Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 23:37, курсовая работа
В настоящий момент вопросы гражданства детей регулируются международными договорами Российской Федерации, Конституцией РФ, Федеральным законом о гражданстве РФ от 31 мая 2002 года, с изменениями от 28.06.2009 года, а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными и правовыми актами Российской Федерации.
Введение
Международные документы, регулирующие вопросы гражданства детей.
Решение вопросов гражданства детей в разрезе времени.
Общие положения о гражданстве детей
Изменение ребенком гражданства
Приобретение ребенком гражданства РФ по рождению
Принятие ребенка в гражданство
Приобретение гражданства по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации
Гражданство ребенка при приобретении/прекращении гражданства РФ родителями
Гражданство ребенка при изменении гражданства одним из родителей
Гражданство детей при усыновлении
Гражданство детей, над которыми установлены опека или попечительство
Порядок прекращения гражданства детей
Решение споров о гражданстве детей
Заключение
Список литературы
Аналогичным образом решался вопрос изменения гражданства детей при оптации. В законе о гражданстве СССР 1938 года нет четкой формулировки для изменения гражданства детей при усыновлении иностранцами или при усыновлении ребенка с гражданством иностранного государства. Однако как уже говорилось чуть выше в ст. 6 предусматривалось, что кроме случаев изменения гражданства обоими родителями ребенка гражданство детей, не достигших 18 лет, могло последовать только в общем порядке. Поэтому, исходя из вышеизложенного, приходим к выводу о том, что усыновление детей не влияло на их гражданство (гражданство советского ребенка при усыновлении гражданами иностранного государства сохраняется; дети, являющихся иностранцами в порядке усыновления не приобретают советское гражданство).
Приобретение гражданства по рождению регулировалось основами законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, а также кодексом о браке и семье союзных республик, которые переняли принципы, изложенные еще в 1918 году в Кодексе об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР. Они не исключали появления вопросов двойного гражданства и даже безгражданства детей. Эти вопросы Союз ССР старался регулировать международными соглашениями.
При рождении ребенка в течение месяца было необходимо сделать запись регистрации рождения. Ее можно было произвести при разногражданстве родителей либо в консульском учреждении по месту рождения ребенка, либо по месту жительства одного из родителей. При том регистрации в консульском учреждении СССР проводилась лишь в том случае, когда оба родителя избрали советское гражданство для ребенка.
Хочется обратить внимание, что в вопросах гражданства ребенка везде звучит формулировка родители (мать и отец) и нет привязки к официальному браку, закон не говорит о родителях-супругах, таким образом, выше оговоренные правила применимы и для детей рожденных вне брака.
Прогрессивным во многих аспектах являлся Закон о гражданстве СССР 1978 г. Состоял из 29 статей, 13 из которых посвящены гражданству детей. Также впервые в советском законодательстве о гражданстве в нем был поднят вопрос о гражданстве детей при усыновлении.
Основания приобретения гражданства детьми указанные в данном законе: факт рождения от советских граждан, усыновление советскими гражданами (ст.10, ст.11), т.е. принцип «права крови»; рождение на территории СССР (ст.12), т.е. принцип «права почвы». В спорных ситуациях следовало руководствоваться еще одним принципом – предпочтение сохранению или приобретению ребенком советского гражданства, он был отражен в Основах законодательства СССР – (ст. 24) гражданство СССР сохраняется за детьми, усыновленными иностранными гражданами; (ст. 14) любой ребенок, находящийся на территории СССР, родители которого не известны, является советским гражданином.
В 20 статье сформулировано содержание правила предыдущих советских актов, основанное на принципе крови: «при изменении гражданства родителей, вследствие которого оба становятся гражданами СССР или оба выходят из гражданства СССР, изменяется соответственно гражданство их детей, не достигших возраста 14 лет». Также из предыдущих законодательных актов было перенято содержание ст. 25: изменение гражданства детей в возрасте от 14 до 18 лет, возможно лишь с согласия детей, выраженного в письменной форме.
