Гражданско-правовые проблемы проблемы права собственности на землю

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Земельное право относится к числу древнейших отраслей права не только России, но и в других странах. Со времен Киевской Руси существовало поземельное феодальное право, во все времена государство регулировало поземельные отношения. Во второй половине XIXв. существовало крестьянское земельное право, являвшееся основной частью крестьянского обычного права. После революции 1917г. возникло советское земельное право.

Прошло почти два десятилетия с начала 90-х г.г., когда началась земельная реформа в нашей стране. С тех пор земельное законодательство сильно изменилось. Государственная собственность на землю перестала быть исключительной. Ныне существует частная и публичная (государственная и муниципальная) собственность на землю. Земля признана недвижимым имуществом, она стала предметом купли-продажи, совершения тех или иных сделок.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.……………………………………………………………………..…....3

ГЛАВА 1. Понятие права собственности на землю………………………………..6

1.1 Субъекты и виды права собственности на землю……………………….6

1.2 Земля, как объект права собственности…………………………………...7

1.3 Содержание права собственности на землю………………………………9

ГЛАВА 2. Право государственной и муниципальной собственности на землю..12

2.1. Разграничение и общая характеристика…………………………………12

2.2. Федеральные земли, земли субъектов РФ……………………………….14

2.3. Право муниципальной собственности на землю………………………..15

ГЛАВА 3. Право частной собственности на землю………………………………17

3.1. Субъект, объект, виды права частной собственности на землю……….17

3.2. Права и обязанности собственника частной собственности на землю...19

ГЛАВА 4.Возникновение права частной собственности на землю……………...23

4.1.Правовые основы регулирования отношений в области возникновения прав на землю при переоформлении прав на землю……………………………...23

4.2. Проблемы оформления в собственность земельных участков садоводов, огородников, дачников и земель общего пользования их некоммерческих объединений……….………………………….…………………………………..…25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...…………30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ………….. 31

Работа содержит 1 файл

Гр. право курсовая.docx

— 54.01 Кб (Скачать)

    Государственная регистрация  возникновения или  перехода прав на недвижимое имущество  удостоверяется свидетельством о государственной  регистрации прав посредством совершения специальной надписи на документе, выражающем содержание сделки.

    Ст. 17 данного Закона определяет, что основанием для государственной регистрация наличия, возникновения, прекращения и т.д. прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются в том числе:

    акты, изданные органами государственной  власти или местного самоуправления в рамках их компетенции и в  порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте  издания  таких актов на момент их издания;

    договоры  и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим  в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент сделки;

    акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданное уполномоченными  органами государственной власти в  порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

    иные  акты передачи прав на недвижимое имущество  и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим  в месте передачи на момент ее совершения;

    иные  документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

    Обязательным  приложением к документам, необходимым  для осуществляемой по установленным  настоящим пунктом основания  государственной регистрации прав на земельный участок является кадастровый  план данного земельного участка.

    Кадастровый план земельного участка должен быть удостоверен органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра.

    Свидетельство о государственной регистрации  выдается правообладателю при регистрации любого вещного права на объект недвижимого имущества. Свидетельство выдается правообладателю в день его явки в учреждение юстиции по регистрации прав.

    С 1 марта 2008г. кадастровый учет земельных  участков должен осуществляться на основании  Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».12   

      4.2  Проблемы бесплатного оформления в собственность земельных участков, связанные с изменением в законодательстве. 

      Достаточно  актуальным, на наш взгляд, является вопрос о порядке оформления в  собственность земельных участков, предоставленных для ведения  личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или жилищного строительства, особенно в свете  очередного продления "дачной амнистии". Срок в очередной раз продлен до 1 марта 2015г.13 Изначальный смысл "амнистии", заключающийся в упрощении и удешевлении процедуры оформления прав на отдельные категории земельных участков, был искажен бюрократизмом на местах. В среднем срок оформления права собственности на земельный участок занимает от шести до двенадцати месяцев, а затраты на оформление документов составляют в среднем 10 000 руб.

