Гражданско-правовое положение общественных объединений

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 10:33, курсовая работа

Описание работы

цель извлечение из норм Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, посвященного правовому регулированию общественных объединений, того смысла, который был заложен в них законодателем, а также раскрытие противоречий законодательной регламентации данного правового института для извлечения способов устранения данных недоработок.8

Для достижения указанной цели придется решить следующие задачи:

- тщательно и подробно изучить правовую регламентацию общественных объединений РФ;

- достоверно отразить основные недоработки законодательного регулирования и проблемы регулирования общественных объединений в РФ;

Содержание

Введение 2
Глава 1. Основные понятия и виды общественных объединений 7
§ 1. Понятие общественных объединений 7
§ 2. Признаки и функции общественных объединений 9
§ 3. Организационно-правовые формы общественных объединений 10
Глава 2. Правовое регулирование порядка создания и ликвидации общественных объединений. 17
§ 1. Правовое регулирование порядка регистрации общественных объединений 17
п. 1.1. Уставные документы общественных объединений 21
п. 1.2. Состав учредителей общественных объединений 22
§ 2. Правовое регулирование прав и обязанностей общественных объединений 24
§ 3. Порядок реорганизации и ликвидации общественных объединений 26
Глава 3. Значение деятельности и проблемы общественных объединений 31
Заключение 35
Список нормативных актов, специальной литературы и материалов судебной практики 38

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 227.00 Кб (Скачать)

     Эффективность деятельности, как отдельного общественного  объединения, так и общественного  сектора, в целом, во многом зависит  от ресурсной обеспеченности. Основными составляющими любой деятельности, в т.ч. общественной, являются материальные ресурсы, человеческий потенциал, современные информационно-коммуникационные ресурсы. Важнейшим условием эффективного функционирования сектора общественных объединений, наряду с ресурсной обеспеченностью, является способность населения к самоорганизации достаточно высокого уровня. Такое взаимодействие может осуществляться в различных формах. Простейшей из них является информационный обмен, который необходим для адекватного представления о текущей ситуации и оценке ее перспектив. Применение новейших информационных технологий, в том числе Интернет-ресурсов, позволяет получать и использовать необходимую информацию оперативно.

     Поиск ресурсов должен представлять собой непрерывный процесс, что также является условием эффективности.

     Поддержку в осуществлении деятельности общественным объединениям могут оказывать различные  фонды (отечественные и зарубежные), госструктуры, бизнес-структуры, средства массовой информации и т.п. Знания техник и технологий менеджмента и маркетинга общественных объединений становятся все более актуальными в информационно перенасыщенном пространстве. Растущая конкуренция за гранты, добровольные пожертвования, социальные заказы; настороженное отношение к деятельности общественного сектора со стороны широкой общественности; отсутствие кредита доверия и навыков ведения диалога общественными объединениями между собой и со структурами поддержки общественного сектора требуют от лидеров общественных структур овладения следующими навыками:40

умение  четко определять позицию организации  на своем специфическом «рынке»;

понимание потребностей клиентов и доноров;

умение  формулировать тактические и  стратегические цели своего общественного  объединения;

способность распространять свои убеждения и  находить сторонников и т.д.

     Кроме того, если общественные объединения  хотят «выжить» в изменяющихся социально-экономических  условиях, они должны сами уметь  «зарабатывать» деньги.

     Современный этап развития России, полный сложностей и противоречий, ставит задачи научного анализа социальных структур, институтов и процессов, которые способствуют решению политических, социально-экономических и иных проблем

 

Заключение

     Процессы  политического, экономического, правового характера, происходящие в Российской Федерации в период 90-х годов, коренным образом изменили характер развития гражданского общества. Такими процессами безусловно являются: переход к рыночным отношениям в экономике, оформление Российской Федерации как суверенного независимого государства, создание демократических институтов, развитие принципов суверенитета и народовластия, зарождение основ для создания правового государства.

     Как свидетельствует мировой опыт, наличие  стабильного гражданского общества является необходимой предпосылкой для создания действительно демократического государства: без организованной, структурированной, готовой к диалогу общественной среды, сами демократические институты власти беспомощны, так как не имеют основы для эффективной реализации своих целей. К сожалению, в России в силу особенностей исторического развития нельзя рассчитывать на политически активное гражданское общество, существующее в качестве предпосылки развития демократии. Особенность современного этапа развития страны состоит в том, что становление гражданского общества и построение нового демократического государства идут одновременно, и поэтому оба процесса тесно переплетаются, взаимосвязаны и взаимообусловлены.41

     Можно выделить две стороны в процессе взаимоотношений государства и гражданского общества, характерных для политической и экономической ситуации в Российской Федерации в период 90-х годов.

     С одной стороны, само общество, освободившись  от жесткого государственного контроля, испытывает потребность в самоорганизации, в выражении своих интересов через неполитические гражданские институты, которые должны быть признаны государством и защищены правом.

