Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 14:16, дипломная работа
Актуальность данной темы дипломной работы определяется тем, что последствия экономического кризиса, затронувшие практически всех субъектов предпринимательской деятельности, привели к тому, что в настоящее время заключение договоров аренды недвижимого имущества и автотранспортных средств, особенно небольшими предприятиями, не имеющими достаточного количества собственных свободных денежных средств, приобрело еще большее распространение. Аренда недвижимости и автотранспортных средств для большинства субъектов предпринимательства представляется более целесообразным действием, чем приобретение указанного имущества в собственность.
Также договор аренды транспортных средств широко применяется как в предпринимательской, так и в иных сферах, включая бытовую.
В ряде случаев наниматель может и должен осуществлять, хотя и в очень узких пределах, и право распоряжением, нанятым имуществом (например, ремонт арендованной вещи третьими лицами). Можно сделать вывод, что у нанимателя возникает вещное право, включающее право пользования, в ряде случаев право владения, а в определенных границах и право распоряжения арендованным имуществом, а значит права нанимателя на арендованное имущество подлежат защите наряду с правом собственности у лица, сдающего имущество в аренду, на срок договора сохраняется право собственности, хотя и с определенными ограничениями. За последние годы, в условиях перехода страны на новые производственные отношения и в условиях все возрастающего коммерческого оборота все большее значение приобретает договор аренды. В условиях социалистического развития страны договор аренды не имел существенного значения. Единственным видом договора аренды, имевшего широкое применение был договор проката, а точнее договор бытового проката. Это и понятно, в условиях всеобщей государственной собственности и неразвитого института предпринимательства в аренде имущества, особенно недвижимого имущества, особой потребности не было. При бурном развитии предпринимательской сферы деятельности, при всеобщей приватизации государственного имущества нормы законодательства об аренде оказались явно устаревшими и недостаточными. Для регулирования этого вида обязательств в условиях расширения прав и свобод участников гражданско-правовых отношений возникла острая потребность в разработке специального законодательства об аренде, которое бы расширило права и свободу участников арендных отношений, в том числе в отношении круга объектов, которые могут быть предметом договора аренды.
Целью данной работы является рассмотрение правовых аспектов заключения договора аренды транспортных средств ,а так же вопросов, касающихся общих положений договора аренды, его содержания, Указанная цель определяет задачи исследования:
рассмотреть общие положения об аренде транспортных средств, а также его существенные условия;
раскрыть содержание договора аренды транспортных средств;
выяснить особенности и отличительные признаки договора аренды транспортных средств;
определить ответственность сторон при заключении этих договоров, а так же их права и обязанности.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария и списка используемой литературы.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1.Гражданско-правовое регулирование договора аренды транспортных средств…....6
1.1. Гражданско-правовое регулирование договора аренды в Римском праве и по Российскому дореволюционному гражданскому праву………………………………..6
1.2. Гражданско- правовое регулирование договора аренды по советскому гражданскому праву………………………………………………………………………8
1.3. Гражданско-правовое регулирование договора аренды транспортных средств в современном законодательстве…………………………………………………………20
2. Понятие и содержание договора аренды транспортных средств и его основные элементы………………………………………………………………………………….27
2.1. Предмет договора аренда транспортных средств…………………………………27
2.2. Стороны договора аренда транспортных средств………………………………...34
2.3. Форма и содержание договора аренда транспортных средств…………………...38
Заключение……………………………………………………………………………….53
Глоссарий………………………………………………………………………………...56
Список использованных источников……………………...……………………………58
Список сокращений……………………………………………………………………...62
Эта обязанность должна быть исполнена в срок, установленный договором, либо в разумный срок. При ее неисполнении арендатор вправе истребовать от арендодателя данное транспортное средство и возмещения убытков, причиненных задержкой исполнения, либо возмещения убытков, причиненных его неисполнением (п. 3 ст. 611 ГК РФ).
Во-вторых,
в течение всего срока аренды
арендодатель обязан поддерживать надлежащее
состояние транспортного
Текущий ремонт - это работы по систематическому и своевременному предохранению имущества от преждевременного износа и поддержанию его в рабочем состоянии.
