Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 10:17, контрольная работа
Целью контрольной работы является комплексный подход к исследованию положения мировых судей, насущных проблем данного института и их решения.
Объектом исследования данной контрольной работы является институт мировых судей, его прошлое и настоящее.
Предметом исследования является развитие института мировых судей и его ретроспектива.
Методами исследования являются сравнительный, логический, исторический.
В исследовании поставлены следующие задачи:
1. Анализ юридической литературы по изучаемой проблеме.
2. Определение роли мировых судей в решении поставленных перед развивающимся институтом задач.
Введение………………………………………………….. 3
1. Предпосылки появления мировых судей в России XIX века.……………………………………………………….. 4
2. Явления, предопределившие возрождение мирового суда в нынешнее время………………………………….. 5
3. Мировые судьи в XIX веке……………………………… 7
4. Мировые судьи в РФ…………………………………….. 11
5. Сравнительная характеристика положения мировых судей в XIX веке и в современной России…….……….. 17
Заключение………………………………………………. 20
Список использованных источников…………………… 21
Число мировых судей на каждый уезд определялось числом участков, которое указывается в особом расписании (ст. 14 УСУ). Контингент лиц, из которых избираются мировые судьи, определялся следующими чертами:
1) они
должны быть местными жителями.
Это требование выражено в
законе в весьма
2) возраст не ниже 25 лет (ст. 19 УСУ);
3) обладание известным образовательным и имущественным цензом. Первый состоит в том, что от избираемого лица требуется высшее или среднее образование или выдерживание соответствующего испытания, или трехлетнее пребывание на службе в таких должностях, на которых они могли приобрести практические сведения в производстве судебных дел. Имущественный ценз введен для сообщения мировым судьям должной независимости, тем более, что судьи подвергаются переизбранию каждые три года. Совокупность этих положительных условий дает право на занятие должности мирового судьи; она дополняется целым рядом отрицательных условий, а именно мировыми судьями не могут быть:
2) «исключенные
из службы по суду», из
Участковые
мировые судьи считаются
Уволены с должности мирового судьи могут быть по следующим основаниям:
1) за истечением трехлетнего срока и неизбранием на следующее трехлетие;
В отношении дисциплинарной ответственности мировые судьи сравнены с членами окружных судов. Дисциплинарное производство возбуждается съездами мировых судей. Непосредственный надзор за деятельностью мировых судей осуществляется мировыми съездами, а высший надзор – кассационный департамент сената и министром юстиции (ст. 64 УСУ).
Мировые судьи разделяются на:
Кроме того, закон знает добавочных мировых судей и помощников. Первые были учреждены в обеих столицах, Одессе, в губерниях Астраханской и Оренбургской, в Варшавском округе и Прибалтийском крае; их назначение заменяет участковых судей, с которыми они равны в правах. Помощники мировых судей имеются в Закавказье и в среднеазиатских владениях.
Закон определял сферу юрисдикции мировых судей: это были подсудные дела «о менее важных преступлениях и проступках», за которые предусматривались такие санкции, как объявление выговора, замечание и внушение, кратковременный арест (до трех месяцев), заключение в тюрьму на срок до года, денежные взыскания на сумму не выше 300 рублей (ст. 33 Устава уголовного судопроизводства, далее УУС)6.
Компетенция мировых судей определяется по месту пределами мирового участка; совокупность мировых участков одного уезда образует мировой округ; столицы и город Одесса образуют особые от уезда округа. Власть почетных мировых судей распространяется на всю территорию округа.
судебные дела и дела административного и охранительного порядка. В отношении дел судебных мировые судьи представляют суд первой инстанции по делам гражданским и уголовным.
Из гражданских дел: иски не выше 500 рублей кроме исков о владении недвижимостью; иски о бесчестии; о восстановлении нарушенного владения, когда со времени нарушения прошло не более 6 месяцев; просьбы об обеспечении доказательствами по искам разной ценности. При этом дела об исках на сумму не выше 30 рублей решаются мировым судьей окончательно.
Приговор мирового судьи признается окончательным, когда им определяется: внушение, замечание или выговор, денежное взыскание не более 15 рублей, арест не свыше 3 дней и когда сумма присужденного вознаграждения за вред и убытки не превышает 30 рублей (ст. 124 УУС). Кроме указанных наказаний мировой судья имеет право налагать еще следующие: денежные взыскания до 300 рублей, арест до 3 месяцев и заключение в тюрьму не свыше 1,5 лет.
