Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 14:16, дипломная работа
Актуальность данной темы дипломной работы определяется тем, что последствия экономического кризиса, затронувшие практически всех субъектов предпринимательской деятельности, привели к тому, что в настоящее время заключение договоров аренды недвижимого имущества и автотранспортных средств, особенно небольшими предприятиями, не имеющими достаточного количества собственных свободных денежных средств, приобрело еще большее распространение. Аренда недвижимости и автотранспортных средств для большинства субъектов предпринимательства представляется более целесообразным действием, чем приобретение указанного имущества в собственность.
Также договор аренды транспортных средств широко применяется как в предпринимательской, так и в иных сферах, включая бытовую.
В ряде случаев наниматель может и должен осуществлять, хотя и в очень узких пределах, и право распоряжением, нанятым имуществом (например, ремонт арендованной вещи третьими лицами). Можно сделать вывод, что у нанимателя возникает вещное право, включающее право пользования, в ряде случаев право владения, а в определенных границах и право распоряжения арендованным имуществом, а значит права нанимателя на арендованное имущество подлежат защите наряду с правом собственности у лица, сдающего имущество в аренду, на срок договора сохраняется право собственности, хотя и с определенными ограничениями. За последние годы, в условиях перехода страны на новые производственные отношения и в условиях все возрастающего коммерческого оборота все большее значение приобретает договор аренды. В условиях социалистического развития страны договор аренды не имел существенного значения. Единственным видом договора аренды, имевшего широкое применение был договор проката, а точнее договор бытового проката. Это и понятно, в условиях всеобщей государственной собственности и неразвитого института предпринимательства в аренде имущества, особенно недвижимого имущества, особой потребности не было. При бурном развитии предпринимательской сферы деятельности, при всеобщей приватизации государственного имущества нормы законодательства об аренде оказались явно устаревшими и недостаточными. Для регулирования этого вида обязательств в условиях расширения прав и свобод участников гражданско-правовых отношений возникла острая потребность в разработке специального законодательства об аренде, которое бы расширило права и свободу участников арендных отношений, в том числе в отношении круга объектов, которые могут быть предметом договора аренды.
Целью данной работы является рассмотрение правовых аспектов заключения договора аренды транспортных средств ,а так же вопросов, касающихся общих положений договора аренды, его содержания, Указанная цель определяет задачи исследования:
рассмотреть общие положения об аренде транспортных средств, а также его существенные условия;
раскрыть содержание договора аренды транспортных средств;
выяснить особенности и отличительные признаки договора аренды транспортных средств;
определить ответственность сторон при заключении этих договоров, а так же их права и обязанности.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария и списка используемой литературы.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1.Гражданско-правовое регулирование договора аренды транспортных средств…....6
1.1. Гражданско-правовое регулирование договора аренды в Римском праве и по Российскому дореволюционному гражданскому праву………………………………..6
1.2. Гражданско- правовое регулирование договора аренды по советскому гражданскому праву………………………………………………………………………8
1.3. Гражданско-правовое регулирование договора аренды транспортных средств в современном законодательстве…………………………………………………………20
2. Понятие и содержание договора аренды транспортных средств и его основные элементы………………………………………………………………………………….27
2.1. Предмет договора аренда транспортных средств…………………………………27
2.2. Стороны договора аренда транспортных средств………………………………...34
2.3. Форма и содержание договора аренда транспортных средств…………………...38
Заключение……………………………………………………………………………….53
Глоссарий………………………………………………………………………………...56
Список использованных источников……………………...……………………………58
Список сокращений……………………………………………………………………...62
Аренда различных видов транспортных средств носит распространенный характер. Однако возникающие при этом правоотношения в одних случаях подлежат регулированию общими положениями о договоре аренды (§ 1 гл. 34 ГК РФ), а в других – по преимуществу специальными правилами о договоре аренды (фрахтование на время) транспортного средства (§ 3 гл. 34 ГК РФ) и лишь при отсутствии таковых – общими положениями о договоре аренды.
Специальными правилами о договоре аренды (фрахтование на время) транспортного средства охватываются лишь такие правоотношения, которые связаны с передачей в аренду договоре аренды (фрахтования на время) транспортных средств, требующих квалифицированного управления и технической эксплуатации их силами профессионального экипажа арендодателя или арендатора.
В зависимости от квалификации соответствующих правоотношений – как договора аренды либо как договора аренды (фрахтование на время) транспортного средства – строится и схема их правового регулирования. Признание соответствующего договора договором аренды (фрахтования на время) транспортного средства означает, что он регулируется нормами § 3 гл. 34 ГК РФ, затем в субсидиарном порядке, общими положениями об аренде (§ 1 гл. 34 ГК РФ) с учетом особенностей аренды отдельных видов транспортных средств, установленных транспортными уставами и кодексами.
