Гражданско-правовые проблемы проблемы права собственности на землю

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Земельное право относится к числу древнейших отраслей права не только России, но и в других странах. Со времен Киевской Руси существовало поземельное феодальное право, во все времена государство регулировало поземельные отношения. Во второй половине XIXв. существовало крестьянское земельное право, являвшееся основной частью крестьянского обычного права. После революции 1917г. возникло советское земельное право.

Прошло почти два десятилетия с начала 90-х г.г., когда началась земельная реформа в нашей стране. С тех пор земельное законодательство сильно изменилось. Государственная собственность на землю перестала быть исключительной. Ныне существует частная и публичная (государственная и муниципальная) собственность на землю. Земля признана недвижимым имуществом, она стала предметом купли-продажи, совершения тех или иных сделок.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.……………………………………………………………………..…....3

ГЛАВА 1. Понятие права собственности на землю………………………………..6

1.1 Субъекты и виды права собственности на землю……………………….6

1.2 Земля, как объект права собственности…………………………………...7

1.3 Содержание права собственности на землю………………………………9

ГЛАВА 2. Право государственной и муниципальной собственности на землю..12

2.1. Разграничение и общая характеристика…………………………………12

2.2. Федеральные земли, земли субъектов РФ……………………………….14

2.3. Право муниципальной собственности на землю………………………..15

ГЛАВА 3. Право частной собственности на землю………………………………17

3.1. Субъект, объект, виды права частной собственности на землю……….17

3.2. Права и обязанности собственника частной собственности на землю...19

ГЛАВА 4.Возникновение права частной собственности на землю……………...23

4.1.Правовые основы регулирования отношений в области возникновения прав на землю при переоформлении прав на землю……………………………...23

4.2. Проблемы оформления в собственность земельных участков садоводов, огородников, дачников и земель общего пользования их некоммерческих объединений……….………………………….…………………………………..…25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...…………30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ………….. 31

Работа содержит 1 файл

Гр. право курсовая.docx

— 54.01 Кб (Скачать)

    3) Земельный участок независимо от того, возможен ли его раздел без ущерба для его хозяйственного назначения или нет, может быть признан либо делимой, либо неделимой вещью. Этот признак существенен  в том случае, когда земельный участок находится в общей собственности и возникает вопрос о выделе части земельного участка одному из собственников, а также в случае необходимости отчуждения части земельного участка. В случае, когда участок признается неделимым, собственнику не может быть выделена часть участка в натуре, а выдается денежная компенсация. Решение о неделимости земельного участка, если на это прямо не указывается в законодательстве, принимает суд.

    Земельный участок крестьянского хозяйства, именно в соответствии с законодательством  является неделимым имуществом, поскольку  Закон о крестьянском хозяйстве2 установил, что земельный участок является «единым целым». На то же обстоятельство указывает и ГК РФ3, установивший, что земельный участок при выходе одного из членов хозяйства разделу не подлежит. Вышедший из хозяйства имеет право на получение денежной компенсации.

    4) Следующим признаком земельного участка как объекта гражданского права (как, впрочем, и земельного, если участок используется гражданами или юридическими лицами) является то, что плоды, продукция, доходы, полученные в результате использования земельного участка, принадлежит использующему этот участок на законном основании.

    Еще одним признаком сле6дует считать  то, что объектом права собственности  на землю выступает в качестве ограниченного в пространстве земельного участка. Для него характерно то, что  границы участка и его местоположение устанавливаются в порядке, закрепленном законодательством о землеустройстве.

    Однако  для земли характерны и те признаки, которые отличают ее от иного имущества. Это, прежде всего, те из них, которые  определяют землю, как объект земельного права как таковой. Данные признаки выявляют важное государственное, экономическое  и экологическое значение земли. Поскольку каждый земельный участок  неотделим от всего земельного пространства, то на него распространяется определенная часть общественных и государственных  интересов, которые существуют в отношении земли как таковой. Это не может не влиять на регулирование земельных отношений всеми правовыми отраслями.

