Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2010 в 12:33, курсовая работа
в этой работе рассказывается об иностранных гражданах и лицах без гражданства
1. Институт гражданства в России: краткая история
2. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства
2.1 Иностранцы
2.2 Лица без гражданства
2.3 Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ
2.4 Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства
3. Порядок въезда иностранных граждан в РФ и выезда из РФ
4. Федеральная миграционная служба
5. Заключение
Список используемой литературы
Таким образом, можно сказать, что уже в Российской империи существовали институты гражданства (подданства) и государство различало граждан и иностранных граждан (инородцев), у которых правовой статус был различным от подданных. Приход советской власти принесли новые основания и принципы причисления лица к иностранцам или гражданам, в частности, Конституция РСФСР 1918 года оставила за местными Советами право принимать в российское гражданство лишь тех иностранцев, которые, проживая в РСФСР и работая, принадлежали к рабочему классу или трудовому крестьянству. Очевидно, это было связано с политической линией на дальнейшую централизацию власти. Политическими мотивами следует объяснить также появление в законодательстве возможности лишить человека гражданства. Закон 1938 г. о гражданстве СССР не назвал вообще никаких оснований лишения гражданства СССР, указав только, что оно возможно по приговору суда в случаях, предусмотренных законом, или в силу особого в каждом случае Указа Президиума Верховного Совета СССР (ст. 7). Одноименный закон 1978 года определил, что лишить гражданства СССР можно в исключительном случае по решению Президиума Верховного Совета СССР, если лицо совершило действия, порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР2
Установление
в России демократического режима стало
основанием коренных изменению в регулировании
вопросов гражданства. Отныне в Российской
Федерации никто не может быть лишен своего
гражданства или права изменить свое гражданство3.
2.
Правовое положение
иностранных граждан
и лица без гражданства
2.1. Иностранец – физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.4
Категории
иностранных граждан
Различия в правовом положении имеются не только между гражданами и иностранными гражданами (лицами без гражданства), но и между разными категориями иностранных граждан. В целом, различают иностранных граждан:
У каждой категорий иностранных граждан имеется некоторые особенности правового положения.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание5.
Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, получившее разрешение на временное проживание. Под понятием разрешение на временное проживание понимается подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность6. Разрешение на временное проживание выдается иностранному гражданину территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации. Без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину:
1)
родившемуся на территории
2)
признанному нетрудоспособным
3)
имеющему хотя бы одного
4)
состоящему в браке с
5) осуществившему инвестиции в Российской Федерации в размере, установленном Правительством Российской Федерации;
6)
поступившему на военную
7)
в иных случаях,
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением иностранных граждан, указанных в пункте 3 статьи 6 настоящего Федерального закона, разрешение на временное проживание выдается без учета квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации. Этот же Федеральный закон предусматривает в статье 7 основания отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание.
Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.
Постоянно
проживающий в Российской Федерации
иностранный гражданин – лицо, получившее
вид на жительство. Под понятием вид на
жительство понимается документ, выданный
иностранному гражданину или лицу без
гражданства в подтверждение их права
на постоянное проживание в Российской
Федерации, а также их права на свободный
выезд из Российской Федерации и въезд
в Российскую Федерацию. Вид на жительство,
выданный лицу без гражданства, является
одновременно и документом, удостоверяющим
его личность8.
В свою очередь государства
должны публиковать свое
Лицо без гражданства (апатрид) – лицо, которое ни одно из государств не рассматривает в качестве собственного гражданина.
Основной принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, закреплен в ч.3 ст.62 Конституции РФ. В соответствии с ней указанные лица пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.9 Федеральный закон от 25 июля 2002г. «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (в ред. От 11ноября 2003г.) всех законно находящихся в РФ иностранных граждан дифференцирует на временно пребывающих, временно проживающих и постоянно проживающих. В отношении каждой из этих категорий устанавливаются особые условия, касающиеся их пребывания в РФ и сроков пребывания.
В последние 20 лет вопросы,
связанные со статусом
Положение иностранцев на территории страны пребывания определяется по-разному. В Российской Федерации им предоставляется национальный режим, т.е. равный статус, за исключением прав и свобод, закрепленных за гражданами страны законами или договорами (Конституция РФ ч.3 ст.62)
В законодательстве многих
Кроме того, в законодательстве
различных стран вводится
Как правило, государства
Для осуществления трудовой
2.2 Лицо без гражданства (апатрид) - физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее гражданство (поддантсво) иностранного государства.14 Безгражданство может быть абсолютным и относительным. Абсолютное безгражданство — безгражданство с момента рождения. Относительное безгражданство — безгражданство, наступившее в результате утраты гражданства. При этом данные лица не могут рассчитывать на дипломатическую защиту страны своего прежнего гражданства и полностью подчиняются законодательству страны, на территории которой они находятся.
Вопрос о безгражданственности лиц представляет собой аномалию для любого государства, и в этой связи все государства, в том числе и Российская Федерация, стремятся ограничить число безгражданственных лиц путем заключения специальных международных соглашений и принятия эффективных внутригосударственных законов. В частности Закон РСФСР "О гражданстве" 1991 г. уже содержал ряд положений, имеющих целью сократить число безгражданственных лиц, которые нашли отражение также в ФЗ РФ «О гражданстве» от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ. Установлено, что ребенок, родившийся на территории РФ от лиц без гражданства, является гражданином РФ. Согласно ст. 6 Закона, Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории РФ.
Данный вопрос регулируется рядом таких международных актов как Конвенция ООН «О статусе апатридов» 1954 г. и Конвенция ООН «О сокращении безгражданства» 1961 г. «Любое договаривающееся государство должно предоставлять свое гражданство любому рожденному на его территории лицу, которое иначе было бы апатридом». Конвенция «О статусе апатридов» устанавливает, что в договорившихся государствах должны соблюдаться основы правового статуса апатридов, которые в общем, совпадают с правовым статусом иностранцев («Кроме тех случаев, когда апатридам на основании настоящей Конвенции предоставляется более благоприятное правовое положение, договаривающееся государство будет предоставлять им положение, которым вообще пользуются иностранцы»), а в случаях нарушения прав и свобод «каждый апатрид имеет право свободного обращения в суды на территории всех договорившихся стран»15, при этом в Конвенции под термином "апатрид" подразумевается лицо, которое не рассматривается гражданином каким–либо государством в силу его закона, но ее положения не распространяются: