Гражданско-правовое регулирование договора аренды транспортных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 14:16, дипломная работа

Описание работы

Актуальность данной темы дипломной работы определяется тем, что последствия экономического кризиса, затронувшие практически всех субъектов предпринимательской деятельности, привели к тому, что в настоящее время заключение договоров аренды недвижимого имущества и автотранспортных средств, особенно небольшими предприятиями, не имеющими достаточного количества собственных свободных денежных средств, приобрело еще большее распространение. Аренда недвижимости и автотранспортных средств для большинства субъектов предпринимательства представляется более целесообразным действием, чем приобретение указанного имущества в собственность.
Также договор аренды транспортных средств широко применяется как в предпринимательской, так и в иных сферах, включая бытовую.
В ряде случаев наниматель может и должен осуществлять, хотя и в очень узких пределах, и право распоряжением, нанятым имуществом (например, ремонт арендованной вещи третьими лицами). Можно сделать вывод, что у нанимателя возникает вещное право, включающее право пользования, в ряде случаев право владения, а в определенных границах и право распоряжения арендованным имуществом, а значит права нанимателя на арендованное имущество подлежат защите наряду с правом собственности у лица, сдающего имущество в аренду, на срок договора сохраняется право собственности, хотя и с определенными ограничениями. За последние годы, в условиях перехода страны на новые производственные отношения и в условиях все возрастающего коммерческого оборота все большее значение приобретает договор аренды. В условиях социалистического развития страны договор аренды не имел существенного значения. Единственным видом договора аренды, имевшего широкое применение был договор проката, а точнее договор бытового проката. Это и понятно, в условиях всеобщей государственной собственности и неразвитого института предпринимательства в аренде имущества, особенно недвижимого имущества, особой потребности не было. При бурном развитии предпринимательской сферы деятельности, при всеобщей приватизации государственного имущества нормы законодательства об аренде оказались явно устаревшими и недостаточными. Для регулирования этого вида обязательств в условиях расширения прав и свобод участников гражданско-правовых отношений возникла острая потребность в разработке специального законодательства об аренде, которое бы расширило права и свободу участников арендных отношений, в том числе в отношении круга объектов, которые могут быть предметом договора аренды.
Целью данной работы является рассмотрение правовых аспектов заключения договора аренды транспортных средств ,а так же вопросов, касающихся общих положений договора аренды, его содержания, Указанная цель определяет задачи исследования:
рассмотреть общие положения об аренде транспортных средств, а также его существенные условия;
раскрыть содержание договора аренды транспортных средств;
выяснить особенности и отличительные признаки договора аренды транспортных средств;
определить ответственность сторон при заключении этих договоров, а так же их права и обязанности.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария и списка используемой литературы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1.Гражданско-правовое регулирование договора аренды транспортных средств…....6
1.1. Гражданско-правовое регулирование договора аренды в Римском праве и по Российскому дореволюционному гражданскому праву………………………………..6
1.2. Гражданско- правовое регулирование договора аренды по советскому гражданскому праву………………………………………………………………………8
1.3. Гражданско-правовое регулирование договора аренды транспортных средств в современном законодательстве…………………………………………………………20
2. Понятие и содержание договора аренды транспортных средств и его основные элементы………………………………………………………………………………….27
2.1. Предмет договора аренда транспортных средств…………………………………27
2.2. Стороны договора аренда транспортных средств………………………………...34
2.3. Форма и содержание договора аренда транспортных средств…………………...38
Заключение……………………………………………………………………………….53
Глоссарий………………………………………………………………………………...56
Список использованных источников……………………...……………………………58
Список сокращений……………………………………………………………………...62

Работа содержит 1 файл

Диплом, Гражданско- правовое регулирование договора аренды транспортных средств.doc

— 301.00 Кб (Скачать)

    Неизменным  оставался подход к определению  предмета договора имущественного найма: таковым могло служить любое  непотребляемое индивидуально - определенное имущество. Вместе с тем круг конкретных объектов имущественного найма сужался. Так, в ГК 1922 г. можно встретить нормы, регулирующие отношения, связанные с передачей внаем жилых помещений (ст. 166), земельных участков (ст. 169-а), государственных или коммунальных предприятий (ст. 153). В ГК 1964 г. подобных норм нет, поскольку к этому времени отношения, связанные с наймом жилья, стали предметом регулирования самостоятельного договора жилищного найма; государственные предприятия как имущественные комплексы более не являлись объектами имущественного оборота. В комментариях к ГК 1964 г. приводились примеры и иных запретов и ограничений в отношении отдельных видов имущества, в частности подчеркивалось, что не могут быть предметом найма права граждан, запрещен наем земель сельскохозяйственного назначения, средства производства не могут предоставляться внаем гражданам.

    В советский период обнаружили себя некоторые  ограничения отношений имущественного найма по субъектному составу. В  качестве наймодателей и нанимателей по-прежнему могли выступать и граждане, и организации. Однако законодательством специально предусматривалось, что социалистические организации вправе сдавать внаем только временно неиспользуемые здания, сооружения, производственные и иные помещения, оборудование и транспортные средства (п. 16 Положения о социалистическом государственном производственном предприятии). Кроме того, систематическая сдача имущества внаем организациями допускалась лишь при условии, что совершение таких сделок входит в их уставную деятельность. Граждане не могли систематически выступать в качестве наймодателей по иной причине: считалось, что в этом случае договор имущественного найма используется для извлечения постоянных доходов.

    Если  же взять в целом систему правового регулирования отношений имущественного найма, то необходимо отметить еще одну тенденцию, суть которой состояла в умалении значения норм имущественного найма, содержащихся в ГК, путем издания многочисленных подзаконных нормативных актов. Договор имущественного найма по большей части регламентировался типовыми договорами, положениями и правилами найма отдельных видов имущества, например: Типовым договором проката приборов, оборудования и других технических средств, осуществляемого территориальными органами системы Госснаба СССР (утвержден Постановлением Госснаба СССР и Госарбитража СССР от 28 июля 1978 г. N 43/5 <*>); Типовым договором на аренду нежилых помещений (строений) в домах местных Советов, государственных, кооперативных и общественных организаций (утвержден Приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 9 октября 1965 г. N 281); Положением о порядке и условиях ремонта промысловых судов рыболовецких колхозов, сдачи судов в аренду рыболовецким колхозам и расчетов за другие услуги, предоставляемые судоремонтно - техническими станциями, и многими другими.

    Кроме того, и в текстах самих гражданских  кодексов имелись нормы, обеспечивающие особое регулирование отношений, связанных  с имущественным наймом государственного имущества либо складывающихся с участием государственных и иных так называемых социалистических организаций.

    Договор имущественного найма в меньшей  степени, нежели некоторые другие гражданско - правовые договоры (поставки, контрактации, подряда), был подвержен централизованному планированию, однако и здесь в ряде случаев требовались определенные административные предпосылки для заключения договора. Так, О.С. Иоффе отмечает, что "торговые и конторские помещения, находящиеся в ведении исполкомов местных Советов, только по их распоряжению предоставляются в пользование социалистических организаций. Иногда административный акт, лежащий в основе договора имущественного найма, придает ему известные черты планового договора... Если планово - административный акт компетентного органа должен предшествовать заключению договора, имущественный наем при отсутствии такого акта признается недействительным".

    Требования, предъявляемые к форме договора имущественного найма, в течение  советского периода неоднократно изменялись. Первоначально ГК 1922 г. предусматривал, что договоры найма всякого имущества на срок более одного года должны совершаться в письменной форме. Более жесткие требования предъявлялись к договору о найме государственных или коммунальных предприятий: к таким договорам под страхом их недействительности должна была прилагаться подробная опись сдаваемого в аренду имущества; необходимым условием действительности указанных договоров признавалось также их нотариальное удостоверение (ст. 153 ГК 1922 г.). Позже данные нормы были дополнены правилом, согласно которому договоры о найме государственных, в том числе коммунальных, предприятий государственными органами, кооперативными организациями всех видов и степеней, входящими в соответствующую систему кооперации, а также иными общественными организациями не подлежат обязательному нотариальному удостоверению независимо от суммы договора 5

    ГК 1964 г. упростил правила о форме  договора имущественного найма, установив  только одно специальное правило, касающееся договора имущественного найма между гражданами: в случаях, когда такой договор заключался на срок более года, требовалась простая письменная форма (ст. 276). Что касается договоров с участием организаций, то действовало общее правило, в соответствии с которым сделка во всех случаях должна быть облечена в письменную форму независимо от срока и суммы договора (п. 1 ст. 44).

