Иностранные граждане

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2010 в 12:33, курсовая работа

Описание работы

в этой работе рассказывается об иностранных гражданах и лицах без гражданства

Содержание

1. Институт гражданства в России: краткая история
2. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства
2.1 Иностранцы
2.2 Лица без гражданства
2.3 Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ
2.4 Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства
3. Порядок въезда иностранных граждан в РФ и выезда из РФ
4. Федеральная миграционная служба
5. Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, можно сказать,  что уже в Российской империи  существовали институты  гражданства (подданства) и государство различало граждан и иностранных граждан (инородцев), у которых правовой статус был различным от подданных. Приход советской власти принесли новые основания и принципы  причисления лица к иностранцам или гражданам, в частности, Конституция РСФСР 1918 года оставила за местными Советами право принимать в российское гражданство лишь тех иностранцев, которые, проживая в РСФСР и работая, принадлежали к рабочему классу или трудовому крестьянству. Очевидно, это было связано с политической линией на дальнейшую централизацию власти. Политическими мотивами следует объяснить также появление в законодательстве возможности лишить человека гражданства. Закон 1938 г. о гражданстве СССР не назвал вообще никаких оснований лишения гражданства СССР, указав только, что оно возможно по приговору суда в случаях, предусмотренных законом, или в силу особого в каждом случае Указа Президиума Верховного Совета СССР (ст. 7). Одноименный закон 1978 года определил, что лишить гражданства СССР можно в исключительном случае по решению Президиума Верховного Совета СССР, если лицо совершило действия, порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР2

Установление  в России демократического режима стало основанием коренных изменению в регулировании вопросов гражданства. Отныне в Российской Федерации никто не может быть лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство3. 
 
 
 
 
 
 

2. Правовое положение иностранных граждан и лица без гражданства 

2.1. Иностранец – физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.4

     Категории иностранных граждан 

     Различия  в правовом положении имеются  не только между гражданами и иностранными гражданами (лицами без гражданства), но и между разными категориями иностранных граждан. В целом, различают иностранных граждан:

  • Временно пребывающих в Российской Федерации;
  • Временно проживающих на территории Российский Федерации;
  • Постоянно проживающих на территории.

     У каждой категорий иностранных граждан  имеется некоторые особенности  правового положения.

     Временно  пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание5.

     Временно  проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, получившее разрешение на временное проживание. Под понятием разрешение на временное проживание понимается подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность6.         Разрешение на временное проживание выдается иностранному гражданину территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации. Без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину:

     1) родившемуся на территории РСФСР  и состоявшему в прошлом в  гражданстве СССР или родившемуся  на территории Российской Федерации;

     2) признанному нетрудоспособным и  имеющему дееспособных сына или  дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации;

     3) имеющему хотя бы одного нетрудоспособного  родителя, состоящего в гражданстве  Российской Федерации;

     4) состоящему в браке с гражданином  Российской Федерации, имеющим  место жительства в Российской  Федерации;

     5) осуществившему инвестиции в Российской Федерации в размере, установленном Правительством Российской Федерации;

     6) поступившему на военную службу, на срок его военной службы;

     7) в иных случаях, предусмотренных  федеральным законом7.

     В соответствии с пунктом 1 статьи 6 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением иностранных граждан, указанных в пункте 3 статьи 6 настоящего Федерального закона, разрешение на временное проживание выдается без учета квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации. Этот же Федеральный закон предусматривает в статье 7 основания отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание.

     Срок  действия разрешения на временное проживание составляет три года.

     Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, получившее вид на жительство. Под понятием вид на жительство понимается документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность8. 
 

   В свою очередь государства  должны публиковать свое национальное  законодательство или правила,  касающиеся иностранцев, а также  обеспечить любому иностранцу, находящемуся  на его территории, свободу связаться  с консульским или дипломатическим представительством страны гражданской принадлежности

 Лицо  без гражданства (апатрид) –  лицо, которое ни одно из государств  не рассматривает в качестве  собственного гражданина.

Основной  принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, закреплен в ч.3 ст.62 Конституции РФ. В соответствии с ней указанные лица пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.9  Федеральный закон от 25 июля 2002г. «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (в ред. От 11ноября 2003г.) всех законно находящихся в РФ иностранных граждан дифференцирует на временно пребывающих, временно проживающих и постоянно проживающих. В отношении каждой из этих категорий устанавливаются особые условия, касающиеся их пребывания в РФ и сроков пребывания.

   В последние 20 лет вопросы,  связанные со статусом иностранцев,  стали регламентироваться во внутреннем законодательстве. В ряде стран были внесены изменения или приняты новые законы, касающиеся статуса иностранцев (1985г. - Испания, 1993г. – Австрия, Грузия, 1994г. – Армения, Украина). При этом изменились акценты регулирования. Если ранее особое внимание уделялось мерам административного характера, связанным с разрешением на въезд или пребывание, предоставлением убежища или высылкой, то в настоящее время большую актуальность приобрели вопросы, касающиеся трудоустройства, обучения иностранных граждан. Кроме того, общей тенденцией является ужесточение подходов к нелегальным иммигрантам и обеспечение большего объема прав лицам,  которые на законных основаниях находятся на территории определенных государств.

