Гражданско-правовые последствия инсайдерских правонарушений

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 08:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение инсайдерских сделок и практика их регулирования.
Из цели вытекает ряд задач:
- рассмотреть понятие и виды инсайдеров и инсайдерских сделок в Российской и Зарубежной практике,
- изучить проблемы регулирования сделок с использованием инсайдерской информации на рынке ценных бумаг России
- рассмотреть гражданско-правовые последствия инсайдерских правонарушений.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Понятие и виды инсайдеров и инсайдерских сделок в Российской и Зарубежной практике 7
1.1 Понятие инсайдера и инсайдерской информации в российской 8
практике 8
1.2. Понятие и виды инсайдеров и инсайдерских сделок в международной практике 14
Глава 2. Проблема регулирования сделок с использованием инсайдерской информации на рынке ценных бумаг России 20
2.1. Проблемы формирования нормативной базы в сфере антиинсайдерского регулирования 20
2.2 Типичные примеры инсайдерских сделок в России и перспективы принятия закона об инсайдерской информации в разрезе сложившейся ситуации на фондовом рынке России 25
Глава 3. Гражданско-правовые последствия инсайдерских правонарушений 31
3.1. Процедура привлечения нарушителей к ответственности 31
3.2. Уголовная ответственность 33
Заключение 36
Список использованной литературы 40

Работа содержит 1 файл

инсайдерские_сделки новая.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

     Эффективность юридической ответственности во многом зависит от того, насколько развиты системы выявления правонарушений, влекущих дальнейшее применение норм ответственности, системы контроля и надзора. Данное правило является обязательным для любого вида ответственности, но в большей степени затрагивает, конечно, публично-правовые отношения (сфера действия таких отраслей права, как уголовное и административное). Поэтому естественно, что для эффективного выявления инсайдерских сделок необходимо найти источники информации для выявления правонарушений. Дело в том, что в настоящий момент на российском рынке акций случаи использования инсайдерской информации почти не известны и вряд ли вследствие их отсутствия. Прежде всего, необходимо скорректировать нормативные акты, касающиеся раскрытия информации инсайдерами, а также отработать практическое их применение на практике – об этой проблеме уже говорилось в первой главе работы. Безусловно, что в вопросе выявления инсайдерских сделок важна координация деятельности ФКЦБ, СРО и организаторов торговли (можно отметить опыт ММВБ, которая ввела австралийскую систему отслеживания нестандартных котировок SMARTS). Заметим, что весьма эффективны действия организаторов биржевой торговли в мире, которые используют такой способ защиты прав ее участников, как пресечение действий инсайдеров, нарушающих права третьих лиц или создающих угрозу их нарушения. Такой метод может применяться использованием механизма биржевого ценообразования, когда регистрации или учету при установлении котировок не подлежат биржевые сделки, в отношении которых у биржи есть веские основания полагать, что они были заключены с использованием инсайдерской информации. В целом в мировой практике привлечение инсайдеров к гражданско-правовой ответственности представляется несколько проблематичным. Во-первых, определенные сложности создают договорные конструкции, используемые в биржевой торговле. Между инсайдером и другими участниками биржевой торговли, как правило, не возникает ни непосредственных договорных отношений (большинство биржевых сделок совершаются биржевыми посредниками от собственного имени, но в интересах третьих лиц, которые зачастую и выступают в качестве инсайдеров), ни личного контакта (например, при проведении электронных биржевых торгов и наличии клиринговой организации). Во-вторых, это либо отсутствие, либо труднодоказуемость причинной связи между фактом противоправного использования инсайдерской информации и возникновения убытков у иных участников биржевой торговли. При этом особый механизм ценообразования в биржевой торговле не позволяет применять традиционные подходы для определения размера убытков у потерпевших сторон. Вследствие этого многие страны не обращаются более к гражданско-правовой ответственности инсайдеров.13

     3.2. Уголовная ответственность

 