    Следует особо подчеркнуть экологическое  значение земли. Земля как часть природы и основа развития всего живого на планете объективно не может иметь число потребительского значения, как можно сказать о здании или автомобиле. Поэтому в правовое регулирование земельных отношений включены нормы, ограничивающие действия собственника в целях охраны природы и земли как объекта природы. Эти нормы опираются на положения Конституции РФ, которая утвердила, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст.42 Конституции РФ). Этой норме соответствует ст. 58 Конституции РФ «каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

    В этом смысле специфика земли как  объекта выразилась в определенном перечне ограничений в использовании  земельного участка, в регулировании  вопросов приобретения и прекращения  права собственности.  

    1.3 Содержание права собственности  на землю. 

    В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Владение земельным участком представляет собой обладанием им как своим. Например, для юридического лица это возможность числить его на своем балансе. Пользование землей – это возможность извлекать ее полезные свойства: размещать на ней постройки и сооружения, выращивать сельскохозяйственную продукцию и т.д. В соответствии со ст. 40 ЗК собственники земельных участков имеют право использовать для собственных нужд в установленном законом порядке не только поверхность земельных участков и почвенный покров, и имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы. Правомочие распоряжение состоит в возможности для собственника определять юридическую судьбу земельного участка (дарить, продавать, обменивать, завещать, передавать в качестве взноса в уставной капитал коммерческих организаций, отдавать в залог и т.д.).

    В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственник  вправе по своему усмотрению совершать  в отношении принадлежащего ему  имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и  не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. При  этом владение, пользование и распоряжение землей и иными природными ресурсами  в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственником свободно, если это  не наносит ущерба окружающей среде  и не нарушает прав и законных интересов  других лиц.

    По  земельному законодательству земля  должна использоваться прежде всего  в соответствии с ее целевым назначением, определяемым принадлежностью к  той или иной категории земель, и разрешенным использованием. Собственник  земельного участка должен осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать  при использовании земельных  участков требования по градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов, не допускать загрязнения, захламления деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий, выполнять иные обязанности, предусмотренные ЗК и иными федеральными законами.

    Право собственности на землю защищается законом. Собственник вправе истребовать  свой земельный участок из чужого незаконного владения в соответствии со ст. 301 и 303 ГК, а также требовать  устранения всяких нарушений его  права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (ст. 304). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 2. Право государственной и муниципальной собственности на землю. 

    2.1. Разграничение и общая характеристика. 

    Земля в России может находиться в государственной, муниципальной и частной собственности.

    Российская  Федерация и ее субъекты осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности. Непосредственно же владеют и  пользуются такими участками юридические  лица и граждане, которым находящиеся  в государственной собственности  земельные участки предоставлены  в пользование, пожизненное наследуемое  владение и аренду.

    Государство (в лице РФ и ее субъектов) в земельных отношениях может выступать в одной из двух ролей: в качестве субъекта государственной власти, устанавливающего нормы земельного законодательства и осуществляющего контроль за использованием земель (ст.9-10 ЗК), и в качестве собственника земельных участков, пользуется теми же правами и несет те же обязанности, что и другие собственники. В соответствии со ст. 124 ГК при заключении сделок с землей, РФ и ее субъекты выступают на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами.

    ЗК  выделяет три основания возникновения  права государственной и муниципальной  собственности на землю:

    1) специальное указание в федеральном законе на принадлежность тех или иных земель;

    2) возникновение права собственности  при разграничении государственной  собственности на землю – на  основании утвержденных до 1 июля 2006г. перечней земельных участков, а также на основании вступивших  в законную силу судебных решений  по спорам, связанным с разграничением  государственной собственности  на землю;

    3) приобретение РФ, ее субъектами или муниципальными образованиями земельных участков в результате сделок у граждан, юридических лиц, других субъектов РФ, муниципальных образований, получение их от граждан в порядке наследования и по другим гражданско-правовым основаниям.

