Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:55, курсовая работа
Актуальность рассматриваемой в работе проблемы определяется необходимостью преодоления негативных тенденций в обществе, ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей, построение правового государства на демократических принципах, как это установлено Конституцией РФ.
Введение……………………………………………………………………….……..3
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В МЕЖДУНАРОДНОМ И РОССИЙСКОМ ПРАВЕ
1.1.Международное правовое регулирование положения детей ………..……...5
1.2. Российское правовое регулирование положения детей ………………….…10
2. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕСОВЕШЕННОЛЕТНИХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Правоспособности и дееспособности несовершеннолетних.………………16
2.1. Эмансипации ………………………………….…………………………….…21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….27
БИБЛИОГРАФИЯ ………………………………...……………………………….29
Цель Правил состоит в том, чтобы установить минимальные стандарты, принятые Организацией Объединенных Наций для защиты несовершеннолетних, лишенных свободы в какой бы то ни было форме, в соответствии с правами человека и основными свободами и с целью противодействовать неблагоприятным последствиям всех видов заключения и способствовать вовлечению в жизнь общества.
Важнейшим требованием Правил является требование о беспристрастном применении правосудия к несовершеннолетним, без какой бы то ни было дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, возраста, языка, вероисповедания, национальности, политических или иных убеждений, культурных взглядов или практики, имущественного, сословного или семейного положения, этнического или социального происхождения и нетрудоспособности. Необходимо обеспечивать уважение религиозных и культурных взглядов, практики и моральных принципов несовершеннолетнего.
Защита индивидуальных прав несовершеннолетних с уделением особого внимания законности мер по задержанию должна обеспечиваться компетентной судебной властью, а цели вовлечения в социальную жизнь общества должны обеспечиваться путем регулярных инспекций и других средств контроля, которые осуществляются в соответствии с международными нормами, внутригосударственными законами и постановлениями должным образом созданным органом, уполномоченным посещать несовершеннолетних и не входящим в состав администрации исправительного учреждения.
Правила применяются в контексте экономических, социальных и культурных условий каждого государства-участника.
Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. (Минская Конвенция)
Государства-члены
Содружества Независимых
Минская конвенция
в отношении правового
- в правоотношении родителей и детей;
-порядок принятия мер по опеке и попечительству;
- порядок передачи опеки или попечительства; усыновление и т.д.
Таковы, в самых общих чертах, положения международного масштаба, так или иначе касающиеся прав ребенка. Все они объединены общей целью, которая заключается в укреплении правового статуса ребенка как гражданина и члена семьи, улучшении его положения в обществе и семейном коллективе.
Вместе с
тем в общем массиве
Кроме того, идеи этой Конвенции непосредственно касаются общечеловеческих проблем. Не случайно ее называют «Великой хартией вольности для детей», «Мировой Конституцией прав ребенка». Не менее важно ее значение для охраны прав ребенка в семье, что имеет особое значение для современной России, которой предстоит, во-первых, полностью возродить понимание семьи как непреходящей ценности, во-вторых, в корне изменить сложившееся веками патриархальное представление о подчиненном положении несовершеннолетнего в семье.
1.2 Российское правовое регулирование положения детей
Гражданско-правовое положение несовершеннолетних в Российском законодательстве регулируется: международными правовыми актами, краткая характеристика которых дана выше, а также Конституцией Российской Федерации, Гражданским Кодексом, Семейным Кодексом и рядом Федеральных Законов РФ, носящих комплексный характер, в которых в той или иной степени определяется положение несовершеннолетних.
Основы правового
статуса личности в целом и
ребенка в частности в Российск
В статье 64 Конституции России зафиксирован правовой статус личности, основанный на правах и свободах, утвержденных в главе 2 Конституции. Личный статус выражает индивидуальное существование человека и гражданина в конкретных правоотношениях, в которых он состоит (семейные, трудовые, имущественные и т.д.). Личный статус изменяется в течение человеческой жизни (статус ребенка, трудоспособной личности, инвалида, пенсионера).
