Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 08:13, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение инсайдерских сделок и практика их регулирования.
Из цели вытекает ряд задач:
- рассмотреть понятие и виды инсайдеров и инсайдерских сделок в Российской и Зарубежной практике,
- изучить проблемы регулирования сделок с использованием инсайдерской информации на рынке ценных бумаг России
- рассмотреть гражданско-правовые последствия инсайдерских правонарушений.
Введение 2
Глава 1. Понятие и виды инсайдеров и инсайдерских сделок в Российской и Зарубежной практике 7
1.1 Понятие инсайдера и инсайдерской информации в российской 8
практике 8
1.2. Понятие и виды инсайдеров и инсайдерских сделок в международной практике 14
Глава 2. Проблема регулирования сделок с использованием инсайдерской информации на рынке ценных бумаг России 20
2.1. Проблемы формирования нормативной базы в сфере антиинсайдерского регулирования 20
2.2 Типичные примеры инсайдерских сделок в России и перспективы принятия закона об инсайдерской информации в разрезе сложившейся ситуации на фондовом рынке России 25
Глава 3. Гражданско-правовые последствия инсайдерских правонарушений 31
3.1. Процедура привлечения нарушителей к ответственности 31
3.2. Уголовная ответственность 33
Заключение 36
Список использованной литературы 40
Оглавление
Информация всегда была и остаётся доминирующим фактором в процессе принятия решений на фондовом рынке, ровно, как и на любом другом рынке. Ценная с коммерческой точки зрения информация может относиться к разным сферам деятельности компании, быть продуктом внутреннего производства, а также может быть получена по договору, но благодаря неизвестности её партнёрам (конкурентам) имеет определённую ценность на рынке.
Достижение информационной прозрачности, открытости, транспарентности финансового рынка на макроуровне, наяду с эффективностью рынка, его честностью и справедливостью, отсутствием фрагментарности, является одной из ключевых концепций в деятельности инвестиционного банка. Информационная прозрачность представляет собой важнейшее требование к экономическим агентам, направленное на защиту клиентов (инвесторов, вкладчиков, пользователей и т.п.), их полное информирование, а также обеспечение им равных возможностей для оценки разного рода рисков, в том числе и кредитных, связанных с конкретным бизнесом, предоставляющим им услуги. Таким образом, одним из важнейших принципов функционирования финансового рынка является его информационная прозрачность, предполагающая максимально полную информированность инвесторов в процессе принятия ими рациональных решений по вложению средств в финансовые активы, а также наличие у них равных возможностей и прав в процессе доступа к информации. Информационная прозрачность рынка достигается тщательно спланированными системами раскрытия информации о финансовых активах, об их эмитентах и их текущем состоянии, а также перспективах, ожиданиях и рисках, которые они несут.
Таким образом, в современном мире, и на финансовом рынке, в частности, перераспределяют не только денежные ресурсы и материальные блага, но и информацию. В связи с чем, доступность информации и наличие равных прав в этом у инвесторов, а также отсутствие информационных асимметрий становятся важнейшими факторами, обеспечивающими эффективность рынка.
Информирование, как одно из основных условий честного ведения бизнеса на рынке ценных бумаг, предполагает взаимный обмен информацией по двум направлениям, - раскрытие информации клиенту о брокерско-дилерской компании, а также и раскрытие информации между клиентом и брокерско-дилерской компанией при совершении сделок.
Раскрытие брокерско-дилерской компанией информации клиенту о своем финансовом положении должно осуществляться по требованию клиента, и не должно носить закрытого характера. Однако в настоящее время около 95 – 97%1 брокерско-дилерских компаний не выставляют публично информацию о своём финансовом положении, в отличие, например, от коммерческих банков. И напротив, брокерско-дилерские компании в свою очередь должны стремиться к получению от своих клиентов информации (которая была бы адекватна тем услугам, которые клиентам оказываются) касательно финансового положения клиентов, их инвестиционном опыте и инвестиционных целях. Что же касается информации, предоставляемой брокерами-дилерами публике, то к ней предъявляются не менее жёсткие требования. Она должна быть честной, правильной, адекватной, ясно изложенной, а также достигать своевременно своего адресата.