     В настоящий момент российское уголовное  законодательство не содержит специальных норм, посвященных ответственности за инсайдерские правонарушения. Однако, в России уголовно наказуемым является незаконное собирание “сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом в целях разглашения либо незаконного использования этих сведений”. Нарушитель наказывается штрафом в размере от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев либо лишением свободы на срок до 2 лет.14Также наказывается незаконное разглашение и использование “сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, без согласия ее владельца, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности и причинившие крупный ущерб”. В этом случае предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев, либо лишение свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового”. Кроме статьи 183 Уголовного Кодекса РФ к инсайдерам также могут применяться и некоторые другие статьи. Например, в соответствии со статьей 201 наказуемым является использование первыми лицами организаций (соответственно “членами органов управления эмитента или профучастника, связанного с этим эмитентом договором”) своих полномочий “вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства”. На нарушителей накладывается штраф в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, его могут обязать выполнять работу на срок от 180 до 240 часов или исправительную работу на срок от одного года до двух лет, либо он может быть арестован на срок от 3 до 6 месяцев, а также наказан лишением свободы на срок до 3 лет. В случае, если действия нарушителя привели к тяжким последствим, статья предусматривает более суровое наказание: штраф в размере от 500 до 1000 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 5 месяцев до одного года, либо арест на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до 5 лет. Кроме всего прочего, к инсайдерским правонарушениям косвенно можно применить еще несколько статей. К примеру, в соответствии со статьей 178 действия, “совершенные путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен, а равно ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен” наказываются штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет. Статья 272 предусматривает наказание за неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если подобные действия повлекли “уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации” через наложение штрафа в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев, либо исправительными работами на срок от 6 месяцев до 1 года, либо лишением свободы на срок до 2 лет15  и может быть применена в случае если инсайдерская информация была получена хакерами из компьютерных сетей.

     Таким образом очевидна даже не то что  неразвитость, а фактически полное отсутствие норм, предусматривающих  уголовную ответственность за инсайдерские правонарушения, а ведь, скажем, наличие  нормативной возможности “посадить” нарушителя на 10 лет, как это сделано в США, поубавило бы желания нарушать закон. Но в законопроекте “Об ответственности за совершение сделок с использованием служебной информации на рынке ценных бумаг” подобных условий не содержится. Естественно, что такая крайняя мера, как лишение свободы – это лишь часть возможного набора наказаний, который предусмотрен зарубежными антиинсайдерскими законодательствами. Кстати, здесь следует отметить, что предложенный законопроект содержит весьма интересную тарифную сетку штрафов для различных категорий инсайдеров, но об этом речь пойдет позже. Для сравнения скажу, что национальные законодательства стран ЕС предусматривают такой вид наказания, как запрет на совершение биржевых сделок, вступающий в силу одновременно с вынесением судом решения о привлечении к уголовной ответственности за инсайдерские преступления. Указанный запрет может быть как временным, так и постоянным. Применительно к инсайдерской деятельности в российском законодательстве рассматривается лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного наказания (с известными исключениями в случаях правонарушений со стороны должностных лиц), однако остается открытым вопрос о том, насколько эти нормы можно применить в отношении “инсайдеров”.

     Заключение

 

     В заключение данной дипломной работы нам бы хотелось подвести итоги вышесказанного и сделать основные выводы.

     С моей точки зрения, для решения проблемы инсайда в России одних законов мало – должен сформироваться некий менталитет. Например, на Западе использование инсайдерской информации считается тяжелым уголовным преступлением, за которое получают большие сроки (максимальное наказание предусмотрено законодательством США – от 10 до 25 лет тюремного заключения). Поэтому там люди реально боятся заниматься этим. В России к этому относятся как к чему-то малозначимому. Многие участники рынка гордятся тем, что имеют доступ к инсайдерской информации. Поэтому, как нам кажется, должно пройти много лет, пока в России выработается менталитет неприятия подобной практики и отношения к ней как к чему-то противозаконному.

     На  данный момент торговля инсайдом в  России вне закона, но, как свидетельствует мировая практика, ужесточение ответственности за это преступление должно идти параллельно с развитием самого финансового рынка. Тогда на скорости выводов о том, как повлияет на рынок то или иное событие, будут делаться чистые деньги. Ведь глупо обвинять Ротшильда, сделавшего капитал на ставках на Лондонской бирже, в которых он первым учел последствия битвы при Ватерлоо, в инсайде.