Были внесены изменения в решение вопроса изменения гражданства детей при изменении гражданства одним из родителей. Теперь если один из родителей приобретает гражданство СССР, а второй остается иностранным гражданином, изменение гражданства ребенка происходит по письменному заявлению родителя, ставшего гражданином СССР (ч.1. ст.21). Если ребенок достиг 14 летнего возраста, то к заявлению прилагается его письменное согласие. Если один из родителей советский гражданин, а второй лицо без гражданства, ребенок, проживающий на территории СССР приобретает советское гражданство автоматически. Если проживает ребенок вне территории СССР, то советское гражданство он может приобрести по ходатайству родителя - советского гражданина. «Появляется новое основание приобретения гражданства ребенком (ч1, ч.3 ст. 21) – ходатайство родителя».[5]
Принцип приоритета советского гражданства сохранялся и в случае выхода одного из родителей из гражданства СССР. В этом случае гражданство ребенка сохраняется, однако, если родитель получил иностранное гражданство и проживает долгое время с ребенком в иностранном государстве, то по ходатайству родителя вышедшего из гражданства СССР, согласия другого родителя и согласия ребенка достигшего 14-летнего возраста, ребенок сможет выйти из советского гражданства.
1979 год издан Указ Президиума Верховного Совета «О порядке введения в действие Закона СССР «О гражданстве СССР»» в соответствии с которым, правилу приобретения несовершеннолетним ребенком гражданства СССР придавалась обратная сила. При этом Указ ставил этот результат в полную зависимость от желания родителей или других законных представителей ребенка. В этой статье предусматривалось, что приобретение гражданства СССР детьми в возрасте от 14 до 18 лет может последовать только с их согласия, выраженного в письменной форме.
Очень важным нововведением явилось законодательное закрепление того, что усыновление гражданами СССР ребенка, лицами один из которых гражданин СССР, не гражданина СССР, является основанием приобретения им гражданства СССР (п. 4 ст.10, ст. 23). При усыновлении учитывается мнение ребенка достигшего возраста 10 лет.
Если оба усыновителя граждане СССР или один из них гражданин СССР, а второй лицо без гражданства, ребенок приобретает гражданство СССР. Признание за ребенком советского гражданства не требовало какой-то особой процедуры, оно следовало автоматически за актом об усыновлении. Если ребенок лицо без гражданства, а один из супругов советский гражданин, ребенок автоматически становиться гражданином СССР. А если же ребенок – иностранный гражданин, а усыновители один – советский гражданин, а второй иностранный, то гражданство ребенка определяется соглашением усыновителей. Соглашение представляется в письменной форме в течение одного года со дня усыновления". Только посредством такого оформления ребенок приобретал гражданство СССР.
Также закон не допускал автоматической утраты ребенком гражданства СССР даже в том случае, когда ребенку предстояло жить в иностранной семье. При этом не исключал возможности при ходатайстве усыновителей решением Президиума Верховного Совета СССР выхода из гражданства СССР.
Закон о гражданстве СССР 1990 года перенял предыдущее законодательство в вопросах гражданства детей при изменении гражданства родителей и при усыновлении, однако была внесена поправка, оговаривающая случай, если у ребенка лишь один известный родитель.
Статья 25 гласила: "Если оба родителя или единственный родитель ребенка, проживающего на территории СССР, выходят из гражданства СССР и при этом не участвуют в воспитании ребенка, над которым установлена опека или попечительство граждан СССР, ребенок по ходатайству родителей, опекуна или попечителя сохраняет гражданство СССР". В ст. 27 указывалось, что ребенку по ходатайству родителя, который выходит из гражданства СССР, может быть разрешен выход из гражданства СССР.