    С нормами о сроке найма в  течение советского периода произошла  обратная метаморфоза: ГК 1922 г. включал  простые и ясные правила, а  затем правовое регулирование пошло по пути их детализации и усложнения. В ГК 1922 г. предусматривалось, что срок найма не должен превышать двенадцати лет. По истечении условленного срока наем мог быть продлен путем заключения нового договора. При фактическом продолжении пользования нанятым имуществом с молчаливого согласия наймодателя, договор считался возобновленным на неопределенный срок (ст. 154). Вскоре данные нормы были дополнены правилом о том, что срок найма государственными органами и кооперативными организациями государственных, в том числе коммунальных, предприятий и строений не должен превышать двадцати четырех лет. По истечении срока найма указанные категории нанимателей, при исправном выполнении принятых на себя по договору найма условий, получали преимущественное право на возобновление договора на новый срок. Допускалась ГК 1922 г. и модель бессрочного договора найма: если договор заключался без указания срока, то он считался заключенным на неопределенный срок и каждая из сторон была вправе прекратить действие договора во всякое время, предупредив о том другую сторону: при найме предприятий и помещений под торгово - промышленные предприятия и под жилье - за три месяца, а при найме прочего имущества - за один месяц (ст. 155).

    ГК 1964 г. (ст. 277) сократил общий предельный срок имущественного найма до десяти лет и ввел специальные (менее продолжительные) сроки для отдельных групп правоотношений. В результате срок заключенного между государственными, кооперативными и общественными организациями договора найма строения или нежилого помещения не должен был превышать пяти лет, а договор найма оборудования и иного имущества - одного года. Срок договора найма предметов домашнего обихода, музыкальных инструментов, спортивного инвентаря, легковых автомобилей и другого имущества личного пользования, предоставляемых гражданину государственной, кооперативной или общественной организацией (бытовой прокат), не должен был превышать срока, установленного соответствующим типовым договором бытового проката <*>. Если же договор имущественного найма заключался на более длительный срок, он считался заключенным соответственно на десять, пять лет, на один год или на срок, установленный типовым договором бытового проката.

    Предусматривалась ГК 1964 г. и конструкция бессрочного  договора, а также возможность  при определенных обстоятельствах преобразования срочного договора в бессрочный, а именно: если наниматель продолжал пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны наймодателя, договор считался возобновленным на неопределенный срок (ст. 279). Однако указанные нормы не подлежали применению к договорам имущественного найма, сторонами которого выступали государственные, кооперативные и общественные организации, а также к договорам бытового проката. Здесь действовали специальные правила: в первом случае договор имущественного найма, заключенный без указания срока, по истечении сроков, установленных ГК (пять лет или один год), считался прекращенным. Во втором случае договор бытового проката, заключенный без указания срока, считался заключенным на срок, установленный соответствующим типовым договором.

    Вместе  с тем социалистические организации  по сравнению с иными нанимателями имели преимущество иного рода: государственная, кооперативная или общественная организация, надлежащим образом выполнявшая принятые на себя по договору найма обязательства, по окончании действия договора получала преимущественное перед другими лицами право на возобновление договора (ст. 280).

    Правда, в юридической литературе отмечалось, что указанное право социалистических организаций не действовало в случаях, когда: наймодатель не имел намерения и далее сдавать соответствующее имущество внаем; изменялось целевое назначение имущества; договор основывался на административном акте, а по истечении срока найма компетентный орган не принимал решение о передаче имущества прежнему нанимателю либо передавал его другому лицу.

    Изменялось  в течение советского периода  и отношение законодателя к возможности  для нанимателя сдавать имущество  в поднаем. ГК 1922 г. включил норму о праве нанимателя, поскольку иное не было предусмотрено договором, отдавать все нанятое имущество или часть его в поднаем, оставаясь ответственным по договору перед наймодателем. Исключение делалось для национализированного или муниципализированного имущества, которое могло сдаваться нанимателем в поднаем не иначе как с письменного разрешения наймодателя (ст. 168).

