Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 08:13, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение инсайдерских сделок и практика их регулирования.
Из цели вытекает ряд задач:
- рассмотреть понятие и виды инсайдеров и инсайдерских сделок в Российской и Зарубежной практике,
- изучить проблемы регулирования сделок с использованием инсайдерской информации на рынке ценных бумаг России
- рассмотреть гражданско-правовые последствия инсайдерских правонарушений.
Введение 2
Глава 1. Понятие и виды инсайдеров и инсайдерских сделок в Российской и Зарубежной практике 7
1.1 Понятие инсайдера и инсайдерской информации в российской 8
практике 8
1.2. Понятие и виды инсайдеров и инсайдерских сделок в международной практике 14
Глава 2. Проблема регулирования сделок с использованием инсайдерской информации на рынке ценных бумаг России 20
2.1. Проблемы формирования нормативной базы в сфере антиинсайдерского регулирования 20
2.2 Типичные примеры инсайдерских сделок в России и перспективы принятия закона об инсайдерской информации в разрезе сложившейся ситуации на фондовом рынке России 25
Глава 3. Гражданско-правовые последствия инсайдерских правонарушений 31
3.1. Процедура привлечения нарушителей к ответственности 31
3.2. Уголовная ответственность 33
Заключение 36
Список использованной литературы 40
На протяжении последних нескольких лет проблема осуществления торговли на основе инсайдерской информации на рынке ценных бумаг России стала ощущаться наиболее остро.
Инсайд – есть величина постоянная: он всегда был, есть и будет, но это отнюдь не повод для паники. Сегодня использование инсайдерской информации стало уже обычной практикой для отечественного рынка. На российском рынке с его небольшими объёмами и скачками цен инсайд может резко обострить ситуацию на торгах. Негативный эффект инсайдерской информации заключается ещё и в том, что она отпугивает потенциальных участников рынка.
Если посмотреть, кто сейчас играет на российской фондовой бирже, то это, во-первых, иностранные инвесторы и спекулянты, действующие, как правило, через посредство российских фирм. Недаром банковские каникулы в США - мертвый сезон на российской бирже. Во-вторых,- это крупные российские компании, решающие собственные стратегические задачи. Например, "Газпром" и "Базовый элемент" (последний через посредников) активно скупали акции РАО "ЕЭС", готовясь к про- даже генерирующих мощностей компании. В-третьих, средние и мелкие российские игроки. В-четвертых, госслужащие.
Именно четвертая группа - это спекулянты в квадрате. На бирже чиновники монетизируют свое служебное положение и, прежде всего, - доступ к инсайдерской информации. Этот вид бизнеса имеет давнюю (в масштабе 15 лет) историю. Пышный расцвет инсайдерского бизнеса пришелся на годы, непосредственно предшествовавшие августовскому кризису 1998 года. Тогда, в пору невероятно быстро растущих процентов по ГКО при жестком удержании курса рубля в валютном коридоре, все было к услугам чиновников, и в первую очередь минфиновцев, располагавших графиком погашения различных выпусков ГКО. Тогда дело дошло до того, что неоднократно бывший министром финансов и вице-премьером Борис Федоров в своей книге "10 безумных лет" не делает никакой тайны из того, что лично играл на рынке ГКО.
Практически весь 2004 год российский фондовый рынок просто лихорадило от новостей, связанных с ЮКОСом. После очередного высказывания высокопоставленных чиновников (не важно, будь то прокуратура или администрация президента) акции этой компании постоянното резко взлетали вверх, то стремительно падали вниз, увлекая за собой и без того неустойчивый рынок. При этом, однако, каждому такому взлёту или падению предшествовало некое опережающее движение на рынке, которое свидетельствовало, в свою очередь, о невероятной проницательности отдельных игроков или же, что более вероятно, об использованииими инсайдерской информации.12
Как уже отмечалось выше, масштабы и последствия использования инсайдерской информации в России просто потрясают. И это сейчас. А в 90-ые годы ситуация была и того куда более серьёзная. Достаточно вспомнить игры с ГКО и ОФЗ, когда государство занималось, по сути, тем же самым, что и печально известное «МММ». Причём наиболее азартные игроки, в частности ЗАО «Монтес Аури», созданное лицами, близкими к Анатолию Чубайсу, по опубликованным данным, благополучно избавились от госбумаг как раз накануне дефолта, не иначе как при помощи невероятной проницательности и собственной интуиции.
