Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 10:33, курсовая работа
цель извлечение из норм Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, посвященного правовому регулированию общественных объединений, того смысла, который был заложен в них законодателем, а также раскрытие противоречий законодательной регламентации данного правового института для извлечения способов устранения данных недоработок.8
Для достижения указанной цели придется решить следующие задачи:
- тщательно и подробно изучить правовую регламентацию общественных объединений РФ;
- достоверно отразить основные недоработки законодательного регулирования и проблемы регулирования общественных объединений в РФ;
Введение 2
Глава 1. Основные понятия и виды общественных объединений 7
§ 1. Понятие общественных объединений 7
§ 2. Признаки и функции общественных объединений 9
§ 3. Организационно-правовые формы общественных объединений 10
Глава 2. Правовое регулирование порядка создания и ликвидации общественных объединений. 17
§ 1. Правовое регулирование порядка регистрации общественных объединений 17
п. 1.1. Уставные документы общественных объединений 21
п. 1.2. Состав учредителей общественных объединений 22
§ 2. Правовое регулирование прав и обязанностей общественных объединений 24
§ 3. Порядок реорганизации и ликвидации общественных объединений 26
Глава 3. Значение деятельности и проблемы общественных объединений 31
Заключение 35
Список нормативных актов, специальной литературы и материалов судебной практики 38
Министерство
образования и науки Российской
Федерации
Юридический факультет
Кафедра
гражданского права, теории права и
специальных юридических
Курсовая работа
По
теме: «Гражданско-правовое
положение общественных
объединений»
Выполнил: студент 5 курса
Проверила:
Содержание
Потребность объединяться, вести дело сообща, постоянный обмен мнениями, взаимопомощь заложены в самой природе человека как существа общественного, социального, не могущего существовать и трудиться в одиночестве. Притом, как свидетельствует история развития цивилизации, потребность людей объединяться для совместной какой-либо деятельности растет, а это выражается в создании все большего числа объединении и их разнообразии. Для создания и функционирования объединений определена к настоящему времени необходимая правовая база, включающая конституционные положения в текущее законодательство.
Систему законодательства об общественных объединениях образуют Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях»1, законы об отдельных видах общественных объединений. Например, уже действуют Законы Российской Федерации от 8 декабря 1995 года «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»2, от 17 августа 1995 года «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»3, от 26 мая 1995 года «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»4; от 8 декабря 1995 года «О некоммерческих организациях»5, в котором, в частности, регламентируются отношения таких организаций с органами государственной власти и др.
Закон об общественных объединениях включает в эту систему без достаточных оснований Гражданский кодекс РФ, поскольку кодекс есть акт особого рода. Он содержит немало принципиальных положений относительно общественных объединений как субъектов гражданского права, но в общем это не собственно закон о таких объединениях.6
Надо также иметь в виду, что пока не изданы специальные законы о большинстве отдельных видов общественных объединений. Их деятельность до принятия таких законов регулируется Законом об общественных объединениях.
В представленной работе мной будут рассмотрены понятие, виды, признаки и функции общественных объединений, а также организационно-правовые формы общественных объединений и гражданско-правовое положение общественных объединений.
Принятие Конституции Российской Федерации7 на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. прервало развитие советского типа организации государственной власти и юридически закрепило восприятие Россией общедемократических ценностей и ориентиров социально-политического и экономического развития.
В связи с развитием нашего демократического государства, все чаще мы сталкиваемся с тем, что правовая сознательность населения возрастает. Вследствие чего повышается социальная активность граждан и способствует реализации их прав, через создание разного рода общественных объединений. Так же следует отметить, что с каждым годом число общественных объединений возрастает в несколько раз.
В соответствии со ст. 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Что является основой правового статуса общественных объединений. Более развернутая правовая регламентация общественных объединений содержится в Федеральном законе «Об общественных объединениях».
Сложившаяся система общественных объединений практически охватывает все стороны жизни общества. Условно их можно классифицировать по сфере деятельности (политические, экономические, социальные, культурные, спортивные и др.).
По организационно-правовым формам объединения можно классифицировать как: организации, движения, фонды, общественные учреждения и органы общественной самодеятельности, которые можно в свою очередь подразделять на централизованные и нецентрализованные. По числу участников они делятся на массовые и элитарные, а по характеру - фиксированное и нефиксированное членство.
Следует принять во внимание и тот факт, что помимо упомянутых общественных объединений, немало и таких, которые не обращались за регистрацией или, получив отказ, действуют по существу нелегально.
Но, несмотря на подробную законодательную регламентацию порядка создания, деятельности, ликвидации, прав и обязанностей членов общественных объединений, данные отношения вызывают не мало сложностей, о чем свидетельствует многочисленная судебная практика.
Исходя, из важности и актуальности выбранной проблематики при изложении материала ставится цель извлечение из норм Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, посвященного правовому регулированию общественных объединений, того смысла, который был заложен в них законодателем, а также раскрытие противоречий законодательной регламентации данного правового института для извлечения способов устранения данных недоработок.8
Для достижения указанной цели придется решить следующие задачи:
- тщательно и подробно изучить правовую регламентацию общественных объединений РФ;
- достоверно
отразить основные недоработки
законодательного
В процессе исследования используются такие научные методы, как: системно - структурный, формальной логики и юридического анализа.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка нормативных актов, специальной литературы и материалов судебной практики.
Важное место в политической системе общества занимают разнообразные общественные объединения гражданско-политические партии, профсоюзные, молодежные и женские организации, массовые движения, ассоциации, фонды, союзы и т.д. В основе подобного рода общественных формирований лежит осознание их членами общности своих интересов и стремлений к их практической реализации посредством объединения и организации. Право на объединение является фундаментальным правом человека и гражданина и означает право на свободный и самостоятельный выбор гражданами любых форм негосударственной деятельности.
Для характеристики широкого круга организационных форм общественной активности в научной литературе и правовых актах используется понятие «общественные объединения».9
Статья
30 Конституции РФ закрепляет, что
каждый имеет право на объединение,
включая право создавать
Содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулируются Федеральным законом, Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами об отдельных видах общественных объединений.
Основной нормативный акт регулирующий правовое положение общественных объединений - это Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (с изменениями от 22 июля 2010 г. N 164-ФЗ)10 Действие настоящего Федерального закона распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций).
В соответствие со ст. 3 Федерального Закона «Об общественных объединениях» право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.11
Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов. Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном Законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
В ст. 5 Федерального Закона «Об общественных объединениях» закреплено понятие общественных объединений: под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Право
граждан на создание общественных объединений
реализуется как
В соответствие со ст. 6 Федерального Закона «Об общественных объединениях» учредителями общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы. Учредители общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности.13
Члены
общественного объединения
Общественным объединением является добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей, указанных в уставе общественного объединения.
Добровольность формирования – важнейший признак общественного объединения. При этом граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Создаваемые гражданами общественные объединения либо регистрируются в установленном порядке и приобретают права юридического лица, либо функционируют без государственной регистрации и приобретения права юридического лица.15
Членами
общественного объединения
Законодательство различает пять форм общественных объединений, созданных в виде организации, движения, фонда, учреждения и органа общественной самодеятельности, однако фиксированное членство предусмотрено Законодательством только для общественных организаций. В то же время закреплены четкие правовые различия движений, фондов, общественных учреждений и органов общественной самодеятельности.
Каждое из этих объединений имеет свои особенности.16
Организационно-правовыми формами политических общественных объединений являются общественная организация (для политической организации, в том числе политической партии) и общественное движение (для политического движения).
Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Информация о работе Гражданско-правовое положение общественных объединений