В свою очередь рекомендации сотрудников брокера-дилера клиенту по вопросам, касающимся операций (сделок) на рынке ценных бумаг, должны быть основаны на адекватном анализе имеющейся информации по данному рынку, а также на адекватной и надёжной информации об эмитенте и природе финансового инструмента. Немаловажное значение играет также и предварительное информирование об условиях сделок, совершаемых в интересах клиента, согласно которому сотрудники брокера-дилера при осуществлении операций (сделок) на рынке ценных бумаг для клиентов до начала совершения сделки (операции) обязаны проинформировать клиента об условиях намечаемой сделки (операции), а также об известных им возможностях возникновения любого связанного с ней риска.
Однако в современном мире ситуация далека от идеальной. И инсайдерская торговля на рынке ценных бумаг, как в России, так и за её пределами, не перестаёт играть существенную роль и по сей день. Масштабы и особенно результаты использования инсайдерской информации потрясают воображение – счёт идёт на сотни миллионов долларов. По мнению отдельных экспертов, более 50% сделок на фондовом рынке осуществляется с использованием инсайдерской информации. Применительно к условиям российского фондового рынка 1990-х – 2000-х годов эта цифра, скорее всего, была намного выше. Отмечалось, что «на рынке доминировала торговля на основе инсайдерской информации, почерпнутой из различных источников, и прибыль участников рынка во многом зависела от возможностей доступа к такой информации. Это приводило к существованию различных по осведомлённости групп инвесторов, отсутствию свободной конкуренции и информационной неоднородности рынка. В результате крайне высокими оказывались риски инвесторов, связанные с информационной неопределённостью в отношении финансовых потоков, финансового состояния, реальной стоимости активов и качества управления компаниями».
Данная характеристика во многом справедлива и для российского фондового рынка 2000-х годов. В июле 2005 Федеральной службой по финансовым рынкам было отмечено, что «укрепление законодательной базы защиты прав инвесторов и снижение инвестиционного риска на финансовом рынке предполагает…решение проблемы использования инсайдерской информации и инсайдерской торговли».
Однако и сегодня проблема использования инсайдерской информации при совершении сделок на рынке ценных бумаг не теряет своей актуальности во всём мире, а поиск путей её решения является одним из основных направлений финансовой политики как на макро, так и на микроуровне, имеющим перед собой более важную задачу, а именно, - достижение честного и справедливого ценообразования на финансовом и фондовом рынках.
Во всём мире инсайдеров преследуют по закону, ловят и сажают в тюрьму, в то время как в российских законах существуют лишь невнятные определения служебной, внутренней, коммерческой информации.
Отсутствие запрета в Российской Федерации на инсайдерскую торговлю последний крупный пробел в фондовом законодательстве. С тем, что закон об использовании инсайдерской информации в России крайне необходим рынку, дружно соглашаются и чиновники, и профучастники, и законодатели. В настоящее время ведётся активная работа над проектом данного федерального закона, который установил бы правовой режим инсайдерской информации, определил правовые рамки законных действий лиц, обладающих инсайдерской информацией, установил соразмерное общественной опасности наказание за совершаемые в данной сфере правонарушения. Однако работа над законом усложняется тем, что нормы нового закона должны гармонично войти в систему действующего российского законодательства и одновременно соответствовать наиболее передовому и успешному мировому опыту. С одной стороны, может показаться, что Россия могла бы применить опыт США в регулировании инсайдерской торговли, однако делать это нужно осторожно, принимая во внимания различия этих двух стран, их экономик и правовых систем.
Интересен тот факт, что за последние десять лет на рынке ценных бумаг не состоялось ни одного судебного разбирательства за использование такой информации. Термины «инсайдер», «инсайдерская информация» до настоящего времени не определены законодательно, однако, например, в публикациях СМИ упоминание о случаях инсайда встречается почти повсеместно. В результате складывается парадоксальная ситуация: нарушителя, преступника нельзя не только наказать, но даже назвать, потому что соответствующих слов и понятий в российском праве нет. Однако ситуация, которая наблюдается в России сейчас, по-видимому, устраивает кого-то, что чувствуется при продвижении данного законопроекта. В результате закон так и не принят, а число инсайдеров на рынке ценных бумаг с каждым годом всё возрастает.