А 28.11.1991 был опубликован закон о гражданстве РФ, он затрагивал наиболее существенные три группы вопросов: гражданство детей при изменении гражданства родителей, при усыновлении, а также при установлении над ними опеки или попечительства. Во многом перенимал предыдущее законодательство, однако, и некоторые нововведения.
Первый блок это изменение гражданства детей при изменении гражданства родителей. В ст. 25 содержалось новое положение, не известное ранее отечественному законодательству. В нем говорилось, что гражданство детей не изменяется при изменении гражданства родителей, лишенных родительских прав. На изменение гражданства детей не требовалось согласия родителей, лишенных родительских прав. В остальных вопросах данного блока законодательство копировало положения предыдущего закона.
В отличие от действовавших ранее советских законов о гражданстве в Законе 1991 г. ничего не говорилось о ситуациях, когда родителем ребенка выступает лицо без гражданства. Однако, допуская возможность выхода ребенка из гражданства России, он устанавливал условие: такой выход возможен только в том случае, если ребенку будет предоставлено иное гражданство, т.е. если этот ребенок не станет лицом без гражданства.
Как известно, усыновление представляет собой правовой институт, призванный создать между усыновителем и усыновленным отношения, наиболее близкие к тем, которые возникают между родителями и родными детьми, однако имеет место и правопрекращающее значение усыновления, оно касается биологических родителей/родителя детей. Гражданство детей не изменяется при изменении гражданства родителей, лишенных родительских прав. На изменение гражданства детей не требовалось согласия родителей, лишенных родительских прав. Регулируя гражданство детей при усыновлении, российский закон не внес никаких существенных изменений в решение этих вопросов советским законодательством.
Третью группу регулируемых Законом вопросов, которые были связаны с изменением гражданства детей, составляли вопросы, касающиеся гражданства детей, над которыми установлены опека или попечительство. Как и в последнем советском Законе о гражданстве 1978 г. (ст. 25), в Законе о гражданстве 1991 г. устанавливалось (ч. 2 ст. 26), что если оба родителя или единственный родитель проживающего на территории России ребенка, над которым установлена опека или попечительство граждан Российской Федерации, вышли из гражданства России и при этом не участвуют в воспитании этого ребенка, то ребенок по заявлению родителей, опекуна или попечителя сохраняет гражданство Российской Федерации. Споры между родителями, опекунами и попечителями решаются в судебном порядке исходя из интересов ребенка (ст.31).
Следующий закон ФЗ «О гражданстве РФ» 31.05.2002 в Специальной главе (гл.5) регулирует вопросы гражданства детей при изменении гражданства родителей, при усыновлении, опекунстве, попечительстве, максимально полно учитывая интересы ребенка в возможных жизненных ситуациях. Исходным принципом при этом является стремление обеспечить одинаковое гражданство всех членов семьи, принять во внимание желание детей, могущих по возрасту делать сознательный выбор, исключить состояние безгражданства детей, в возможных случаях сохранить российское гражданство детей в их интересах.
Закон о гражданстве РФ 31.05.2002, а так же Указ президента РФ от 14.11.2002 (с изм. от 22.10.2009) «Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ» - основные официальные документы, на основании которых буду строить анализ действующего законодательства при решении вопросов гражданства детей. ФЗ О гражданстве РФ 31.05.2002 состоит из девяти глав, в главе первой закрепляются общие положения, определения, принципы. В этой главе есть ст.9 Гражданство детей, состоящая из четырех частей. Большинство принципов, закрепленных в этой главе, встречались и в предыдущих законодательных актах. В понятие конституционно-правового статуса личности включается и институт гражданства. Право выражать свое мнение - естественное право, в том числе и ребенка, закрепленное в конвенции ООН, а также в ст. 57 СК РФ. Поэтому (ч.2 ст.9 Закона о гражданстве РФ 2002) при решении вопроса гражданства ребенка основополагающим фактором является мнение ребенка, достигшего 14-летнего возраста. Государство признает ребенка достигшего 14-летнего возраста равноправным членом семьи, имеющим право решать вопросы, касающиеся его самого, также наделяет правом быть заслушанным в любом судебном или административном заседании. Никто не имеет право влиять на мировоззрение несовершеннолетнего любыми незаконными способами.