      Оформление  прав на земельные участки стало  насущной проблемой современной  жизни. В настоящее время оформить земельный участок возможно двумя  способами: обычным и упрощенным. Определим возможность оформления участка в упрощенном порядке. Для  этого необходимо установить момент начала пользования земельным участком - до введения в действие Земельного кодекса РФ (29 октября 2001 г.), а также  цель использования земельного участка - ведение личного подсобного, дачного  хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или  индивидуального жилищного строительства.

      Предоставление  кадастрового паспорта земельного участка  заключается в подготовке выписки  из Единого государственного реестра  земель, что отнюдь не означает наличие  в реестре сведений об оформляемом  участке. Здесь и начинаются сложности.

      Неоднозначна  ситуация, когда сведения, содержащиеся в кадастровом плане и правоустанавливающем документе о площади земельного участка, не совпадают. С одной стороны, нормативно закреплено (п. 4 Закона N 122-ФЗ), что это не должно являться препятствием для государственной регистрации  права, с другой - не указано, какой  размер земельного участка должен вноситься  в государственный кадастр недвижимости при расхождении данных в правоустанавливающем документе и кадастровом паспорте.

      У большинства граждан, которые приобрели  земельные участки до 1999 г., отсутствуют  кадастровые планы, так как до 1999 г. земельные участки предоставлялись в ускоренном порядке, и в государственную базу данных не вносились полноценные сведения о них (в частности, не указывались точные сведения о местоположении их границ).

      Таким образом, граждане сталкиваются с ситуацией, когда за собственный счет необходимо провести работы по межеванию (внесению изменений в сведения государственного кадастра недвижимости) для нескольких земельных участков. В случае отказа в уточнении границ из-за фактически большей площади участка, чем  зафиксирована в государственном  кадастре недвижимости, либо нарушения  порядка согласования местоположения границ смежных земельных участков, изменения в реестр будут вноситься  только на основании решения суда.

      Упрощенный  порядок оформления права собственности  подразумевает и сокращенный  срок оформления права на земельный  участок. Он должен занимать 10 рабочих  дней на подготовку выписки из реестра  независимо от наличия или отсутствия в нем сведений, так как обязанность  обеспечить внесение таких сведений в реестр лежит на органе кадастрового учета. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации бесплатно представляют в орган кадастрового учета по его запросам все имеющиеся у них сведения и копии документов о соответствующем объекте недвижимости в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения такого запроса. При этом порядок и сроки направления органом кадастрового учета указанных запросов, порядок включения в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости предусмотренных настоящей частью сведений и документов устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Это в свою очередь может увеличивать срок оформления права собственности на неопределенный период.

      Данная  ситуация нередко вынуждает гражданина прибегать к помощи посреднических организаций, стоимость услуг которых  колеблется, но составляет значительные суммы, например, в Саратовской области такие услуги обойдутся заказчику от 10 000 до 30 000 руб. Подготовленный межевой план представляется в Земельную кадастровую палату для осуществления государственного кадастрового учета, и в срок, не превышающий 20 рабочих дней, выдается кадастровый паспорт земельного участка.

      Затем дается 14 дней со дня получения заявления  и всех необходимых документов Управлению Федеральной регистрационной службы на регистрацию права собственности. Таким образом, в среднем срок оформления права собственности  должен занимать полтора-два месяца.

      При этом подготовка документов для представления  в регистрирующий орган зачастую занимает бoльшую часть затраченного на оформление права собственности  времени. Для обычного порядка оформления права собственности на земельный  участок из садоводческого, огороднического  или дачного товарищества необходимо предоставить копию проекта организации  и застройки территории товарищества или другого документа, в котором  обозначено распределение участков. На основании проекта застройки  гражданин самостоятельно изготавливает (рисует) описание местоположения земельного участка, по возможности подробно указывая расположение участка относительно капитальных строений, дорог, леса, линий электропередач, водоемов. Затем  в правлении товарищества получает заключение, где указывается, за кем  закреплен земельный участок  и подтверждается соответствие изготовленного гражданином описания местоположения земельного участка его фактическому использованию. После этого следует  обратиться в Комитет по управлению имуществом с заявлением и собранными документами о приобретении земельного участка в собственность бесплатно. Если в соответствии с федеральным  законодательством земельный участок  может быть предоставлен в частную  собственность, Комитет по управлению имуществом издает такое распоряжение.