     С другой стороны, создающееся демократическое  государство выступает в роли реформатора, стремится преобразовать  общественные отношения, что можно осуществить, лишь опираясь на общественную поддержку, в сотрудничестве с гражданским обществом, когда его институты и структуры выступают заинтересованными партнерами государства в решении социальных задач.

     Таким образом, связь политических прав с институтом гражданства не означает ограниченного характера этих прав. Конституция Российской Федерации закрепляет естественный характер прав и свобод. Данное положение основывается на статье 3 Конституции РФ42, согласно которой «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти органы местного самоуправления».

     Нужно отметить, что в реальных политических и социально-экономических условиях право граждан участвовать в управлении государством не всегда реализуется эффективно. Сложность, неоднозначность и многоплановость общественных процессов, происходящих в Российской Федерации, порождает необходимость многостороннего, дифференцированного подхода в процессе урегулирования данного круга общественных отношений нормами права.

     В связи с вышеизложенным важнейшее  значение приобретает право граждан  на объединение, закрепленное в статье 30 Конституции Российской Федерации.

     Конституционное закрепление данного права подчеркивает его значение как одного из основных политических прав граждан.

     Следует отметить, что многие формы участия  граждан в управлении делами государства  в настоящее время не используются в достаточной мере эффективно.

     С одной стороны, об этом свидетельствует  низкая активность избирателей на выборах  органов государственной власти и органов местного самоуправления, слабый интерес к деятельности избранного ими депутата, незначительное участие в различного рода общественных формированиях.

     С другой стороны, препятствием к реализации прав граждан на участие в управлении государственными делами является высокий  уровень бюрократизма в государственных  органах, волокита, чрезмерная закрытость их деятельности, отсутствие целенаправленной политики на развитие общественной активности граждан.

     Важнейшим элементом развития и взаимодействия государства и гражданского общества является создание эффективной правовой базы, обеспечение взаимодействия, механизмов правовой защиты общественных структур. 

 

Список нормативных актов, специальной  литературы и материалов судебной практики

  1. Нормативно-правовые акты
  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.// Российская газета. - 1993. - 25 дек.
  1. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Официальное издание. –М., 1997г.
  2. Международный пакт от 16 декабря 1966 года «О гражданских и политических правах»// «Бюллетень Верховного Суда РФ», N 12, 1994.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть IV) от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ.//СЗ РФ.-2006.-№52.-Ст. 5496.
  4. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ 
    »Об общественных объединениях» (с изменениями от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г., 12, 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня, 2 ноября 2004 г., 10 января 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 мая 1995 г., №21 ст. 1930
  5. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ 
    «О политических партиях» (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 23 июня, 8 декабря 2003 г., 20, 28 декабря 2004 г., 21 июля, 31 декабря 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 июля 2001 г., № 29 ст. 2950
  6. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ 
    «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». 
    (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 30 июня, 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 9 мая 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. №3 ст. 148.
  7. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ 
    «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля 2003 г., 22 августа 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995г, №33, ст. 3334.
  8. Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ 
    «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (с изменениями от 21 марта 2002 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 июля 1995 г., №27, ст.2503.
  9. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о  религиозных объединениях» с изменениями и дополнениями от 26 марта 2000 г.// Собрание законодательства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г., N 39, ст. 4465; от 3 апреля 2000 г. №14. Ст.1430.
  10. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ 
    «О некоммерческих организациях» (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 21 марта, 28 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 10 января 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. N 3, ст. 145.
 

II. Специальная литература:

    1. Агапов А.Б. Некоторые проблемы информационно-правового обеспечения деятельности общественных объединений в Российской Федерации // Государство и право. 2004. №2.
    2. Козлов Е.И. Конституционное право: учебник / Е.И Козлов, О.Е. Кутафин. – М.: Юристъ,2003.-с. 271.
    3. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. Ред. Карповича В.Д.) – М.: Юрайт – М; Новая правовая культура, 2002г.
    4. Лапаева В.В. Политический и религиозный экстремизм: проблемы совершенствования законодательства // Законодательство и экономика. 2001. N 10. С. 11.
    5. Мельник. Т.Е. Приостановление и запрет деятельности общественных объединений: направления совершенствования. // «Журнал российского права». N 4. 2003.
    6. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (отв. ред. В.В.Лазарев) - Система Гарант, 2003 г.
    7. Агарков М.М. Избранные труды по гражданскому праву: В 2-х т. –М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2002. – 490 с.
    8. Гамбаров Ю.С. Гражданское право: Общая часть / Под. ред. В.А. Томсинова. – М., 2003
    9. Гражданское право: Учебник: В 2-х т. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстова. – М., 2002.
    10. Гражданское право: Учебник: В 4-х т. / Под ред. Е.А. Суханова. 3 изд. – М.: Волтерс Клувер, 2005.
    11. Гримм Д.Д. Лекции по догме римского права / Под ред. В.А. Томсинова. – М.: Издательство «Зерцало», 2003. – 496 с.
    12. Сергеев А. П. Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по гражданским делам. – М., 2004.
    13. Яковлев В.Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений // Труды уральской цивилистики. – Екатеринбург, 2003.

Информация о работе Гражданско-правовое положение общественных объединений