Гражданско-правовое положение общественных объединений

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 10:33, курсовая работа

Описание работы

цель извлечение из норм Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, посвященного правовому регулированию общественных объединений, того смысла, который был заложен в них законодателем, а также раскрытие противоречий законодательной регламентации данного правового института для извлечения способов устранения данных недоработок.8

Для достижения указанной цели придется решить следующие задачи:

- тщательно и подробно изучить правовую регламентацию общественных объединений РФ;

- достоверно отразить основные недоработки законодательного регулирования и проблемы регулирования общественных объединений в РФ;

Содержание

Введение 2
Глава 1. Основные понятия и виды общественных объединений 7
§ 1. Понятие общественных объединений 7
§ 2. Признаки и функции общественных объединений 9
§ 3. Организационно-правовые формы общественных объединений 10
Глава 2. Правовое регулирование порядка создания и ликвидации общественных объединений. 17
§ 1. Правовое регулирование порядка регистрации общественных объединений 17
п. 1.1. Уставные документы общественных объединений 21
п. 1.2. Состав учредителей общественных объединений 22
§ 2. Правовое регулирование прав и обязанностей общественных объединений 24
§ 3. Порядок реорганизации и ликвидации общественных объединений 26
Глава 3. Значение деятельности и проблемы общественных объединений 31
Заключение 35
Список нормативных актов, специальной литературы и материалов судебной практики 38

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 227.00 Кб (Скачать)

     Непредставление обновленных сведений для внесения в единый государственный реестр юридических лиц в течение трех лет влечет за собой обращение органа, зарегистрировавшего общественное объединение, в суд с иском о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.33 

§ 3. Порядок реорганизации и ликвидации общественных объединений

 

     В соответствие со ст. 25. Федерального Закон  «Об общественных объединениях».34

     Реорганизация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания. Государственная регистрация вновь образованного после реорганизации общественного объединения осуществляется в порядке, установленном статьей 21 настоящего Федерального закона.

     Имущество общественного объединения, являющегося юридическим лицом, переходит после его реорганизации к вновь возникшим юридическим лицам в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ.

     Статья 25 настоящего закона посвящена реорганизации  общественного объединения как  юридического лица. В соответствии с п. 1 ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

     Для общественных объединений установлен добровольный порядок реорганизации. Он состоит в том, что общественное объединение вправе самостоятельно решать вопрос о своей реорганизации. Никакой государственный орган не полномочен принимать решение о реорганизации общественного объединения.

     Реорганизация общественного объединения осуществляется на основании решения съезда (конференции) или общего собрания, действующих в соответствии с уставом общественного объединения. Такой порядок реорганизации общественных объединений соответствует демократическим основам их организации и деятельности. Количество голосов, необходимых для вынесения решения о реорганизации общественного объединения, определяется в уставе соответствующего общественного объединения.

     Реорганизация общественных объединений, как и  других юридических лиц, осуществляется в виде слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

     При слиянии двух или более общественных объединений создается новое  общественное объединение, новое юридическое  лицо.

     При присоединении одного или более  общественных объединений к какому-либо иному общественному объединению последнее остается прежним субъектом деятельности, но с влившимся в него общественным объединением (общественными объединениями). В этом случае общественное объединение, к которому присоединилось другое общественное объединение (общественные объединения), продолжает деятельность присоединившегося общественного объединения (общественных объединений).

     Разделение  общественного объединения означает создание на базе одного общественного  объединения двух или более новых общественных объединений. Разделяемое общественное объединение перестает существовать.

     При выделении происходит обособление  одной или более структур общественного  объединения в самостоятельные. Выделяемые структуры общественного  объединения становятся новыми юридическими лицами при существовании в то же время прежнего общественного объединения с прежними функциями. Например, из межрегионального общественного объединения выделяется одно из его структурных подразделений, находящееся на территории какого-либо одного субъекта РФ, и образует самостоятельное региональное общественное объединение.

     Преобразование  общественного объединения означает существенное изменение статуса  общественного объединения, например, превращение межрегионального общественного объединения в общероссийское общественное объединение или общероссийского общественного объединения в международное и т. д. В результате преобразования всегда образуется новое общественное объединение. При преобразовании общественного объединения может возникнуть новая организационно-правовая форма с иной собственностью. Например, общественная организация на основании решения съезда (конференции), общего собрания преобразуется в потребительский кооператив. В соответствии со ст. 17 Федерального закона РФ от 12 января 1996 г. «О некоммерческий организациях»110 решение о преобразовании учреждений (следовательно, и общественных учреждений) принимается его собственником. Учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество. 35

     Реорганизация общественного объединения в  форме слияния, разделения, выделения  и преобразования считается состоявшейся с момента государственной регистрации  вновь возникших общественных объединений (см. Комментарий к ст. 21 настоящего закона). При реорганизации общественного объединения в форме присоединения к нему другого общественного объединения, являющегося юридическим лицом, первое общественное объединение считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного общественного объединения (см. п. 4 ст. 57 ГК РФ).

     Статья 21 настоящего закона предусматривает  порядок регистрации, в том числе  вновь образованных в процессе реорганизации  общественных объединений: определяет, какие органы осуществляют регистрацию, какие документы необходимы для такой регистрации, в какие сроки должны быть поданы данные документы и др.

     Часть II ст. 25 настоящего закона регулирует порядок  перехода имущества в случае реорганизации общественного объединения в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Понятие имущества включает не только материальные ценности (вещи) и денежные средства, но и совокупность имущественных прав и обязанностей.

