершение которых  может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы (ст. 15 УК РФ);

- гражданских  дел - по искам и заявлениям, отнесенных к их подсудности федеральным гражданским процессуальным законодательством, в частности:

1) дел  о выдаче судебного приказа;

2) дел о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

3) дел  о разделе между супругами  совместно нажитого имущества;

4) иных  дел, возникающих из семейно-правовых  отношений, за исключением дел  об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

5) дел  по имущественным спорам при  цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления; I

6) дел,  возникающих из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе;

7) дел  об определении порядка пользования  земельными участками, строениями  и другим недвижимым имуществом;

8) дел  об административных правонарушениях,  отнесенных к компетенции мирового  судьи КоАП (ст. 3 Федерального закона  «О мировых судьях в Российской  Федерации»11).

    Все эти дела мировой судья рассматривает  единолично. Судопроизводство по уголовным, гражданским и административным делам осуществляется мировым судьей в порядке, установленном уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, а также административно-процессуальным законодательством.

    Со  стороны федерального районного  суда, который является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного округа, должен осуществляться судебный надзор за применением мировыми судьями материального и процессуального законов. Законом о мировых судьях установлено, что до назначения (избрания) на должность мировых судей дела, относящиеся к их компетенции, рассматриваются районными судами.

Мировой судья также вправе рассматривать  дела по вновь открывшимся обстоятельствам  в отношении решений, принятых им по первой инстанции и вступивших в силу (п. 2 ст. 3 ФЗ «О мировых судьях в РФ»). При осуществлении правосудия мировой судья заседает в мантии или имеет другой отличительный знак своей должности, предусмотренный законом соответствующего субъекта Федерации. Мировой судья также должен иметь удостоверение, являющееся его основным документом, подтверждающим его личность и полномочия мирового судьи.

    В зале судебных заседаний мировых  судей помещаются Государственный  флаг РФ и изображение Государственного герба РФ, а также может устанавливаться флаг и помещаться изображение герба соответствующего субъекта РФ.

    Федеральным законом устанавливается порядок  финансирования и материально-технического обеспечения деятельности мировых  судей. Финансирование мировых судей  должно осуществляться на основе утвержденных федеральным законом нормативов и производится из федерального бюджета. Это установление Закона о судебной системе призвано обеспечивать единство судебной системы РФ (ст. 3). Финансирование расходов на заработную плату мировых судей и социальные выплаты, предусмотренные для судей федеральными законами, осуществляются из федерального бюджета через органы Судебного департамента при Верховном Суде РФ.

    Согласно  ФЗ «О финансировании судов РФ» финансирование мировых судей осуществляется ежемесячно равными долями в размере одной двенадцатой суммы, предусмотренной на их содержание федеральным законом о федеральном бюджете на истекший финансовый год. Если федеральный бюджет на текущий финансовый год не утвержден, мировые судьи финансируются ежемесячно в размере одной двенадцатой суммы, предусмотренной на их содержание федеральным законом о федеральном бюджете на истекший финансовый год. При разработке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год в части финансирования мировых судей Правительство РФ должно учитывать в числе прочих расходов расходы на материальное обеспечение мировых судей, их социальные гарантии и т. п.

    ФЗ  «О мировых судьях в РФ» должностной  оклад мирового судьи устанавливается  в размере 60% от должностного оклада Председателя Верховного Суда РФ. Должностной оклад мирового судьи, осуществляющего свою деятельность в городах федерального значения, устанавливается в размере 64% от должностного оклада Председателя Верховного Суда РФ.

Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей возлагается на органы юстиции либо органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ. 

5. Сравнительная характеристика положения мировых судей в XIX в. и в современной России 

    Что же изменилось в положении мировых  судей за период более чем в  сто лет? Что же осталось неизменным? На эти вопросы поможет ответить подробный анализ положения мировых  судей в веке XIX и веке XX.

Информация о работе Институт мировых судей: прошлое и настоящее