Гражданский кодекс Российской Федерации принятый 21 октября 1994 года определяет такие положения в отношении несовершеннолетних, как правоспособность и дееспособность, регламентирует проблемы эмансипации. В отличие от ранее действовавшего ГК, новый ГК выделяет особую группу - несовершеннолетние от 14 до 18 лет. Это связано с тем, что в условиях рыночной экономики несовершеннолетние вовлечены в имущественные и иные отношения (занимаются предпринимательством, участвуют в производстве и т.д.), поэтому новый ГК значительно расширил рамки их дееспособности. ГК ввел новеллу — эмансипация. Введение этого института диктовалось реалиями рыночной экономики.
Семейный Кодекс Российской Федерации, вступивший в силу с 1 марта 1996 года в ст. 1 устанавливает, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства. Отличительной особенностью Кодекса является то, что, например, по сравнению с Кодексом о браке и семье 1969 года, он не содержит норм, носящих чисто декларативный характер, предписания нравственного содержания сведены к минимуму, устранена чрезмерная лаконичность ряда статей, особенно тех, которые посвящены детям. Подтверждением этому является содержание гл.11 Кодекса «Права несовершеннолетних детей». Так, в частности, гл. 11 Кодекса особо выделяет имущественные права ребенка (право собственности на принадлежащее ему имущество, право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом родителей при совместном проживании). Новшеством является норма о праве ребенка на защиту его законных прав и интересов ст.56 «Право ребенка на защиту» и, что особенно важно — право на самостоятельное обращение в органы опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет — в суд. Основным документом в нашей стране является федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”, принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года.
Он состоит из 5 глав и 25 статей:
Глава I. Общие положения (ст.ст. 1-5);
Глава II. Основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации (ст.ст. 6-15);
Глава III. Организационные основы гарантий прав ребенка (ст.ст. 16-22);
Глава IV. Гарантии исполнения настоящего Федерального закона (ст. 23);
Глава V. Заключительные положения (ст.ст. 24-25).
Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. В нем говорится: “Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности”.
Кроме того, права ребенка закреплены Гражданским кодексом РФ и Семейным кодексом РФ.
Условно права ребенка можно разделить на 6 основных групп:
К первой группе можно отнести такие права ребенка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п.
Ко второй группе относится права ребенка на семейное благополучие.
К третьей группе относится права ребенка на свободное развитие его личности.
Четвертая группа права призвана обеспечить здоровье детей.
Пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).
И шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы.
Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
Помимо вышеперечисленных, ряд норм касающихся гражданско-правового положения несовершеннолетних содержится и во многих других законодательных актах РФ. Например, Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» определяет права несовершеннолетних членов семьи военнослужащего на бесплатный проезд к месту проведения отпуска и обратно; получение медицинской помощи в военных лечебных учреждениях и т.д., устанавливает льготы при поступлении военные образовательные учреждения.
Федеральный Закона от 21 июля 1997 года N 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» определяет право несовершеннолетних граждан на жилые помещения.
На протяжении
последних десятилетий в
Уполномоченный по правам ребенка в субъекте
Российской Федерации своей деятельностью
дополняет уже существующие формы и средства
защиты прав ребенка, не подменяя традиционные
для России структуры, в компетенции которых
находятся те или иные компоненты обеспечения
прав и законных интересов ребенка (органы
образования, здравоохранения, социальной
защиты, опеки и попечительства, комиссии
по делам несовершеннолетних, прокуратура).
Основными задачами региональных Уполномоченных
по правам ребенка, закрепленными в регламентирующих
их деятельность документах, являются:
- обеспечение гарантий и законных интересов,
прав и свобод ребенка, развитие и дополнение
существующих форм и средств защиты прав
ребенка во взаимодействии с органами
государственной власти и органами местного
самоуправления, в компетенцию которых
входит защита прав и законных интересов
ребенка;
- всемерное содействие восстановлению
нарушенных прав ребенка;
- анализ состояния дел по соблюдению прав
ребенка и подготовка предложений по совершенствованию
законодательства.
Уполномоченные для выполнения стоящих
перед ними задач имеют право:
- посещать государственные органы и органы
местного самоуправления, учреждения,
организации и предприятия независимо
от форм собственности (особенно важно,
что Уполномоченные обладают правом беспрепятственного
посещения детских интернатных учреждений);
- проводить самостоятельно или с участием
государственных и муниципальных органов
проверки обстоятельств, связанных с нарушением
прав ребенка;
- направлять государственным органам,
органам местного самоуправления и их
должностным лицам предложения и рекомендации,
относящиеся к обеспечению прав ребенка
и совершенствованию процедур, затрагивающих
права ребенка;
- при выявленных нарушениях прав детей
или конкретного ребенка обратиться в
суд, в компетентные органы с просьбой
о возбуждении дисциплинарного или административного
производства в отношении должностных
лиц, в действиях которых усматриваются
нарушения прав ребенка;
- готовить предложения о внесении изменений
в действующее законодательство по вопросам,
затрагивающим права ребенка;
- привлекать к совместной работе квалифицированных
специалистов и создавать экспертные
группы, советы по правам ребенка из числа
ученых и специалистов, работающих с детьми,
привлекать к сотрудничеству неправительственные
организации.
В своей деятельности региональные Уполномоченные
по правам ребенка тесно сотрудничают
со всеми структурами и органами государственной
власти, в чью компетенцию входит обеспечение
прав детей, а также с общественными, в
том числе правозащитными, организациями.
Как правило, при Уполномоченных по правам
ребенка действуют общественные приемные,
где работают квалифицированные юристы.
Развитие института
Уполномоченного по правам ребенка
в субъектах Российской Федерации и повышение
эффективности его деятельности по содействию
защиты прав детей сдерживается рядом
проблем.
Успешность работы Уполномоченного по
правам ребенка как института независимого
контроля общества за деятельностью государственных
органов по обеспечению прав детей в значительной
степени связана с организационно-правовым
статусом Уполномоченного. Устроенность
должности Уполномоченного в структуру
исполнительной власти, фактическое подчинение
вышестоящему руководителю ограничивает
действия Уполномоченного по полноценной
защите прав и законных интересов ребенка
в субъекте Российской Федерации, хотя
на первом этапе такой вариант организации
работы Уполномоченных в определенной
мере оправдан. Примеры работы Уполномоченных
на общественных началах свидетельствуют
о том, что они испытывают значительные
трудности при осуществлении своей деятельности,
прежде всего, финансового и организационно-технического
характера, а это в свою очередь снижает
результативность их работы и в конечном
итоге подрывает саму идею независимого
контроля за деятельностью государственных
органов по соблюдению прав детей. Предпочтительным
представляется вариант, при котором должность
Уполномоченного вводится законом субъекта
Российской Федерации, закрепляющим правовые
основы, принципы и гарантии деятельности
Уполномоченного, его полномочия, порядок
назначения и прекращения полномочий,
а сам Уполномоченный назначается законодательным
(представительным) органом власти либо
с его согласия. В этом случае он получает
определенную стабильность и независимость
в работе, что немаловажно для данного
института.
Институт Уполномоченного по правам ребенка
в субъекте Российской Федерации пока
не интегриpoван в систему федерального
законодательства, что ограничивает его
возможности осуществлять защиту прав
детей, например, в суде или детей, находящихся
в пенитенциарных учреждениях.
На законодательном закреплении на федеральном
уровне института Уполномоченного по
правам ребенка в субъектах Российской
Федерации прямо настаивает ряд субъектов
Российской Федерации, в том числе и те,
где этот институт уже действует. Одним
из путей решения указанной проблемы могло
бы стать введение на первом этапе должности
Уполномоченного по правам ребенка в перечень
органов и лиц, оказывающих содействие
ребенку в реализации и защите его прав
и законных интересов, и внесение соответствующего
дополнения в статью 7 Федерального закона
"Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации".
В последующем представляется целесообразным
продолжить работу по рассмотрению возможности
разработки рамочного федерального закона,
определяющего правовые основы, принципы,
задачи, функции, полномочия региональных
Уполномоченных по правам ребенка. Принятие
такого закона укажет субъектам Российской
Федерации правовые ориентиры создания
и деятельности регионального Уполномоченного
по правам ребенка, что будет способствовать
формированию условий эффективной работы
данного института.
Информация о работе ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ СТАТУС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