    Субъекты  РФ своими нормативно-правовыми актами могут определять порядок предоставления в аренду земельных участков, находящихся  в их собственности. Среди таких  региональных нормативных актов  можно назвать, например, утвержденное постановлением  Правительства Республики Бурятии от 05 февраля 2003г. №40 Положение  об условиях и порядке предоставления в аренду, постоянное (бессрочное) пользование  и безвозмездное срочное пользование  земельных участков, находящихся  в собственности Республики Бурятия. 

    Федеральный закон о введении в действие ЗК в ст.3.1 устанавливает следующие  основания разграничения:

    - по принадлежности зданий, строений, сооружений расположенных на  земельных участках. Соответственно  земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимся  в собственности РФ, относятся  к Федеральной собственности,  в собственности субъектов РФ  – к собственности таких субъектов,  в собственности муниципальных  образований – к собственности  поселений, городских округов,  муниципальных районов;

    - по принципу отнесения земельного  участка к тому виду публичной  собственности, к которому принадлежат  занимающие его организации. Соответственно земельные участки, предоставленные органам государственной власти РФ и их территориальным органам относятся к федеральной собственности, органам государственной власти субъектов РФ – к собственности субъектов, органами местного самоуправления – к муниципальной собственности; земельные участки, занятые казенными предприятиями, унитарными предприятиями и некоммерческими организациями – в зависимости от того, какого уровня органом власти или органом местного самоуправления эти предприятия, организации созданы.

    Исключения  установлены только для двух субъектов  РФ – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

      

    2.2. Федеральные земли, земли субъектов  РФ. 

    Основным  принципом разграничения земель в настоящее время является специальное  указание на отнесение их к федеральной  собственности, собственности субъектов  РФ или муниципальной собственности  в федеральном законе. Ряд таких  указаний имеется непосредственно  в ЗК.

      Так, в соответствии с п.6 ст.95 ЗК в федеральной собственности  находятся земли государственных  заповедников и национальных  парков, согласно п.4 ст. 87 ЗК федеральной  собственностью являются земли  промышленности и иного специального  назначения, занятые энергетическими  системами, объектами использования  атомной энергии, федеральным  транспортом, путями сообщения,  объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, обеспечивающего статус и защиту Государственной границы РФ, другими объектами, отнесенными к ведению РФ в соответствии со ст. 71 Конституции РФ.

    В федеральной собственности находятся  земли лесного фонда (п.1 ст.8 Лесного  кодекса РФ)4, водного фонда, занятые водными объектами, находящимися в федеральной собственности (ст.8 Водного кодекса РФ)5.

    Федеральный закон «О гидрометеорологической службе»6  в ст.13 установил, что исключительно к федеральной собственности относится государственная наблюдательная сеть, в том числе отведенные под нее земельные участки и части акваторий; Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях»7  относит особо охраняемые природные территории федерального значения к федеральной собственности, особо охраняемые природные территории регионального значения – к собственности субъектов РФ. 

    2.3. Право муниципальной собственности  на землю 

    Муниципальная собственность не является государственной. Согласно ст. 215 ГК муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее  на праве собственности городским  и сельским поселениям, а также  другим муниципальным образованиям. От имени муниципального образования  права осуществляют органы местного самоуправления (или в случаях, установленных  законом, иные лица по специальному поручению  органов местного самоуправления). Местное самоуправление в РФ создано  для обеспечения самостоятельного решения населением вопросов местного значения, а также владения, пользования  и распоряжения муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют утверждают и исполняют  местный бюджет, устанавливают местные  налоги и сборы, осуществляют лхрану общественного порядка, а также  решают иные вопросы местного значения.

        Земельный кодекс в п.1 ст.16 определяет, что государственной собственностью  являются земли, не находящиеся  в собственности граждан, юридических  лиц или муниципальных образований.  В науке муниципальную и государственную  собственность еще называют  публичной  собственностью; фактически в отношении  земли она составляет все земельные  участки не находящиеся в частной  собственности. Именно в  отношении  этой собственности в нашей  стране происходит процесс разграничения,  который еще не закончен, поэтому  в настоящее время существуют  земли, которые находятся в  неразграниченной  государственной  собственности.

Информация о работе Гражданско-правовые проблемы проблемы права собственности на землю