    ГК 1964 г. запрещал нанимателю сдавать нанятое  имущество в поднаем без согласия наймодателя, а сдача в поднаем  имущества, предоставленного нанимателю по договору бытового проката, вообще не допускалась (ст. 287).

    Действовавшее в тот период законодательство не предусматривало каких-либо правил, регулирующих отношения, связанные  с перенаймом имущества. Однако в  юридической литературе подчеркивалось, что перенаем не противоречит основным началам и смыслу советского гражданского законодательства. Перенаем мог осуществляться по соглашению между прежним и новым нанимателем. Например, О.С. Иоффе отмечает: "Поскольку же имущественный наем - взаимный договор, перенаем соединяет в себе как уступку прав (цессию), так и передачу другому лицу обязанностей нанимателя (перевод долга). А для совершения такого акта, как перевод долга, всегда необходимо согласие кредитора (ст. 215 ГК). Поэтому и перенаем требует согласия наймодателя"

    В литературе приводился пример перенайма  без согласия на то наймодателя: "Изменение  нанимателя может произойти не только в порядке договорных уступок  требования и перевода долга, но и  в случае плановой реорганизации  юридического лица - нанимателя. В этом случае согласия наймодателя на перенаем не требуется".Представляется, однако, что отношения, возникающие при реорганизации юридического лица - нанимателя, полностью охватываются правилами об универсальном правопреемстве и не могут квалифицироваться как перенаем, поскольку в данном случае наниматель не заменяет себя другим лицом в договоре имущественного найма, а прекращается как юридическое лицо.

    Что касается содержания договора имущественного найма, то круг прав и обязанностей сторон и их распределение между наймодателем и нанимателем в советский период оставались достаточно традиционными.

    Основные  обязанности наймодателя состояли в передаче нанятого имущества нанимателю и в обеспечении надлежащего  состояния этого имущества в  период действия договора найма. И по ГК 1922 г. (ст. 157) и по ГК 1964 г. (ст. 281) наймодатель был обязан своевременно предоставить нанимателю имущество в состоянии, соответствующем договору и назначению сдаваемого внаем имущества. При этом он не нес ответственности за недостатки, которые были или должны были быть известны нанимателю (либо оговорены наймодателем) при заключении договора. Последствия неисполнения данной обязанности наймодателем состояли в том, что наниматель получал право истребовать от него нанятое имущество либо отказаться от договора и потребовать возмещения убытков (ст. 158 ГК 1922 г., ст. 282 ГК 1964 г.).

    Обязанности наймодателя по содержанию сданного внаем имущества ограничивались возложением на него производства капитального ремонта указанного имущества, если иное не было предусмотрено законом или договором (ст. 159 ГК 1922 г., ст. 284 ГК 1964 г.). Кстати, уже в примечании к ст. 159 ГК 1922 г. предусматривалось, что в случаях найма национализированных или муниципализированных предприятий и строений капитальный ремонт лежит на нанимателе, если иное не было установлено договором. Немало исключений, освобождающих наймодателя от данной обязанности, имелось в законодательстве и в период действия ГК 1964 г. Например, при предоставлении внаем нежилых помещений обязанность по производству капитального ремонта, связанного с деятельностью арендатора, возлагалась на нанимателя, однако капитальный ремонт нежилых помещений, связанный с общим капитальным ремонтом дома, производился за счет средств арендодателя (п. 5 Постановления Совета Министров РСФСР "О ставках арендной платы за нежилые помещения" от 28 июля 1965 г. N 893). Реставрация и ремонт памятников культуры осуществлялись за счет средств пользователей или собственников, а также за счет средств государственных органов охраны памятников (Закон СССР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" от 29 октября 1976 г.).

    Неисполнение  наймодателем обязанности производить  за свой счет капитальный ремонт сданного внаем имущества давало нанимателю право самому произвести такой ремонт и взыскать с наймодателя стоимость ремонта либо зачесть соответствующую сумму в счет наемной платы. Наниматель мог также расторгнуть договор имущественного найма и потребовать от наймодателя возмещения убытков.

Информация о работе Гражданско-правовое регулирование договора аренды транспортных средств