Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2010 в 12:33, курсовая работа
в этой работе рассказывается об иностранных гражданах и лицах без гражданства
1. Институт гражданства в России: краткая история
2. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства
2.1 Иностранцы
2.2 Лица без гражданства
2.3 Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ
2.4 Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства
3. Порядок въезда иностранных граждан в РФ и выезда из РФ
4. Федеральная миграционная служба
5. Заключение
Список используемой литературы
Министерство
образования и науки
Государственное
«Саратовская государственная
Учебная дисциплина –
ПРАВОВОЙ
СТАТСУС ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА
И ИНОСТРАНЦЕВ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ.
очного отделения СГАП
Аванесова М.С.
Введение
1. Институт гражданства в России: краткая история
2. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства
2.1 Иностранцы
2.2 Лица без гражданства
2.3 Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ
2.4 Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства
3. Порядок въезда иностранных граждан в РФ и выезда из РФ
4. Федеральная миграционная служба
5. Заключение
Список используемой
литературы
Введение
Иностранными гражданами в Российской Федерации лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.
Лицом без гражданства в РФ признаются лица, не имеющие гражданства какого-либо государства.
Безгражданство бывает абсолютным и относительным. Абсолютное безгражданство — безгражданство с момента рождения. Относительное безгражданство — безгражданство, наступившее в результате утраты гражданства. В действующем в настоящее время Федеральном законе «О гражданстве РФ» устанавливается, что ребенок, родившийся от лиц без гражданства на территории Российской Федерации, является гражданином России. Другой проблемой правового статуса иностранцев и лиц без гражданства является постоянное нахождение этих лиц на территории РФ, так как им необходимо иметь разрешение и вид на жительство, выданный соответствующим органом. Иностранные граждане прибывшие в РФ по иным основаниям являются временно прибывшими, они обязаны зарегистрировать свои документы в установленном законом порядке на определенный срок их пребывания, по истечению данного срока иностранный гражданин обязан выехать с территории РФ. Что касается предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства полит.убежища, то здесь применяются нормы международного права. Режим иностранцев в стране пребывания регулируется внутригосударственным законодательством и международными соглашениями. В России иностранцы пользуются рядом политических прав и свобод: свободой слова, печати, свободой совести, неприкосновенностью личности, жилища, тайной переписки и так далее. Избирательными правами иностранцы не пользуются; они не привлекаются к несению военной обязанности. Иностранные граждане могут вступать в брак с гражданами России, усыновлять и быть усыновленными. Иностранцы, кроме лиц, пользующихся иммунитетом об юрисдикции (дипломатические, консульские представители и некоторые другие лица), подлежат уголовной ответственности за совершенные ими на территории России преступления.
Распад Советского Союза, провозглашение государственного суверенитета России, появление новых независимых и суверенных государств, взамен союзных республик, привело к росту интенсивности международных отношений Российской федерации с другими государствами, в особенности с бывшими союзными республиками в различных областях, что стало причиной значительного увеличения числа иностранных граждан, приезжающих в Россию. При этом туристы занимают не основную часть мигрантов, что, как уже отмечалось, связано со сложившейся геополитической ситуацией.
Целью
данной работы является изучение основных
аспектов правового статуса иностранных
граждан и лиц без гражданства в России.
1.
Институт гражданства
в России: краткая история
Гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека и гражданина. С гражданством связаны самые существенные последствия для человека: объем его прав, свобод, обязанностей.
До 1917 года в Российской империи не существовало даже понятия - гражданин России. Жители России были подданными. При этом поданные делились на несколько разрядов с особым правом статусом. Законодательство признавало:
1. Природных подданных, которые в свою очередь делились на дворянство (потомственное и личное), духовенство (делилось по вероисповеданию), городских обывателей (почетные граждане, купцы, мещане и цеховые) и сельских обывателей. Кроме того, законодательство делило четыре группы природных подданных на два сословия - лица податного состояния и лица неподатного состояния. С принадлежностью к той или иной категории подданных законодательство связывало весьма значительное различие в правах и обязанностях.
2. Инородцев (евреи и восточные народы), финляндских обывателей.
Все это шло из глубины веков, носило яркий отпечаток феодальных начал и не основывалось на юридическом равенстве граждан, как уже было в значительном количестве развитых европейских стран.