     Гражданский кодекс РФ конкретно устанавливает порядок перехода прав и обязанностей при различных видах реорганизации (см. ст. 58 ГК РФ)111.

     Так, при слиянии юридических лиц, в данном случае общественных объединений, права и обязанности каждого  из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу - общественному объединению в соответствии с передаточным актом.

     В случае присоединения одного юридического лица, в данном случае общественного  объединения, к другому, к последнему переходят права и обязанности  присоединенного юридического лица - общественного объединения в соответствии с передаточным актом.

     При разделении юридического лица - общественного  объединения его права и обязанности  переходят к вновь возникшим  юридическим лицам - общественным объединениям в соответствии с разделительным балансом.

     Выделение из состава юридического лица - общественного  объединения одного или нескольких юридических лиц влечет за собой  переход к каждому прав и обязанностей реорганизованного общественного  объединения в соответствии с  разделительным балансом.36

     При преобразовании юридического лица - общественного  объединения одного вида в юридическое  лицо - общественное объединение другого  вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности  реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

     При реорганизации общественных объединений  необходимыми документами являются передаточный акт и разделительный баланс, в которых определяется судьба имущества реорганизованного юридического лица - общественного объединения. В этих документах устанавливается, какое имущество, включая имущественные права и обязанности, переходит к вновь возникающим юридическим лицам.

     Гражданский Кодекс РФ требует, чтобы передаточный акт и разделительный баланс отражали имущественные права и обязанности по всем обязательствам реорганизованного общественного объединения в отношении всех его кредиторов и должников. В передаточном акте и разделительном балансе должно также получить отражение распределение имущества на основе проведенной инвентаризации.

     Передаточный  акт и разделительный баланс утверждаются органом, принявшим решение о  реорганизации общественного объединения, и представляются вместе с учредительными и иными предусмотренными законом  документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц - общественных объединений или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц - общественных объединений.

     Установленные ст. 60 ГК РФ37 гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации распространяются и на случаи реорганизации общественных объединений. В частности:

а) реорганизуемое общественное объединение обязано  письменно уведомить своих кредиторов о реорганизации;

б) кредитор реорганизуемого общественного объединения вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это общественное объединение, и возмещения убытков;

в) если разделительный баланс не дает возможности  определить правопреемника реорганизованного общественного объединения, возникшие юридические лица при реорганизации общественного объединения несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного общественного объединения перед его кредиторами. При солидарной ответственности кредитор вправе требовать исполнения обязательства, а также возмещения убытков и уплаты неустойки от всех должников совместно или от любого из них в отдельности как полностью, так и в части долга.

 

Глава 3. Значение деятельности и проблемы общественных объединений

 

     В современной концепции гражданского общества широко используется понятие  общественного капитала, которое  означает естественную склонность людей  к объединению на основе схожих норм и ценностей. Ценность общественного  капитала состоит в формировании промежуточных общественных форм, в т.ч. общественных объединений, отличных от естественных форм, например, таких как семья, или формальных, созданных инициативой государства. Значение общественного капитала возрастает в периоды трансформаций социально-экономической и политической систем государства, поскольку возникает необходимость активизировать процессы самоорганизации и самоуправления общества. Понимание сектора общественных объединений как альтернативы государственному сектору заключается в расширении возможностей населения, в формировании деятельностной культуры мышления.38

     Общественный  сектор встроен в гражданско-правовые отношения и всегда связан с правовой системой, в рамках которой он существует. Общественные объединения, реализуя социальный запрос некой части общества, адаптируют свою деятельность к конкретной социально-экономической и политической ситуации в стране, непосредственно влияющей на содержание, формы, методы и принципы их деятельности. Организационное единство общественного объединения базируется, прежде всего, на правовых нормах государства, поэтому спектр возможностей общественных объединений также определяются государством. Правовое регулирование деятельности общественных объединений не сводится к установлению их правового статуса, но затрагивает широкий круг проблем, характеризующих взаимоотношения с гражданами и государством, друг с другом, со структурами поддержки общественной деятельности и т.д. Для успешного взаимодействия стороны должны найти так называемые «точки соприкосновения», поиску которых могут препятствовать разные цели, негативные социальные установки, отрицательные эмоции сторон, социальные стереотипы и т.п. явления.

     По  данным Министерства юстиции РФ по состоянию на 1 января 2010 года в РФ зарегистрировано 3582 общественных объединений. Большинство общественных объединений РФ осуществляют свою деятельность по нескольким направлениям. Примерно четвертая часть общественных объединений занимается социальной защитой и реабилитацией различных слоев населения. Спортивную направленность развивают 19,35% общественных объединений РФ. 17,44% и 17,19% соответственно относят свою деятельность к образовательному и благотворительному направлениям. По информации Министерства юстиции РФ более половины общественных объединений имеют просветительную и культурно-спортивную направленность.39

     Активность  общественных объединений, значимость их деятельности и достигаемых результатов  это довольно актуальные проблемы. В нашем обществе довольно слаба  мотивация к деятельности, основанной на социальном самосознании и ответственности. Повышение индивидуальной и групповой активности населения не возникает автоматически по мере ее организационного оформления, а зависит от уровня социального доверия в обществе. Активность населения, его способность к взаимодействию через структуры «третьего сектора» зависит от ранее сложившихся традиций и норм. В деле развития социальной активности в России особую роль играют информационные технологии и, в частности Интернет, поскольку через Интернет информационные потоки работают интенсивно, охватывая наиболее активную, образованную, восприимчивую к инновациям часть граждан.

Информация о работе Гражданско-правовое положение общественных объединений