Регулирование договоров аренды транспортных средств, которые в силу отсутствия необходимых квалифицирующих признаков не могут быть отнесены к договорам аренды (фрахтования на время) транспортного средства, ограничено применением общих положений об аренде (§ 1 гл. 34 ГК РФ); другие нормативные акты могут лишь детализировать названные общие положения об аренде. Например, порядок сдачи в аренду вагонов, принадлежащих железным дорогам РФ, регламентируется Положением о порядке сдачи в аренду вагонов инвентарного парка железных дорог РФ, утвержденным указанием Министерства путей сообщения РФ (МПС) от 25.03.97 г. № А-354у. В свою очередь, принятие МПС данного Положения основано на ст. 4 ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте», согласно которой сдача в аренду подвижного состава, находящегося в федеральной собственности, осуществляется применительно к специфике деятельности железнодорожного транспорта федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта или по его поручению железными дорогами в порядке, определяемом указанным федеральным органом.
В соответствии с названным Положением сдача вагонов в аренду организациям и гражданам производится железными дорогами по разрешению МПС. Заявки организаций и граждан на получение разрешения МПС на передачу им вагонов в аренду должны содержать следующие сведения (с соответствующим обоснованием):
- необходимое количество вагонов;
- наименование и характеристики грузов, для перевозки которых требуются вагоны;
- чертежи на размещение и крепление грузов в случае необходимости оборудования вагонов несъемными приспособлениями;
- указание районов курсирования вагонов.
При наличии разрешения МПС железная дорога заключает с соответствующей организацией (гражданином) – арендатором договор аренды вагонов. Договор аренды не может включать условие о праве арендатора на выкуп вагонов. Срок аренды вагонов по такому договору не может превышать одного года, а право арендатора на его продление обусловлено необходимостью получения согласия МПС. Арендная плата за владение и пользование полученным в аренду подвижным составом должна предусматриваться в договоре аренды на основании методических рекомендаций по определению ставок арендной платы на грузовые вагоны, утверждаемых МПС. Данным Положением регулируются и некоторые последствия ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из договора аренды вагонов. В частности в договорах аренды должна предусматриваться ответственность арендаторов за неочистку, несвоевременный возврат и повреждение вагонов. В случае утери железной дорогой вагонов, переданных в аренду, арендатору в течение одного месяца должен быть предоставлен другой соответствующий вагон взамен утраченного при подтверждении арендатором подлинной грузовой квитанцией неприбытия вагона или груза в адрес получателя. В остальном, за пределами названных специальных правил правоотношения, связанные с арендой вагонов. Регулируются общими положениями об аренде.
2.
Понятие и содержание
договора аренды
транспортных средств
и его основные
элементы
2.1.
Предмет договора
аренды транспортных
средств
Договор аренды транспортного средства представляет собой договор аренды отдельного вида имущества. Очевидным основанием для его выделения послужила необходимость в особом правовом регулировании временного предоставления за плату во владение и пользование специфического имущества – транспортных средств. Предоставление транспортного средства может сопровождаться также оказанием арендодателем услуг по управлению им и его технической эксплуатации. В зависимости от этого аренда подразделяется на два вида: аренду транспортного средства с экипажем (ст.632-641 ГК РФ) и аренду транспортного средства без экипажа (ст.642-649 ГК РФ).
В литературе высказано мнение о том, что договор аренды транспортного средства, помимо того что имеет специфический предмет, выделяется среди прочих тем, что в обязанности арендодателя может быть вменено оказание услуг по управлению транспортных средством и по его технической эксплуатации. Однако оказание данных услуг не может быть критерием выделения договора аренды транспортного средства среди прочих хотя бы потому, что не обязательно для всех его видов6.
По договору аренды транспортного средства с экипажем (фрахтования на время) арендодатель (фрахтовщик) предоставляет арендатору (фрахтователю) транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации. В торговом мореплавании договор аренды транспортного средства (судна) с экипажем именуется тайм-чартером в противопоставление обычному договору фрахтования, т. е. перевозки (ст. 787 ГК7, ст. 115 КТМ8).
Оказание услуг по управлению транспортным средством и по его технической эксплуатации придает данному договору аренды черты подряда или возмездного оказания услуг (гл. 37, 39 ГК). Однако оснований для признания данного договора смешанным нет, потому что он прямо урегулирован Гражданским кодексом. Применение к договору аренды транспортного средства с норм о возмездном оказании услуг или о подряде возможно только по аналогии9.