Крушение царской России повлекло за собой крупные изменения и в правовом регулирования отношений гражданства. Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11 (24) ноября 1917 года не только отменил ранее существовавшее деление жителей России на сословия и связанные с этим делением сословные привилегии и ограничения, но и ввел общее для всех наименование - гражданин Российской Федерации.
Декрет ВЦИК от 1 апреля 1918 года "О приобретении прав российского гражданства" установил право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих на территории РСФСР местным Советам. Народный комиссариат по внутренним делам лишь регистрировал принятых в российское гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения. Но уже Конституция РСФСР 1918 года оставила за местными Советами право принимать в российское гражданство лишь тех иностранцев, которые, проживая в РСФСР и работая, принадлежали к рабочему классу или трудовому крестьянству. Эта тенденция повышения уровня органов правомочных принимать в российское, а с1924 года, в гражданство СССР, получила свое закрепление в дальнейшем развитии законодательства о гражданстве.
Положение о гражданстве Союза ССР от 1931 года установило, что каждое лицо, находящееся на территории СССР, признается гражданином СССР, если не была доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства. Это Положение также закрепило, что гражданин СССР является гражданином той союзной республики, на территории которой он постоянно проживает. Если он по национальности или по происхождению считает себя связанным с другой союзной республикой, то может избрать гражданство этой республики.
Конституция СССР 1936 года вновь подтвердила принцип единства союзного гражданства и сохранила отнесение к ведению Союза ССР решение вопросов о союзном гражданстве и о правах иностранцев. Принятый на основе новой Конституции Закон о гражданстве Союза ССР от 19 августа 1938 года закрепил ряд новых положений. Теперь гражданами СССР являлись все лица, состоявшие к 7 ноября в подданстве Российской империи и, не утративши советского гражданства, а также лица, которые приобрели советское гражданство в установленном законом порядке. Все лица, не отвечающие данным условиям и проживающие на территории СССР, признавались лицами без гражданства.
Конституция СССР 1977 года выразила важный принцип гражданства: граждане СССР за границей пользуются защитой и покровительством Советского государства. Принятый на основе новой Конституции Закон о гражданстве СССР 1978 года по новому сформулировал условия принадлежности к гражданству СССР. Теперь основным принципом, по которому определялось принадлежность к советскому гражданству, становилась наличие советского гражданства на день вступления в силу настоящего закона, а не подданство Российской империи. Этот же закон впервые закреплял законодательные права республик в вопросах гражданства.
Последним законом советских времен, регулирующим отношения гражданства, был Закон о гражданстве СССР от 23 мая 1990 года.
Действующая Конституция закрепляет порядок, согласно которому гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом. Таким законом в настоящее время является Закон РФ "О гражданстве Российской Федерации" от 31.05.2002 N 62-ФЗ.
В части первой статьи 6 Конституции закреплен принцип единого гражданства. Это связано, прежде всего, с тем, что законодательство республик, входящих в состав Российской Феде рации, устанавливает гражданство данных субъектов Федерации. Конституцией провозглашается принцип равного гражданства независимо от оснований его приобретения. Проживание гражданина России за ее пределами не изменяет его гражданства. Заключение или расторжение брака гражданина России с лицом, не принадлежащим к гражданству РФ, тоже не влечет за собой изменения гражданства. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных детей.
Принадлежность лица к гражданству того или иного государства имеет существенное значение, поскольку гражданин обладает в отношении государства всеми правами и свободами, а государство защищает своего гражданина, где бы он ни находился. Гражданство - это наделение гражданина не только соответствующими правами и свободами, но и обязанностями.
В Конституции подчеркивается, что каждый гражданин обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности. Следует отметить, что граждане Российской Федерации по сравнению с другими лицами, законно находящимися на территории России, наделены правами в сфере осуществления политической власти. Например, только граждане могут избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти РФ и ее субъектов. Только граждане обязаны защищать отечество и нести некоторые другие обязанности.
Одной из важных гарантий использования гражданином Российской Федерации своих прав и свобод является закрепление в ст. 6 Конституции РФ положения, исключающего возможность лишения гражданина его гражданства. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства и выслан за пределы Российской Федерации. Он не может быть также выдан другому государству иначе как на основании закона или между народного договора РФ. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство и за ее пределами. В конституции РФ указывается, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, они неотчуждаемы и являются непосредственно действующими.1 Таким образом, можно сказать, что государство признаёт и гарантирует не только права и свободы своих граждан, но и иностранных граждан и лиц без гражданства согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией