Гражданско-правовой статус личности в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 21:38, дипломная работа

Описание работы

Цель настоящего исследования состоит в комплексном изучении гражданско-правового статуса личности – участника гражданских правоотношений, анализе законодательства, определяющего правовое положение субъектов гражданского права, практики его применения.

Задачи дипломного исследования:

1. Охарактеризовать основы правового статуса личности в РФ;

2. Рассмотреть теоретические вопросы гражданской правоспособности и дееспособности;

3. Изучить особенности гражданско-правового статуса личности в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Институциональные основы правового статуса 6
1.1. Понятие, структура, виды правового статуса 6
1.2. Принципы правового статуса личности 9
2. Гражданская правоспособность и дееспособность личности 18
2.1. Содержание гражданской правоспособности 18
2.2. Гражданская дееспособность: понятие и виды 22
3 Гражданско - правовой статус личности в РФ 28
3.1. Основные гражданские права личности: имущественные и неимущественные 28
3.2. Гражданско - правовые обязанности личности в РФ 35
3.3. Гражданско - правовая ответственность личности в РФ 44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52

Работа содержит 1 файл

Кочергина. Диплом. Гражданско-правовой статус личности.doc

— 287.00 Кб (Скачать)

     Запрет  на издание законов и подзаконных  актов, отменяющих или умаляющих  права и свободы человека и гражданина, гарантируется судебной защитой - Конституционным Судом РФ, конституционными (уставными) судами субъектов РФ, судами общей и арбитражной юрисдикции, мировыми судьями в соответствии с их компетенцией. Законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, могут терять свою юридическую силу лишь по решению Конституционного Суда РФ.

     Непосредственное  действие прав и свобод человека и  гражданина. Данный принцип закреплен  в ст. 18 Конституции РФ: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». При этом следует иметь в виду, что в деятельности всех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной, органов и должностных лиц местного самоуправления - признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина имеют приоритетное значение. Из этого вытекает требование, согласно которому «се органы государственной власти и местного самоуправления должны сверять свою деятельность с непосредственно действующими правами и свободами граждан».6

     Сформулированный  в ст. 18 Конституции РФ принцип  находит свое дополнительное обоснование в ряде конституционных положений, к примеру, говорящих о прямом действии Конституции РФ (ч. 1 ст. 55), о судебной защите прав и свобод (ч. 1 ст. 46), о проверке конституционности законов в случаях нарушения ими конституционных прав и свобод граждан (ст. 125). Непосредственно к конституционным нормам относительно прав и свобод граждан обращаются суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые судьи. На это, в частности, их ориентирует Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»7 при рассмотрении дел, связанных с обжалованием решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государственных служащих, посягающих на права и свободы человека и гражданина.

     Допустимость  ограничения прав и свобод человека и гражданина лишь в целях, установленных  Конституцией РФ. Указанный принцип закреплен в ч. 3 ст. 55 и ст. 56 Конституции РФ. Права и свободы человека и гражданина не являются безграничными. Человек живет в обществе, поэтому в строго определенных ситуациях возможно ограничение прав и свобод человека и гражданина. На возможность ограничения прав и свобод человека при определенных основаниях указывают ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, ст. 4 Международного пакта о гражданских и политических правах, например, в условиях официально объявленного чрезвычайного положения (в случаях эпидемий, межнациональных конфликтов, стихийных бедствий, массовых беспорядков и др.).

     Согласно  ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и  свободы человека и гражданина могут  быть ограничены, во-первых, лишь федеральным  законом, во-вторых, только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения страны и безопасности государства и, в-третьих, только в той мере, в какой это необходимо в указанных выше конституционных целях.

     Федеральными законами, в которых содержатся отдельные ограничения прав и свобод, являются Законы о безопасности, об обороне, о внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, об оперативно-розыскной деятельности и др. Эти ограничения чаще всего выступают как необходимые условия для деятельности правоохранительных органов, призванных охранять права и свободы всех граждан. Такие законы необходимы в интересах большинства граждан. В них определяются пределы прав соответствующих органов и условия применения ими принуждения по отношению к гражданам.