Капитальный ремонт - это работы, при которых производится полная разборка агрегата (автотранспортного средства), ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена или восстановление изношенных деталей и узлов на новые, сборка, регулирование и испытание агрегатов.
Данная обязанность, кстати, императивно закрепленная в законе, соответствует сущности самого договора, ведь арендодатель принимает на себя заботу по технической эксплуатации транспортного средства. В объем обязанности по поддержанию надлежащего состояния транспортного средства с некоторой долей условности можно также включить осуществление необходимых разрешительных процедур в контролирующих органах. При неисполнении рассматриваемой обязанности арендатор имеет право по своему выбору произвести ремонт и взыскать с арендодателя его стоимость или зачесть ее в счет арендной платы, или потребовать соответственно уменьшения арендной платы либо расторжения договора и возмещения убытков.
В-третьих, арендодатель обязан оказать арендатору услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства, которые должны обеспечить его нормальное и безопасное использование (ст. 636 ГК РФ). При этом члены экипажа являются работниками арендодателя и в любом случае подчиняются его распоряжениям, даваемым во исполнение данной обязанности (на это указано, например, в ст. 206 КТМ). Расходы на содержание экипажа (заработная плата, провиант, питьевая вода, спецодежда, консульские сборы) соответственно также лежат на арендодателе, если иное не предусмотрено договором.
В-четвертых, арендодатель обязан следовать указаниям арендатора, даваемым в целях коммерческой эксплуатации транспортного средства. При аренде транспортных средств обязанности и расходы, связанные с их ремонтом, стороны договора не могут произвольно распределять между собой. В этом вопросе они должны руководствоваться нормами ГК РФ.
Операции, связанные с технической и коммерческой эксплуатацией транспортных средств, их управлением, текущим и капитальным ремонтом, подлежат отражению в бухгалтерском и налоговом учете у той стороны, у которой в соответствии с законом или договором возникает обязанность по их оплате.
Техническая эксплуатация - это комплекс работ по техническому обслуживанию транспортных средств. В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" техническое обслуживание и ремонт транспортных средств производятся в целях их содержания в исправном состоянии и должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Нормы и правила технического обслуживания транспортных средств определяются заводами-изготовителями. К услугам по техническому обслуживанию, в частности, могут быть отнесены работы по регулировке фар, тормозной системы, рулевого управления, системы зажигания, сцепления автотранспортного средства, электротехнические, контрольно-диагностические работы и др.
Коммерческая
эксплуатация — это деятельность,
прямо или косвенно направленная
на получение арендатором доходов
путем использования
В литературе справедливо отмечается, что коммерческую эксплуатацию транспортного средства следует отличать от предпринимательской деятельности в смысле ст. 2 ГК РФ. То, что арендатор решает вопросы коммерческой эксплуатации транспортного средства, не означает, что он должен иметь статус предпринимателя. Вполне возможна аренда транспортного средства в научно-исследовательских целях, регулируемая при этом правилами § 3 гл. 34 ГК РФ31.
Другими словами, вопросы рентабельности эксплуатации транспортного средства ложатся на арендатора, а вопросы технического использования — на арендодателя. И не имеет значения, как арендуется транспортное средство - с экипажем или без экипажа (ст. ст. 636 и 646 ГК РФ).
К коммерческой эксплуатации относятся, например, рассмотрение и одобрение способа размещения груза, его загрузки и выгрузки, контроль за рациональным использованием времени при этом, выбор оптимального маршрута следования транспортного средства, времени и места выезда и стоянки, переговоры с контрагентами, портовыми, таможенными, службами. Возможность давать подобные указания арендатором является одним из отличий договора аренды транспортного средства с экипажем от договора перевозки, в рамках которого перевозчик сам осуществляет коммерческую эксплуатацию транспортного средства. Если указания арендатора невозможно исполнить вследствие требований безопасной эксплуатации транспортного средства, работники арендодателя вправе их не выполнять.