Часть 3 ст.9 является нововведением, она перекликается с п. «в» ст. 20. Ребенок не может выйти из гражданства РФ, если в результате его он станет лицом без гражданства (без гарантий появления другого гражданства). По международной конвенции о сокращении безгражданства РФ и все страны ее подписавшие стремятся к снижению людей с этим статусом, кроме того, таким образом, охраняется право ребенка на гражданство.
Часть 4 ст.9 рассматривает такую ситуацию, когда родители ребенка лишены родительских прав. В этой части данный закон перенимает закон о гражданстве от 1991 года. Вопросы лишения родительских прав регулируются СК РФ при том лишить или ограничить в родительских правах можно только на основании решения суда. Дети родителей, лишенных родительских прав или ограниченных в них, сохраняют право проживания в жилом помещении, а также имущественные права (в том числе на наследство). Однако родители при этом утрачивают все права, основанные на родстве с ребенком. Таким образом, у родителей, лишенных родительских прав, появляется еще одно ограничение, изменяя свое гражданство, они не могут изменить гражданство своих детей, а также меняя гражданство ребенка, согласие кровных родителей, в отношении которых принято судебное решение, не требуется.
Основания приобретения гражданства являются отдельной нормой законодательства, регулирующего отношения, связанные с гражданством РФ.
Приобретение гражданства - обретение иностранцем, лицом без гражданства (апатридом) статуса гражданина РФ по основаниям и в порядке, предусмотренным российским законодательством о гражданстве.
В статье 11 главы 2 предусмотрены основания приобретения гражданства РФ, всего их 4, касаемо детей нам будут интересны лишь три из них.
1. Приобретение гражданства по рождению
2. Принятие в гражданство (Дети могут быть приняты в гражданство в упрощенном порядке по ч.6 ст.14).
3. «По иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации» [«г» ст.11 ФЗ о гражданстве 2002].
В ФЗ О гражданстве (ст. 17) прямо указана возможность приобретения гражданства при оптации - выборе гражданства при изменении территориальной границы РФ. Кроме того, возможно приобретение гражданства ребенком при приобретении гражданства РФ его родителями (ст. 24) либо при усыновлении его гражданами РФ или установлении над ним опеки или попечительства (ст. ст. 25 - 26). К основаниям, предусмотренным международным договором РФ, можно отнести, например, положение о приобретении гражданства РФ лицами, имеющими гражданство страны, с которой имеется соглашение об урегулировании вопросов двойного гражданства (в настоящее время такие правила предусмотрены договором с Таджикистаном и Туркменистаном). Также Россия имеет обязательства об упрощенном порядке приобретения гражданства лицами, состоящими в гражданстве некоторых стран СНГ (на основании Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства от 26.02.1999). Двойное гражданство может возникать из разных принципов, которым следуют страны. Например, если в одном государстве процедура приобретения гражданства основана на праве почвы, а в другом на праве крови. Если, допустим, семья граждан России переезжает на постоянное место жительства в США на законных основаниях, не утрачивая российское гражданство, и там у них рождается ребенок, то согласно российскому законодательству он будет рассматриваться как российский гражданин, а вот по американскому законодательству он становится и гражданином США.[6] Двойное и даже множественное гражданство может возникнуть не по рождению, а, например, от смешанного по гражданству брака, если законодательство страны гражданства и отца, и матери содержит правило, согласно которому право крови действует и тогда, когда лишь один из родителей обладает гражданством данного государства. Если такой ребенок рождается на территории третьего государства, исповедующего право почвы, то он в силу рождения одновременно приобретает и третье гражданство.