Таким образом, актуальность выбранной темы очевидна. Использование инсайдерской информации стало довольно распространённой практикой для российского рынка. Однако факт такого нарушения доказать весьма не просто, да и строгой ответственности за распространение и использование инсайдерских сведений в нашей стране пока нет. В связи с этим поиск оптимальных способов предотвращения совершения сделок с использованием инсайдерской информации является приоритетной целью на пути повышения прозрачности и эффективности рынка ценных бумаг, что будет способствовать усилению интереса к нему со стороны потенциальных инвесторов.
В
связи с отсутствием в
Целью данной курсовой работы является рассмотрение инсайдерских сделок и практика их регулирования.
Из цели вытекает ряд задач:
- рассмотреть понятие и виды инсайдеров и инсайдерских сделок в Российской и Зарубежной практике,
- изучить проблемы регулирования сделок с использованием инсайдерской информации на рынке ценных бумаг России
-
рассмотреть гражданско-
Инсайдерской сделкой на рынке ценных бумаг признаётся любая сделка с использованием служебной (инсайдерской) информации. Типичными видами инсайдерских сделок являются следующие:
1. Продажа той или иной ценной бумаги при получении инсайдером доступа к служебной информации, которая в будущем будет интерпретирована финансовым рынком негативно и приведёт к понижению курсов ценных бумаг (при том, что сделка совершается непосредственно до публичного раскрытия информации);
2.
Покупка той или иной ценой
бумаги при получении
3. Использование инсайдерской (служебной) информации в манипулятивных стратегиях.
Однако в настоящее время закон «О рынке ценных бумаг» запрещает заключать сделки с использованием служебной информации только лицам, располагающим такой информацией (абзац 1 статьи 33 закона). А поскольку перечень лиц, располагающих служебной информацией, установлен в указанном законе и является исчерпывающим, то привлечение к ответственности третьих лиц, получивших служебную информацию от инсайдеров и использовавших её для заключения сделок на рынке ценных бумаг, невозможно.
Принимая во внимание тот факт, что вопрос о привлечении к ответственности работников эмитента и профессионального участника рынка ценных бумаг, которые не являются членами органов управления эмитента или профессионального участника рынка ценных бумаг, связанного с этим эмитентом договором, как нами уже было выяснено ранее, является спорным, нужно признать, что такая ситуация предоставляет чрезвычайно широкие возможности для безнаказанного использования служебной информации, процветания инсайдерской торговли на российском рынке ценных бумаг.
В
последнее время большое
В настоящее время термин «инсайдер» в российском законодательстве не определён, хотя им оперируют повсеместно, как нечто самой собой разумеющееся. Согласно проекту Федерального закона «Об инсайдерской информации», внесённого в Государственную думу в октябре 2000г. группой депутатов (Владимиром Тарачёвым, Иваном Грачёвым и Михаилом Емельяновым), инсайдером признаётся «лицо, которое имеет доступ к инсайдерской информации в силу участия в уставном (складочном, паевом) капитале (фонде) эмитента или его аффилированного лица, членства в органах управления эмитента или его аффилированного лица, заключенного с эмитентом или его аффилированным лицом трудового договора (контракта) или гражданско-правового договора, предоставленных ему полномочий как должностному лицу органа государственной власти, государственного учреждения или органа местного самоуправления».1
Законопроект «Об инсайдерской информации», статья 3 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе». В этом качестве инсайдер получает преимущество перед другими инвесторами, обладая нераскрытой публично информацией о положении дел в компании и, соответственно, способностью предвидеть изменения курса её ценных бумаг в результате опубликования сведений об уже известных ему событиях. Таким образом, чтобы поставить инвесторов в равноправное положение, сделки инсайдеров с ценными бумагами своей компании, возможности для них спекуляций, основываясь на неизвестных широкой публике сведениях, ограничиваются на большинстве зарубежных и российском фондовом рынках.
Информация о работе Гражданско-правовые последствия инсайдерских правонарушений