ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ СТАТУС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:55, курсовая работа

Описание работы

Актуальность рассматриваемой в работе проблемы определяется необходимостью преодоления негативных тенденций в обществе, ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей, построение правового государства на демократических принципах, как это установлено Конституцией РФ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….……..3

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В МЕЖДУНАРОДНОМ И РОССИЙСКОМ ПРАВЕ
1.1.Международное правовое регулирование положения детей ………..……...5
1.2. Российское правовое регулирование положения детей ………………….…10

2. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕСОВЕШЕННОЛЕТНИХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Правоспособности и дееспособности несовершеннолетних.………………16
2.1. Эмансипации ………………………………….…………………………….…21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….27

БИБЛИОГРАФИЯ ………………………………...……………………………….29

Работа содержит 1 файл

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ СТАТУС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОВОЕ  ПОЛОЖЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

2.1. Правоспособности и дееспособности несовершеннолетних.

 

Правовое положение гражданина как участника гражданских отношений  определяется такими его качествами, как правоспособность и дееспособность.

Гражданской правоспособностью, то есть способностью иметь гражданские  права и нести обязанности, в  равной мере обладают все граждане с момента рождения и до смерти (ст. 1.7 Гражданского Кодекса Российской Федерации)1. При рождении ребенка между ним и его родителями сразу возникают определенные отношения. Один из этих отношений регулируются нормами морали и правилами совместного проживания людей, другие - нормами права, в частности, нормами семейного права, которое устанавливает условия и порядок вступления в брак и его прекращения, регулирует личные имущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми, другими родственниками, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Отношения, возникающие  между родителями и детьми в семье, могут быть личными и имущественными. Личными являются такие права детей, как право на жизнь и воспитание в семье, насколько это, возможно, право знать своих родителей и право на их заботу, право на совместное с ними проживание, право на воспитание своими родителями, обеспечение интересов ребенка и уважение его человеческого достоинства. За ребенком закреплено и такое право, относящееся к личным, как право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.

Каждый ребенок  имеет право на имя, отчество и  фамилию (ст. 58 Семейного кодекса  РФ). Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, фамилия определяется фамилией родителей.

К важнейшим  личным правам ребенка относится его право на защиту (ст. 56 Семейного кодекса РФ). Праву ребенка на защиту своих прав и законных интересов корреспондирует (соответствует) обязанность родителей, а в случаях, предусмотренных законом, органов опеки и попечительства, прокуроров, судей защищать права детей.

В соответствии с ч.2 ст. 56 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (или лиц, их замещающих).

При нарушении  прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок имеет право самостоятельно обращаться за их защитой в органы опеки и попечительства, а если ему исполнилось 14 лет, то в суд.

Закон обязывает  должностных лиц и граждан, которым  стало известно об угрозе жизни или здоровья ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, сообщать об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Действующее семейное законодательство РФ предусматривает  право ребенка выражать свое мнение. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семьи любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, кроме случаев, когда это противоречит интересам ребенка.

Более того, законом  предусмотрено, что изменение имени  и фамилии ребенка возможно только с согласия ребенка, достигшего возраста десять лет.

Мнение ребенка, достигшего 10 лет, является обязательным при решении в суде вопроса о восстановлении в родительских правах. Согласие ребенка является обязательным условием для подготовительного решения этого вопроса.

Таким образом, можно говорить о том, что в  действующем семейном законодательстве РФ представлен широкий спектр личных прав ребенка, под которым признается лицо, не достигшее возраста восемнадцать лет (совершеннолетия).

Статья 60 Семейного  кодекса РФ закрепляет имущественные  права ребенка. В частности, ребенок  имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи, а последние (родители) обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.

Каждый ребенок  имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

Право ребенка  распоряжаться принадлежащим ему  на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса РФ, определяющим дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет и дееспособность малолетних.

В частности, статья 26 ГК предусматривает, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя.

Несовершеннолетние  в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей или попечителей:

1) распоряжаться  своим заработком, стипендией и  иными доходами;

2) осуществлять  права автора произведения науки,  литературы или искусства, изобретения  или охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;

3) в соответствии  с законом вложить вклады в  кредитные учреждения и распоряжаться ими;

4) совершать  мелкие бытовые сделки и иные  сделки.

По достижении 16 лет несовершеннолетние вправе быть членами кооперативов. По всем сделкам, заключенным в соответствии с законом, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность. А при наличии достигших оснований несовершеннолетний в этом возрасте может быть ограничен или лишен права самостоятельного распоряжения своим заработком, стипендией и иными доходами и будет иметь возможность делать это лишь при согласии своих законных представителей. Статья 28 Гражданского кодекса предусматривает дееспособность малолетних, т.е. несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет. По общему правилу, сделки за этих лиц могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. Малолетние в возрасте от шести до 14 лет вправе самостоятельно совершать:

1) мелкие бытовые  сделки;

2) сделки, направленные  на безвозмездное получение выгоды, требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;

3) сделки по  распоряжению средствами, предоставленными  законным представителям или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.2

В семейном законодательстве РФ закреплено правило, в соответствии с которым, ребенок не имеет права на имущество родителей, а родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию (ст. 60 Семейного законодательства РФ).

Наличие личных и имущественных прав несовершеннолетних необходимо для надлежащего процесса их воспитания в семье. Воспитание понимается нами как процесс взаимодействия между взрослыми и детьми, и чем в большей мере будет осуществляться такое взаимодействие, тем эффективнее будет проходить процесс воспитания, а действующие правовые нормы можно рассматривать как необходимые условия для надлежащего (эффективного) процесса воспитания ребенка в семьи.