В-пятых, арендодатель обязан нести ответственность за вред, причиненный третьим лицам, арендованным транспортным средством, его механизмами, оборудованием. Возложение такой обязанности, кстати, императивной по своему характеру, на арендодателя обосновывается тем, что именно он управляет транспортным средством. Освобождение от ответственности либо уменьшение ее размера возможно лишь при возникновении вреда вследствие непреодолимой силы или умысла либо грубой неосторожности потерпевшего. Следовательно, даже если вред возник по вине арендатора, ответственность несет арендодатель. В то же время арендодатель вправе предъявить к арендатору регрессное требование о возврате сумм, выплаченных третьим лицам, если докажет, что вред причинен по вине арендатора (ст. 640 ГК РФ). В данном случае закон устанавливает исключение из общего правила п.2 ст. 1064 ГК РФ, согласно которому вина причинителя вреда презюмируется.
В-шестых, именно арендодатель, если иное не предусмотрено договором, обязан за свой счет страховать транспортное средство и (или) ответственность за ущерб, который может быть причинен в связи с его эксплуатацией в случаях, когда такое страхование является обязательным в силу закона (например, в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств») или договора (ст. 637 ГК РФ).
При аренде транспортного средства с экипажем расходы, связанные со страхованием, несет арендодатель (ст. 637 ГК РФ), а при аренде без экипажа - арендатор (ст. 646 ГК РФ). Однако стороны вправе установить в договоре иные условия при распределении расходов на страхование.
Например,
если организация берет напрокат
имущество у специализированной
организации, которая в качестве
постоянной предпринимательской
Обязанности арендатора по договору аренды транспортного средства с экипажем характеризуются следующими чертами. Арендатор обязан:
- использовать
транспортное средство в
- временно
вносить арендную плату (фрахт)
- нести
pacxoды, возникающие в связи с
коммерческой эксплуатацией
- возместить
арендодателю убытки, вызванные
гибелью или повреждением
- по
истечении обусловленного
Что касается содержания договора аренды транспортного средства экипажа, то основные обязанности арендодателя, перечисленные выше, применительно к договору аренды транспортного средства с экипажем переложены на арендатора.
Прекращение договора аренды транспортного средства в целом подчиняется общим правилам о договоре аренды.
Рассматривая проблемы ответственности арендатора и арендодателя по договору аренды транспортных средств, следует различать двоякого рода отношения: внутренние и внешние. Если внутренние отношения охватывают случаи ответственности каждой из сторон перед своим контрагентом, то внешние - ответственность арендатора и (или) арендодателя перед третьими лицами, которым был причинен вред в процессе пользования транспортным средством во время действия договора аренды транспортного средства.32
Если предмет договора аренды не предоставлен арендодателем в пользование и владение арендатору, то последний имеет возможность требовать от нарушителя договорных обязательств возмещение убытков, в том числе упущенной выгоды.
Таким образом, эксплуатацию арендованного транспортного средства и другого имущества не в соответствии с целями деятельности арендатора необходимо считать использованием данного имущества не по назначению33, следовательно, правомерно требовать от арендодателя дать отчет в своих действиях34, в частности в соответствии с п.3 ст.615 ГК РФ- расторжение договора и возмещение убытков.
Подпараграф
2 параграфа 3 гл.34 ГК РФ не содержит
статьи, посвященной вопросу
Однако не во всех случаях арендатор отвечает за возврат транспортного средства «в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа». Арендодатель несет перед арендатором ответственность за техническое состояние предмета договора, В соответствии с п.1 ст.612 ГК РФ «убытки, причиненные из-за скрытых дефектов перевозочных средств, во всех случаях должны возмещаться наймодателем»35, так как риск, связанный со скрытыми недостатками имущества, возлагается на собственника, а не на его договорного контрагента36.
Рассматриваемый вопрос решается иначе при аренде транспортного средства с экипажем. По всей видимости, объясняется это тем, что экипаж транспортного средства подчиняется распоряжениями арендодателя по всем задачам управления и технической эксплуатации, а не арендатора, Законодательство для возмещения убытков в первую очередь выбирает то лицо, которое имеет больше возможностей их предотвратить. Поэтому в случае гибели или повреждения арендованного транспортного средства согласно общим правилам ст.211, 639 ГК РФ убытки несет исключительно арендодатель, если не докажет, что вред транспортному средству был нанесен вследствие тех обстоятельств, за которые в соответствии с законом или договором отвечает арендатор; т.е. собственник (арендодатель) принимает на себя и случайно возникшие убытки.
Информация о работе Гражданско-правовое регулирование договора аренды транспортных средств