      Далее следует обратиться в любую специализированную организацию для проведения кадастровых  работ и изготовления межевого плана  земельного участка. Изготовленный межевой план с заявлением направляется гражданином в Земельную кадастровую палату для проведения кадастрового учета и получения кадастрового паспорта. Кадастровый паспорт земельного участка и решение о предоставлении земельного участка подаются в управление Федеральной регистрационной службы для регистрации права собственности.

      Таким образом, вряд ли можно сказать, что  упрощенный порядок оформления права  собственности на земельный участок  значительно упрощает эту процедуру. Невозможно решить проблемы оформления права собственности на земельные  участки, лишь более подробно регламентируя  порядок работы различных органов  государственной власти. Длительная, запутанная и, как правило, плохо  согласованная процедура порождает  множество споров, в частности  относительно границ земельных участков. В связи с этим принцип "одного окна", декларированный в Концепции  административной реформы в Российской Федерации, позволит не только сократить  срок получения государственной  услуги, но и должен свести на "нет" потенциальные споры о нарушенных правах собственников смежных земельных  участков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Земельный закон в целом не оправдал надежд садоводов, огородников и дачников, имеющих земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования  или пожизненного наследуемого владения, на реальное бесплатное переоформление этих участков в собственность.

    Земельный кодекс РФ декларировал право граждан  на однократное бесплатное приобретение в собственность находящихся  в их пользовании земельных участков и недопустимость взимания дополнительных сборов вводя в заблуждения граждан, которые на деле должны были за «бесплатность» переоформления платить тысячные суммы в процессе прохождения кадастрового учета.

    Закон, закрыв путь гражданам, имеющим земельные  участки на праве постоянного (бессрочного  пользования), к их бесплатной приватизации, оставил в силе п.4 ст.20 ЗК РФ, лишающий их права пользователей таких  участков передавать их с согласия собственника в аренду или безвозмездное  пользование.

    Здесь имеет место прямое нарушение  конституционного права собственника (ст.36), который свободно пользуется и распоряжается землей, если это не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

    С римских времен известно: закон порождающий  лишь иллюзию его добродетели, не находит применения. 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 

    1. Конституция  РФ

    2. Гражданский кодекс

    3. Земельный кодекс РФ

    4. Лесной кодекс РФ

    5. Водный кодекс РФ

    5. ФЗ « О крестьянском (фермерском) хозяйстве»

    6. ФЗ «О гидрометеорологической службе»

    7. ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» 

    8. ФЗ  «О морских портах в РФ»

    9. ФЗ  «Об обороте земель сельскохозяйственного           назначения»

    10. ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»

        11. ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» 

        12. ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

    13. Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.05.07г. дело № А12-9038/06 (извлечение).

    14. Боголюбов  С.А., Галиновская Е.А. Минина Е.Л., Устюкова  В.В. «Все о земельных  отношениях»  уч.- практ. пособие  «Проспект» 2010

    15. Макаров Г.П. «Дачная амнистия» «Гражданин и право» 2009

    16. Малько А.В.  «Большой юридический словарь»  «Проспект» 2009

    17.  Будникова Ю.Е. Правовое регулирование выкупа земельных участков приватизированными предприятиями: Автореф. дис.: канд. юрид. наук. М., 2008.

    18. Дозорцев В.А. Проблемы совершенствования гражданского права Российской Федерации при переходе к рыночной экономике «Государство и право». 2008

    19. Петрушина М.И., Кислов В.С., Маляр А.Д. и др. «Энциклопедия кадастрового инженера»  Учебное пособие «Кадастр недвижимости» 2007.

Информация о работе Гражданско-правовые проблемы проблемы права собственности на землю