     Однако  федеральный законодатель может  допустить ограничения прав и  свобод человека не в полном соответствии с требованиями ч. 3 ст. 55 Конституции  РФ. В этом случае необходимо восстановление неоправданно и незаконно ограниченных прав и свобод человека и гражданина. Это входит в компетенцию Конституционного Суда РФ по осуществлению им абстрактного и конкретного нормоконтроля.

     Практика  Конституционного Суда РФ свидетельствует, что допускаются нарушения требования ч. 3 ст. 55 Конституции РФ относительно названных выше условий применения ограничения прав и свобод человека и гражданина.

     Так, в Постановлении от 31 июля 1995 г. № 10-П Конституционным Судом РФ ряд положений Постановления Правительства РФ от 9 декабря 1994 г. № 1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа» - о выдворении за пределы Чеченской Республики лиц, представляющих угрозу общественной безопасности и личной безопасности граждан и не проживающих на территории этой республики; о лишении аккредитации журналистов, работающих в зоне вооруженного конфликта, - признаны не соответствующими требованиям ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, согласно которым подобного рода ограничения прав и свобод человека и гражданина должны устанавливаться лишь федеральным законом, а не постановлением Правительства РФ.8

     Не  соответствующим ч. 3 ст. 55 Конституции РФ было признано положение ст. 124 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (ныне утратил силу), устанавливавшее приостановление выплаты трудовых пенсий во время лишения пенсионера свободы по приговору суда, так как для этого не было оснований в виде тех ценностей, которые подлежат защите при ограничении прав и свобод человека и гражданина.9

     Запрет  злоупотребления правами и свободами. Конституция РФ в ч. 3 ст. 17 формулирует  конституционный принцип, согласно которому осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

     Права и свободы человека - это сфера  свободы человека, его свободного выбора. Но свобода не безгранична. Точно такие же права и свободы имеют и другие члены общества. Человеческое общежитие предполагает согласование интересов и воли при осуществлении прав и свобод каждым индивидом. В этом и состоит цивилизованный характер человеческого общества, его жизнедеятельности и жизнестойкости. Поэтому закон, исходя из необходимости гармонии, сочетания различного рода интересов, может устанавливать пределы тех или иных прав, конкретные их полномочия, ограничения реализуемых свобод в конкретных ситуациях (в условиях, например, объявления военного или чрезвычайного положения). Однако такого рода установления должны иметь конституционную основу и четкое законодательное оформление.

     Согласно  ч. 1 ст. 45 Конституции РФ гарантированная  государственная защита прав и свобод человека и гражданина возведена в ранг конституционного принципа.

     Указанный принцип является конкретизацией конституционной  обязанности государства защищать права и свободы человека и  гражданина, установленной ст. 2 Конституции  РФ. Это положение свидетельствует  о возложении государства на себя обязанности гарантировать государственную защиту прав и свобод личности в Российской Федерации.

     В Российской Федерации, как и в  любом другом правовом демократическом  государстве, устанавливается система  государственной защиты прав и свобод граждан. Она включает в себя установление органов публичной власти, обладающих определенной законом компетенцией по защите прав и свобод граждан. Установление такого рода органов и их компетенции определяется особенностями государственного устройства (в России немаловажное значение имеет федеративная природа государства), историческими традициями, международным опытом, требованиями, вытекающими из международных договоров Российской Федерации.

     В защите прав и свобод человека и  гражданина в Российской Федерации участвуют все ветви государственной власти - законодательная, исполнительная, судебная, каждая из них самостоятельно и в пределах очерченной законом компетенции.