Перечень транспортных средств, которые могут быть переданы в аренду, определяется существующими типами транспорта — гужевого, автомобильного, железнодорожного, внутреннего водного, морского, воздушного и космического. При появлении новых типов транспорта указанный перечень может быть расширен.
Передача имущества может быть как по месту нахождения арендатора, так и по месту арендодателя. Так как объект является движимым имуществом, на практике, зачастую возникает вопрос о месте возврата транспортного средства. Приведем пример из практики. «Арендодатель обратился в арбитражный суд с иском к арендатору о взыскании арендной платы за период просрочки возврата арендованного автомобиля в соответствии со статьей 622 ГК РФ. Суд первой инстанции, установив, что договор аренды автомобиля был досрочно расторгнут, удовлетворил иск. При этом суд исходил из того, что согласно статье 622 Кодекса в случае, если арендатор не возвратил арендованное имущество, либо возвратил его несвоевременно арендодатель вправе потребовать внесения арендной платы за все время просрочки. Суд апелляционной инстанции отменил данное решение и отказал в удовлетворении иска по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 405 ГК РФ должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора. Кредитор считается просрочившим, если он отказался принять предложенное должником надлежащее исполнение или не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев делового оборота или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства (статья 406 ГК РФ). Поскольку в договоре аренды стороны не оговорили место возврата арендованного имущества, суд применил абзац шестой статьи 316 ГК РФ, согласно которому исполнение должно быть произведено в месте нахождения юридического лица, являющегося должником. Материалы дела подтверждали то обстоятельство, что арендованный автомобиль был поставлен арендатором на стоянку и находился там вплоть до его передачи арендодателю. Кроме того, арендатор неоднократно направлял арендодателю извещения о своей готовности возвратить автомобиль. Суд кассационной инстанции отменил постановление апелляционной инстанции и оставил в силе решение суда первой инстанции, указав, что абзац шестой статьи 316 ГК РФ в данном случае применен судом неправильно. Указанная норма распространяется на случаи, когда передача имущества является основной обязанностью должника по договору. В данном же случае обязательство арендатора, возникшее после прекращения договора аренды, состоит не в собственно передаче, а в возврате имущества арендодателю. Поэтому, руководствуясь абзацем первым статьи 316 Кодекса, следует признать, что из существа указанного обязательства вытекает, что возврат должен произойти в том месте, где это имущество было получено арендатором. В этой связи арендатор обязан был передать арендодателю автомобиль в том месте, где он был получен»10.
Итак, в случае, когда в договоре аренды не определено место исполнения обязательства по передаче движимого имущества арендатором арендодателю после прекращения договора аренды, имущество подлежит передаче в том месте, где оно было получено арендатором.
Помимо аренды с транспортом связаны также договоры перевозки, экспедиции и некоторые другие. В отличие от перевозки при аренде транспортных средств последние выбывают из владения специализированной транспортной организации (перевозчика). Перевозка же (в том числе при помощи договора фрахтования, предусмотренного ст. 787 ГК РФ) осуществляется без выбытия этих средств из хозяйственной сферы (из владения) перевозчика, который сохраняет контроль за процессом транспортировки. Транспортная экспедиция, в свою очередь, предполагает оказание услуг.
Договор аренды транспортного средства с экипажем отличать от договора перевозки. В первом случае транспортное средство передается во владение и пользование на определенный срок без обозначения конкретного груза, подлежащего перевозки на нем. Во втором — целью договора является именно перевозка без передачи правомочий владения и пользования транспортным средством. Нередко арендатор по договору аренды транспортно с экипажем как раз и выступает перевозчиком по договорам перевозки, заключенным с третьими лицами11.
Особенности аренды транспортного средства с экипажем на морском транспорте, помимо упомянутых выше, состоят в следующем:
3) при просрочке уплаты арендной платы (фрахта) свыше 14дней арендодатель имеет право в одностороннем порядке отказаться от договора без предварительного предупреждения арендатора, изъять судно и взыскать с арендатора убытки, причиненные просрочкой (п. 2 ст. 208 КТМ)15. Все иные арендодатели должны предварительно предупредить арендатора о расторжении договора, которое будет производиться в судебном порядке и только при невнесении арендной платы более двух раз подряд (ст. 619 ГК)16.
По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.
В этом определении договора отражены три его специфические черты:
Информация о работе Гражданско-правовое регулирование договора аренды транспортных средств