В сфере административных и охранительных функций мировых судей следует отметить: выполнение нотариальных обязанностей в случае отсутствия нотариуса – заверение наследства, свидетельства о болезни (при отсутствии врача) призванным отбывать воинскую повинность, разнообразные обязанности по устройству мест заключения для подвергаемых аресту по приговорам мировых судей, участие в освидетельствовании душевнобольных, участие в составлении очередного и периодических – списков присяжных заседателей, открытие избирательных сельских съездов и утверждение их председателей.
За мировым судьей сохранялась роль примирителя спорящих. Статья 120 Устава уголовного судопроизводства констатировала: “В делах, которые могут быть прекращены примирением сторон, мировой судья должен склонять их к миру и только в случае неуспеха в том приступать к постановлению приговора”. В случае неуспеха он разрешал конфликт на основе “Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями”.
Пререкания о подсудности, возникающие между мировыми судьями, разрешаются мировыми съездами. Споры между мировыми судьями и следователем разрешаются окружным судом, последний также разрешает споры между мировыми и судебно-административными учреждениями. Споры между мировыми судьями и окружным судом разрешаются судебной палатой (ст. 37-40 УУС).
Функционируют мировые судьи единолично; даже протоколы заседаний они должны вести сами, а не через секретаря. В качестве единоличного органа мировой суд является судом первой инстанции в пределах указанной компетенции.
Кассационной инстанцией для дел, решаемых окончательно, сделался мировой съезд, начинающий свою деятельность в момент избрания мировых судей первоначальным их собранием. Функции такого собрания, повторяющегося раз в три года, заключается в распределении обязанностей между своими членами, установлении очереди, вводе избранных мировых судей в судебную службу. Мировой съезд представляет собой место, в состав которого входят все мировые судьи данного округа. Из числа мировых судей избирается один на должность председателя мирового съезда, ему принадлежат права, обычно присваиваемые председателям коллегиальных учреждений. Кроме него и членов в заседании принимают участие: 1) непременный член, избираемый из числа мировых судей, в обязанности которого входит подготовка дел к рассмотрению на съезде, ведение (в некоторых округах) канцелярией съезда; 2) прокуратура, в лице прокурора местного окружного суда, обязанного следить за точным соблюдением закона и давать свои заключения по некоторым гражданским и всем уголовным делам. Съезд функционирует периодически в заседаниях срочных и особых. Время и место срочных заседаний заранее определяется земскими собраниями (ст. 52 УСУ), городскими думами или министерством юстиции (последнее в местностях невыборного начала). Созыв особых съездов определяется надобностью и осуществляется председателем (ст. 54 УСУ). На мировой съезд ложилась обязанность составления инструкции для себя и мировых судей и отправлять их министру юстиции, а в конце каждого года представлять отчеты по своему округу.
На созывающиеся съезды мировых судей ложилась обязанность кассационного рассмотрения жалоб и протестов, а также окончательное решение дел, начатых участковыми мировыми судьями.
На съезде мировых судей мог быть обжалован приговор мирового судьи, здесь съезд выступал как кассационная инстанция и собирался по мере необходимости “для окончательного решения дел, подлежащих мировому разбирательству” (ст. 51 УСУ). Помимо этого съезд мировых судей осуществлял “непосредственный надзор за мировыми судьями” округа. Высший надзор за съездами мировых судей, сосредоточивался в кассационном департаменте Сената и в лице министра юстиции (ст. 64 УСУ).
Анализируя
статус мировой юстиции нельзя не
обратить внимания на то, что мировой
суд, с одной стороны, был обособлен
от общей судебной системы, а с
другой – подчинен высшему судебному
органу – сенату. Такое противоречие
объяснялось отсутствием единой
концепции мировой юстиции среди реформаторов
судебной системы России. Славянофильские
воззрения, доминировавшие превоначально,
отступили перед традиционным взглядом
на суд как на орган, призванный разрешать
споры на основании закона.
4.
Мировые судьи в РФ
Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ» предусмотрено создание в субъектах РФ института мировых судей (ст. 4, 21, 28). Тем самым принято решение о возрождении и включении в судебную систему России нового звена - мировых судей7.
Мировые судьи субъектов Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, общая организация деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливается Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации», а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Федерации.
Мировые судьи являются носителями судебной власти, обладают единым с федеральными судьями правовым статусом. При осуществлении правосудия они независимы и подчиняются только Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) и законам соответствующего субъекта Федерации. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом, а в части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, может устанавливаться также законами субъекта Федерации.
Информация о работе Институт мировых судей: прошлое и настоящее