     Президент РФ как глава государства служит гарантом прав и свобод человека и  гражданина (ст. 80 Конституции РФ), что дает ему исключительные полномочия по защите прав и свобод граждан (как показал опыт, в разрешении конфликтов между Российской Федерацией и ее субъектом). Ряд полномочий Президента РФ непосредственно связан с осуществлением прав личности (решение вопросов российского гражданства, помилования и др.).

     На  защиту прав и свобод личности в  Российской Федерации направлена деятельность органов исполнительной власти - на уровне Российской Федерации и ее субъектов, а также органов местного самоуправления.

     Активную  роль в защите прав и свобод личности играют Правительство РФ, федеральные  министерства, службы и агентства - Министерство юстиции РФ, Министерство внутренних дел РФ, Министерство иностранных  дел РФ и др.

     Конституция РФ предусмотрела введение нового для России института Уполномоченного по правам человека (аналогично широко известному на Западе институту омбудсмена). Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации является представителем Федерального Собрания Российской Федерации, который осуществляет контрольную функцию последнего в области соблюдения и охраны, защиты прав и свобод человека и гражданина. В настоящее время принят Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».10 Общественное мнение возлагает вполне определенные надежды на эффективное функционирование этого института.

     Защита  прав и свобод личности традиционно  провозглашается одной из основных задач прокуратуры во главе с  Генеральным прокурором Российской Федерации. В настоящее время активно обсуждаются проблемы реформирования прокуратуры с учетом международного опыта, уточнения ее компетенции в сфере так называемого общего надзора, изменения законодательства о юрисдикционном процессе.

     В систему государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в правовом государстве входит их судебная защита.

     Согласно  ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому  индивиду, находящемуся на территории Российской Федерации, гарантируется  судебная защита его прав и свобод в соответствии с положением ст. 8 Всеобщей декларации прав человека, устанавливающей право каждого человека «на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом».

     Гарантирование  судебной защиты прав и свобод человека и гражданина выражается в установлении системы судов в Российской Федерации, в четком определении их компетенции  по защите прав и свобод граждан  и других лиц, в установлении гарантий их самостоятельности, независимости, в определении видов и принципов судопроизводства (конституционного, гражданского, арбитражного, административного, уголовного), в обеспечении каждому возможности обращения в суд за защитой своих прав и свобод, обжалования судебных решений, в возможности исправления судебной ошибки и т.п.

     Судебная  защита в Российской Федерации осуществляется всеми судами, создание и функционирование которых предусмотрены Конституцией РФ и Федеральным конституционным  законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»11: федеральными судами (Конституционным Судом РФ, судами общей и арбитражной юрисдикции) и судами субъектов Российской Федерации (конституционными (уставными) судами, мировыми судьями). В рамках указанного судоустройства возможно создание специализированных судов по разрешению специальных категорий дел, например административных судов. 

 

2. Гражданская правоспособность  и дееспособность личности 

2.1. Содержание гражданской правоспособности 

     Для раскрытия содержания нормы, закрепленной в п. 2 ст. 17 ГК РФ, важно выяснить, понимается ли под возникновением правоспособности только возникновение способности к правообладанию вообще или также способности к обладанию конкретными субъективными правами и обязанностями. Полагаем, Я.Р. Веберс правильно отметил, что «поскольку правоспособность означает не только способность гражданина иметь права и обязанности вообще, но и права и обязанности определенного вида, то возникновение правоспособности можно понимать и как возникновение ее вообще, и как возникновение отдельных элементов ее содержания».12

     В литературе неоднократно отмечался  тот факт, что не все элементы содержания правоспособности у граждан  возникают одновременно (Я.Р. Веберс, О.С. Иоффе, С.М. Корнеев и др.). Более того, в течение всей своей жизни гражданин может и не обладать отдельными элементами правоспособности. Но это не может не рассматриваться как нарушение принципа равенства правоспособности.

     Содержание  правоспособности граждан образуют те имущественные и личные неимущественные права и обязанности, которыми гражданин может обладать, но не обязательно имеет в конкретном случае.

Информация о работе Гражданско-правовой статус личности в РФ