     В настоящее время достоверно установить факт незаконной передачи информации крайне трудно: когда информация передана устно, никаких доказательств этого, как правило, не существует. Ситуацию усугубляет также отсутствие законодательной базы для полноценного проведения расследований об инсайде. Штрафы за подобное нарушение смехотворны, они просто несопоставимы с потенциальным выигрышем (на использовании инсайдерской информации в считанные часы зарабатываются сотни миллионов долларов). Лидерство в антиинсайдерских нормах принадлежит США, где, как уже отмечалось ранее, установлены самые жёсткие санкции в отношении инсайдеров, кроме того, именно в США эти санкции реализуются на практике чаще и эффективнее, чем в какой-либо другой стране. Следует отметить и тот факт, что в урегулировании вопроса, касающегося торговли с использованием инсайдерской информации, большую роль играют и саморегулируемые организации. К таковым, например, относятся, - Американская фондовая биржа, Нью-Йоркская фондовая биржа, Национальная ассоциация фондовых дилеров. Эти организации широко применяют статистические модели, позволяющие выявить незаконные операции по ценным бумагам, какие-либо отклонения курсов акций от сложившегося тренда на рынке, а также они помогают выявить общую тенденцию развития рыночной конъюнктуры и установить, какие именно факторы привели к её нарушению. Помимо этого, в настоящее время члены органов госнадзора и всевозможные неправительственные институты обладают большим количеством постоянно обновляемых баз данных, куда занесены имена тех, кто хоть раз подозревался в разглашении служебной информации, или осуществления сделок на её основе, так что за ним теперь ведётся особое наблюдение.

     Однако, несмотря на столь жёсткий контроль, даже в США инсайд продолжает существовать, так как соблазн использовать «закрытую», непубличную информацию в своих целях очень велик. Ведь мы можем сколь угодно много принимать законов о запрете совершения сделок на рынке ценных бумаг с использованием инсайдерской информации, а человеческий фактор всегда был и будет существовать. Конечно, чем продуманней и серьёзней будет наказание, тем меньше будет совершаться такого рода правонарушений. Человек лишний раз остановится и подумает, а действительно ли ему надо «калечить» свою жизнь и репутацию ради денег, которых никогда не бывает много. Задача государства состоит лишь в том, чтобы минимизировать недобросовестные практики на рынке ценных бумаг, в том числе, и посредством тщательно разработанной и продуманной нормативно-правовой базы. Ведь абсолютно уничтожить, искоренить инсайд всё равно не удастся. Он был, есть и будет существовать всегда. Жёсткий контроль над ситуацией, своевременное обнаружение инсайдерских сделок, и неотвратимое наказание за них – вот то, к чему мы должны стремиться.

     Законопроект, регулирующий инсайдерскую торговлю в  России – существенный шаг на пути решения проблемы утечки инсайдерской информации и её несанкционированного использования, и он (закон) непременно должен быть в России. Так, например, в Германии уже более десяти лет назад был принят запрет на использование инсайдерской информации при совершении сделок с ценными бумагами. Это увеличило приток иностранного капитала на немецкий фондовый рынок. В начале 70-х годов совершенствование инсайдерского законодательства в Швейцарии открыло фондовый рынок этой страны для американских инвестиционных фондов, что также привело к существенному росту объемов и котировок данного рынка.

     Отечественное же законодательство не содержит даже соответствующей терминологии. Однако понятиями «инсайдер», «инсайдерская информация» оперирую повсеместно. Информация на финансовых рынках стоит огромных денег, поэтому инсайд превращается в серьезное искушение. Если Вы раньше других узнали негативную информацию о той или иной компании, у Вас есть время оперативно продать ее акции и не проиграть на падении котировок, когда завтра продавать начнут все. А если Вы узнали о компании что-то хорошее, что неизбежно завтра поднимет цену ее акций, можно прикупить их по сегодняшней цене, а завтра перепродать значительно дороже.

     Сегодня государственные чиновники или менеджеры самих компаний повсеместно продают за взятки биржевым игрокам закрытую информацию. И это уже никого не шокирует, это стало нормой российского рынка. Так что не стоит удивляться и отсутствию стратегических инвесторов на нашем рынке.

     С моей точки зрения абсолютно правильным кажется шаг законодателей на дополнение закона нормой о моратории на меры ответственности. Это должно помочь регулятору наработать необходимую практику в сфере антиинсайдерского регулирования, а также немного присмирить и образумить инсайдеров, ведь в течении всего этого двухлетнего периода информация о лицах, преступивших закон об инсайдерской информации, будет публиковаться повсеместно, что послужит серьёзным и вполне справедливым наказанием для них самих.

     Таким образом, нам остаётся лишь надеяться, что принятие Федерального закона «Об инсайдерской информации» будет способствовать не просто устранению всех имеющихся на данный момент инсайдеров или переводу их в разряд аутсайдеров, а приведёт к достижению максимальной прозрачности и чистоты национального рынка ценных бумаг, что, несомненно, повысит к нему интерес со стороны как иностранных, так и российских инвесторов.

Информация о работе Гражданско-правовые последствия инсайдерских правонарушений