Сильный общественный резонанс проблема утечки инсайдерской информации приобрела в связи с присвоением России инвестиционных рейтингов международными агентствами Moody’s в середине октября 2003 года и S&P в конце января 2004 года. В первом случае за час до новости о присвоении рейтинга начался значительный рост российских еврооблигаций. Во втором же случае – российские биржи и европейские фондовые площадки охватил небывалый ажиотажный спрос на отечественные ценные бумаги примерно за полчаса до радостного события. И если в первом случае скандал не получил достаточно широкой огласки (так как рынок российских евробондов находится вне юрисдикции отечественного регулятора), то в случае с присвоением рейтинга S&P инсайд проявил себя во всей своей силе. При этом изменение цены в ту илииную сторону даже на 1—2% позволяет обладателям инсайдерской информации в считанные минуты получить колоссальный доход. Представители Moody’s и S&P сообщили тогда, что источник утечки стоит поискать в правительстве, так как перед присвоением рейтинга агентства обязаны его проинформировать.
Характерной чертой российского рынка ценных бумаг является ещё то, что, в отличие от США, здесь рыночные механизмы всё чаще подменяются политическими манипуляциями в виде «государственного инсайда». Особенно наглядно это можно проследить в ситуации с акциями ЮКОСа. Аресты руководителей, неосторожные высказывания госчиновников относительно судьбы компании и последующие за ними скачки вверх или вниз акций свидетельствуют о классическом манипулировании инсайдерской информацией.
Именно «дело ЮКОСа» стало для многих стратегических инвесторов сигналом к уходу с рынка. А неосторожные заявления чиновников о существовании так называемых «чёрных списков», в свою очередь, перекрыли многим игрокам рынка доступ к межбанковским кредитам. В результате чего облигации, особенно высокодоходные бумаги компаний второго-третьего эшелонов, уходили за бесценок.
И сегодня уже мало кто сомневается в том, что финансовые рынки России принадлежат спекулянтам, а основной движущей силой рынка являются уже не фундаментальные показатели компаний или экономики в целом, а слухи и инсайдерская информация.
Как мы уже отмечали, в России уже давно обсуждается вопрос о необходимости принятия закона об инсайдерской информации участниками рынка. Законопроект уже существует, но всё никак не получит окончательного одобрения. Острота проблемы инсайдерской торговли в 2006г. стала особенно заметной. Масштабы явления начинают влиять на макроэкономическую ситуацию. Задача — максимально ограничить инсайд. По нашему мнению, уже давно пора прекратить все споры о том, принимать или не принимать закон, так как пока мы будем спорить, чиновники уводят рынок каждую пятницу на несколько пунктов в ту или иную сторону.
Однако
нестандартное поведение
Данной ситуацией, а именно, - недовольством и активностью профучастников, воспользовалась Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), развернувшая деятельность по продвижению имевшегося на тот момент законопроекта об инсайдерской деятельности в Госдуме.
С нашей точки зрения, время было самое подходящее, и закон действительно мог бы быть запущен для обсуждения в первом чтении, как вдруг, спустя несколько дней, с резким обращением против его рассмотрения выступила Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР).
Мнения саморегулируемых организаций по вопросу о необходимости скорейшего разрешения вопроса об инсайде разделились. Разность позиций объяснялась разностью отношений к объему полномочий, которым наделялся, согласно законопроекту, регулятор. Жесткость позиции НАУФОР отражала категорическое несогласие значительной части профучастников с заметным усилением полномочий ФКЦБ под предлогом борьбы с инсайдом.
Недоверие и опасения профучастников по отношению к регулятору были таковы, что они отказывались идти даже на традиционный компромисс, выражавшийся в поддержке законопроекта в первом чтении.
Риск сохранения неизменными погрешностей первоначального варианта, учитывая лоббистские возможности федеральной комиссии, был слишком велик, и потому профучастники решили задействовать весь арсенал доступных им средств, чтобы воспрепятствовать прохождению закона вообще.
С позицией НАУФОР в определенной мере были солидарны и влиятельные силы в самой Госдуме, в частности глава профильного комитета Владислав Резник и глава комитета по собственности Виктор Плескачевский. Неизвестно, во что бы это противостояние вылилось, если бы не начавшаяся вскоре административная реформа, которая упразднила комиссию и отправила в отставку ее руководителя.