   Положение иностранцев на территории страны пребывания определяется по-разному. В Российской Федерации им предоставляется национальный режим, т.е. равный статус, за исключением прав  и свобод, закрепленных за гражданами страны законами или договорами (Конституция РФ ч.3 ст.62)

   В законодательстве многих стран  устанавливается режим наибольшего  благоприятствования – предоставление  максимального объема прав и  свобод представителям определенных  государств. На территории РФ  режим наибольшего благоприятствования  предоставляется гражданам Республики Беларусь. В рамках сообщества Беларуси  и России приняты специальные акты о равных правах в сфере образования, всесторонней медицинской помощи, трудоустройства, оплаты труда и предоставления других социально-трудовых гарантий. Гражданам Беларуси и России также было предоставлено право беспрепятственно обменивать жилые помещения на территории этих государств.

   Кроме того, в законодательстве  различных стран вводится специальный  режим, предполагающий предоставление  отдельных прав для определенных групп иностранцев в соответствии с законодательством или международном договором. В РФ в соответствии с двусторонними договорами данный режим распространяется на граждан Туркменистана и Казахстана, постоянно проживающих на территории России.10 На постоянных жителей из числа граждан Казахстана не распространяются ограничения в правах или дополнительные обязанности, вводимые для иностранных граждан. Для граждан Туркменистана данный подход действует только в отношении условий и порядка въезда, пребывания, выдворения и въезда. Постоянные жители имеют право участвовать в приватизации наряду с гражданами России Согласно договору с Туркменистаном постоянные жители проходят воинскую или альтернативную службу в стране проживания, в то время как Договор с Казахстаном предусматривает, что данный вопрос регулируется специальным соглашением.

    Как правило, государства устанавливают  определенные нормы, связанные  с проживанием и пребыванием  иностранцев на территории страны. В РФ к иностранцам и лицам  без гражданства, не имеющим статуса лиц, законно проживающих или пребывающих на территории страны, и пересекающим государственную границу с территории иностранного государства без установленных для въезда документов, может применяться такая мера пресечения, как административное выдворение. Кроме того, административное выдворение применяется как взыскание за правонарушение.11 Данные лица в течение одного года со дня выдворения в принудительном порядке не разрешается въезжать на территорию РФ.12

   Для осуществления трудовой деятельности иностранцам, как правило, требуется получить разрешение на работу. В РФ иностранцам рабочая сила стала широко использоваться только в последние годы. При этом применяется порядок лицензирования деятельности по привлечению иностранной рабочей силы, квотирование её количества в целом и по группам профессий, что регламентировано специальным Положением, утвержденным  Указом Президента России от 16 декабря 1993г.13

            2.2       Лицо без гражданства (апатрид) -  физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее гражданство (поддантсво) иностранного государства.14 Безгражданство может быть абсолютным и относительным. Абсолютное безгражданство — безгражданство с момента рождения. Относительное безгражданство — безгражданство, наступившее в результате утраты гражданства. При этом данные лица не могут рассчитывать на дипломатическую защиту страны своего прежнего гражданства и полностью подчиняются законодательству страны, на территории которой они находятся.

      Вопрос о безгражданственности лиц представляет собой аномалию для любого государства, и в этой связи все государства, в том числе и Российская Федерация, стремятся ограничить число безгражданственных лиц путем заключения специальных международных соглашений и принятия эффективных внутригосударственных законов. В частности Закон РСФСР "О гражданстве" 1991 г. уже содержал ряд положений, имеющих целью сократить число безгражданственных лиц, которые нашли отражение также в ФЗ РФ «О гражданстве» от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ. Установлено, что ребенок, родившийся на территории РФ от лиц без гражданства, является гражданином РФ. Согласно ст. 6 Закона, Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории РФ.

     Данный  вопрос регулируется рядом таких международных актов как Конвенция ООН «О статусе апатридов» 1954 г. и Конвенция ООН «О сокращении безгражданства» 1961 г. «Любое договаривающееся государство должно предоставлять свое гражданство любому рожденному на его территории лицу, которое иначе было бы апатридом». Конвенция «О статусе апатридов» устанавливает, что в договорившихся государствах должны соблюдаться основы правового статуса апатридов, которые в общем, совпадают с правовым статусом иностранцев («Кроме тех случаев, когда апатридам на основании настоящей Конвенции предоставляется более благоприятное правовое положение, договаривающееся государство будет предоставлять им положение, которым вообще пользуются иностранцы»), а в случаях нарушения прав и свобод «каждый апатрид имеет право свободного обращения в суды на территории всех договорившихся стран»15, при этом в Конвенции под термином "апатрид" подразумевается лицо, которое не рассматривается гражданином каким–либо государством в силу его закона, но ее положения не распространяются:

Информация о работе Иностранные граждане