Родители обязаны  содержать своих несовершеннолетних детей. Это требование закона чаще всего  выполняется большинством родителей, которые добровольно предоставляют  средства на содержание своих детей, на обеспечение их всем необходимым для жизни. Если же эта обязанность добровольно не исполняется, то родители принуждаются к уплате алиментов на основании решения суда.

Обязанность по содержанию детей возлагается на обоих родителей. Поэтому, если, например, дети (ребенок) проживают с матерью, иск о взыскании алиментов предъявляется отцу. Если же дети находятся с отцом, то такой иск может быть предъявлен матери. Бывают случаи, когда дети находятся на воспитании у других лиц (у деда, бабушки, тети, дяди и т.п.). В этих случаях у этих лиц есть право взыскать алименты с обоих родителей.

Многие дети по разным причинам становятся сиротами. Такие дети всегда волновали общество. Действующее семейное законодательство предусматривает возможность воспитания таких детей в приемной семье. Такую семью могут создать муж и жена, у которых есть свои дети. По мнению специалистов в такой семье общее количество детей не должно быть более восьми человек. Возможность создания приемной семьи предоставляется и бездетным родителям. Приемная семья - это не усыновление. Родители в данном случае выступают как воспитатели, это является их основной работой, за которую они получают заработную плату.

Приемные родители обязаны воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения им образования, готовить ребенка к самостоятельной жизни. Приемные родители несут за приемного ребенка ответственность перед обществом. Именно они являются законными представителями приемного ребенка, защищают его права и интересы.

Право гражданина на образование, закрепленное в ст. 43 Конституции РФ является универсальным. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Под образованием понимается целенаправленный процесс  воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, который сопровождается констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Основными источниками  этого законодательства являются Закон  Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании, а такие законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации в области образования. Государство гарантирует возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и т.п. и обеспечивает всем гражданам право на образование путем создания системы образования.

В заключение отметим, что введение дополнительных образовательных  услуг обязательно должно соответствовать общим требованиям к содержанию образования, которое должно быть ориентировано на:

обеспечение самоопределения  личности, создание условий для ее самореализации;

развитие общества;

укрепление  и совершенствование правового  государства.

Инвалидность - это беда. К большому нашему сожалению, число детей-инвалидов в России не уменьшается. И в этой связи извечная проблема - как обучать, воспитывать таких детей. В течение долгих лет в стране использовали накатанный путь - помещали таких детей в интернаты. Помещение в эти учебно-воспитательные учреждения детей-инвалидов практически сводило к минимуму семейное влияние на этих детей, что, по мнению специалистов, не является оптимальным как для развития самих детей, их ближайшего окружения, так и общества в целом.

В последние  годы, в стране получают распространение  негосударственные учебные заведения  для таких детей, поскольку в  них стараются максимально приблизить воспитание к домашнему. Однако далеко не все могут платить деньги и  немалые за помещение своих детей в подобные учреждения. Это относится и к возможности оплачивать подобную работу приглашенных педагогов на дому.

Учитывая все  эти моменты, Правительство РФ в 1996 году приняло Постановление в соответствии с которым, дети-инвалиды получили возможность получать образование на дому.

Следует заметить, что, особенно в раннем возрасте, защита прав и законных интересов детей  возложена на родителей или лиц, их заменяющих. Однако на сегодняшний день в российском обществе сложилась ситуация, когда родители не всегда могут, в силу объективных причин, а в ряде случаев не желают (отказываются) защищать права несовершеннолетнего, а зачастую и выполнять родительские обязанности.

 

2. 2. Эмансипации.

 

Эмансипация- введение этого института настоятельно диктовалось реалиями рыночной экономики. Нередки случаи, когда лица, достигшие 16 лет и работающие в коммерческих структурах (кооперативах, СП, АО и т.д.), получают значительно более высокие доходы, нежели их родители. Подобная деятельность нередко связана с заключением сделок, которые вряд ли можно отнести к «мелким бытовым». Значит, требуется письменное согласие законных представителей несовершеннолетнего (ст. 26 ГК), что технически затруднено или вовсе невозможно. Иначе говоря, нормальные условия рыночного оборота могут быть нарушены. В силу этих причин ст. 27 ГК допускает эмансипацию лиц, достигших 16 лет и работающих по трудовому договору (контракту), т.е. на условиях, предусмотренных в ст. 15-18 КЗоТ. При этом требуется, по общему правилу, согласие родителей, усыновителей, попечителя. Однако если 16-летний выполняет работу по договору подряда, поручения, комиссии, то права на эмансипацию у него не возникает, т.к. не возникают при этом трудовые отношения.

Согласие родителей, усыновителей или попечителя требуется  как на занятие 16-летним гражданином предпринимательской деятельностью3, так и для эмансипации. Иначе говоря, если согласие на занятие предпринимательством было получено в установленном законом порядке (ст. 26 ГК), то 16-летний гражданин не считается автоматически получившим согласие и на эмансипацию. Форма согласия ст. 27 не определена. Таким образом, оно может быть выражено и в устной форме, например в ходе рассмотрения вопроса об эмансипации.

Ходатайство об эмансипации может быть подано в  орган опеки и попечительства как гражданином, достигшим 16 лет, так и его законными представителями. Если же родители (усыновители, попечитель) несовершеннолетнего не дают согласия на эмансипацию, то он вправе сам просить суд принять решение о его эмансипации. С момента вступления решения органа опеки, суда в силу достигший 16 лет становится полностью дееспособным гражданином.

Информация о работе ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ СТАТУС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