Основные претензии к законопроекту об инсайде, подготовленному группой депутатов, состояли, как мы уже выяснили ранее, в следующем: во-первых, определение инсайдерской информации было неточным и неполным. Таким образом, круг лиц, которых можно было привлечь к ответственности, становился почти неограниченным. Во-вторых, регулятор в борьбе с инсайдом наделялся чересчур широкими полномочиями, комиссию даже обвиняли в том, что она покушается на право заниматься оперативно-розыскной деятельностью. Обладая такими полномочиями, регулятор при желании мог фактически безнаказанно сводить счеты с неугодными ему лицами и компаниями. Очевидно, что закон в таком виде не прошел.
Неоднократно указывал на проблему инсайда и убитый недавно зампред Центробанка Андрей Козлов. В частности, комментируя падение ключевого индекса российской фондовой биржи РТС, Козлов заявил, что оно было вызвано в значительной части утечкой инсайдерской информации. Отчасти бурный рост и падение российских фондовых индексов вызваны экономическими причинами, но существенная часть -это инсайд-трейдинг, отметил он тогда. Сейчас ни для кого не секрет, что многие чиновники зарабатывают баснословные деньги, используя служебную информацию и свои полномочия. Особенно этим грешат представители силовых ведомств, которые, зная о предстоящих мерах в отношении той или иной компании, придерживают эту информацию от общественной огласки.
В свою очередь, работа законодателей над проблемой инсайда была осложнена и рядом обстоятельств объективного свойства. Дело в том, что юридически доказать факт использования инсайдерской информации в нашей правовой системе безумно сложно. Презумпция невиновности в административном и уголовном праве делает это почти фантастической задачей, так как инсайд не оставляет “следов”.
И если антиинсайдерское законодательство других стран (например, Англии и США) может прижать к стенке инсайдера с помощью предположения, что “в такой ситуации вероятность использования инсайда очень велика”, в нашей системе (и европейской тоже) это пока невозможно.
Впрочем, правоведы не унывают и полагают, что за инсайд можно призвать к ответу через гражданское право, где есть презумпция вины, что заметно изменяет распределение бремени доказывания и увеличивает вероятность привлечения виновного лица к ответственности. В свое время глава правового управления НАУФОР Екатерина Макеева предлагала основной упор сделать не на административную (как того хотелось регулятору), а на гражданско-правовую ответственность, так как именно этот вид ответственности в большей степени соответствует интересам инвесторов. Это они больше всего страдают при совершении сделок с использованием инсайда, а не госорган, в доход которого поступают штрафы, наложенные в результате административного производства. Здесь, кстати, таится ловушка для законодателей, которые изучают опыт борьбы с инсайдом в других странах. Следует чётко осознавать, что механический перенос их достижений в нашу реальность может дать совершенно противоположный результат. В свою очередь, зарубежные эксперты охотно делятся результатами своей практики, и здесь нельзя не отметить деятельность самого преданного “куратора” законопроекта, госкомиссара Франкфуртской биржи Клауса-Дитера Беннера. Опасность состоит в том, что административные санкции в виде крупных штрафов, часто практикуемые на Западе, могут в руках наших недобросовестных чиновников превратиться просто в средство монополизации фондового рынка.
Ответственность всегда наступает как результат каких-то противоправных действий или действий, ущемляющих права других лиц. Для того чтобы нормы об ответственности начали действовать, необходимо первоначально выявить само событие-нарушение, после чего провести соответствующую проверку или иные необходимые действия для того, чтобы установить факт нарушения. Только после этого непосредственно приводятся в действие те правоприменительные механизмы, которые в правовой науке именуются как реализация норм ответственности.
Очевидна важность нормативно закрепленной возможности подать иск на инсайдера любым заинтересованным лицом, ведь право требовать возмещения убытков должно принадлежать обладателю инсайдерской информации, а в некоторых случаях – и другим лицам, чьи права и охраняемые законом интересы нарушены в результате совершения биржевых сделок с ее использованием. Наибольшее практическое значение это имеет для тех инсайдерских правонарушений, при которых право подачи соответствующего иска предоставляется участникам биржевой торговли, которые совершали биржевые сделки в течение той же торговой сессии, с теми же биржевыми ценностями и на тех же условиях, что и инсайдер.
Информация о работе Гражданско-правовые последствия инсайдерских правонарушений